Разработка ценовой политики магазина «Северный»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 10:59, курсовая работа

Краткое описание

Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений проявляется через цены, их динамику. Динамика цен формируется под воздействием двух важнейших факторов - стратегического и тактического. В условиях рынка динамика цен будет формироваться непредсказуемо, и необходимо глубоко и тщательно изучать все рыночные факторы и научиться правильно пользоваться ими. Цена является важнейшей составляющей комплекса планирования на предприятии, это единственный элемент, реально обеспечивающий продавцу доход. Это сложное понятие, которое зависит от общего состояния экономики и конкуренции, тем более на промышленном рынке, так как первоначально устанавливаемая цена редко совпадает с конечной, объявленной.

Содержание

Введение 3
1. Основы разработки ценовой политики и стратегии ценообразования предприятия 5
1.1. Система цен. Виды цен и их структура 5
1.2. Ценовая политика как элемент общей стратегии предприятия 10
1.3. Стратегия ценообразования фирмы 14
2. Технико-экономическая характеристика деятельности предприятия 19
2.1. Краткая характеристика торговой деятельности 19
2.2. Основные технико-экономические показатели деятельности организации 20
3. Разработка ценовой политики магазина «Северный» 22
3.1. Методика ценообразования в магазине «Северный» 22
3.2. Конкурентная стратегия ценообразования магазина «Северный» 30
3.3. Тактические аспекты стратегии ценообразования в магазине «Северный» 33
Заключение 37
Список литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание ценовая политика.docx

— 100.34 Кб (Скачать файл)

1. Об установлении стандартных  или гибких цен. Предприятию целесообразнее  применять стандартные цены, которые  остаются постоянными в течение  относительно длительного периода  времени. Их использование дает  возможность предприятию создать  у потребителей впечатление устойчивости  цены продукции предприятия на  фоне всеобщего подорожания.

2. Об установлении единой  цены или ее изменении по  сегментам рынка (дискриминационные  цены). В частности, возможно установление  различных цен в зависимости  oт статуса потребителей. для физических лиц ниже, для юридических -- выше. Можно также подумать об установлении различных цен для потребителей, имеющих различную удаленность от предприятия.

3. Об использовании системы  скидок. Можно рекомендовать предприятиям  использование следующих видов  скидок: скидки за количество  закупаемого товара, кумулятивные, сезонные, периодические скидки, скидки  за оперативность платежа.

На рис. 7 представлено девять вариантов стратегии возможного качественно-ценового позиционирования, которые используются зарубежными фирмами в качестве стратегии маркетинга применительно к показателям цены и качества.

 
 

КАЧЕСТВО ТОВАРА

ЦЕНА

 
 

высокое

высокая

средняя

низкая

 
   

1. Стратегия премиальных  наценок

2. Стратегия глубокого  проникновения на рынок

3. Стратегия повышенной  ценностной значимости

 
 

среднее

4. Стратегия завышенной  цены

5. Стратегия среднего  уровня

6. Стратегия доброкачественности

 
 

низкое

7. Стратегия ограбления

8. Стратегия показного  блеска

9. Стратегия низкой ценностной  значимости

 
           

 

Рис. 7. Стратегии ценообразования «цена-качество»

