Разработка рекомендаций по формированию маркетинговой стратегии предприятия ОАО «Сибирское молоко»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 17:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является формирование маркетинговой стратегии ООО «Сибирское молоко».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические аспекты разработки маркетинговой стратегии предприятия;
- Изучить и проанализировать существующую деятельность ООО «Сибирское молоко» и его конкурентную среду;
- Проанализировать маркетинговую стратегию по совершенствованию продвижения продукции на рынке, разработать и сформулировать мероприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Теоретические аспекты разработки маркетинговой стратегии
Сущность и значение маркетинговой стратегии………………………...….5
Виды маркетинговой стратегии…………………………….………………..7
Методология разработки маркетинговой стратегии……………..……......10
Анализ маркетинговой стратегии предприятия
2.1 Общая характеристика ОАО «Сибирское молоко»………………………..14
2.2 Анализ конкурентной среды……………………….…………………….....16
2.3 Маркетинговая стратегия ОАО «Сибирское молоко» и ее анализ…...…..21

Рекомендации по формированию маркетинговой стратегии ……………..25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

marketing V.S..doc

— 269.00 Кб (Скачать файл)

В таблице 2.1 представлены данные по производству молока в хозяйствах всех категорий и сельскохозяйственных организациях Новосибирской области.

 

 

Таблица 2.1 – Производство молока в хозяйствах всех категорий 
и сельскохозяйственных организациях Новосибирской области, тыс. тонн

 

Хозяйства всех категорий

в том числе:

2011 г.

2012 г.

2012 в % к 2011

сельскохозяйственные организации

2011 г.

2012 г.

2012 в % к 2011

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 

31847,3

31741,6

99,7

14313,2

14429,2

100,8

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 

5629,4

5729,3

101,8

2239,8

2321,6

103,6

Новосибирская область 

757,1

774,8

102,3

490,7

512,8

104,5


 

По результатам таблицы 2.1 видно, что производство молока в хозяйствах всех категорий Новосибирской области, занимает в 2011г. – 2,38% в общем производстве молока по Российской Федерации и 13,45% в СФО, а в 2012 г. несмотря на снижение производства молока в Российской Федерации, производство по Новосибирской области увеличилось на 2,3% и составило 2,44% в общем производстве молока по Российской Федерации и 13,52% в СФО. В Сельскохозяйственных организациях Новосибирской области также наблюдается увеличение производства молока на 4,5%, что характеризует положительно молочную промышленность области.

Молоко – одно из самых перспективных  отраслей сельского хозяйства. Производителей Новосибирска, специализирующихся на молоке сегодня насчитывают не один десяток. Производители молока Новосибирска динамично развивают рынок по нескольким направлениям: сыры, деликатесы, творожки, йогурты, разные виды молока. Ведь молоко для Сибири – продукт очень важный. Молоко и продукты из него очень полезны для здоровья особенно в условиях сурового сибирского климата.

Производство молока является одной из важнейших отраслей агропромышленного комплекса страны, где развивается высокотехнологичное производство и наращиваются мощности. Однако усиление конкуренции в связи со вступлением в ВТО, рост требований потребителей к качеству продукции вызывает необходимость в адаптации предпринимательских действий с принципами современного маркетинга и использования их с целью получения конкурентоспособных преимуществ по производству молока.

На рынке молоко производители  представляют Новосибирску многими  торговыми марками. Можно выделить два сегмента производителей: крупные, давно работающие на рынке «Монстры» и мелкие, вновь открываемые компании. Продукция у этих категорий производителей сильно рознится по качеству.

Молоко делать качественным могут  только те производители, которые обладают серьезным техническим паркам по обработке, разливу и упаковке молока. Такое оборудование могут себе позволить только крупные, давно работающие  на рынке производители.

Также молоко используется производителями  Новосибирска и как сырье для разного рода сырков, сыра, кефира, творога, йогурта и прочее.

В г.Новосибирске помимо ОАО «Сибирское молоко» существует три крупных производителя молочной продукции: ОАО «Альбумин», ОАО «МЗ Новосибирский» и ЗАО Племзавод «Ирмень», эти заводы являются самыми крупными и занимают преимущественное положение перед остальными заводами Новосибирской области. Помимо крупных заводов г.Новосибирска в Новосибирской области наиболее известными являются: ЗАО «Искитимский молзавод», ОАО «Тогучинский молзавод», ЗАО «Агрофирма «Лебедевская» и др.

