Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 13:08, реферат
По материалам обзора можно сделать следующие выводы:
• Ежегодно объем российского рынка цветов увеличивается на 25%.
• Доля импортной продукции на российском рынке цветов составляет 90%, доля отечественной продукции – 10%.
• Спрос на импортные цветы среди торговых операторов выше, чем на отечественные цветы из-за более высокого качества и низкой себестоимости, а также ненадежности поставок от российских производителей.
• На российском рынке цветов наблюдается цикличность продаж. Больше всего цветов покупают в праздничные дни, со 2 по 11 марта, в мае, в октябре и в сентябре.
Сами оптовики о проблемах говорят с неохотой. В «Амадее» корреспонденту «Бизнес-журнала» пояснили, что сейчас большая часть проблем снята и рынок работает нормально. Директор оптовой компании Socol Flowers Даниил Стариков признается, что несколько лет назад его бизнес был на грани закрытия. «90% цветов, которые мы продаем, — из Нидерландов, — говорит он. — Когда действовали запреты, ввозить цветы было или нельзя, или безумно сложно. Соответственно, партии были небольшие, а цены — заоблачные. Сейчас все стабилизировалось». В неофициальной беседе некоторые участники этого рынка признаются, кстати, что фитосертификат на одну партию заморских роз обходится в 100 тысяч рублей. Это добавляет примерно по пять рублей к розничной стоимости каждого растения. Не так уж и мало, если учесть, что на аукционе в Амстердаме одна роза обходится оптовому покупателю не дороже 50 евроцентов, то есть примерно в 18 рублей.
Существуют и другие серые схемы поставок зараженных цветов на российский рынок. Например, цветы ввозят под видом декоративной зелени для букетов. Во-первых, согласно инструкциям, эту продукцию не проверяют на наличие трипса, во-вторых, пошлина на зелень почти на треть ниже, чем на розы. Оценить объемы теневого импорта довольно сложно. «Не исключено, что он составляет до четверти всей ввозимой продукции, — полагает аналитик цветочного рынка Александр Болот-ный. — Большая часть этих цветов поступает на столичный рынок, где до сих пор наблюдается довольно сильное влияние национальных диаспор, тесно связанных с криминалом».
Таможня, впрочем, обещает вскоре прикрыть «серые» каналы. В частности, в специальном приказе ФТС, посвященном этому вопросу, говорится, что в ближайшее время будет ограничено число таможенных постов, через которые можно ввозить цветы, — их останется всего три. Ужесточаются и требования к упаковке, а объем декоративной зелени для букетов не должен превышать 20% от общего количества товара. С этого года установлена единая таможенная ставка — как для цветов, так и для растений, используемых в оформлении букетов, — в размере 15%. Впрочем, последняя мера весьма сомнительна. Как признался один из импортеров, иногда цветы ввозят даже под видом газонной травы.
Процентное соотношение
поставок цветочной продукции из Голландии
Основные страны, импортирующие
живые цветы,( % )
5. Ценообразование и факторы влияющие на цен.
Отечественные цветоводы, которые в меньшей степени зависят от валютного курса, могут обеспечить более выгодные цены. Оптовики стали отдавать предпочтение розам длиною по 40, 50, 60 см, которые стоят дешевле, чем цветок в 60, 70 см. Впрочем, премиум-сорта пользуются спросом независимо от длины стебля. Российские цветоводы, которые научились выращивать такую продукцию, смогли незначительно улучшить свои позиции. Доля отечественных растений выросла с 10 до 12% в денежном выражении.
До кризиса закупать цветы в Голландии было зачастую выгоднее, чем в России. «В Голландии цена цветка на аукционе зависит от спроса и предложения, и даже с учетом транспортировки и таможенных сборов она может оказаться ниже российской», — говорила в одном из своих интервью Светлана Белогурова, главный бухгалтер группы компаний «Бизнес-Букет». Однако из-за валютного скачка импортные цветы подорожали на 20—30%. По данным одной из крупных оптовых компаний, голландские розы длиною 70 см стоят 60 рублей за штуку, российские — 50 рублей, а розы длиной 80 см — соответственно 75 и 55 рублей. На сайте другого оптовика написано: голландские и эквадорские розы по цене от 45 до 75 рублей за штуку. Всегда в продаже подмосковные розочки от 22 рублей за штуку. Кроме того, местные хозяйства более гибкие, например, у ГУП «Совхоз «Южный» минимальная сумма заказа составляет всего 3 тыс. рублей (при средней цене 50 рублей партия выходит — 60 штук). Оптовики, предлагающие импортные растения, меньше чем за 15 тыс. рублей (примерно 300 штук) не станут браться за работу.
В Голландии роза длиной 60—70 см стоит порядка 1 доллара. В России за счет доставки, растаможивания и фитосанитарного контроля ее себестоимость возрастает до 1,6 доллара. Оптовик продаст цветок за 1,8—1,9 доллара, а в рознице он пойдет более чем по 3,5 доллара. Такую арифметику приводит Геннадий Ластовский, президент цветочной компании «Грин Лайн». По оценке DISCOVERY Research Group, в розничной цене на долю аукционной цены приходится 29%, накрутка оптовика — 23% (причем 17% — накладные расходы, а 6% — прибыль), 48% — доля розницы с учетом накладных расходов.
