Рыночное сегментирование и позиционирование для магазина компьютерной техники ООО "Компьютерный мастер"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 00:25, курсовая работа

Краткое описание

Предприятие «Компьютерный Мастер» - ведущая розничная сеть в г. Днепродзержинске по продаже компьютерной техники. «Компьютерный Мастер» осуществляет свою деятельность с 2004 года, и на данный момент насчитывает 5 магазинов сети в г. Днепродзержинске. Предприятие работает на компьютерном рынке, предлагая широчайший спектр товаров для дома, офиса, работы и отдыха.

Содержание

1. Краткая характеристика фирмы ООО «Компьютерный Мастер»
и его продукции…………………………………………………………………..2
1.1. Организационная структура ООО «Компьютерный Мастер»……. 3
1.2. Маркетинговая среда фирмы ООО « Компьютерный Мастер»….. 5
2. Сегментирование и позиционирование рынка………………………………8
2.1. Определение основных сегментов рынка на основе факторов сегментирования…………………………………………………………….8
2.2. Обоснование факторов сегментирования………………………….11
2.3. Определение конкурентных преимуществ предприятия………….12
2.4. Позиционирование товаров для сегментов…………………………15
3. PEST – анализ ООО «Компьютерный Мастер»…………………………….17
4. SWOT – анализ ООО «Компьютерный Мастер» …………………………..24
5. Заключение……………………………………………………………………27
6. Литература…………………………………………………………………….28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа Решетилова.docx

— 253.17 Кб (Скачать файл)

Демографическая сегментация — деление рынка на группы в зависимости от таких характеристик потребителей, как: возраст, пол, семейное положение, социальный класс, жизненный цикл семьи, религия, национальность, раса. Демографические сегменты, так же как и географические, обычно легко определить и измерить, необходимая информация часто доступна из вторичных источников. Данная сегментация обычно проводится совместно с применением других критериев, так как потребности в одной, скажем, возрастной группе могут сильно различаться для разных групп людей.

Социально-экономическая  сегментация предполагает деление потребителей по уровню доходов, роду занятий, уровню образования. Очевидно, что перечисленные критерии сегментации непосредственно влияют на потребности индивидуума и возможности их удовлетворения. Иногда данные критерии относят к демографическим критериям.

Психографическая сегментация — деление рынка на различные группы в зависимости от жизненного стиля или личностных характеристик потребителей.

Поведенческая сегментация предполагает деление рынка на группы в зависимости от таких характеристик потребителей, как: уровень знаний, отношения, характер использования продукта или реакции на него.

 

Факторы, переменные

Наиболее распространенные значения переменных

Географические:

Регион

 Днепропетровская обл., Украина

Административное деление

г. Днепродзержинск

Численность населения

249600 чел.

Плотность населения

Город

Климат

Умеренно-континентальный

Демографические:

Возраст

16-20 лет, 21-34 лет, 35-49, 50-64, 65 и выше

Пол

Мужской, женский

Размер семьи

1-2 чел., 3-4 чел., 5 и более

Семейное положение

Молодежь - одинокие, молодежь - семейные без детей, молодежь - семейные с детьми, пожилые - имеющие детей, пожилые - семейные, не имеющие  детей и т.д.

Виды профессий

Научные, инженерно-технические  работники, служащие, бизнесмены, рабочие, фермеры, преподаватели, учителя, студенты, домохозяйки и т.д.

Уровень дохода

Низкий, средний, высокий, очень  высокий

Уровень образования

Без образования, начальное, среднее, средне-специальное, высшее образование, ученая степень, звание

Национальность

Украинцы, русские

Религия

Православная, католическая

Раса

Европеоидная, монголоидная

Психографические:

Социальный слой

Неимущие, среднего достатка, высокого достатка, очень высокого достатка

Стиль жизни

Элитарный, богемный, молодежный, спортивный

Личные качества

Амбициозность, авторитарность, импульсивность, стадный инстинкт, новаторство, стремление к лидерству, уравновешенность, флегматичность и т.п.

