Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 13:08, реферат
По материалам обзора можно сделать следующие выводы:
• Ежегодно объем российского рынка цветов увеличивается на 25%.
• Доля импортной продукции на российском рынке цветов составляет 90%, доля отечественной продукции – 10%.
• Спрос на импортные цветы среди торговых операторов выше, чем на отечественные цветы из-за более высокого качества и низкой себестоимости, а также ненадежности поставок от российских производителей.
• На российском рынке цветов наблюдается цикличность продаж. Больше всего цветов покупают в праздничные дни, со 2 по 11 марта, в мае, в октябре и в сентябре.
Введение.
В России цветочный рынок вошел в стадию активного развития относительно недавно: массовые поставки цветов из-за рубежа начались примерно десять лет назад. Сегодня объем российского рынка срезанных и горшечных растений оценивается в $1,5 млрд в год, причем на "горшки" приходится около $500 млн.
Всего десять лет назад выйти на этот рынок было довольно просто: серьезный контроль отсутствовал, а таможенных пошлин на ввоз растений в Россию не существовало вообще. О конкуренции речь тоже еще не шла - импортом горшечных и срезанных цветов активно занималось всего около пяти более или менее крупных компаний. При этом уже тогда было понятно: цветы придется только ввозить - своих производителей почти не было, а те, что были, не давали повода надеяться на скорое появление качественного российского товара.
Первые годы цветочный рынок развивался невиданными темпами. Однако в ситуации полной неорганизованности оптовые компании начинали заодно торговать в розницу, палатки возле остановок закупали товар и у импортеров, и у отечественного производителя, в том числе у старушек, выходивших на рынок со своим огородным продуктом. При этом многочисленные частные предприятия розничной торговли не предлагали никаких дополнительных услуг: завернут купленный букет в газету -- вот и весь сервис. Вместе с тем цветочный бизнес без особых потерь пережил все экономические потрясения. Срезанные растения независимо ни от чего продолжали успешно продаваться по "красным дням календаря" и прочим праздникам, которых в России совсем не мало: кроме 8 Марта и 1 сентября — главных "цветочных" дат, есть еще 23 Февраля, 9 Мая, Новый год, Пасха, а также 14 февраля — неофициальный, но популярный День всех влюбленных. Горшечная продукция, хотя и не имеет пиков продаж, тоже стабильно находит своего покупателя.
1.Спрос и предложение на цветочном рынке в динамике и факторы на них влияющие.
Срезанные цветы в России никогда не были необходимым элементом декора дома в отличие от Европы, где принято украшать жилища букетами, расставляя по комнатам разные растения или мини-композиции. В нашей стране не принято часто тратиться на цветы, которые через несколько дней придется выбросить. Цветы в России принято покупать по случаю, в основном на день рождения или к празднику. Реже — в подарок любимой девушке. Поэтому российский цветочный рынок носит ярко выраженный сезонный характер. Пик спроса приходится на февраль-март, когда отмечают День Святого Валентина, День защитника Отечества и 8 Марта. Именно в марте некоторые компании «делают» до 50% годового оборота. Заметное повышение спроса наблюдается также в августе, когда проходят свадьбы, в преддверии 1 сентября, в октябре перед Днем учителя, в мае перед праздником Победы. В то же время с середины мая до конца августа на рынке царит жесткая депрессия, к тому же в этот период конкуренцию тепличным цветам составляют растения с приусадебных участков, которые по демпинговым ценам продают садоводы-любители.
Между тем до кризиса цветочный рынок ежегодно увеличивался на 15—25% и в натуральном, и в денежном выражении. Значит, спрос на срезанные растения постоянно повышался. «И сегодня потенциал нашего цветочного рынка достаточно высок, есть место для новых игроков», — считает Тамара Решетникова, директор консалтинговой компании «Технологии роста». Такими игроками вполне могут стать отечественные цветоводы. Если будут реализованы все заявленные тепличные проекты, то к 2013 году наши хозяйства смогут обеспечить 40—50% потребности в цветах в количественном выражении.
2.Состояние рынка и его конъюнктура.
