Слияние и поглощение корпораций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы – изучить экономический механизм тактики слияния и поглощения в системе корпоративного управления.
В рамках обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть основные результаты развития корпоративного бизнеса;
2. изучить тактику слияния корпораций;
3. изучить тактику поглощения корпораций;

Вложенные файлы: 1 файл

43.doc

— 2.18 Мб (Скачать файл)


Слияние и поглощение корпораций

Введение

Рост масштабов интеграционных процессов как результата углубления и расширения взаимозависимости  отдельных предприятий хозяйственных  отраслей, а также экономик различных  стран, формирование крупных межотраслевых  и межгосударственных промышленных объединений в 80—90-е годы вызвали развитие теории корпоративного управления.

Для сегодняшних международных  экономических отношений присущи  новые количественные и качественные характеристики. Основные формы мирохозяйственных связей, международная торговля, движение капиталов, миграция населения и трудовых ресурсов, транснациональная деятельность, акции международных организаций, наконец, интеграционные процессы в мире — достигли невиданных ранее масштабов.

В экономической теории роль корпораций в хозяйстве оценивается неоднозначно. Одни ученые считают, что корпорация является ядром экономики государства и именно ею предопределяются основные направления и пропорции экономического развития. Согласно противоположной точке зрения, недостатки крупных фирм перевешивают имеющиеся достоинства и наносят тем самым большой вред экономике в целом. В этой связи представляет большой интерес анализ понятия корпорации как экономического явления. В данной статье авторы, не претендуя на полное раскрытие сущности корпорации как экономической категории, сделали попытку выявить основные факторы, определяющие ее содержание, а также условия формирования этих крупных объединений.

Слияние и поглощение компаний –  один из самых распространенных путей развития, к которому прибегают в настоящее время большинство даже самых успешных компаний. Этот процесс в современных условиях становится явлением обычным, практически повседневным.

Рассматривая процессы слияний  и поглощений компаний, очень важно  заострить внимание на вопросе, касающемся выбора стратегии развития: почему компании предпочитают именно слияния и поглощения, а не альтернативные им варианты, в частности, стратегию органического роста.

Практика показывает, что в настоящее время сделки по слияниям и поглощениям представляют собой преобладающую часть прямых иностранных инвестиций. В этих условиях важно разобраться, как влияет этот вид инвестиций на экономику принимающей страны, эффективней они или неэффективней по сравнению с инвестициями в создание новых предприятий.

Как и в случае с глобализацией  в целом, влияние слияний и  поглощений на процесс развития может  быть двойственным и неравнозначным. И в развитых и в развивающихся  странах высказывается обеспокоенность  в связи с потенциальными антиконкурентными последствиями слияний и поглощений.

В развивающихся странах  опасаются, что поглощения местных  компаний иностранными могут привести к установлению иностранного господства в определенных отраслях экономики (так как слияния и поглощения, как правило, приводят к смене собственника и к переходу контроля из рук национальных фирм к зарубежным компаниям) и тем самым поставить под угрозу национальный суверенитет и развитие технологического потенциала страны. Существует и обеспокоенность, связанная с угрозами национальной культуре или самобытности. Важно выработать политику, которая позволит свести к минимуму издержки и обеспечить максимум выгод от стратегии слияний и поглощений компаний.

Цель выпускной квалификационной работы – изучить экономический механизм тактики слияния и поглощения в системе корпоративного управления.

В рамках обозначенной цели были поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть основные  результаты развития корпоративного  бизнеса;

2. изучить тактику  слияния корпораций;

3. изучить тактику поглощения корпораций;

4. проанализировать финансовое состояние ОАО «МТС» как базы реализации тактики слияния в системе корпоративного управления;

5. проанализировать финансовое  состояние ОАО «МТС» как базы  реализации тактики слияния в  системе корпоративного управления;

6. провести экономическую интерпретацию активов;

7. провести экономическую  интерпретацию пассивов;

8. провести анализ текущей ликвидности;

9. провести анализ  финансовой устойчивости;

10. провести анализ  рентабельности.