Средние потребительские
цены (тарифы) на товары и услуги, рубль, | |||||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
январь |
50,45 |
53,92 |
58,44 |
65,21 |
70,28 |
66,16 |
68,57 |
февраль |
52,08 |
55,87 |
60,86 |
69,88 |
71,71 |
67,92 |
69,75 |
март |
53,27 |
57,46 |
61,92 |
72,7 |
72,61 |
68,48 |
70,53 |
апрель |
52,53 |
57,62 |
61,19 |
72,33 |
72,1 |
67,78 |
69,74 |
Май |
51,93 |
56,55 |
60,47 |
71,42 |
71,27 |
67,16 |
68,68 |
июнь |
51,3 |
55,78 |
59,8 |
70,02 |
70,48 |
66,67 |
68,43 |
июль |
50,56 |
55,54 |
59,46 |
68,58 |
69,96 |
66,02 |
68,13 |
август |
50,38 |
55,07 |
59,7 |
68,3 |
69,93 |
65,75 |
68 |
сентябрь |
50,54 |
55,54 |
60,87 |
68,28 |
70,38 |
65,86 |
68,48 |
октябрь |
51,2 |
56,25 |
61,77 |
68,66 |
71,14 |
66,64 |
68,8 |
ноябрь |
51,73 |
57,42 |
62,34 |
69,25 |
71,69 |
67,63 |
68,99 |
декабрь |
52,81 |
58,09 |
62,88 |
70,02 |
72,1 |
67,73 |
69,55 |
6. Конъюнктура международного рынка цветов.
В совокупности розы, гвоздики и хризантемы составляют около 50% мировой торговли срезанными цветами. При этом, у каждого рынка цветов есть свои предпочтения по сортам. Например, в Великобритании более популярны гвоздики, чем розы, тогда как в Швейцарии гвоздик покупают очень мало.
В каждой стране существуют свои особенности потребительского поведения. Например, американцы потребляют в среднем немного меньше срезанных цветов по сравнению со странами ЕС. Швейцария имеет самый высокий уровень потребления цветов на душу населения, почти в четыре раза выше, чем в США. Согласно данным Цветочного Совета Голландии, только 28% семьей в США покупают цветы, в то время как в Германии, Великобритании и Франции этот показатель соответственно составляет 76%, 63% и 60%.
Существенно дифференцируются по странам и предпочтения потребителей. Например, самый большой рынок цветов в мире - Германия. Срезанные цветы покупают около 60% населения, причем 55% цветов приобретаются в качестве подарка, 25% - для похорон и 18% - для личного пользования. Цветы покупаются как в специальных случаях, так и как признание в привязанности и любви. Роза – самый покупаемый цветок, за ней следуют тюльпаны, гвоздики, герберы, хризантемы.
Великобритания - второй импортер цветов в мире. 39% цветов приобретается в качестве подарка, 10% для похорон и приблизительно 45% для личного пользования. Визиты, дни рождения, специальные праздники (День Матери, Рождество, день святого Валентина) являются основными поводами покупки цветов. Гвоздики составляют 25% объема покупаемых цветов, далее идут розы (16%), хризантемы (14%), лилии (11%), тюльпаны (4%). Потребители выбирают цветы, опираясь на цвет, свежесть, цену и аромат.
Потребители Нидерландов готовы платить высокую цену за дорогие качественные цветы. 46% цветов покупается в качестве подарка. Визиты, дни рождения, свадьбы, и специальные праздники (День Матери, Рождество, день Святого Валентина) – главные поводы для покупки цветов. Роза – самый популярный цветок, далее идут тюльпаны, хризантемы, герберы, лилии. Наиболее популярными по цветовой гамме являются белый и желтый.
Во Франции главным образом покупают розы (67%) и гладиолусы (14%). Визиты и дни рождения – главные поводы для покупки цветов. 62% цветов покупаются в качестве подарка, 31% - для похорон и 17% - для личного пользования.
День Святого Валентина, День Женщины, День Матери, важные религиозные праздники и Рождество – праздники, когда больше всего покупается цветов в Италии. Розы, лилия, маргаритка, гвоздики и герберы являются наиболее приобретаемыми сортами. Хризантемы главным образом покупаются в дни религиозных праздников, а гладиолусы – для похорон.
Потребление срезанных цветов в Испании устойчиво возрастает. Специальные случаи (дни рождения, похороны) все еще остаются самыми важными событиями для покупки цветов. Кроме того, покупка цветов для личного пользования медленно, но постоянно возрастает. Почти все покупатели цветов живут в городе.
Япония сегодня является одним из самых крупных рынков потребления и занимает шестое место по импорту цветов в мире.