В современное время рынок цветов характеризуется значительными темпами роста. Причинами это являются, стабильный рост доходов населения и развитие технологий выращивания растений, их обработки, хранения, транспортировки. Однако в России цветочный рынок вошел в стадию активного развития относительно недавно: массовые поставки цветов из-за рубежа начались примерно десять лет назад.
На мировом рынке торговля цветами стала важной статьей дохода для, таких стран как Колумбия, Израиль, Эквадор и Кения, но и для Дании, Бельгии, Германии, Италии не говоря уже о мировом лидере - производителе растений и цветов - Нидерланды. Цветочный бизнес давно перешел границы внутренней экономики, выйдя на международный уровень.
По прогнозу Ассоциации голландских цветоводов, в ближайшие 10 лет Россия выйдет на второе место после Германии среди импортеров нидерландских цветов. Российский рынок на 90% состоит из импортной продукции, а на отечественную приходится всего 10%. Это обусловлено в первую очередь тем, что на данный момент, российские производители не в состоянии обеспечить весь рынок необходимым количеством цветочной продукции. Отсюда вытекает, что основной тенденцией на российском рынке является рост площадей под производство цветочной продукции. Российские хозяйства стараются использовать лучший мировой опыт в данной области.
Поставки цветов в Россию осуществляют более ста зарубежных компаний. Среди этих компаний выделяются около 15 наиболее крупных поставщиков - это в первую очередь «Green Line» и «Амадей».
3.Размещение производства по России.
В настоящий момент лишь на 1,5 % от всех имеющихся в стране тепличных площадей производят цветы. Однако сейчас большинство запускаемых тепличных проектов рассчитывают именно на производство цветов. Основными производителями срезаемых цветов в России являются хозяйства среднего размера. Небольшие хозяйства лишь в редких случаях занимаются цветоводством. Выращивание горшечных цветов в крупных хозяйствах также носит единичный характер.
В основном хозяйства по выращиванию цветов сосредоточены в европейской части России, что касается остальных регионов, то там спрос на цветы удовлетворяют либо фирмы-импортеры, либо частники.
Снижение импортных поставок в 2009 году и рост российского производства цветов привели к увеличению доли отечественной продукции на рынке до 12%. В основном в российских хозяйствах выращивают розы, на них, по данным «Технологий роста», приходится 80% в натуральном выражении. Также производят тюльпаны, хризантемы, герберы, гвоздики, нарциссы, ирисы, лилии. Все новые проекты создаются только по голландской технологии. При возделывании цветов также применяется голландский метод, включающий почасовое поддержание определенной температуры, влажности, освещенности, полива и удобрений. Цветы выращивают в питательных смесях, а не в земле, применяют капельный полив, круглосуточное освещение специальными лампами, что позволяет получать валовую рентабельность от 80% и больше. Практически все хозяйства приглашают к себе голландских специалистов, которые отлаживают работу, ведь в цветоводстве слишком много тонкостей, а российские сельскохозяйственные вузы не готовят технологов тепличных производств.
Крупнейшим производителем
срезанных цветов в России являлся ООО
«Сельхозпроминвест»(
На российском рынке срезанных цветов преобладают розы. Розы доминируют как в импорте, так и в российском производстве срезанных цветов. Второе место на российском рынке занимают хризантемы, далее следуют гвоздики и орхидеи.
Созданный лишь в 2006 году тепличный комплекс «Розовый сад» (Калужская область), по оценкам Intesco Research Group, уже занимает третье место в стране по производству цветов — 15 млн цветов (розы, альстромерии, герберы). Среди других крупнейших производителей — ГУП «Южный» (20 млн цветов), ГУП «Мосзеленхоз» (18 млн цветов).
Сегодня современные цветочные комплексы возводятся по всей России, хотя больше таких проектов на юге. Два проекта — «Новая Голландия» и «Северная мечта» — осуществляются в Ленинградской области. Если сравнивать по затратам на обогрев и досвечивание, себестоимость цветка в Северо-Западном регионе, конечно, выше. Однако сбыт большинства крупных цветочных теплиц, расположенных на юге России, ориентирован на потребителя в Москве, Поволжье или на Урале, поэтому они гораздо больше тратят на транспорт. Производители из Ленинградской области, где практически нет подобных комплексов, будут экономить на логистике, поскольку их товар будет приобретен местными покупателями.
