Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 13:49, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить развития сетевой торговли в Республики Беларусь и за рубежом, определить проблемы и перспективы развития.
Объект исследования розничная торговая сеть Республики Беларусь. Предмет исследования развитие розничных торговых отечественных сетей и зарубежных стран.
При написании теоретических разделов работы использовались статьи и литературные источники отечественных и зарубежных авторов С.Н. Виноградовой, В.Н. Платонова, О.В. Пигуновой. и др., а так же материалы статистических источников Республики Беларусь, интернет- ресурсы.
Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы.
Международные розничные сети ищут возможность сократить свои затраты, связанные с периодом захвата рынка. В процессе установления благоприятного имиджа, привлечения в магазины все новых покупателей экономия на покупателях практически не возможна. Поэтому основным источником сокращения расходов становятся поставщики продукции.
Система работы каждой сети предполагает жесткую ассортиментную политику, ограниченный и четко определенный список поставщиков. Принцип "больший заказ - ниже цена" приводит к тому, что сети супермаркетов, размещают заказы на все меньшем количестве производителей, приводят за собой на новые региональные рынки тех производителей, с которыми у них налажено длительное сотрудничество.
Многие
предприятия отечественной
Одной
из основной проблем для производителей
стран, на которые вышли международные
сети, стало использование ими собственных
сетевых торговых марок.
За последнее десятилетие сетевые
торговые марки завоевали в развитых экономических
странах достаточно прочные позиции на
рынке потребительских товаров. Использование
собственных торговых марок дает розничным
сетям существенные преимущества:
В частности, по такому важному показателю для любого торгового предприятия как приверженность покупателя (customer loyality) розничные торговые марки намного опережают карточки постоянных покупателей, системы различных накопительных скидок и т.п., то есть они позволяют с большей эффективностью «закрепить» покупателя за конкретным торговым предприятием.
С другой стороны, у активного использования розничных торговых марок имеется и экономический базис. Их применение розничными сетями позволяет снизить издержки и цены на товары, оптимизировать и стабилизировать систему поставок товаров.
Есть и третье преимущество - за счет использования сетевых торговых марок и современных методов АСУ продажами розничные предприятия получают возможность более мобильно реагировать на постоянно изменяющиеся потребности покупателей, подстраивать товары и ассортимент под потребности того сегмента, который является ключевым для данной розничной сети.
Интересным является тот факт, что рыночная доля сетевых торговых марок сильно различается по странам. Так сетевые торговые марки чрезвычайно успешны на рынках Великобритании и Франции (на 1997 год продажи по товарам с сетевыми торговыми марками составляли соответственно 40% и 23% от общего товарооборота сетей) и намного менее значимы для рынка, например Испании или Италии (соответственно 10% и 12%). Аналогичный показатель в сетевых магазинах США также не велик и составлял на 1997 год около 17%. Очевидно, что основным фактором, определяющим успех или относительную неудачу сетевых торговых марок является текущее состояние баланса между развитием розничных торговых сетей и силой торговых марок местных производителей. Во Франции и Великобритании пять ведущих розничных сетей продовольственных магазинов контролируют более 60% рынка в данном сегменте. Несмотря на то, что розничные торговые сети США достаточно развиты и занимают ведущие позиции в структуре мировой розничной торговли, пять крупнейших из них контролируют всего около 20% розничного рынка продовольственных товаров страны. В тоже время, наиболее известные мировые торговые марки принадлежат производителям именно США, которые, естественно, в первую очередь, стремятся утвердить и использовать их на внутреннем рынке. Так стоимость торговой марки Coca-Cola на конец 90-х годов оценивалась почти в 84 млрд. долларов. Есть что оборонять.
В тоже время, использование сетевых торговых марок существенно различается по товарным группам. Наибольшую долю сетевые торговые марки занимают в группах товаров массового спроса, т.е. в тех группах, чье производство обычно сосредоточено в регионах. Так по данным исследования розничных сетей Великобритании около 67% продаж в группе кондитерские изделия в них приходилось на товары с сетевыми торговыми марками. По группе молочных товаров аналогичный показатель равнялся 58%.
