Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 00:03, курсовая работа
Предметом данного маркетингового исследования стал рынок пакетированного чая, функционирующий в Москве.
Цель исследования:Выявить предпочтения потребителей на рынке пакетированного чая и разработать общие рекомендации для увеличения эффективности позиционирования и позиции товара.
Введение……………………………………………………………...
3
Глава IПлан и структура исследования……………….
6
Глава IIОписание ранка пакетированного чая……………….
7
Глава IIIСтатистические данные попакетированного чая…
8
Глава IVАнализ полевых исследований………………………
12
ГлаваVРезультаты исследований и рекомендации………...
29
Список используемой литературы и интернет-ресурсов…….……
33
Приложение 1……………………………………….………………..
34
Приложение 2………………………………………………………...
35
Приложение 3………………………………………………………...
41
КУРСОВАЯ РАБОТА
по маркетинговому исследованию:
«Рынок пакетированного чая в Москве»
Выполнили:
Москва, 2014
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава IПлан и структура исследования………………. |
6 |
Глава IIОписание ранка пакетированного чая………………. |
7 |
Глава IIIСтатистические данные попакетированного чая… |
8 |
Глава IVАнализ полевых исследований……………………… |
12 |
ГлаваVРезультаты исследований и рекомендации………... |
29 |
Список используемой литературы и интернет-ресурсов…….…… |
33 |
Приложение 1……………………………………….……………….. |
34 |
Приложение 2………………………………………………………... |
35 |
Приложение 3………………………………………………………... |
41 |
Введение
«Потребительский рынок постоянно меняется, и компаниям необходимо учитывать новые тенденции и запросы массовой аудитории. Здесь как никогда нужна гибкость».
(Ежедневная деловая газета "Findaily")[1]
Чай всегда был и остается одним из самых популярных и широко известных напитков.
Чай – культивируемое вечнозелёное растение, высушенные и особо обработанные листья, которого при заварке дают ароматный тонизирующий напиток. Чайный напиток представляет собой сложную комбинацию веществ, оказывающую многоплановое и в целом благотворное воздействие на организм человека. Общее число химических соединений, входящих в его состав составляет около 300, хотя точные данные о химии чая до сих пор остаются загадкой.В последнее время с изменением ритма жизни изменяются и традиции чаепития. [2]
В зависимости от степени обработки и окисления чай бывает:
пени обработки и окисления чай бывает:
В зависимости от качества чай бывает:
Высокосортный чай - это чай изготовленный из нераспустившихся почек (типсов), а также молодых листьев. Такой чай очень дорогой и его нелегко приобрести. К высокосортным чаям относится байховый чай. Его производят из первых двух листиков куста, а также типсов. Его ещё называют пекой (англ. Pekoe), что означает белые и золотистые ворсинки, которые растут на почках и самых молодых листьях. Существуют такие виды высокосортного чая –Оранж(чай из самых молодых скрученных листьев) и Оранжпекой(чай с добавлением типсов). Самыми высококачественными чаями считаются цветочные чаи (их название никак не связано с цветами чая), речь идёт о наиболее высоком содержании типсов в таком чае.
Среднесортный чай - это чай, который изготавливается из сломанных листьев. Их отбирают после приготовления цельнолистовых чаёв. Чай из ломаных и резаных листьев быстрее заваривается, но уже не обладает таким тонким ароматом и вкусом как цельнолистовой. К среднесортным чаям относятся БрокенПекой (BrokenPekoe) и БрокенОранжПекой (BrokenOrangePekoe).
Низкосортный чай - это чай, который изготавливается из измельчённых листьев, а также из отходов производства более высокосортных видов чая. Этот вид чая быстро заваривается, но вкусовые качества теряет по сравнению с крупнолистовым чаем.
В зависимости от наличия дополнительной обработки чаи делятся на:
Прессованный чай - это чай, произведённый из стеблей, чайной пыли, старых листьев накапливающихся на чайных фабриках после производства чая. Их прессуют в крупные кирпичики, а также в мелкие таблетки.
Пакетированный чай- это чай, который также как и прессованный делают из отходов основного чайного производства, которые помещают в пакетики различной формы.
Экстрагированный чай - это чай, который производится в виде жидкого экстракта или в сухой кристаллической форме. Его выпускают в герметической упаковке, так как он быстрорастворимый.