Молочное производство признается одним из наиболее рентабельных в направлении агропромышленного комплекса, так как молоко входит в число продуктов первой необходимости, поэтому в эту отрасль активно вкладываются иностранные капиталы. На сегодняшний день, наверное, нет ни одной успешно работающей компании по производству молока, молочных и кисломолочных продуктов, не имеющей в структуре собственных средств иностранной доли. Исследуемая организация ОАО «Сибирское молоко» также сотрудничают с иностранными технологами, инвесторами, чтобы улучшить качество выпускаемой продукции тем самым, привлекая потребителей.

ОАО «Сибирское молоко» как и крупные компании-конкуренты занимает устойчивое положение на рынке молочной продукции (таблица 2.2)

 

Таблица 1. – Доли основных производителей в розничном объеме продаж традиционных  молочных продуктов (1-я половина 2013 г.)

Производитель

Доля в розничном объеме продаж, %

ОАО «Сибирское молоко» 

22

ОАО «МЗ Новосибирский» 

20

ЗАО Племзавод «Ирмень» 

16

ЗАО «Искитимский молзавод»

6,7

ЗАО «Агрофирма «Лебедевская» 

4,8

Малые предприятия НСО

9,6

Импорт

20,9


 

ОАО «Сибирское молоко»  является лидером производства и  продаж традиционных молочных продуктов  по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области, доля в розничном объеме продаж составляет 22%.

Основными конкурентными  преимуществами является высокий уровень  марки, широкий ассортимент, мощная производственная база.

Продукция ОАО «Сибирское молоко» выпускается под несколькими брендами, в зависимости от ассортиментных линий: «Домик в деревне», «Веселый молочник», «Чудо», «Здрайверы». Наиболее узнаваемая потребителями торговая марка – это «Домик в деревне»

Первый продукт «Домик в деревне» был запущен в 1997 году. Сейчас это марка лидер в традиционных молочных продуктах. Под данной маркой ОАО «Сибирское молоко» выпускает традиционные молочные и кисломолочные продукты высшего сорта, которые компания круглый год производит из натурального коровьего молока. 
Многие продукты этой знаменитой марки – к примеру, топленые сливки – изготавливаются по старинным рецептам. Поэтому про «Домик» часто говорят – это «молоко и молочные продукты родом из детства».

«Домик в деревне» – это полностью натуральные, из настоящего деревенского молока, без добавления сухого, молочные и кисломолочные продукты, приготовленные по рецептам наших бабушек. Чтобы купить эти продукты, современному горожанину не надо ехать в деревню – достаточно заглянуть в магазин в двух шагах от дома.

Идея деревенского питания, натуральность и традиционный, знакомый с детства вкус – потребитель ценит это и сегодня: спрос на «Домик» остается высоким круглый год.

 

Помимо высокого уровня марки, ОАО «Сибирское молоко» выпускает  широкий ассортимент с разной жирностью продукции.

Традиционные молочные и кисломолочные продукты выпускаются в следующем ассортименте:

  • Молоко
  • Кефир
  • Сметана
  • Творог
  • Сливки
  • Ряженка
  • Простокваша
  • Сливочное масло
  • Топленая серия.

 

Суточная мощность компании до 600 тонн сырого молока, а также 200 тонн детского питания (в месяц).

 

ОАО «Молочный завод «Новосибирский» входит в структуру компании «ЮНИМИЛК». ОАО «Компания «ЮНИМИЛК» - ведущий производитель молочной продукции и детского питания в России, Белоруссии, Украине и Казахстане. Компании принадлежит второе место на рынке молочной продукции России и первое место на Украине. Компания ЮНИМИЛК была основана в 2002 г. В 2010 г. было объявлено о слиянии молочного бизнеса ЮНИМИЛК и французской компании Данон (контрольным пакетом компании владеет Данон – 58%). На сегодняшний день компания ЮНИМИЛК объединяет 24 предприятия в России, 2 в Украине и 2 в Республике Беларусь. Продукция компании выходит под такими известными брендами как Петмол, Простоквашино, Тема, Смешарики, Disney, Летний день и др.

ОАО «Молочный завод «Новосибирский» на рынке Новосибирска и Новосибирской области является претендентом на лидерство продаж и уже занимает 20% в в розничном объеме продаж традиционных молочных продуктов.

ОАО «Молочный завод  «Новосибирский» имеет высокий имидж марки, гибкую ценовую политику и широкую рекламную деятельность, благодаря данным конкурентным преимуществам удерживает одни из лидирующих позиций на рынке молочных и кисломолочных продуктов.