Поведенческие:

Степень случайности покупки

Запланированная покупка; не запланированная покупка; особый случай

Поиск выгод

Поиск продукции высокого качества, хорошего обслуживания, более низких цен

Степень нуждаемости в  продукте

Нужен для дома, нужен для работы

Степень готовности купить

Не желает покупать, не готов  купить сейчас, недостаточно информирован, стремится купить продукт, обязательно купит


 

    1. Обоснование факторов сегментирования.

Географический фактор

На начало 2012 года количество населения г. Днепродзержинска- 249 600 чел., с которых 184 200 трудоспособных граждан. 15% населения пенсионеры.

Демографический фактор

Возраст 16 - 65 лет- 52% от трудоспособного населения( 88 416чел.)

18,2% - получают ЗП до 1134 грн.

56,6% - от 1134грн. до 3000 грн. 

18,4% - от 3000 до 5000 грн.

6,8% - от 5000 грн.

Целевой сегмент( с ЗП среднего и выше уровня) 66312чел.

Психографический фактор

13%  с определенного  целевого сегмента не имеют  возможности, либо желания покупать  компьютерную технику. Не нуждаются  в покупке( уже имеют и не хотят нового)или просто не умеют пользоваться средствами IT технологий. Целевой сегмент 57691чел.

Поведенческий фактор

7,3% жителей г. Днепродзержинска  отдают предпочтение стационарным компьютерам считая их более мощными для работы и удобными для пользование, исключая возможность покупки ноутбуков. Целевой сегмент 53479чел.


Выбор целевого сегмента

Жители г. Днепродзержинске и его окресностей, в возрасте от 16 до 65 лет, с уровнем дохода 2000-5000грн., чаще всего работающие на металлургических предприятиях, государственных структурах, занимающие руководительные должности, активные, энергические люди занятые работой и карьерой, которые не представляют жизни без новинок IT технологий и компьютер для них есть неотъемлемой частью жизни как для работы так и для отдыха. При выборе новенького ноутбука склоняются к мобильности и портативности, не забывая при этом за дизайн и удобство в использовании ПК. Заинтересованные в бесплатном сервисном обслуживании, качестве товара, подходящих под выбранную модель аксессуарах, гарантии на товар и возможности покупки в кредит.

 

Расчет емкости рынка  и целевого сегмента

Емкость рынка = 184200*3500*1/2=322,350,000 грн.

Емкость целевого сегмента = 53479*3500*1/2=93,588,250 грн.

 

2.3. Определение конкурентных преимуществ предприятия.

Для определения конкурентных преимуществ было взято 3 самых сильных  конкурента на целевом рынке г. Днепродзержинска. Рассматривалась их деятельность, сильные  и слабые стороны а так же доля рынка каждого из выбранных предприятий.

 

 

 

Исходя из выше указанных  таблиц анализа конкурентов, самый  большой процент из числа главных  конкурентов ООО «Компьютерный  Мастер» занимает «Алло»- 18 %  доли рынка в г. Днепродзержинске

Для определения доли рынка ООО «Компьютерный Мастер» мы берем общий объем продаж нашего предприятия за 1 год(5-ти магазинов сети), делим его на емкость рынка и умножаем на 100%.

Теперь по формуле расчитываем долю рынка:

Доля  рынка = 11280000грн./322350000грн * 100% = 3.5%.

Для расчета относительной  доли рынка мы берем самого главного конкурента, сеть магазинов компьютерной техники «Алло», который занимает 18% доли рынка .

Относительная доля рынка= 3,5% / 18% = 0,19%

Конкурентные преимущества предприятия «Компьютерный Мастер»

-   Оптимальная ценовая политика.

-   Новинки компьютерной техники.

-   Огромный ассортимент товарных позиций и мировых брендов.

-   Удобная для навигации торговая площадь размером приблизительно 200 кв.м.

-   Бесплатное сервисное обслуживание в самом магазине.

-   Высокое качество продукции с предоставлением всех сертификатов качества.

-   Индивидуальная сборка ПК на заказ с учётом всех пожеланий потребителя.

-   Профессиональный дипломированный персонал.

-   Постоянная система скидок, сезонные и праздничные акции.

-   Быстрый беспроцентный кредит.

