Роль человека в организации. Философия и концепция управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 17:24, курсовая работа

Краткое описание

Каждому человеку в жизни не один раз приходится переживать
процесс вхождения в организацию. Находиться в организации, быть ее
членом, и входить в организацию, становиться ее членом далеко не
одно и то же. Вхождение человека в организацию всегда сопряжено с
решением нескольких проблем, которые обязательно сопутствуют этому
процессу.

Вложенные файлы: 1 файл

1 Роль человека в организации.docx

— 49.81 Кб (Скачать файл)

В наиболее общем виде управление представляет собой воздействие субъекта управления на его объект. Обозначенные элементы являются подсистемами единой системы управления. Г. В. Атаманчук, в зависимости от субъекта управляющего воздействия, выделил следующие типы управления: государственное управление (субъект управления — государство), общественное управления (субъект управления — общество и его структуры), менеджмент (субъект управления — предприниматель, собственник).

3. Цели и задачи управления  персоналом. Объект и субъект,  Принципы и методы управления  персоналом.

Цели  управления персоналом должны совпадать  с целями управления организации в целом. Они тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга.

Основными целями управления персоналом организации  являются:

  • повышение конкурентоспособности организации в рыночных условиях;
  • повышение эффективности производства и труда, в частности, достижение максимальной прибыли;
  • обеспечение высокой социальной эффективности функционирования коллектива.

В современной литературе, как  правило, выделяют две группы целей менеджмента персонала: организационные и личные.

Управление персоналом, — деятельность, выполняемая на предприятиях, которая способствует наиболее эффективному использованию людей (работников) для достижения организационных и личных целей.

Организационные цели традиционно стоят в центре управления персоналом, да и управления в целом. Обычно их связывают с обеспечением эффективности предприятия. И с этой точки зрения управление персоналом есть деятельность по использованию сотрудников для достижения эффективности организации.

В западной литературе для характеристики целей управления персоналом часто используются понятия «экономическая эффективность» и «социальная (персональная) эффективность». При этом экономическая эффективность в области управления персоналом понимается как достижение с минимальными затратами на персонал целей организации— экономических результатов, стабильности, высокой гибкости и адаптивности к непрерывно меняющейся среде; социальная эффективность — как удовлетворение интересов и потребностей сотрудников (оплата труда, его содержание, возможность личностной самореализации, удовлетворенность общением с товарищами и т.д.).

Учитывая вышесказанное, управление персоналом  можно определить как деятельность по обеспечению организации необходимым количеством сотрудников требуемой квалификации и качества в целом, их мотивации и использования в целях деловой (прежде всего экономической), а также социальной эффективности.

Задачи:

Успешное  выполнение поставленных перед управлением  персоналом целей требует решения  следующих задач:

  • полного и эффективного использования способностей работников;
  • создания оптимальных условий для развития и реализации их потенциала в профессиональной деятельности;
  • обеспечения мотивации трудовой деятельности;
  • формирования производственного поведения с точки зрения реализации целей организации в целом;
  • согласования интересов организации и интересов работников.

Задачи кадровой службы:

  • планирование  персонала;
  • снизить  текучесть  кадров;
  • создать  хорошие  условия  труда;
  • обеспечить  каждого  работника  постоянным  рабочим  местом;
  • стимулирование  персонала;
  • образование  и  повышение  квалификации  в  заинтересованных  кадрах;
  • продвижение  по  службе;
  • вознаграждение  за  хорошую  работу.

Отличительная особенность группы работников как  объекта управления состоит в  определенной взаимоувязке деятельности работников благодаря общим целям, что и характеризует их как коллектив.

Субъект управления персоналом

В качестве субъектов управления персоналом выступают:

  • линейные руководители всех уровней, управляющие своими подчиненными (начальники управлений, отделов, служб, мастера, прорабы и т.п.);
  • функциональная служба (отдел кадров, например). Она подчинена высшему линейному руководителю (директору, управляющему) и наряду с осуществлением своих функций проводит методическое руководство деятельностью всех имеющихся линейных руководителей.

Объектом является персонал организации. Персонал – личный состав организации, работающий по найму и обладающий определенными признаками:

  • квалификация
  • компетенция
  • способности
  • установки

Главным из которых является наличие  трудовых отношений с работодателем. Самый важный управленческий ресурс. Можно классифицировать персонал по нескольким

А) Основные (непосредственно осуществляют технологии производства) и вспомогательные  работники (осуществляют помощь основному  производству).

Б) Управляющие работники (профессионалы, специалисты, главные специалисты, 1-ый руководитель…).

В) Технические исполнители (иногда отсутствует высшее образование).

Г) Обслуживающий персонал.

Д) По полу (мужчины и женщины).

Е) По стажу 

Ё) По квалификации  направлениям

Объект  управления персоналом - это отдельный работник или некая их совокупность, выступающая как трудовой коллектив. Совокупность работников может включать как весь персонал предприятия (организации, фирмы), на который распространяются управленческие решения общего характера, так и персонал структурного подразделения (отдела, цеха) или производственной ячейки (бригады).