По данным «Технологии роста», в 2009 году отечественные теплицы вырастили 250 млн цветов. Причем теплицы, построенные по новым технологиям в последние три-четыре года, дали более половины урожая — 130 млн штук.
4.Состояние экспорта и импорта на цветочном рынке.
На
сегодняшний день 90% российского
цветочного рынка пока
Колумбия и Эквадор поставляют в Москву крупные гвоздики и некоторое количество роз. Экзотика (например, орхидеи, составляющие в общем цветочном обороте менее 1%) поступает из Южной Африки. Поставщик декоративной зелени для украшения букетов — Израиль. В этом ряду стран-экспортеров, определяющих структуру российского цветочного импорта, странновато смотрится только Литва, которая сама растения не производит и не выращивает. Но, как говорят цветочные оптовики, через Литву проходят партии товара, которые были запрещены к ввозу в Россию из других стран. На эту роль постепенно начинает претендовать и Украина. Несмотря на то что везти через славянского соседа и дороже, и дольше, контроль на границе почти отсутствует. Поэтому не исключено, что вскоре Литва лишится звания главного «серого» импортера цветов.
Продавцы и флористы утверждают, что российский товар и дороже, и менее качественный. По их мнению, работать с импортным материалом проще и удобнее, так как каждый цветок строго соответствует стандартам. Отечественные цветы по-своему красивы, и они занимают свою нишу в так называемых «коротких» сортах роз. Правда, чаще распространением подмосковных «коротких» роз занимаются бабушки у станций метро. «Срезанный цветок (например, роза) должен стоять в вазе от 14 до 30 дней, если он хранился в правильных условиях и пропитан консервантами, — объясняет флорист Светлана Самойлова. — Такие растения — исключительно заграничные; как правило, они дороже на 20–30%. Позволить себе закупать «правильные» растения могут только крупные сети и премиальные салоны. В остальных магазинах — ширпотреб, но тоже иностранный. Подмосковные цветы не вянут около недели, а импортные, которые не всегда содержатся в подобающих условиях, сохраняются максимум 10 дней. Если цветок завял через день или два — вас обманули».
Обман — часто вынужденная мера, признаются продавцы. Теоретически от срезки цветка до поступления на прилавок должно проходить не больше двух недель. Соответственно, роза или гвоздика будут жить в вазе ровно столько, сколько отводят им флористы. Но на практике все гораздо сложнее: цветы проводят на экспертизе и таможне до месяца, а то и больше, за что продавцам и потребителю остается «благодарить» Россельхознадзор. Несколько лет назад в России были введены специальные фитосанитарные сертификаты. Они удостоверяют, что ввозимые растения и овощи не содержат фауны, угрожающей российской флоре. Раньше существовал Росгоскарантин, который лишь выборочно проверял партии цветов, ввозимых в основном из Голландии.
В середине 1990-х надзор нашел в голландских розах калифорнийского трипса — насекомое, являющееся дальним родственником колорадского жука. Говорят, он был завезен в Россию с первыми партиями импортных цветов, но обнаружили его несколько позже, поскольку раньше вредитель в России не встречался. Жучок живет в цветочных бутонах и поражает несколько сотен видов растений. Европа — его родина, и смысла с ним бороться, уверяют эксперты, практически нет. Но мелкий вредитель становится причиной большинства проблем с ввозом иностранной продукции.
Как напоминают в Россельхознадзоре, впервые запрет на импорт цветов из Нидерландов стал действовать в 2004 году, после первых проверок нового ведомства. Его сняли через несколько месяцев. Затем запрет был вновь наложен и действовал почти весь 2006 год и в начале 2007-го. Именно в это время цветы (все те же — голландские) стали поступать из Литвы. Наконец, в конце прошлого года проблему удалось решить. Сотрудники отечественного ведомства отправились непосредственно в нидерландские хозяйства и на месте провели аккредитацию поставщиков. В итоге набралось с десяток компаний, к продукции которых со стороны российского контроля претензий нет. Именно в этих фирмах и закупается большинство роз и тюльпанов, оказывающихся на столичных прилавках, — по крайней мере теми, кто работает честно.