-   Удобное расположение магазинов с большим местом для парковки.

 

 

 

    1. Позиционирование товаров для сегментов

Позиционирование - это комплекс мер, благодаря которым в сознании целевых потребителей данный товар занимает собственное место по отношению к другим аналогичным товарам.

Позиция товара на рынке складывается из трех составляющих:

- во-первых, это выбор атрибута позиционирования, т.е. некоторой полезности товара для клиента, которая может стать эмоциональной причиной его покупки именно в данной фирме;

- во-вторых, позиционирование осуществляется для выбранного целевого сегмента, так как для разных аудиторий наиболее привлекательные атрибуты позиционирования будут разными;

- в-третьих, позиционирование должно учитывать позицию конкурентов, которые предлагают товары для того же целевого сегмента.

Основные принципы позиционирования можно сформулировать следующим образом:

- быть последовательным, используя выбранную позицию, придерживаясь однажды выбранного направления, не менять позицию в течение длительного времени. В этом случае клиенты будут знать и ценить фирму. Составляющие позиции могут время от времени меняться, но не сама позиция; в противном случае фирма дезориентирует клиентов;

- ежедневно люди воспринимают огромное количество информации - письменной и устной. При таком наплыве ее очень важно, чтобы позиция фирмы преподносилась клиентам доступно и просто, но в то же время выразительно и своеобразно. Если позиция фирмы будет простой и выразительной, это поможет сконцентрироваться на преимуществах предприятия;

- все составляющие бизнеса, включая решения об ассортименте предлагаемых товаров и услуг, об обслуживающем клиентов персонале, о способах рекламы, способах распределения должны последователь выражать выбранную позицию.

 

 

Сеть магазинов «Компьютерный  Мастер»- ведущая розничная сеть по продаже компьютерной техники в г. Днепродзержинске, осуществляющая свою деятельность с 2004 года. Предприятие зарекомендовало себя как надежное и комфортное место приобретения компьютерной техники для всей семьи. Сегодня «Компьютерный Мастер» - это больше, чем просто витрины с широким ассортиментом продукции. Мы предлагаем своим клиентам не только оптимальный ассортимент и цены, но и профессиональные консультации по выбору техники, индивидуальную сборку ПК на заказ, надежное гарантийное обслуживание и беспроцентные кредиты на товары. А постоянная система скидок, сезонные и праздничные акции, не дадут пройти мимо даже самому привередливому потребителю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. PEST-Анализ ООО «Компьютерный Мастер»

PEST-анализ – это инструмент, предназначенный для выявления политических, экономических, социальных и технологических аспектов внешней среды, которые используются, чтобы оценить рынок для организационной или бизнес-единицы и могут повлиять на стратегию предприятия.

Проведем PEST-анализ для предприятия «Компьютерный Мастер»

 

PEST Анализ табл. 1

Группа Факторов

Фактор

Описание

Шкала оценивания

От -3 до +3

( Р ) Политические факторы

Трудовое законодательство

Наметилась стойкая тенденция приближения законодательства о труде Украины к классическим мировым образцам. Но еще старой в основном осталась система форм трудового законодательства. И хотя в Конституции Украины заложенные новые принципы регулирования трудовых отношений, основу действующего законодательства Украины на сегодня составляет Кодекс Законов о труде (далее – КЗоТ), который был принят еще 10 декабря 1971 года и приобрел силу с 1 июня 1972 года. За прошедшее время (особенно за последние 12 лет) к нему было внесено много изменений и дополнений.

-1

 

Нестабильность политической и экономической  ситуации в стране

Нестабильность политической и экономической  ситуации в Украине вызывает беспокойство и тревогу как у производителей, так и у потребителей компьютерной техники. Однако, эти негативные тенденции, как нам кажется, привнесут немаловажные позитивные элементы в развитие отечественного рынка ПК. Проблемы ликвидности банковской системы и резкого снижения ресурсов приводят к более обдуманному планированию расходов, изысканию дополнительных ресурсов и возможностей. Вследствие чего процесс приобретения товара, сервиса или услуги украинским потребителем становится более осмысленным и взвешенным, аргументов задуматься о производительности решения, соотношении "цена/качество" у заказчиков станет гораздо больше. Все это, несомненно, приводит к снижению объемов продаж, однако стимулирует отечественные компании к разработке новых, более качественных продуктов, предоставлению широкомасштабных сервисов, оказанию разноплановых услуг.