Не секрет, что пищевая промышленность России и, в частности, Петербурга находится сейчас в процессе становления. Эффективность деятельности на многих предприятиях невысока, финансовое положение нестабильно, а производственные мощности устарели. Торговые марки только появляются и завоевывают доверие покупателей. Выстоять перед давлением розничных сетей, выиграть тендер на поставку продуктов питания в розничные сети у западных производителей для многих предприятий местной пищевой промышленности представляется невозможным. Таким образом, приход розничных торговых сетей фактически поставит на грань банкротства многие предприятия местной пищевой промышленности. А это не только частные капиталы, но и рабочие места, отчисления в бюджеты различных уровней, социальные программы [12]
.
3
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ
РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНЫХ
СЕТЕЙ
Сетевые структуры, действительно во многих отношениях адекватный для Белоруссии формат. Нашему менталитету пока ближе не магазин – предприятие, а магазин – уютный дом, где работают знакомые продавцы. Нет к нас и западного разнообразия продуктов, когда выбор одних колбас превышает сотню сортов и для представления товара требуются огромные площади. У нас все проще и скромнее. Сеть магазинов «Рублевский» и особенно дискаунтер «На недельку» в этом плане представляются очень интересным вариантом. В отдельно взятом магазине не трудно и все прочие затраты слишком велики, к тому же невозможно получить серьезные оптовые скидки. Поэтому крупные ритейлоры предпочитают входить в страну именно сетями. Расширение сетей может идти постепенно, без привлечения значительных инвестиций, как это бывает при создании единичных объектов крупного формата.
Белорусская торговля в ближайшее время будет прирастать не столько гипермаркетами, сколько сетями. Эра гипермаркитов настанет позже, когда уровень жизни белорусов повыситься, а уровень государственного вмешательства в торговые дела, наоборот, удастся ограничить [14]
В
последние годы в торговом обслуживании
населения произошли
Насыщение рынка товарами ставит перед торговлей задачу создания для белорусского покупателя благоприятных условий для совершения покупок за счет расширения торговой сети, применения активных методов торговли, обеспечивающих приближение товара к покупателю [18].
По состоянию на 1 января 2009 г. в республике функционирует 32075 магазинов с торговой площадью 2968 тыс. кв. м, 321 торговых центров с торговой площадью 245,5 тыс. кв. м. Фактическая обеспеченность торговыми площадями на 1000 человек составляет 342 кв. метров (норматив 260) или 131,5 процентов к нормативу (табл. 3.1)[12].
Увеличилось
не только количество магазинов, изменился
их внешний облик благодаря красивым интерьерам,
современному оборудованию, красочным
упаковкам, широкому ассортименту выложенных
на прилавках и витринах товаров. Ведется
работа по переводу магазинов на самообслу-живание.
Количество магазинов, работающих по методу
самообслуживания, составило 11025 единиц
с торговой площадью 1658,5 тыс.кв.м. Удельный
вес количества магазинов самообслуживания
в общем количестве магазинов составляет
34,4 процента, в торговой площади – 55,8 процентов.
Заметно
улучшился режим работы магазинов.
В городах республики около 60 процентов
продовольственных магазинов
В целях организации торгового и бытового обслуживания населения реализуется утвержденная Министерством торговли и Министерством труда и социальной защиты Концепция торгового обслуживания отдельных категорий граждан в Республике Беларусь. В настоящее время в республике торговое обслуживание пожилых людей и граждан, которым предоставлены льготы в торговом обслуживании, осуществляется более чем в 2,5 тыс. магазинах (отделах).
