Розничные торговые сети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 13:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить развития сетевой торговли в Республики Беларусь и за рубежом, определить проблемы и перспективы развития.
Объект исследования розничная торговая сеть Республики Беларусь. Предмет исследования развитие розничных торговых отечественных сетей и зарубежных стран.
При написании теоретических разделов работы использовались статьи и литературные источники отечественных и зарубежных авторов С.Н. Виноградовой, В.Н. Платонова, О.В. Пигуновой. и др., а так же материалы статистических источников Республики Беларусь, интернет- ресурсы.
Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

2Доработка.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

    Определенные  вопросы возникают в отношении  востребованности комплексов-гигантов (площадью свыше 200-300 тыс. кв. м), особенно для обслуживания транзита. Прежде чем реализовывать подобные проекты, необходимо провести переговоры с крупнейшими логистическими  региональными или мировыми операторами. Это позволит определиться, на каких условиях им было бы интересно управлять такими объектами. Пока об активных переговорах с такими операторами ничего не слышно, в то время как участки и функциональное назначение этих участков уже определены [14].

    В Республике Беларусь такой сегмент  роничной торговли как сетевая торговля, является пока относительно неразвитым даже по сравнению с  ближайшими соселями.

    Однако  и в Беларуси начинают появляться и развиваться частные розничные сетевые операторы, такие как ЗАО «Евроторг» (15 магазинов «Евроопт»), ООО «НТС» (более 15магазинов    «Корзинка»),   Новополоцкая   компания «Торгтехносервис» (21 магазин «Эконом»), ОДО «Альтернативная экономика» (4 магазина «Квартал»), действующие на межрегиональном уровне. Относительно крупные частные торговые сети работают также в своих регионах, например, сеть универсамов «Рублевский» (Минск), ОАО «Веста», ОАО «Ника» (Витебск), ООО «АссторВест» (Брест) и др. Кроме того, в последнее время на белорусский розничный рынок также начали выходить российские сетевые компании, такие как «Евросеть», группа «Седьмой континент», группа «Вестер». Компания «Альфа-групп» в конце 2007 г. сообщила о намерении до 2010 года открыть в Беларуси крупнейшую торговую сеть из 128 магазинов [6, с. 335-336].

    Создание  сети национального уровня является первостепенной задачей развития сетевого ритейла в нашей стране. На сегодняшний  день в Беларуси действует одна продовольственная сеть, о которой можно говорить как о сети национального уровня - УП «ДорОРС», являющееся дочерней структурой Белорусской железной дороги.

    Однако, несмотря на серьезное государственное  присутствие в формирующихся  сетях, частный розничный бизнес в Беларуси в последние годы заметно прогрессировал, прирастая новыми сетями и магазинами. 
   В настоящее время ряд крупных торговых организаций республики используют в работе принципы сетевой торговли. К таким организациям можно отнести в Минске торговые структуры, работающие под торговыми марками "Рублевский", "Копилка", "Марко", "Соседи", в Витебске - "Веста", "Ника", в Бресте - "Продтовары".

    Гипермаркеты  пока еще занимают небольшой сегмент  в торговой сети республики, но в  последние годы ведется их активное строительство и открытие. Так, за последние два года в Беларуси с участием иностранных инвесторов открыты и успешно работают такие гипер-супермаркеты как "Гиппо", "Максимус", "Вigzz", "Простор", "Корона", "Вестер", "Веста" и др. В их работе использованы все лучшие достижения европейской и мировой практики [12].

    В сегментах специализированной розницы, где сетевым строительством занимаются крупные импортеры, давно работающие на рынке, они нередко сознательно  выбирают разные стратегии развития, опираясь на различие используемых торговых форматов. Характерный пример – бытовая техника и электроника. Что касается специализированных сетей в других сферах торговли, то их, пожалуй, можно охарактеризовать как поступательно развивающиеся: революционных изменений не претерпевала ни одна из них, а то, что менялось, является элементами развития компаний.

    Компания  ООО «Электросервис и Ко»,  до  2007г.  известная   сетью магазинов  «Электросервис», в минувшем году провела  ребрендинг. По мнению специалистов торговой сети «Электросила» (под этой маркой магазины компании «Электросервис и Ко» работают сегодня), ребрендинг отражает то, как компания изменилась за 14 лет работы на рынке. Сеть насчитывает 25 торговых объектов в Беларуси. Все региональные магазины работают по системе франчайзинга.

    У сети «Умные вещи» (СП ЗАО «Энергопром»), занимающей ту же нишу, 10 торговых точек. Возможно, разница в том, что две  сети делают акценты на разных форматах:  «Электросила» наряду с магазинами и супермаркетами открывает и фирменные секции в ТЦ, «Умные вещи» существуют главным образом в формате магазинов (9 из 10 торговых точек).