Объектом исследования данных аспектов явилась финансово-хозяйственная деятельность ОАО «МТС» и ОАО «ВымпелКом».

Предметом исследования является тактика слияния и поглощения в системе корпоративного управления.

Информационной базой  послужили монографии ряда авторов  по изучаемой проблеме, данные статистической и бухгалтерской отчетности вышеназванных предприятий за 2005-2006 годы.

Проведенное аналитическое  исследование позволило разработать  для ОАО «МТС» и ОАО «ВымпелКом» практические рекомендации по улучшению финансового состояния, при котором производственные мощности двух компаний объединяются с целью получения синергетического эффекта.

 Глава I . Тактика слияния и поглощения в системе корпоративного управления

1.1.Основные результаты развития корпоративного бизнеса

Первоначальной точкой в развитии современных форм организации производства являлось индивидуальное предприятие, управлявшееся одним собственником, который был одновременно и работником предприятия.

В течение длительного  времени предприятие рассматривалось  как изолированная единица, как автономная юридическая и экономическая организация. Такое автономное видение предприятия существовало в неоклассической экономической теории.

С точки зрения этой теории предприятие представляет собой  целостный объект, осуществляющий преобразование исходных ресурсов в процессе производства в готовую продукцию. Модель предприятия складывается из производственной функции, выражающей зависимость результатов от затраченных факторов производства. Основным критерием эффективности функционирования такого предприятия является прибыль.

Неоклассическая школа  представляла в качестве постулата  современной экономической системы  модель совершенной конкуренции  и модель свободного рынка. Это соответствовало  представлению о том, что экономический  мир состоит из бесконечного количества экономических субъектов, действующих независимо друг от друга с полной информацией о структуре спроса и предложения и с полной свободой обращения на рынке. Модель совершенной конкуренции предполагала, что функционирование экономической структуры осуществляется автоматически, в основном посредством ценового механизма, а рынок представляет собой единственный способ производства и распределения благ. Отсюда экономическая система, соответствующая этим условиям, представляет собой авторегулируемую систему с множеством субъектов-индивидуумов, абсолютно автономных по отношению друг к другу, где предприятие играет роль базового элемента системы.

Данная модель должна была радикальным образом измениться в условиях расцвета индустриального капитализма. Полностью были изменены постулаты экономической мысли и, соответственно, было изменено видение.

Экономическая модель совершенной  конкуренции, которая, в конечном счете, являлась чисто логической конструкцией, была заменена на модель кооперации и интеграции. Поведение экономических субъектов выявляет естественные тенденции к росту, а экономический мир все более становится отражением процесса корпоратизации предприятий, который становится наиболее характерной чертой современной экономической организации.

Институциональная экономическая  теория, вклад в разработку которой  внесли Р. Коуз, К. Эрроу, О. Уильямсон, Ф. Хайек, расширила теоретический  инструментарий, используемый в настоящее  время при анализе интеграционных процессов в современной экономике. Необходимость институционального подхода в экономике была продиктована, прежде всего, развитием самих рыночных отношений, от которых зависит формирование экономических институтов.

Рынок определяется как  система общественных отношений, позволяющая определенным образом уравновешивать спрос и предложение. Взяв за основу это положение, можно было бы представить механизм рыночной экономики достаточно простым: все сводится к сделке между двумя хозяйствующими субъектами: продавцом и покупателем, которые обменивают некоторыми ценностями в пропорции, определяемой соотношением спроса и предложения. Однако, даже обыкновенная сделка невозможна без наличия институциональных рамок (или среды) и норм, правил, форм, инструментов, без которых не срабатывает даже простейший рыночный механизм. Отсюда современный рынок, как форма хозяйствования, утверждается не только в организации процессов, но еще и в ходе становления и совершенствования институтов. Особое значение имеет комплексность и взаимосвязанность хозяйственных институтов, их рыночная и общественная адекватность в целом.