В последние годы активизировалась работа организаций торговли по модернизации и техническому перевооружению торговых объектов, внедрению новых информационных технологий. На цели технического перевооружения в 2005-2006 годах организациями торговли республики было использовано более 110 млрд. рублей собственных средств, кредитов банков, средств инновационного фонда Министерства торговли и местных бюджетов. Основными направлениями технического перевооружения объектов торговли и общественного питания явились переоснащение предприятий новым торгово-технологическим и подъемно-транспортным оборудованием, обеспечивающим применение прогрессивных форм организации торговли, в т.ч. самообслуживания, внедрение эффективного энергосберегающего холодиль-ного оборудования, автоматизация учета движения товаров на основе внедрения специальных компьютерных систем и др.
Для расчетов в магазинах внедряются специальные компьютерные системы, позволяющие покупателю видеть на мониторе данные о приобретаемых им товарах и получить чек, на котором эти данные будут распечатаны. Кроме того такие системы позволяют магазину вести автоматизированный учет движения товаров, а значит иметь в любой момент информацию о наличии в торговом зале конкретных товаров в разрезе размеров, расцветок, других характеристик.
Это дает возможность оперативно пополнять прилавки магазинов в течение рабочего дня, а также отслеживать приближение сроков истечения годности товаров, чтобы заблаговременно снять их с реализации.
Задачи и основные направления развития торговли на ближайшую пятилетку определены в разработанной Министерством торговли Программе развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2006-2010 годы, утвержденной Правительством Республики Беларусь. Все параметры и задания, которое выполняются как в целом по республике, так и регионами [14].
Перспективы развития современной торговой отрасли в Беларуси напрямую связаны с развитием её первичных и основных клиентов - современных форматов торговли: продовольственных розничных сетей, продовольственных и непродовольственных гипермаркетов/супермаркетов, мелкооптовых операторов (например, формат cash-and-carry), местных производителей так называемых товаров FMCG (fast moving consumer products: например, пищевые продукты (пиво, напитки), косметика и одежда, и др.).
Наличие подобных объектов важно также для импортеров и оптовых дистрибьюторов некоторых групп товаров (например, металл и др.). Современные форматы торговли и такие оптовые дистрибьюторы и импортеры формируют спрос на 80% площадей современных логистических комплексов
(такая практика, например, сложилась в России).
Анализ развития современных форматов торговли показывает, что здесь Беларусь существенно отстает не только от России, но даже от Украины. К примеру, по показателям их проникновения в розничный товарооборот Беларусь отстает в разы, а в некоторых случаях – на порядок.
Сможет ли Беларусь в ближайшие 5 лет достичь таких же показателей проникновения современных форматов торговли?
Определенные подвижки в этом направлении обозначены. В частности, можно говорить об упрощении процедуры получения новых участков для строительства новых объектов, а также о постепенном снижении объемов серого импорта в результате регулирования деятельности индивидуальных предпринимателей.
В то же время Беларусь до сих пор имеет один из самых высоких показателей оборота в розничном товарообороте через неорганизованную торговлю - 35% (данные статистики 2007 года). Для сравнения: в России и Украине этот показатель составляет около 20% (правда, по официальной статистике). Надо также учитывать, что Беларусь продолжает активно бороться с импортом товаров народного потребления и пищевых товаров в Беларусь (в первую очередь - это вопрос ценообразования и наценок), что негативным образом отразится на планах развития логистики в стране.
Следует отметить, что пока в Беларуси нет ни одного крупного розничного игрока, в то время как в России и Украине уже относительно давно работают Ikea, Metro, Auchan, а также крупнейшие местные сети - "Эльдорадо", "Седьмой континент", "Фокстрот", "Велика Кишеня" и другие.
Между тем, в Беларуси свыше 50% организованного розничного товарооборота обслуживается в государственных либо подконтрольных государству магазинах. По-этому основная проблема выхода на российский или украинский уровень обеспеченности современными торговыми площадями (не говоря уже о странах Балтии) - это, в первую очередь, вопрос либерализации торгово-розничного сектора. Только в том случае, если страна по уровню торговли приблизится к странам-соседям, потребность Беларуси в современных логистических объектах составит около 700 тыс. кв. м [14].