-1

 

Выборы на всех уровнях власти

Влияние выборов особо не должно особым образом затронуть компьютерный бизнес, т. к. значительного падение  курса гривны по соотношению к  доллару не предусматривается.  Действующая  власть обещает повышение зарплат  и увеличения уровня жизни населения, что не может не вызвать повышение  уровня продаж.

+1

( Е ) Экономические факторы

Экономическая ситуация

Предположительно, нижнюю точку падения экономика уже прошла. Таким образом, можно прогнозировать поступательный рост спроса на оказываемые услуги в течение ближайших 3-5 лет. Это означает, что вход на новый рынок и постепенное расширение своего присутствия является благоприятным. В 2013–2014 годах страна намерена перейти от антикризисных мер к стабильному развитию экономики.

-1

 

Уровень инфляции

Международный валютный фонд (МВФ) прогнозирует инфляцию в Украине в 2012 г. на уровне 7,4%. Прогноз на 2013 г. не изменился - 5,9%, говорится в отчете МВФ. В то же время ноябрьский консенсус-прогноз Министерства экономического развития и торговли  Украины по индексу цен производителей был улучшен до 5,8% против 7,9% тремя месяцами ранее. При этом рост реального располагаемого дохода населения, по их прогнозу, снизится с 9,6% в 2012 г. до 4,8% в 2013 г.

-3

 

Налогообложе-ние и Налоговый Кодекс

Радикальные изменения, которые произошли  в политике налогообложения на 2012 год, позволяет считать, что в течение 2013 года налоговое законодательство будет подвергнуто ряду доработок и изменений в рамках малог и среднего бизнеса. Кроме того, Кодекс предусматривает снижение ставки налога на прибыль с 25 до 23 % с 1 апреля 2011 года, а также НДС с 20 до 17 % с 01.01.2014 что является положительным фактором для данной отрасли.

+1

( S ) Социально-культурные факторы

Демографичес-кие показатели

Рост числа людей пенсионного  и предпенсионного возраста, сокращение численности населения предположительно вынудит государство к увеличению налогового давления на заработную плату. Данный фактор является глобальным для всего постсоветского пространства и Европы.

-2

 

Тенденции в изменении образа жизни

Современный мир не может обойтись без использования техники, упрощающей жизнь человека и компьютер  занимает в этом списке не последнее место. Для современного человека, который развивается и следит за новинками, компьютер является неотъемлемой частью жизни, как для работы, так и для отдыха и общения с людьми. А постоянный рост ИТ технологий положительным образом влияет на рост спроса потребителя.

+3

 

Уровень жизни и благополучия

В мировой экономике существует довольно-таки простой метод оценки уровня благосостояния населения. Несмотря на все пессимистические разговоры и прогнозы, доходы населения существенно выросли, но выросли и запросы на товары, что не может не повлиять на уровень и качество покупок.

+2

( Т ) Технологические факторы

Динамика развития информационных технологий

Информационные технологии изменили не только способ работы - они изменили способ делового стратегического мышления. Первые быстродействующие компьютеры использовались предпринимателями  в основном для автоматизации  процессов, которые раньше выполнялись  вручную большим числом сотрудников  невысокой квалификации; типичный пример - обработка данных. Сегодня новая  техника и технологии применяются  не только для автоматизации сбора  и обработки данных, но и для  реализации новых идей, новых способов получения конкурентного преимущества. Распределенные информационные системы  и сетевые технологии сузили мир  до размеров рабочего стола и экрана монитора, безгранично увеличив деловые  возможности за счет быстрого и простого доступа к огромным объемам информации и инструментам работы с ней. А безмерное количество новинок в этом направлении не может не сказаться положительным образом для заинтересования  любого потребителя.

