Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 18:50, курсовая работа
Прежде чем понять сущность стратегического управления необходимо разобраться в понятии стратегия.
Существует два противоположных взгляда на понимание стратегии.
Первое понимание стратегии базируется на следующем процессе. Достаточно точно определяется конечное состояние, которое должно быть достигнуто через длительный промежуток времени. Далее фиксируется, что необходимо сделать для того, чтобы достичь этого конечного состояния. После этого составляется план действий с разбивкой по временным интервалам (пятилеткам, годам и кварталам), реализация которого должна привести к достижению конечной, четко определенной цели. В основном именно такое понимание стратегии существовало в системах с централизованной плановой экономикой
* провести действия с целью ослабления стремления к сопротивлению изменениям;
* устранить или уменьшить до минимума реальное сопротивление;
* закрепить проведенные изменения [1, стр. 112].
Пятый этап участия высшего руководства в реализации стратегии состоит в том, что оно проводит пересмотр плана осуществления стратегии в том случае, если этого настоятельно требуют вновь возникающие обстоятельства. Стратегический план не догма, и, естественно, он может и должен при определенных обстоятельствах подвергаться модификации. Однако важно также избегать изменений плана всякий раз, когда появляются новые обстоятельства. Новый план может быть принят тогда, когда он сулит заметно большие возможности получения выгод, чем существующий план [1, стр. 112].
Исходя из вышеизложенного в данном параграфе можно сделать выводы:
Порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия представляет собой сложный многоступенчатый процесс. Осуществление стратегии полагает создание условий для ее реализации.
Для выполнения выбранной стратегии организация должна проделать необходимые изменения. Главные области стратегических изменений в организации - организационная структура предприятия и его организационная культура.
Проверка за выполнением стратегии предполагает - приведет ли выбранная стратегия к достижению поставленных целей, а также изготовление рекомендаций для проведения поправки стратегии в связи со сложившимися условиями.
К одной и той же цели можно двигаться разными методами. Выбор метода достижения цели является решением по поводу стратегии предприятия. Поставленные цели должны отвечать на вопрос, к чему организация будет стремиться. План действий по достижению цели должен отвечать на вопрос, что надо делать, чтобы достичь установленной цели.
Стратегия отвечает на вопрос, каким из возможных способов организация будет идти к достижению цели. Выбор стратегии - это выбор средств, при помощи которых организация находит решения задач стоящих перед ней.
При осуществлении выбранной стратегии организации, а именно на стадии процесса функционирования организации, складываются условия для реализации стратегии.
Стадия реализации стратегии в процессе осуществления стратегического управления организацией играет важную роль. Особенность стадии реализации стратегии заключается в том, что на ней возникают трудности из-за слабого выполнения даже очень хорошей стратегии: при условии превосходной реализации организация получит шанс на успех, даже если были допущены ошибки при выработке стратегии. Осуществление стратегии должно быть в полной мере направлено на содержимое стратегии предприятия. Но, несмотря на это, превосходная реализация стратегии отличается способностью возмещения негативных последствий, которые могут возникнуть при выполнении стратегии из-за имеющихся у нее недочетов или по причине возникновения в среде неожиданных изменений.
2. Анализ технико-экономических данных
2.1 Анализ факторного воздействия внешнего окружения на организацию
Факторы прямого воздействия
1) Поставщики материалов, аксессуаров, сопутствующих товаров, материалов для упаковки и т.д. Повышение цен на материалы, аксессуары, сопутствующие товары, материалы для упаковки и т.д. повлечет за собой повышение себестоимости продукции, реализуемой гипермаркетом «О'КЕЙ», а также снижение закупок, что в свою очередь, уменьшит количество продаваемого товара, уменьшит объем реализации продукции для постоянного покупателя гипермаркета «О'КЕЙ» (а то и его нехватки) и уменьшит прибыль.
2) Поставщики энергии. При увеличении тарифов на электроэнергию, нефтепродукты, гипермаркет «О'КЕЙ» вынужден повысить себестоимость продукции.
3) Потребители. Снижается заинтересованность постоянного покупателя, потребителя в услугах гипермаркета «О'КЕЙ», что может повлечь за собой снижение объемов продаж, сокращение дохода исследуемого предприятия. И, наоборот, с увеличением числа продаж, повысится и уровень доходов.