Если существующий лидер рынка занимает позицию 1, т.е. выпускает товар с премиальной наценкой и продает его по максимально возможной высокой цене, фирма-новичок может быть предпочтет одну из остальных стратегий. Она может создать высококачественный товар и назначить на него среднюю цену (позиция 2), создать товар среднего уровня качества и взимать за него среднюю цену (позиция 5) и т.д. Фирма должна изучить размеры и темпы роста рынка для каждой из девяти позиций, представленных на рис. 7, и конкретных конкурентов в рамках каждой из них. Разработка самостоятельной ценовой стратегии - постоянно воспроизводимый процесс. Нельзя создать такую стратегию однажды и потом пользоваться ею безо всяких корректировок многие годы. Стратегия ценообразования должна постоянно проверяться на основе фактически достигнутых результатов и при необходимости корректироваться. А главное - она должна соответствовать именно той общей маркетинговой стратегии, которой в этот момент придерживается фирма. Основными типами маркетинговых стратегий являются: проникновение на рынок; развитие рынка; сегментация рынка; разработка нового продукта или модификация уже существующего для завоевания новых рынков. Этот процесс предполагает учет многих факторов, и чтобы представить его лучше, воспользуемся рис. 8. Как видим, процесс разработки ценовой стратегии состоит из трех этапов: сбора информации (I); стратегического анализа (II); формирования стратегии (III). Получив ответы на все вышеупомянутые вопросы, специалист по ценообразованию может переходить к подготовке для руководства фирмы проекта документа, описывающего предпочтительную ценовую стратегию. При этом, конечно, стоит использовать опыт реализации таких стратегий, имеющийся у других фирм и описанный в литературе или наблюдаемый в собственной практике. Только тогда конкретная цена, венчающая пирамиду ценовой стратегии фирмы, засияет ярким блеском и обеспечит фирме реальное повышение прибыльности операций.

 
 

 
I. Сбор исходной информации

II. Стратегический анализ

III. Формирование стратегии

 
       

 

Рис. 8. Процесс разработки ценовой стратегии предприятия

Завершая рассмотрение возможной ценовой политики и стратегии фирмы, подчеркнем, что, несмотря на повышение роли неценовых факторов конкуренции, цена остается важнейшим элементом комплекса маркетинга, особенно в условиях инфляции. Правильно выбранные стратегия и тактика ценообразования во многом обеспечивают достижение маркетинговых целей предприятия и его рыночный успех в целом.

 

2. Технико-экономическая  характеристика деятельности предприятия

2.1. Краткая характеристика  торговой деятельности

Коммерческая фирма «Алия» организована в 1998 году как товарищество с ограниченной ответственностью, учредителями являлись физические лица. В январе 1999 года предприятие было реорганизовано в общество с ограниченной ответственностью «Алия», и действует на основе Устава.

ООО «Фирма Алия» создано в результате реорганизации ТОО, является правопреемником последнего, для осуществления производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности, выполнения работ и осуществления услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения его учредителями максимальной прибыли на вложенный капитал путем осуществления различных видов деятельности, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации.

Место нахождение и почтовый адрес общества совпадают: г. Йошкар-Ола, ул. Либкнехта, д. 62.

Фирма специализируется на закупке и реализации в розничную торговлю товаров народного потребления, в основном продуктов питания, и самостоятельно осуществляет свою деятельность, исходя из реального потребительского спроса населения, организаций и учреждений. Таким образом, ООО «Фирма Алия» осуществляет следующие виды деятельности: закупка товаров; розничная торговля; сдача помещений в субаренду. ООО «Фирма Алия» специализируется на торговле следующими группами товаров: мука, сахар, крупы, макаронные изделия, фрукты, овощи, кондитерские изделия, винно-водочные изделия, пиво и безалкогольные напитки, бакалея. «Фирма Алия» имеет лицензию (серия МТр-12 № 001031 от 15 июня 2002 года) на право розничной продажи алкогольной продукции. ООО «Фирма Алия» имеет собственную торговую сеть, состоящую из магазина и 3 торговых киосков. Одним из таких магазинов является продовольственный магазин «Северный» (св-во № 3066 от 14.01.2002), расположенный по ул. Пролетарская, 63а, по продаже продовольственных товаров, который был открыт согласно Постановлению главы администрации г. Йошкар-Олы № 686 от 26 марта 2002 года. Магазин является структурным подразделением указанного предприятия, непосредственное руководство осуществляется директором магазина, который назначается и освобождается от должности директором предприятия. Данный магазин осуществляет свою деятельность с 29 марта 2002 года и является единственной торгово-розничной точкой ООО «Фирма Алия». Торговля в магазине осуществляется на основании лицензий, полученных в установленном порядке (в т.ч. лицензия на право розничной торговли алкогольной продукцией № 315 на два года сроком с 7.04.03 по 21.01.2005г.). Торговля в магазине осуществляется в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» и правилами работы предприятий розничной торговли.