 

Субъект Функции управления персоналом осуществляются его субъектами - должностными лицами и организациями, непосредственно занятыми этой деятельностью. Субъектами управления персоналом являются:

  • линейные руководители всех уровней, управляющие своими подчиненными (начальники управлений, отделов, служб, мастера, прорабы и т.п.);
  • функциональная служба (отдел кадров, например). Она подчинена высшему линейному руководителю (директору, управляющему) и наряду с осуществлением своих функций проводит методическое руководство деятельностью всех имеющихся линейных руководителей.
  • кружки качества, профсоюзы, женские организации, организации рационализаторов, ветеранов и т.п., действующие на предприятии.

К внешним регуляторам деятельности по управлению персоналом относятся: государство и, прежде всего, те его органы, которые принимают законы, регулирующие сферу трудовых отношений;

ассоциации предпринимателей, вырабатывающие рекомендации в области управления, в том числе управления персоналом; организации, занимающиеся вопросами труда, и в первую очередь профсоюзы;

собственники предприятий (как частные лица, так и ассоциации), нередко устанавливающие особые правила в области управления персоналом.

Так, на некоторых предприятиях, принадлежащих религиозным организациям, принципы управления персоналом и взаимоотношений между сотрудниками, в целом находясь в рамках трудового и социального права, значительно отличаются от соответствующих принципов и норм светских организаций.

Принципы управления персоналом (ПУП) — правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом. ПУП отражают требования объективно действующих экономических законов, поэтому и сами являются объективными.

ПУП — множество, но при всех условиях управление персоналом осуществляется на основе следующих традиционно  утвердившихся в отечественных организациях принципов: научность, демократический централизм, плановость, первое лицо, единство распорядительства; отбор, подбор и расстановка кадров; сочетание единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации; линейное, функциональное и целевое управление; контроль исполнения решений и др. Ряд американских и японских корпораций широко используют следующие принципы управления персоналом: пожизненный найм, контроль исполнения заданий, основанный на доверии; сочетание такого контроля с корпоративной культурой; консенсуальное принятие решений, т.е. обязательное одобрение принимаемых решений большинством работников.

Основными принципами управления персоналом являются:

  • принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении, а также распределения (делегирования) полномочий при принятии управленческих решений;
  • принцип сочетания единоначалия и коллегиальности в управлении: коллегиальность предполагает выработку коллегиального или коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, а также исполнителей конкретных решений;
  • принцип научной обоснованности управления: все управленческие действия должны осуществляться на базе применения научных методов и подходов;
  • принцип плановости: установление основных направлений, задач и  планов развития организации в перспективе;
  • принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности: каждый в организации наделяется конкретными делами, несет ответственность за выполнение возложенных на него задач;
  • принцип мотивации: чем тщательнее менеджеры осуществляют систему поощрений и наказаний, тем эффективнее будет программа мотиваций и побуждения людей к деятельности для достижения целей организации ее сотрудников;
  • принцип демократизации управления: участие в управлении организацией всех сотрудников.

Методы управления — это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления организацией. Различают методы,  которые отличаются способами и результативностью воздействия на персонал:

  1. экономические,
  2. административно-правовые
  3. социально-психологические методы управления.

I. Экономические методы управления являются способами воздействия на персонал на основе использования экономических законов и обеспечивают возможность в зависимости от ситуации как «одарять», так и «карать». Эффективность экономических методов управления определяется: формой собственности и ведения хозяйственной деятельности, принципами хозяйственного расчета, системой материального вознаграждения, рынком рабочей силы, рыночным ценообразованием, налоговой системой, структурой кредитования и т.п. Наиболее распространенными формами прямого экономического воздействия на персонал являются: хозяйственный расчет, материальное стимулирование и участие в прибылях через приобретение ценных бумаг (акций, облигаций) организации.

    • Гарантии
    • Основная заработная плата
    • Дополнительная заработная плата
    • Вознаграждение за конечный результат
    • Премия за основные результаты труда ,
    • Материальная помощь
    • Материальные льготы и привилегии
    • Ценные бумаги/

II. Административно-правовые методы являются способами осуществления управленческих воздействий на персонал, основанными на властных отношениях, дисциплине и системе административно-правовых взысканий. Различают пять основных способов административно-правового воздействия: организационное и распорядительное воздействие, дисциплинарная ответственность и взыскания, материальная ответственность и взыскания, административная ответственность и взыскания.

  • Организационное воздействие
  • Распорядительное воздействие
  • Дисциплинарная ответственность и взыскания.
  • Материальная ответственность
  • Уголовная ответственность

III.  Социально-психологические методы

Социально-психологические  методы — это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, основанные на использовании закономерностей социологии и психологии. Эти методы направлены как на группу сотрудников, так и на отдельные личности. По масштабам и способам воздействия их можно разделить на: социологические, направленные на группы сотрудников в процессе их производственного взаимодействия, и психологические, целенаправленно воздействующие на внутренний мир конкретной личности.

Информация о работе Роль человека в организации. Философия и концепция управления персоналом