Следует отметить специфику покупательского поведения японских потребителей. Наиболее популярными цветами в Японии являются хризантемы (29%), гвоздики (7%), розы (9%), герберы (2%), лилии (3%) и орхидеи (1%). Самый популярный цвет – белый. Деликатные светлые тона (особенно розовый цвет) намного предпочтительней, чем тёмные. Спрос на цветы на японском рынке сконцентрирован на особых событиях: свадьбы, празднования совершеннолетия, похороны и др. Другие источники спроса включают занятия «икебаной» (ikebana) и иными традиционными искусствами, связанными с цветами. Спрос на цветы в Японии носит сезонный характер: величина спроса часто уменьшается в течение января - февраля и июня - июля, когда в стране немного специальных и официальных праздников. Уровень потребления цветов растет в течение марта, августа, сентября и декабря, особенно во время праздников.
В Китае цветы покупают главным образом по двум случаям – китайский Новый Год и похороны. Популярные новогодние цветы - гладиолусы, хризантемы, китайский персик и цветы в горшках. Цветы для похорон - исключительно белые и желтые хризантемы. В последние десятилетия, особенно в молодежной среде, проявилась новая тенденция - посылать цветы в качестве подарка на дни рождения, юбилеи и больным. День Святого Валентина и День Матери теперь можно назвать поводами для столь же больших поставок цветов, как и китайский Новый Год.
В Тайване наиболее популярными являются праздники: день влюбленных (в августе); Китайский Новый Год (в феврале); день посещения Могил (5 апреля); Фестиваль Лодки Дракона (в июне); Праздник Полулунный (обычно в сентябре). В это время розничные цены обычно возрастают в пределах от 100 % до 300%. Наиболее популярными цветами являются тюльпаны, хризантемы, лилии и гвоздики, которые составляют приблизительно 80% от общего количества цветов, продаваемых на тайваньском рынке. Если говорить о цветовой палитре, то предпочтение отдается красному и розовому цветам, которые китайцы обычно связывают с удачей и благосостоянием. Белый цвет в китайской культуре традиционно отождествляется со смертью, но в последние годы он стал вполне приемлемым для вручения цветов в дни рождения, юбилеи и в других специальных случаях.
7. Проблема функционирования цветочного рынка и пути их решения.
В нашей стране не было традиций промышленного цветоводства. В советские времена эта сфера была отдана на откуп частникам, в основном представителям национальных республик, которые бесперебойно поставляли преимущественно гвоздики на колхозные рынки. Летом к ним присоединялись бабушки, предлагавшие выращенные на приусадебном участке нарциссы, пионы, флоксы, сирень, астры, георгины, гладиолусы...
Справедливости ради надо сказать, что флористической отрасли уделяют мало внимания. Российские сельскохозяйственные вузы вообще (!) не готовят технологов тепличных производств. Чтобы получить такую специальность, агроном должен пройти курсы переподготовки. «В нашей стране отсутствует такое понятие, как флористическая отрасль. Само слово «флорист» совсем недавно было всего лишь красивым выражением, поскольку этой специальности не существовало в российском реестре профессий, и в трудовых книжках якобы флористов было написано «продавец» или «менеджер», — рассказывает Сергей Попов. Цветочный рынок динамично развивается около двадцати лет, но только в июне 2009 году Минзравсоцразвития одобрил квалификационные требования по должности флориста, теперь она будет внесена в реестр профессий, подготовлен государственный образовательный стандарт по этой специальности.
Однако незадолго до кризиса на цветочную отрасль обратили внимание инвесторы. По данным консалтинговой компании «Технологии роста», в 2006—2009 годах непрофильные инвесторы вложили в цветочные теплицы 236,1 млн евро, в 2010—2016 годы запланированы инвестиции в размере еще 276,9 млн евро. Самые крупные вложения были сделаны в проекты «Мокшанский» — 60 млн евро (инвесторы МДМ-банк, банк «Тарханы», правительство Пензенской области), ЮГАГРО — более 47 млн евро (инвестор Алексей Богачев, совладелец сети «Магнит» и председатель правления банка «Система»), «Розовый сад» — 62,8 млн евро (инвесторы — Urals Energy, Nafta (B), Revaho). Среди плановых инвестиций наиболее крупными на сегодня считаются проекты «Чеховский сад» — около 50 млн евро (инвесторы — ООО «Гигант» и DLV Plant — 50%, Bartels Roses BV — 50%), «Анапа» — 68 млн евро (ГК «Капитал Инвест»), «Новая Голландия» — 53 млн евро (Алексей Антипов, совладелец компании «Балтимор»). В бизнесе участвует и государство: так, правительство Московской области софинансирует «Теплицы Раменские» стоимостью 42,5 млн евро.
Безусловное преимущество отечественной продукции — близость к потребителю. Срок жизни цветка очень короткий — всего две-три недели, из них примерно семь — десять дней уходит на транспортировку из-за границы и растаможивание. Между тем качество подразумевает не только свежесть растения. Не менее важно, сколько времени цветок простоит в вазе, насколько его легко соединить с другими видами в одном букете. Исходя из всех факторов розничные торговцы и формируют свой ассортимент.