2.2. Основные технико-экономические  показатели деятельности организации

Проанализируем основные показатели деятельности магазина «Северный» за последние три года. Изменения в деятельности предприятия за 2001-2003 гг. можно охарактеризовать следующими показателями (табл. 2). Анализ динамики основных показателей хозяйственной деятельности магазина «Северный» позволяет сделать следующие выводы. Данные, приведенные в табл. 2 показывают, что доходы торгового предприятия стабильно растут, так в 2002 г. выручка от реализации возросла на 3114 тыс. р. по сравнению с 2001 г., в 2003 г. - на 2916 тыс.р. по сравнению с 2002 г. Соответственно и затраты на реализацию продукции имеют тенденцию к росту. Всего за 2003 г. рост выручки фирмы по отношению к 2001 году составил 61,9%. Затраты в целом по магазину «Северный» возросли в 2003 г. по отношению к 2001 г. на 51,1%.

Таблица 2 Основные технико-экономические показатели магазина «Северный»

 

Наименование

показателей

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Изменение (+, -)

 
       

2002 г. к

2001 г.

2003 г. к

2002 г.

 

Валовая выручка, тыс. р.

9737

12851

15767

+3114

+2916

 

Затраты, тыс. р.

7618

9770

11511

+2152

+1741

 

Прибыль от реализации

продукции (работ, услуг), тыс. р.

852

1448

885

+596

-563

 

Рентабельность реализации продукции, %

8,8

11,3

5,6

+2,5

-5,7

 

Затраты на 1 рубль выручки, р.

0,78

0,76

0,73

-0,02

-0,03

 

Среднесписочная численность

работников, чел.

7

8

12

+1

+4

 

Среднемесячная зарплата 1 рабочего, р.

2251

3748

4538

+1497

+790

 

Среднегодовая производительность труда 1работника, тыс. р./чел.

1391,0

1606,4

1313,9

+215,4

-292,5

 

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс.р.

919

1001

1665

+82

+664

 

Фондоотдача, р./р.

10,6

12,8

9,5

+2,2

-3,3

 
             

 

В связи с опережающим ростом доходов против роста затрат на реа-лизацию продукции, в 2002 г. себестоимость на 1 рубль реализованной про-дукции предприятия снизилась на 2 коп. или на 2,6% по сравнению с 2001 г., в 2003 г. данный показатель сократился еще на 3 коп. по сравнению с 2002 г. Нужно отметить, что прибыль от реализации продукции возросла на 596 тыс.р. в 2002 г. по сравнению с 2001 г., в 2003 г. она сократилась на 563 тыс. р. или на 38,9% по сравнению к 2002 г. Аналогичную тенденцию изменения имеет показатель рентабельности реализованной продукции, в 2002 году уровень рентабельности возрос с 8,8% до 11,3%, а в 2003 году снизился до 5,6%. Среднесписочная численность работников предприятия возросла на 1 чел. в 2002 г. по сравнению с 2001 г. и на 4 чел. в 2003 г. по сравнению с 2002 г. Про-изводительность труда работников предприятия возросла в 2002 г. на 215,4 тыс.р./чел. или на 24,2% по сравнению с 2001 г., в 2003 г уменьшилась - на 292,5 тыс.р./чел. или на 18,2% по сравнению с уровнем 2002 г. Прирост заработной платы за период составил в среднем 42,4% в год. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия возросла в 2002 г. на 82 тыс.р. по сравнению с 2001 г., и в 2003 г. на 664 тыс.р. по сравнению с предыдущим годом. Уровень фондоотдачи средств возрос в 2002 г. на 2,2 р. по сравнению с 2003 г., и сократился на 3,3 р. в 2003 г. по сравнению с 2002 г. Численность персонала в 2003 году возрастает на 5 чел. по сравнению с данными на 2001 г., что свидетельствует о расширении масштабов деятель-ности, при этом производительность труда также растет. Выработка изменяется в различные периоды, что говорит о нерациональной политике управления персоналом, то есть численность не регулируется в зависимости от результатов деятельности предприятия. Численность работников магазина «Северный» в 2003 г. увеличивается, что на фоне роста объемов реализации следует расценивать как положительную тенденцию. Численность административных работников за последние три года не изменилась, что связано с необходимостью наличия директора, бухгалтера и товароведа. Как видно из табл. 2, наиболее успешным был для предприятия 2002 г., т.к. на этот год приходится наибольший объем прибыли от реализации продукции, показатель среднегодовой производительности труда работников, уровень фондоотдачи основных производственных фондов. В целом показатели выручки от реализации продукции, работ, услуг магазина «Северный» за 2001-2003 гг. свидетельствуют о наращивании масштабов торговой деятельности организации.