 

ЗАО племзавод «Ирмень» занимает устойчивое положение на рынке, является правопреемником колхоза «Большевик». Племзавод "Ирмень" расположен в поселке Верх-Ирмень Новосибирской области. Основная деятельность – производство и переработка зерна, молока и мяса. В структуре товарной продукции молоко - 50 %, мясо 16 % и зерно - 16 %. "Ирмень" занимает 3 место в России и в Новосибирской области в рейтинге наиболее крупных и эффективных предприятий по производству молока.

Предприятие самостоятельно осуществляет оптовые и мелкооптовые продажи своей продукции. Также  ЗАО «Ирмень» имеет ряд магазинов, которые осуществляют розничную торговлю производимой продукцией.

ЗАО «Ирмень» имеет хорошие конкурентные преимущества, за счет собственной сырьевой базы, высокого качества продукции и более низких цен, чем у компаний-конкурентов.

 

В целом исследуемые компании можно  объединить в силу конкуренции по отношении друг другу и сформировать в первую группу, силу в модели пяти сил конкуренции Портера.

 

1. Конкуренты на рынке.

 

В связи с тем, что на рынке действует большое количество фирм-производителей в молочном производстве, как и в любом пищевом производстве, наблюдается достаточно высокий уровень конкурентной борьбы. Рассмотрев основных конкурентов ОАО «Сибирское молоко» можно сделать вывод, что компания занимает лидирующие позиции на ранке, среди конкурентов, однако есть компании претендующие на лидерство в г.Новосибирске и Новосибирской области.

 

2. Появление новых  конкурентов.

 

Создание нового предприятия молочной промышленности требует не малых  капиталовложений на запуск производства, а также на разработку и реализацию маркетинговой стратегии. Кроме того, при выходе на рынок потенциальных конкурентов, которое затруднено из-за насыщенности рынка, несет значительные риски, так как вероятность остаться и выжить на рынке молочной промышленности очень низкая. Однако не смотря на это для ОАО «Сибирское молоко» есть небольшая угроза снизить объемы продаж, за счет выхода на рынок новых конкурентов. В регионе планируется реализовать два крупных инвестиционных проекта по строительству животноводческих комплексов.

Первый проект – «Строительство молочного комплекса на 1800 голов дойного стада» ЗАО «Агрофирма «Лебедевская» – будет реализован в селе Лебедёвка Искитимского района нашей области. В рамках проекта предполагается строительство молочного комплекса на 1800 голов дойного стада, что позволит увеличить валовой надой молока, расширить ассортимент продукции, осуществлять реализацию высокопродуктивного молодняка другим хозяйствам.

Второй проект по строительству молочно-товарной фермы на 3600 голов в Кочковском районе Новосибирской области ОАО «Черновское». В рамках проекта планируется создание производственного комплекса по производству молочной и мясной продукции с учетом конкретных природных и экономических условий района в соответствии с мировыми тенденциями строительства животноводческих объектов. Комплектование животноводческого комплекса будет производиться чистопородным племенным скотом голштино-фризской породы. Проектная мощность комплекса – более 24 тысяч тонн молока и более 1,8 тысяч тонн мяса в год. В рамках проекта запланировано строительство биогазового завода – пример внедрения новейших ресурсосберегающих технологий. 

Выход на рынок новых конкурентов  несет определенные потери не только для ОАО «Сибирское молоко», но и  для всех действующих компаний молочного производства.

 

3. Конкурентная сила  поставщиков.

 

Сила позиции поставщиков в данной отрасли имеет большую значимость и определяется следующими факторами:

- Разнообразием и высоким качеством поставляемых продуктов и предоставляемых услуг;

- Наличием возможности смены поставщиков;

- Величиной затрат переключения потребителей на использование продукции других поставщиков, обусловленных необходимостью использовать новую технологию и оборудование, решать организационные и другие вопросы;

- Величиной объемов продукции, закупаемой у поставщиков, комплектующих, всего необходимого для ведения производства делают поставщиков более зависимыми от предприятий, осуществляющих масштабные закупки.

Так в молочном производстве, молочные заводы имеют большую зависимость от поставщиков сырья, основным сырьем в данной отрасли является сырое молоко.

Главным фактором на рынке молочных продуктов, влияющим в первую очередь  на мелких производителей, является сезонность. Как правило, в летние месяцы производство молока возрастает, а потребительский спрос и закупочные цены, наоборот, снижаются. С осени начинается обратный процесс: производство молока идет на спад, а потребление и цены увеличиваются. 

Информация о работе Разработка рекомендаций по формированию маркетинговой стратегии предприятия ОАО «Сибирское молоко»