    Похожая ситуация прослеживается и в развитии двух торговых сетей детской одежды – «Оранжевый верблюд» (ООО «Тувия») и Marusya (СООО «Маруся»), торговая сеть последней насчитывает 36 магазинов и фирменных секций, при этом собственно магазинов 5. Представители компании «Маруся» не сочли возможным ответить на вопросы корреспондента «БелГазеты», поэтому мы не смогли узнать о причинах такого способа построения сети. Однако логично было бы предположить, что единообразно оформленные секции в отделах детской одежды все равно формируют узнаваемость ТМ, кроме того, покупатели могут сравнивать продукцию нескольких производителей  и делать выбор на месте. Затраты на создание сети при такой стратегии также меньше, особенно если учесть точечную направленность ТМ и ее относительную молодость.

    Другая  сеть, специализирующаяся на детской  одежде,  «Оранжевый

верблюд», напротив, использует в основном отдельно стоящие магазины. Компания продает одежду нескольких ТМ, что и определяет формат торговых объектов. Сейчас сеть  «Оранжевый верблюд» включает в себя пять магазинов и 2 торговых объекта, работающих по системе франчайзинга. Информацию о том, кто является франчайзи и где они работают, специалисты «Оранжевого верблюда» назвали закрытой.

    Многие  белорусские предприятия, которые  сейчас имеют торговые сети, состоящие  из фирменных магазинов, в 90-е гг. начинали именно с секций в крупных  универмагах. Это касается в первую очередь косметики, одежды и обуви. Правда, в ряде случаев это были (и остаются по сей день) не столько секции с их обязательными атрибутами (оформление, консультанты-продавцы, работающие только с ассортиментом данной компании, одинаковые цены  и пр.), сколько отсортированные по производителям группы товаров. Многие компании имеют в придачу к торговле через универсальные магазины собственные фирменные торговые объекты. В большинстве случаев магазины стали появляться после того, как производители добились узнаваемости, работая через универмаги и ТЦ.

    Уже упомянутую компанию «Тувия» можно  привести в качестве еще одного примера, ярко характеризующего развитие сетевой  торговли. Компания продает обувь  через магазины сети Axis (одноименная  ТМ) и «Мегатоп» (несколько ТМ). Если первая сеть, насчитывающая немногим менее десятка магазинов, делает упор на модную обувь, то формат второй (пока два магазина) позиционируется создателями как семейный обувной супермаркет. Соответственно происходит и распределение ассортимента – как по цене, так и по модельному ряду. Компании принадлежат также магазины «Беларускi абутак», специализация которых следует из названия.

    Очевидно, что универсальные магазины сегодня  не могут удовлетворить потребности  импортеров и производителей в сбыте, поэтому построение собственных торговых сетей остается актуальным, несмотря на то, что это требует от компаний серьезных финансовых инвестиций и организационных изменений. С  другой стороны, приход на белорусский рынок российского ритейла, несомненно, будет крайне болезненным для отечественной специализированной розницы [12].

    В 2006-2010 годах в Беларуси планируется реализовать 44 инвестиционных проекта по строительству крупных торговых сетей, в том числе 12 – в г. Минске. На территории республики уже действует сеть магазинов «Рублевский», «Соседи», «Гиппо» и др. Практически во всех облисполкомах и ряде райисполкомов, имеются обращения владельцев торговых сетей с просьбой о выделении земельных участков. В этой связи в потребительской кооперации создание сетевых торговых объектов с совреме-

нными технологиями становится первоочередным и жизненно важным.

    Всеми облпотребсоюзами утверждены перечни  земельных участков, которые выделяются райисполкомами без проведения аукциона, для строительства новых торговых объектов в количестве 296 единиц, в том числе Брестскому облпотребсоюзу было выделено 28 участков, Витебскому – 83, Гомельскому – 33, Гродненскому – 44, Минскому – 44, Могилевскому – 64 участка.

    Из  общего количества на период до 2010года планируется построить и реконструировать 39 сетевых объектов торговой площадью  400м² и более в более в областных центрах, городах областного и районного подчинения, в том числе в Бресте –5 объектов, Витебске – 7, Гомеле – 7, Гродно – 6, Минске – 7, Могилеве – 7 объектов.

    В 2008-2009годах запланировано открытие 18 сетевых объектов торговли площадью не менее 1 тыс. м², расположенных в  городах и райцентрах с численностью населения более 25 тыс . человек, в  городах  Кобрин, Ба-рановичи, Новолукомль, Поставы, Гомель, Калинковичи, Жлобин, Ошмяны, Ивье, Лида, Слуцк, Пуховичи, Логойск, Борисов, Осиповичи, Горки, Могилев, Шклов.строительсво таких сетевых торговых объектов в количестве 39 единиц торговой площади 400м² и более и и со среднемесячным товарооборотом от 600 млн р. до 1 млрд р. позволит ежемесячно иметь дополнительный товарооборот около 40 млрд р. (или 8% ежемесячного прироста) [7, с.3]

    Создание  сетей путем объединения торговых объектов происходит в основном на этапе высокоразвитого, зрелого  бизнеса, когда владелец ради сохранения или увеличения прибыли готов поступаться частью своего экономического суверенитета. Таким образом, в Польше была организованна сеть оптовых торговых предприятий с централизованной закупкой и логического распределения по территориальному принципу. В Латвии, конкурируя с гипермаркетами, владельцы гастрономов создали несколько общественных организаций, которые в свою очередь стали выполнять, помимо прочего, функции сетевых операторов. В Беларуси, пытаются коммуницировать оптовые базы обувьторга.