3. Разработка ценовой политики магазина «Северный»

3.1. Методика ценообразования в магазине «Северный»

Затратные методы ценообразования предполагают расчет цены продажи продукции путем прибавления к издержкам реализации некой определенной величины. Суть метода, основанного на определении полных издержек (метод «издержки плюс»), состоит в суммировании совокупных издержек (переменные (прямые) плюс постоянные (накладные) издержки) и прибыли, которую фирма рассчитывает получить.

Пример определения цены методом полных затрат магазина «Северный» приведен в табл. 3.

 

 

 

 

 

Таблица 3 Определение цены 1 кг бананов методом полных затрат

 

Наименование затрат

Значение

 

Переменные (прямые) издержки, тыс.р. :

   

-- на закуп товара

18000

 

-- на рабочую силу

2001

 

Постоянные (накладные) расходы, тыс.р.

7600

 

Итого затрат, тыс.р.

27600

 

Ожидаемая прибыль, тыс.р.

120

 

Ожидаемый доход от реализации, тыс.р.

33120

 

Месячная реализация продукции, кг

1000

 

Цена единицы продукции, руб.

33,12

 
     

 

Таким образом, усредненная цена реализации 1 кг бананов, рассчитанная на основе метода полных издержек, составит 33 руб.

Если предприятие отталкивается от определенного процента рентабельности реализации продукции, то расчет продажной цены может быть произведен по следующей формуле:

Р = С(1+ R/100), (1)

где Р -- продажная цена;

С -- полные издержки на единицу продукции;

R -- ожидаемая (нормативная) рентабельность.

Любой метод отнесения на себестоимость товара постоянных издержек (например, арендной платы), которые являются расходами по управлению предприятием, а не расходами для реализации данного товара, -- условный, и он искажает подлинный вклад продукта в доход предприятия.

В связи с этим на практике используются различные способы распределения постоянных затрат:

- пропорционально заработной  плате производственных рабочих;

- пропорционально затратам  на материалы;

- пропорционально переменным  издержкам.

Предположим, магазин «Северный» реализует три вида фруктов (апельсины, виноград и груши).

Данные о количестве реализуемых ею товаров, переменных затратах и полной себестоимости приведены в табл. 4.

 

 

 

 

Таблица 4 Расчет распределения постоянных затрат, руб.

Показатели

Товар А

Товар Б

Товар В

Всего

 

1 Количество единиц реализованной  продукции, кг

1000

2001

500

3500

 

2 Переменные издержки -- всего

- на зарплату производственных  рабочих

- на закуп товара

20 100 3500

16 600

42 000 8000

34 000

20 500

12 000 8500

82 600

23 500

59 100

 

3. Общие постоянные издержки

     

55 000

 

4. Распределение постоянных  издержек между товарами:

         

4 1 Пропорционально зарплате  производственных рабочих

892

18 723

28 085

55 000

 

4.2 Пропорционально затратам  на материалы

15 448

31 641

7911

55 000

 

4 3. Пропорционально переменным  издержкам

13 384

27 966

13 650

55 000

 

5. Общая себестоимость  при распределении постоянных  издержек

по способу 4.1

28 292

60723

48 585

   

по способу 4.2

35 548

73 641

28 411

   

по способу 4.3

33 484

69 966

34 150

   
           

Информация о работе Разработка ценовой политики магазина «Северный»