Разработка стратегии развития предприятия на примере ООО «Стройконтракт»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является теоретическое определение и практическое применение маркетинговых методов разработки стратегии развития предприятия, с использованием современных экономико-математических приемов и методов.
Объектом нашего исследования является разработка стратегии развития Общества с ограниченной ответственностью -- ООО «Стройконтракт», которое занимается различными видами производственной деятельности, в том числе производством строительных материалов и конструкций. Задачи исследования: изучить теоретические аспекты разработки стратегии развития предприятия; проанализировать деятельность выбранного предприятия -- ООО «Стройконтракт»; изучить технико-экономические показатели его деятельности;

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты разработки стратегии развития предприятия
1.1 Понятие и сущность стратегии развития предприятия
1.2 Этапы разработки стратегических альтернатив
1.3 Анализ среды и формулирование миссии организации
1.4 Типы стратегий развития предприятия
1.5 Оценка выбранной стратегии развития
2. Оценка деятельности ООО "Стройконтракт"
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Оценка среды предприятия
2.3 Выбор стратегии развития предприятия
2.4 Корреляционно-регрессионный анализ влияния эффективности выбранной стратегии на результат финансовой деятельности
3. Пути совершенствования стратегии развития ООО "Стройконтракт"
3.1 Резюме
3.2 Описание продукции
3.3 Оценка рынка сбыта
3.4 Оценка конкурентов
3.5 Стратегия и план маркетинга
3.6 Прогноз объемов продаж
3.7 Финансовый план
3.8 Стратегия финансирования
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ДСС.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

объем закупок, осуществляемых покупателем;

уровень информированности  покупателя;

наличие замещающих продуктов;

стоимость для  покупателя перехода к другому продавцу;

чувствительность  покупателя к цене, зависящая от общей стоимости осуществляемых им закупок, от его ориентации на определенную марку, от наличия определенных требований к качеству товара, от величины его дохода.

Анализ поставщиков  направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными  ресурсами, финансами и т.п., от которых  зависит эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого организацией продукта.

Поставщики  материалов и комплектующих изделий, если они обладают большой конкурентной силой, могут поставить организацию  в очень высокую зависимость  от себя. Поэтому при выборе поставщиков важно глубоко и всесторонне изучить их деятельность и их потенциал, с тем чтобы суметь построить такие отношения с ними, которые обеспечивали бы организации максимум силы во взаимодействии с поставщиками.

При изучении поставщиков  материалов и комплектующих в первую очередь следует обращать внимание на следующие характеристики их деятельности:

стоимость поставляемого  товара;

гарантия качества поставляемого товара;

временной график поставки товаров;

пунктуальность  и обязательность выполнения условий  поставки товара.

Изучение конкурентов, т.е. тех, с кем организации приходится бороться за покупателя и за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и  очень важное место в стратегическом управлении. Такое изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого построить свою стратегию конкурентной борьбы.

Конкурентная  среда формируется не только внутриотраслевыми  конкурентами, производящими аналогичную  продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке. Субъектами конкурентной среды являются и те фирмы, которые могут войти на рынок, а также те, которые производят замещающий продукт. Кроме них на конкурентную среду организации оказывают заметное влияние покупатели ее продукта и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию организации.

Многие фирмы  не уделяют должного внимания возможной  угрозе со стороны вновь пришедших  на их рынок и поэтому проигрывают  в конкурентной борьбе именно им. Об этом очень важно помнить и заранее создавать барьеры на пути вхождения потенциальных пришельцев. Такими барьерами могут быть углубленная специализация в производстве продукта, низкие издержки за счет эффекта масштаба производства, контроль над каналами распределения, использование местных особенностей, дающих преимущество в конкуренции, и т.п. Однако очень важно хорошо знать то, какие барьеры могут остановить или помешать потенциальному пришельцу выйти на рынок, и воздвигать именно эти барьеры [21, с. 212].

Очень большой  конкурентной силой обладают производители  замещающей продукции. Особенность  трансформации рынка в случае с появлением замещающего продукта состоит в том, что, если им был  убит рынок старого продукта, то он уже обычно не поддается восстановлению. Поэтому для того чтобы суметь достойно встретить вызов со стороны фирм, производящих замещающий продукт, организация должна иметь достаточный потенциал для перехода к созданию продукта нового типа.