+3

 

Появление новой продукции аналога

Этот фактор является как позитивным так и от части негативным, всё потому что новый продукт всегда интереснее для типичного потребителя, и соответственно спрос на него всегда выше его предшественника, что в свою очередь отодвигает старшего брата на задний план. Для потдержания уровня продаж применяется снижение цены на устаревший товар, что не является большим плюсом для компании.

+1

Общая оценка

   

3


 

PEST Анализ табл. 2

Фактор

Вероят-ность

Влияние

Ответная реакция

Положитель-ные факторы

Отрицатель-ные факторы

( Р )Политические

Трудовое законодательство

 

Высокая

 

Может повлечь за собой массу изменений как в ценовой политике, так и предпочтениях потребителя.

 

Стратегическое изменение ценовой  политики

 

Увеличение обьема продаж за счет удержания доступных цен для населения

 

Социальная нестабильность

Нестабильность политической и экономической  ситуации в стране

Высокая

Нестабильность политической и экономической  ситуации в Украине вызывает беспокойство и тревогу как у производителей, так и у потребителей компьютерной техники

Закупка более качественной дорогой  техники

Стимулирование отечественных компаний к разработке новых, более качественных продуктов, предоставлению широкомасштабных сервисов, оказанию разноплановых услуг.

Снижению объемов продаж

Выборы на всех уровнях власти

Средняя

Падение курса гривны по соотношению  к доллару, изменение уровня прожиточного минимума

Пересмотрение ценовой политики предприятия

Увеличение спроса на товар в своем целевом сегменте

Нестабильность курса может привести к застою товара на складе

( Е ) Экономические

Экономическая ситуация

 

 

Высокая

 

 

Нестабильная экономическая ситуация в стране может повлечь за собой  массу негативных последствий, что  в свою очередь не может не отразится  на уровне продаж

 

 

Приторможение процесса закупки нового товара

 

 

При положительном сценарии выход  на новый рынок

 

 

Снижение уровня спроса на товар

Уровень инфляции

Высокая

Покупательская ценность денег снижается, что в свою очередь, влияет на объем продаж

В зависимости от уровня инфляции предприятие  или работает на полной мощности, или приостанавлива-ет процесс

Выход на новые рынки с новой  продукцией

Повышение цен на закупаемый товар

Налогообложе-ние и Налоговый Кодекс

Средняя

Кодекс предусматривает снижение ставки налога на прибыль с 25 до 23 % с 1 апреля 2011 года, а также НДС с 20 до 17 % с 01.01.2014

Корректирова-ние ценовой политики

Изменение процента на прибыль уменьшает  расходы предприятия

Скачки процентной ставки могут негативно отразится на финансовом состоянии предприятия

( S ) Социально-культурные факторы

Демографические показатели

 

Низкая

 

Рост числа людей пенсионного  и предпенсионного возраста, сокращение численности населения предположительно вынудит государство к увеличению налогового давления на заработную плату.

 

Развитие товарной политики предприятия  в направлении недорогостоящей  техники для социального сегмента населения

 

Увеличения спроса на определенный сегмент товаров

 

Уменьшение спроса на товар высшей ценовой категории

Тенденции в изменении образа жизни

Средняя

Изменение вкусов и предпочтений потребителя, гонка за новизной

Частое пополнение товарного ассортимента новинками техники

Увеличение спроса на новый(популяр-ный) товар, узнаваемость бренда, увеличение уровня продаж.

Уменьшение интереса и потребительско-го спроса к товару-предшественнику

Уровень жизни и благополучия

Средняя

Влияние на уровень и качество покупок

Закупка товаров популярных, мировых  брендов

Увеличение общего объема продаж, популярность компании

При резком падении уровня жизни населения  отрицательный доход.

( Т ) Технологические факторы

Динамика развития информационных технологий

 

 

 

Высокая

 

 

 

Стремлением к новизне, качеству, быстроте и упрощению работы, дизайну, функциональности

 

 

 

Соответствие запросам выбраного сегмента потребителей

 

 

 

Скорость обмена информации, уменьшения затрат на электропотребление, облегчение рутинных задач

 

 

 

Стоимость продукта  не всем по карману

Информация о работе Рыночное сегментирование и позиционирование для магазина компьютерной техники ООО "Компьютерный мастер"