4) Трудовые ресурсы. Как только привлекаются на предприятие неквалифицированные работники, то ухудшается качество оказываемых услуг торговли, это вызывает поломку оборудования, а это в свою очередь влечет применение ручного труда. Соответственно привлечение персонала с других участков потребует увеличение расходов на заработную плату.
5) Конкуренты. При продаже более дешевой продукции, а также оказания более дешевых услуг выросло количество продаж у конкурентного предприятия, это привело к снижению продаж у исследуемого предприятия.
Привлечение высококвалифицированного персонала и нового оборудования для оказания услуг привело к улучшению качества продукции у конкурентного предприятия, что привело к снижению продаж у исследуемого предприятия.
Доверие потребителей, увеличение числа заказов у конкурента привело к снижению числа потребителей и продаж у исследуемого предприятия.
6) Законы и государственные органы. Многие законы и государственные учреждения влияют на организацию. В связи с изменениями в налоговой политике государства в сторону увеличения налоговых ставок, повышаются налоги, например, на акцизные товары, что повлекло увеличение роста цен гипермаркета «О'КЕЙ», а это в свою очередь привело к снижению потребительского спроса, и соответственно к снижению прибыли.
Также закон об изменении условий продаж алкогольной продукции в ночное время привел к снижению объемов продаж, сокращению дохода гипермаркета «О'КЕЙ».
Во время проверок со стороны государственных органов все внимание персонала сосредотачивается на проверяющих и отвлекает их от основной работы.
7) Служба ЦГСН. В ходе проверки организации могут быть выявлены грубые нарушения санитарных норм, в результате которых предприятие может быть оштрафовано или приостановлено производство отдельных участков предприятия (производство салатов, мясных полуфабрикатов, выпечка хлебобулочных изделий).
8) Налоговая инспекция. В ходе проверок налоговыми органами могут быть выявлены нарушения налогового законодательства: ценовая политика предприятия, правильность уплаты налогов (например, массовый обман покупателя) и в результате обнаружения нарушений налоговой отчётности предприятия, могут быть наложены штрафы, что приведет к убыткам.
9) Пожарная инспекция. Такие же проверки могут быть со стороны пожарных органов и в случае выявления нарушения пожарной безопасности предприятие может быть подвергнуто штрафам, что в свою очередь повлечет убыль предприятия или приостановку его деятельности.
Факторы косвенного воздействия
1) Состояние экономики. Экономический спад. У покупателей ухудшается платежеспособность, и в связи с материальным положением населения меняются предпочтения. Деликатесная продукция в гипермаркете «ОКЕЙ» не будет раскупаться, люди будут ограничивать себя в излишествах, соответственно срок годности продуктов истечет, она не сможет быть реализованной, гипермаркет понесет убытки.
Экономический рост. Повышается заработная плата персонала, платежеспособность населения, следовательно, идет увеличение спроса на продукцию. Гипермаркет не несет убытков, прибыль возрастает.
2) Политические факторы. Оказывают особое влияние, так как меняется законодательная база, налогообложение доходов, установление льгот, требования в отношении практики найма рабочей силы и т.п. Так например, во время кризиса отношений с Украиной прекратилась поставка части продукции, гипермаркету пришлось искать других поставщиков взамен утраченных связей. Это потребовало определенного количества времени для поиска их на рынке, заключение договоров поставки. В этот период времени образовался дефицит недопоставленных товаров (молочная продукция, соль и т.д.) и соответственно уменьшилась прибыль гипермаркета «ОКЕЙ».
3) Международные факторы. Если миграционная политика страны изменится и приток мигрантов прекратится, а увеличится отток, то невозможно будет в короткий срок найти замену уехавшим мигрантам, которые занимались тяжелым неквалифицированным трудом. Например, снизиться качество уборки в магазине, сбор тележек, погрузочные работы.
4) Отношения с местным населением. Если предприятие нарушает ночной режим: разгружает товар в неурочное время (до 7.00 или после 23.00), то это повлечет недовольство населения, нарушит их нормальный режим отдыха и жалобы в правоохранительные органы, поэтому предприятию необходимо поддерживать хорошие отношения с той общественной средой, в котором оно функционирует.
5) Социально-культурные факторы. В конкурентной борьбе за потребителя предприятие разрабатывает различные мероприятия, например, проведение рекламной компании, введение сезонных скидок на продажу определенного вида товара. Соответственно гипермаркетом «О'КЕЙ» привлекается большее количество покупателей, повышается уровень продаж.