Анализ рынка  рабочей силы направлен на то, чтобы выявить его потенциальные возможности в обеспечении организации кадрами, необходимыми для решения ею своих задач. Организация должна изучать рынок рабочей силы как с точки зрения наличия на этом рынке кадров необходимой специальности и квалификации, необходимого уровня образования, необходимого возраста, пола и т. п., так и с точки зрения стоимости рабочей силы. Важным направлением изучения рынка рабочей силы является анализ политики профсоюзов, оказывающих влияние на этот рынок, так как в ряде случаев они могут сильно ограничивать доступ к необходимой для организации рабочей силе.

Внутренняя  среда организации -- это та часть  общей среды, которая находится  в пределах организации. Она оказывает  постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация [9, с. 141].

Кадровый срез внутренней среды охватывает такие  процессы, как:

взаимодействие менеджеров и рабочих;

наем, обучение и продвижение кадров;

оценка результатов  труда и стимулирование;

создание и  поддержание отношений между  работниками и т.п.

Организационный срез включает:

коммуникационные  процессы;

организационные структуры;

нормы, правила, процедуры;

распределение прав и ответственности;

иерархию подчинения.

В производственный срез входят:

изготовление  продукта;

снабжение и  ведение складского хозяйства;

обслуживание  технологического парка;

осуществление исследований и разработок.

Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает следующие стороны, которые связаны с реализацией продукции:

стратегия продукта, стратегия ценообразования;

стратегия продвижения  продукта на рынке;

выбор рынков сбыта  и систем распределения.

Финансовый срез включает процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации:

поддержание должного уровня ликвидности и обеспечение  прибыльности;

создание инвестиционных возможностей и т.п.

Внутренняя  среда как бы полностью пронизывается организационной культурой, которая также должна подвергаться самому серьезному изучению.

Изучение внутренней среды направлено и на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами  обладает организация. Сильные стороны  служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны -- это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.

Определяя то, для чего создана и существует организация, миссия придает действиям людей осмысленность и целенаправленность, позволяющие им лучше видеть и осознавать не только что они должны делать, но и для чего они осуществляют свои действия. Существует широкое и узкое понимание миссии.

В широком понимании  миссия -- это философия и предназначение, смысл существования организации.

Философия организации  определяет ценности, убеждения и  принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять, и то, какого типа организацией она намеревается быть. Философия организации редко меняется. Что касается второй части миссии, то она может меняться в зависимости от глубины возможных изменений в организации и в среде ее функционирования [37, с. 367].

В узком понимании  миссия -- это сформулированное утверждение  относительно того, для чего или  по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

Правильно определенная миссия хотя и имеет всегда общий  философский смысл, тем не менее  обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана.

Основными группами людей, чьи интересы оказывают влияние  на деятельность организации, а следовательно, должны быть учтены при определении  ее миссии, являются:

собственники  организации, создающие, приводящие в  действие и развивающие организацию  для того, чтобы за счет результатов  деятельности организации решать свои жизненные проблемы;

сотрудники  организации, своим трудом непосредственно  обеспечивающие деятельность организации, создание и реализацию продукта и продвижение ресурсов извне, получающие от организации за свой труд компенсацию и решающие с помощью этой компенсации свои жизненные проблемы;

покупатели  продукта организации, отдающие ей свои ресурсы (чаще всего деньги) в обмен на продукт, предлагаемый им организацией, и удовлетворяющие с помощью этого продукта свои потребности;

деловые партнеры организации, находящиеся с ней  в формальных и неформальных деловых  отношениях, оказывающие организации  коммерческие и некоммерческие услуги и получающие оплату своих услуг или же аналогичные услуги со стороны организации;

местное сообщество, находящееся с организацией во взаимодействии, имеющем многогранное содержание, связанном  в первую очередь с формированием  социальной и экологической среды обитания организации;

общество в  целом, в первую очередь в лице государственных институтов, взаимодействующее  с организацией в политической, правовой, экономической и других сферах макроокружения, получающее от организации часть  создаваемого ею богатства для обеспечения общественного благополучия и развития, плодами которого наряду с другими членами общества пользуется и организация.

Миссия организации  в большей или меньшей мере должна отражать интересы всех шести  вышеназванных субъектов. Наиболее устойчивое, сильное и специфичное влияние на миссию организации, независимо от того, что организация из себя представляет, оказывают интересы собственников, сотрудников и покупателей. Поэтому миссия организации должна быть сформулирована таким образом, чтобы в ней обязательно находило проявление сочетание интересов этих трех групп людей [14, с. 81].