Ароматизированный чай- это чай, которому придаётся дополнительный ярко выраженный аромат. Ароматизируют чаще всего среднесортные сорта чая, иногда высокосортные, не влияя при этом на биохимический состав чая. Ароматизация может проводиться двумя способами: с помощью натуральных ароматизаторов и синтетических эссенций.
Гранулированный чай - чай, листья которого измельчены и скручены механическим способом. В качестве сырья используются листья не только самых лучших флешей. Настой из такого чая получается крепким и ярким, а вот аромат довольно слабый. Большинство гранулированных чаёв производится в Индии и на Цейлоне.
Связанный чай - это чай изготовленный из специально подобранных по вкусу и аромату чайных листьев и цветов, которые собирают в пучок самой разнообразной формы.[3]
Прочную нишу в общем чайном рынке стал занимать пакетированный чай.Немаловажным является и тот факт, что «цветные чаи» достаточно широко представлены. И наиболее востребованным является полуферментированный красный чай (Оолонг или У-Лун), обладающий лучшими качествами зеленого и черного чая.
Потребительская аудитория, прежде всего молодежь, охотно откликается на новые предложения. Всегда наиболее привлекательными являются растущие сегменты. На рынке пакетированного чая сегодня это новые чайные продукты, обладающие, помимо нового вкуса, высокими качественными показателями, биологической активностью и новыми потребительскими характеристиками. [1]
Предметом данного маркетингового исследования стал рынок пакетированного чая, функционирующий в Москве.
Цель исследования:Выявить предпочтения потребителей на рынке пакетированного чая и разработать общие рекомендации для увеличения эффективности позиционирования и позиции товара.
I. План и структура исследования
1)Сбор и анализ вторичной информации.
2)Разработка анкеты.
3)Определение выборки.
4)Проведение анкетирования.
5)Обработка полученной информации.
6)Анализ первичной информации.
7) Разработка рекомендаций.
1)Анализ вторичной информации.
2)Анализ базы данных статистической службы.
3)Анкетирование потенциальных потребителей.
4)Анализ первичной информации.
Методы определения выборки: исходя из наших возможностей, наша выборка представляет собой неслучайную, репрезентативную, выборку. Было опрошено 160 человек разного пола, возраста и с разным ежемесячным доходом.
Место проведения исследования:
1) Город Москва, около метро Планерная, ВДНХ, Охотный ряд, Динамо.
2) Интернет сайт http://www.survio.com.
II. Описание рынка пакетированного чая
Употребление чая на Руси началось в первой половине XVII века, но точная дата этого события также имеет варианты. Существует версия, что уже в 1618 году царь Михаил Федорович Романов получил в подарок от китайских послов несколько ящиков чая.С января 1999 года ситуация начался рост потребления пакетированного чая, который до этого особым спросом в России не пользовался (если в целом по миру пакетированный чай составляет до 90 % рынка, то в России на 1999 год его доля не превышала 9 %). [4]
Пакетированный чай в России непопулярен (относительно мирового рынка), ценители чая обычно считают его заведомо низкокачественным и невкусным, и пьют лишь по необходимости, когда обстоятельства не позволяют заварить рассыпной чай.Наибольшей популярностью в нашей стране пользуются чаи в пакетиках, привезенные из Шри-Ланки. Именно эта страна с 38,76% и занимает лидерские позиции в рейтинге стран-поставщиков. Далее следуют:
Индия – 18,18%.
Кения – 11,74%.
Китай – 8,58%.
ОАЭ – 7%.
Стоит отметить, что большая часть стран-поставщиков снизила показатели импорта пакетированного чая в нашу страну по сравнению с 4 кварталом 2011 года. [4]
На долю чая в пакетиках уже, по данным компании АС Nielsen, приходится 56,2% продаж в натуральном выражении и 69,8% в стоимостном.
Контролируют российский рынок чая всего четыре компании - "ОримиТрэйд", "Май", Unilever, AhmadTeaLtd. Эта "большая четверка" контролирует 80% рынка в натуральном выражении и 77% - в стоимостном. Но названия вышеуказанных компаний знает далеко не большая часть москвичей, а вот следующие названия марок: "Майский чай", "Беседа", "Брук Бонд" "Цейлонский", "Индийский" со слоном и просто "Индийский" чай знают от 80 до 90 % жителей Москвы. [6]
III. Статистические данные по рынку пакетированного чая
На данный момент Россия является «чайной державой» и занимает пятое место в мире по потреблению чая в целом, после Индии, Китая, Турции и Великобритании. Регулярно пьют чай 98% россиян. В среднем каждый житель нашей страны потребляет 1,2 кг чая в год. Как уже было указанно выше на чай в пакетиках приходится 56,2% продаж в натуральном выражении (количество единиц проданной продукции) и 69,8% в стоимостном (объем выручки за проданную продукцию). Это довольно не плохой показатель востребованности пакетированного чая, относительно рынка чая России в целом. Относительно мирового рынка чая, чай в пакетиках в России не особо популярен.