Сторонники институциональной  теории пытаются расширить возможности  неоклассического экономического анализа  путем изучения проблем рыночных институтов.

Институты в любой  экономической системе предопределяют процесс принятия решений. Поэтому в первую очередь следует выяснить, какие институты играют ведущую роль в рыночной экономике, как они возникли и изменялись, как взаимосвязаны между собой. Весьма важным, в особенности для экономики переходного периода, представляется различие внешних институтов как фундаментальных предпосылок рыночного хозяйства и внутренних институтов, создаваемых корпорациями в ходе их развития. Внешние институты образуют свод основополагающих норм и правил, на базе которых возможно осуществление рыночного хозяйства. Это институты, которые гарантируют и защищают права собственности, обеспечивают ответственность, свободу и обязательность выполнения договоров, составляют основу рыночной экономики, будучи вместе с тем производными элементами общеправового демократического и свободного государственного порядка.

В этих заданных рамках возникают  многочисленные непосредственно рыночные (внутренние) институты, которые делают возможными связи, сделки между субъектами, снижают степень неопределенности и риска, то есть представляют собой формы приспособления хозяйствования к внешним институтам. Их формирование шло снизу вверх и продолжалось длительное время, подвергаясь испытаниям на прочность, эффективность и соответствие интересам хозяйственных субъектов. Функционирование внутренних институтов постоянно осуществляется под двойным контролем: правовым — со стороны государства — и экономическим — со стороны рынка.

Все указанные институты  объединены общими признаками:

1) они характерны для системы разделения труда;

2) они действуют на  основе принципа договорных отношений.

Правильное оформление права собственности (распоряжения) содействует снижению издержек и  более рациональному использованию  ресурсов. Следовательно, договорная форма  взаимоотношений экономических элементов в немалой степени решает проблему информационной неопределенности для отдельных хозяйствующих субъектов.

Таким образом, предприятие  в институциональном аспекте  представляется своеобразным экономическим  интегратором, целостным экономическим субъектом, объединяющим во времени и пространстве разнообразные социально-экономические процессы и извлекающее эффект путем использования системных мультипликативных эффектов. Ключевым моментом здесь является интеграция во времени, т.е. обеспечение существования, безопасности и стабильности развития предприятия.

В наибольшей мере соответствует  этому определению современная  корпорация.

Слово «корпорация» (лат. corporatio) в словарях определяется как  объединение, общество, союз. На первых порах корпорация соответствовала понятию крупного акционерного общества (АО) как объединения вкладчиков капитала — акционеров. В настоящее время это ближе к объединению акционерных обществ и других фирм различных сфер деятельности: промышленной, коммерческой, научно-технической, маркетинговой, сбытовой и др. Цель их объединения состоит в разработке согласованной политики в области специализации и интеграции производства, объемов производства однотипной продукции, раздела рынков сбыта, распределения капитальных вложений, кооперирования в области НИОКР и освоения производства новой продукции.

Ряд признаков выделяет корпорацию из множества АО. К таковым  относят: крупные размеры, межотраслевой  охват, транснациональная сфера  деятельности.

Масштабы деятельности и захват рынков однотипной продукции связывают понятие корпорации с монополизмом. В словаре С.И. Ожегова понятие «корпорация» толкуется как «одна из форм монополистических объединений».

Организация массового  производства на базе прогрессивной  техники и передовых методов организации труда позволяет выпускать продукцию высокого качества и продавать ее по умеренным ценам. Это обеспечивает крупным компаниям успешную конкуренцию и господство на рынках сбыта.

Как известно, существуют две основные формы роста и расширения масштабов производства и капитала:

- концентрация, основанная  на накоплении и расширенном  воспроизводстве;

Информация о работе Слияние и поглощение корпораций