Проанализировав влияние факторов внешней среды, можно сделать следующие выводы:
Главными факторами, влияющими на деятельность гипермаркета «О'КЕЙ», являются потребители, конкуренты, трудовые ресурсы, законы и государственные органы.
Уровень дохода населения прямо пропорционален уровню потребления: при его снижении меняются цены на услуги и товары: от платежеспособности населения зависят цены на предоставляемые услуги и продукцию.
Если предприятие не будут оказывать услуги более продуктивно, поддерживая заинтересованность покупателя, то он «уйдет» к конкурентам, и предприятие не сможет существовать в рыночных условиях достаточно долго.
Привлечение на предприятие неквалифицированных работников ухудшит качество оказываемых услуг торговли, также поломку оборудования, что повлечет применение ручного труда. Соответственно привлечение рабочей силы с других участков потребует увеличение расходов на заработную плату.
Привлечение на предприятие высококвалифицированных работников значительно улучшит качество оказываемых услуг. А значит, повысится заработная плата персонала, тем самым повысится их заинтересованность в дальнейшей работе, развитие предприятия в будущем.
На развитие предприятия неблагоприятно сказывается несовершенство действующего законодательства.
Также на деятельность предприятия, а именно увеличение количества потребителей и повышения дохода, влияет рекламная компания.
Проанализировав все факторы воздействия внешней среды на деятельность гипермаркета «О'КЕЙ», можно сделать вывод: если гипермаркет будет придерживаться законов, нормативных требований, а также обладать квалифицированными кадрами, то он сможет успешно работать и развиваться длительное время.
Розничная торговля является одним из наиболее быстро развивающихся секторов российской экономики.
За период с 2000 по 2008 гг. оборот розничной торговли РФ вырос в 6 раз в стоимостном выражении. Среднегодовой прирост рынка за исследуемый период достиг значения 25% (рис. 2.1). Примечательно, что темп роста отечественного рынка в 2,5 раза выше, чем в странах Западной Европы.
Рис. 2.1. Динамика оборота розничной торговли РФ 2000-2009 гг.
Наиболее активное развитие рынка розничной торговли наблюдалось в 2008 году. По итогам года объем рынка достиг 13 914,6 млрд. руб. Прирост оборота к предыдущему году составил 28%, тогда как в 2007 году - 24,8%.
В 2009 году рынок существенно замедлил свое развитие. Согласно данным Росстата, по итогам прошедшего года оборот розничной торговли России составил 14 516,9 млрд. руб., что эквивалентно 4% увеличению рынка к уровню предыдущего периода.
Самое существенное снижение динамики оборота сектора было зафиксировано в августе и сентябре прошлого года. Впервые за рассматриваемый период рынок показал отрицательную динамику: показатель снизился на 9,6% и 9,7% соответственно по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Основной составляющей падения рынка стал сегмент розничной торговли непродовольственными товарами: вследствие сократившейся покупательской способности, потребители были вынуждены снизить расходы на товары не первой необходимости.
Улучшение состояния рынка розничной торговли РФ наблюдается с октября 2009 года (рис. 2.2). Оборот рынка постепенно увеличивается, что позволяет сократить разрыв с показателями прошлого года.
Рис. 2.2. Сопоставление помесячной динамики оборота розничной торговли РФ, 2008-2010 гг.
Так, к январю 2010 объем розничной торговли РФ продемонстрировал долгожданный рост - 0,3% к уровню предыдущего года.
В товарной массе оборот розничных продаж по итогам 2009 года составил 94,5% к уровню 2008 года, что эквивалентно 5,5%-му снижению. Данный показатель оказался на уровне прогнозных значений: 5,4% по данным информационной группы «Интерфакс» и 5,8% по оценкам Министерства экономического развития.
По мнению отраслевых экспертов, рынок розничной торговли уже прошел острую фазу кризиса. Однако выйти на прежние показатели отрасли мешает недостаток платежеспособного спроса и общая неопределенность экономической ситуации в стране.
Начиная с 2001 года доля сетевых торговцев на российском розничном рынке неуклонно растет. По прогнозам, в скором будущем она составит до 40-50% рынка в Санкт - Петербурге и крупных региональных центрах.
Именно на розничном рынке происходит встреча товара с конечным потребителем. И уже сейчас розница начинает диктовать свои условия: ассортимент, цены, качество товара, определенные требования к упаковке, а также к тем или иным видам поставок.
Информация о работе Разработка стратегии и развития предприятия