По мнению аналитиков компании BusinesStat, продажи чая в России в 2013-2015 гг. будут медленно снижаться в среднем на 2% в год, и в 2015 году объем продаж составит всего 117 тыс. тонн. Но относительно пакетированного чая все обстоит иначе. Директор по связям с общественностью группы компаний "ОримиТрэйд" Мария Грабоваутверждает, что рост потребления пакетированного чая в России только увеличивается и будет увеличиваться. Это объясняется высоким жизненным ритмом и простотой заваривания чая в пакетиках. [7]
Собственное производство чая в России в настоящее время крайне незначительно. На него приходится всего лишь 5 % от общего объема рынка.
Рис. 1. Структура рынка производствапакетированного чая от общего в России за 2013 год, %
По данным аудита розничной торговли компании ИА «КредИнформ Северо-Запад», наиболее емким является московский рынок. В стоимостном выражении доля продукции, реализуемой на столичном рынке, составляет около 40% от общего объема продаж чая в России. В крупнейших городах европейской части России продается 45,5% чая, а в 6 городах Сибири - 14,5% данной продукции в ценовом измерении.[8]
Рис. 2. Структура рынка пакетированного чая относительно географического расположения рынков и общего объема продаж чая в России за 2013 год, %
Теперь рассмотрим самых крупных игроков рынка пакетированного чая в Москве.
Почти 75% рынка в стоимостном выражении контролируют четыре компании: ООО «Орими Трейд» (ТМ Greenfield, Tess, «Принцесса Нури», «Принцесса Канди», «Принцесса Гита», «Принцесса Ява»), ООО «Юнилевер Русь», она же Unilever (ТМ BrookeBond, Lipton, «Беседа»), ООО «СДС-Фудс», она жеAhmadTeaLtd (ТМ Ahmad, Richmond, Berty’s) и ЗАО «Компания Май» (ТМ Citrus, «Лисма», «Майский чай»).
Рис. 3. Структура рынка пакетированного чая по производителям в России (в стоимостном выражении) за 2013 год, %
На сегодняшний день «ОримиТрэйд» уверенно лидирует на российском чайном рынке. География чайных поставок включает в себя Цейлон, Индию, Китай, Индонезию, Кению и Вьетнам.По данным независимых исследований на торговые марки «Принцесса Нури», «Принцесса Ява», «Принцесса Гита» и «Принцесса Канди» приходится около 37% потребительского спроса. Это значит, что каждая третья чашка чая, которую выпивают в России, производится группой компаний "ОримиТрэйд".
На втором месте после ООО «Орими Трейд» находится ООО «Юнилевер Русь», она же Unilever. На долю этой компании приходится 25 % российского рынка пакетированного чая. Эта цифра достойна уважения, так как ООО «Юнилевер Русь» функционирует не только на рынке чая, но и является одним из мировых лидеров на рынке продуктов питания и товаров бытовой химии. К данной компании принадлежат такие известные бренды чая, как «BrookeBond», «Lipton», «Беседа».
На почетном третьем место стоит ООО «СДС-Фудс», она же AhmadTeaLtd.Пакетированный чай AhmadTea полностью соответствует безупречной репутации бренда AhmadTea — производителя исключительного английского чая. Потребительский спрос на чай в пакетиках данной компании составляет 10 %. Производит ООО «СДС-Фудс» такие марки чая, как «Ahmad», «Richmond», «Berty’s».
Четвертое место среди самых популярных компаний пакетированного чая на российском месте, с потребительским спросом 2 % занимает ЗАО «Компания Май». У любителей чая продукция Компании «Май» ассоциируется с высоким качеством, национальными традициями чаепития и общения, семейными ценностями. Бренды компании Май - «Майский», «Лисма» и «Curtis» - выделяются оригинальным дизайном и хорошо узнаваемы.[9]