Если миссия задает общие ориентиры, направления  функционирования организации, выражающие смысл ее существования, то конкретное конечное состояние, к которому в каждый момент времени стремится организация, фиксируется в виде ее целей. Иначе говоря, цели -- это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность [19, с. 54].

Значимость  целей для организации невозможно переоценить. Цели являются исходной точкой планирования деятельности, цели лежат  в основе построения организационных  отношений, на целях базируется система  мотивирования, используемая в организации, наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом.

В зависимости  от периода времени, требуемого для  их достижения, цели делятся на долгосрочные и краткосрочные. В принципе в основе разделения целей на эти два типа лежит временной период, связанный с продолжительностью производственного цикла. Цели, достижение которых предполагается к концу производственного цикла, -- долгосрочные. Отсюда следует, что в различных отраслях должны быть различные временные промежутки для достижения долгосрочных целей. Однако на практике обычно краткосрочными считаются цели, которые достигаются в течение одного-двух лет, и, соответственно, долгосрочными -- цели, достигаемые через три-- пять лет.

Разделение  целей на долгосрочные и краткосрочные  имеет принципиальное значение, так  как эти цели существенно различаются  по содержанию. Для краткосрочных  целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация  и детализация.

В зависимости  от специфики отрасли, особенностей состояния среды, характера и  содержания миссии в каждой организации  устанавливаются свои собственные  цели, особенные как по набору параметров организации, желательное состояние  которых выступает в виде целей организации, так и по количественной оценке этих параметров.

1.4 Типы стратегий  развития предприятия

Определение стратегии  для фирмы принципиально зависит  от конкретной ситуации, в которой  она находится. В частности, это  касается того, как руководство фирмы воспринимает различные рыночные возможности, какие сильные стороны своего потенциала фирма намеревается задействовать, какие традиции в области стратегических решений существуют на фирме, и т.д. Фактически можно сказать, что сколько существует фирм, столько же существует конкретных стратегий [27, с. 451].

Однако это  никак не означает, что невозможно провести некую типологизацию стратегий  управления. Анализ практики выбора стратегий  показывает, что существуют общие  подходы к формулированию стратегии и общие рамки, в которые вписываются стратегии.

При определении  стратегии фирмы руководство  сталкивается с тремя основными  вопросами, связанными с положением фирмы на рынке:

какой бизнес прекратить;

какой бизнес продолжить;

в какой бизнес перейти.

При этом внимание концентрируется на том:

что организация  делает и чего не делает;

что более важно  и что менее важно в осуществляемой организацией деятельности.

Томпсон и Стрикленд [39] предложили следующую матрицу  выбора стратегии в зависимости  от динамики роста рынка на продукцию (эквивалент росту отрасли) и конкурентной позиции фирмы (рис. 2).

 

Быстрый рост рынка

Медленный рост рынка

 

I квадрант стратегий

Пересмотр стратегии  концентрации

Горизонтальная  интеграция или слияние

Стратегия сокращения

Стратегия ликвидации

II квадрант стратегий

Стратегия концентрации

Вертикальная  интеграция

Стратегия центрированной диверсификации

 

Слабая конкурентная позиция

Сильная конкурентная позиция

 

III квадрант  стратегий

Сокращение  расходов

Диверсификация  деятельности Сокращение

Ликвидация

IV квадрант стратегий

Центрированная  диверсификация Конгломеративная диверсификация

Совместное  предприятие в новой области

 
     

Рис. 2. Матрица  Томпсона и Стрикленда

Рассмотрим  некоторые наиболее распространенные, выверенные практикой и широко освещенные в литературе стратегии развития бизнеса. Обычно эти стратегии называются базисными, или эталонными. Они отражают четыре различных подхода к росту фирмы и связаны с изменением состояния одного или нескольких элементов: 1) продукт; 2) рынок; 3) отрасль; 4) положение фирмы внутри отрасли; 5) технология. Каждый из этих пяти элементов может находиться в одном из двух состояний: существующее состояние или же новое. Например, в отношении продукта это может быть либо решение производить тот же продукт, либо переходить к производству нового продукта.

Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия на примере ООО «Стройконтракт»