    Пока  все сети – как отечественные, так и с участием иностранного капитала – у нас создаются одним собственником через покупку все новых и новых объектов. К добровольному объединению белорусский бизнес пока не готов [6, с. 34].

    Специалисты утверждают, что в сфере торговли максимальный потенциал развития имеют сетевые структуры, отвечающие следующим требованиям: их предприятия расположены не только в городах, но и в регионах; значительная часть оборота приходится на товары собственного производства, а также услуги; все товаропотоки координируют мощные логистические центры. Именно такая модель является основой программ развития Белкоопсоюза. Многие из них отработаны в НИИ Белкоопсоюза.

    Основные  факторы, спровоцировавшие в 90-х гг. прошлого века кризис кооперативной торговли, и сегодня действуют в полной мере. Белкоопсоюз по-прежнему обязан содержать нерентабельные торговые точки в малонаселенных деревнях, сокращается численность сельских жителей, наблюдается относительное падение их доходов. Тем не менее руководители Белкоопсоюза уверенно говорят о большом потенциале организации и готовности конкурировать даже с современными сетевыми структурами. Действительно, Белкоопсоюз значительную часть доходов - в эквиваленте это около 600 - 700 млн. долл. в год - вынужден инвестировать не в наиболее интересные с точки зрения получения прибыли проекты, а использовать для поддержки сельской розничной сети. И если основные конкуренты Белкоопсоюза имеют на 9 магазинов в городе 1 сельский, то наша пропорция 1:3.

     Разумеется, правление Белкоопсоюза прекрасно видит пути более эффективного инвестирования, но ведь союз в отличие  от обычной коммерческой организации  обязан в первую очередь реализовывать  свои уставные цели. Основная масса его пайщиков живет в сельской местности и правление не имеет права - ни юридического, ни морального - отказывать им в возможности пользоваться услугами организации, собственниками которой они являются.

     Решить эту, прямо скажем, нетривиальную  задачу и помогает то, что Белкоопсоюз  является, во-первых, многопрофильной, а, во-вторых, фактически сетевой структурой. Его деятельность делится на 3 основные составляющие: торговля, система заготовок и комплекс перерабатывающих предприятий. Два последних направления выполняют в отношении сельской розницы функции ресурсных доноров, за счет которых формируется примерно 30-40% товарооборота.

     В рамках общей программы совершенствования  деятельности потребительской кооперации разработаны и выполняются подпрограммы по каждой отрасли (например, кроме  уже упомянутых отраслей - по транспорту, оптовой торговле и т.д.) [1].

    В нынешнем году в системе потребкооперации Беларуси осуществляется 12 крупных  инвестиционных проектов в сфере  торгового обслуживания 
    Наиболее значительный из них - торговый комплекс "Логойский пассаж, первый сетевой магазин под Минском, который является самым крупным торговым комплексом в системе потребкооперации Беларуси. Открытие этого торгового центра является существенным вкладом в реализацию программы возрождения и развития села и улучшение торгового обслуживания сельского населения. Подобные объекты будут строиться не только на селе, но и в городах и в самое ближайшее время начнется возведение сетевых магазинов в Барановичах и Кобрине, а в Минске планируется открыть супермаркет. 
     До 2010 года Белкоопсоюз намерен построить 21 сетевой магазин в областных центрах и городах областного назначения. По-прежнему растет спрос населения на дисконтные магазины. На данный момент открыто уже 20 таких магазинов, из них 15 - в текущем году [12].

    Формирующиеся тенденции развития розничного рынка Беларуси в скором будущем приведут предпринимателей и Белкоопсоюз к идее объединения усилий. В перспективе ИП и кооперативная торговля вполне могут стать не конкурентами, а партнерами. Очень интересный пример такого сотрудничества отмечен в г. Клин Московской области, где в качестве пайщиков местного райпо выступает многочисленная группа предпринимателей рынка, решая вместе задачи его эффективного функционирования. Не вижу причин, почему этот опыт не может быть повторен у нас. Особенно теперь, когда на розничном рынке Беларуси появляется формат гипермаркетов. Если владельцы рынков, включая Белкоопсоюз, и торгующие на них не осознают необходимости изменения технологии функционирования этих объектов с точки зрения удобства покупателей, можно предсказать значительное сокращение товарооборота рынков в ближайшие 5-10 лет. Предприниматели, имеющие ценный опыт эффективной торговли и лично заинтересованные в успешной работе рынков, могли бы быть просто идеальными партнерами для рынков Белкоопсоюза. Разумеется, не каждый в отдельности - а в лице своих объединений, выполняющих функции корпоративного инвестора [1].

Информация о работе Розничные торговые сети