Совершенствование деятельности отдела маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 13:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение и освоение методических основ маркетинговой деятельности, управления, организация деятельности отдела маркетинга и его совершенствование.
На основе сформулированной цели определим задачи данной работы:
1. Проанализировать теоретические аспекты по основам маркетинга.
2. Определить деятельность отдела маркетинга.
3. Разработать методы совершенствования деятельности отдела маркетинга на пивоваренной компании ЗАО «ТАПИ».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………..…… 3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ ……………………………………………………………………..… 6 1.1. Цели и задачи отдела маркетинга …………….………………………….…….… 6
1.2. Отдел маркетинга на предприятии: структура, функциональные обязанности и взаимосвязь с другими службами ………………………………………..……….…. 8
1.2.1. Структура отдела маркетинга …………………….………………...……. 8 1.2.2. Функциональные обязанности (должностные инструкции) руководителей и сотрудников отдела маркетинга ………………………………………………....……9
1.2.3. Распределение обязанностей по выполнению отдельных функций маркетинга. Взаимоотношения отдела маркетинга с другими подразделениями предприятия ………………………………….……………………………………….. 18
1.3. Деятельность отдела маркетинга ……………………………….……………... 23
2. МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА МАРКЕТИНГА НА ПРИМЕРЕ ЗАО «ТАПИ» ……………………………..………. 26
2.1. Общие сведения деятельности предприятия …………………………..………. 26
2.2. Оценка маркетинговых аспектов деятельности ЗАО «ТАПИ» ………...…...… 27
2.3. Методы совершенствования деятельности отдела маркетинга ЗАО «ТАПИ» ……………………………………………………………………………..………….... 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………...………………………………………... 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ….…………..……………………………...… 35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по маркетингу..doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский федеральный  университет имени первого Президента

России Б.Н. Ельцина»

 

 

Кафедра Социальной антропологии и психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине Маркетинг

 

Тема: «Совершенствование деятельности отдела маркетинга»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 

гр. ЭМЗ-301901с-АЛ

Кочегарова А.А.

 

 

 

Проверил: старший преподаватель Одинцова Н.Ф.

 

 

 

 

Алапаевск

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………..…… 3

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ ……………………………………………………………………..… 6          1.1. Цели и задачи отдела маркетинга …………….………………………….…….… 6 

1.2. Отдел маркетинга на предприятии: структура, функциональные обязанности и взаимосвязь с другими службами ………………………………………..……….…. 8        

1.2.1. Структура отдела маркетинга …………………….………………...……. 8           1.2.2. Функциональные обязанности (должностные инструкции) руководителей и сотрудников отдела маркетинга ………………………………………………....……9       

1.2.3. Распределение обязанностей по выполнению отдельных функций маркетинга. Взаимоотношения отдела маркетинга с другими подразделениями предприятия ………………………………….……………………………………….. 18    

1.3. Деятельность отдела маркетинга ……………………………….……………... 23

2. МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА МАРКЕТИНГА НА ПРИМЕРЕ ЗАО «ТАПИ» ……………………………..………. 26

2.1. Общие сведения деятельности предприятия …………………………..………. 26

2.2. Оценка маркетинговых аспектов деятельности ЗАО «ТАПИ» ………...…...… 27

2.3. Методы совершенствования деятельности отдела маркетинга ЗАО «ТАПИ» ……………………………………………………………………………..………….... 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………...………………………………………... 34

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ….…………..……………………………...… 35

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В сегодняшнем сложном  мире все мы должны разбираться в  маркетинге. Продавая машину, подыскивая работу, собирая средства на благотворительные  нужды или пропагандируя идею, мы занимаемся маркетингом. Нам нужно  знать, что представляет собой рынок, кто на нем действует, как он функционирует, каковы его запросы. Нам нужно разбираться в маркетинге и нашей роли потребителей, и в нашей роли граждан. Знание маркетинга позволяет нам вести себя более разумно в качестве потребителей, будь то покупка зубной пасты или нового автомобиля. По данной теме написано много книг и исследовательских работ.

В настоящее время не одно предприятие  в системе рыночных отношений  не может нормально функционировать  без маркетинговой службы на предприятии. И полезность маркетинга с каждым моментом все возрастает. Это происходит потому, что потребности людей, как известно, безграничны, а ресурсы предприятия ограничены. Каждый субъект имеет свои потребности, удовлетворить которые не всегда качественно удается. К каждому необходим свой индивидуальный подход. Поэтому, в новых условиях выживает то предприятие, которое может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие вкусов. Этому и способствует маркетинг.

Далеко не все руководители имеют  сейчас четкое представление о рынке и о тех трудностях, с которыми они могут столкнуться. В условиях централизованного планирования, осуществляя поставки выпускаемой продукции, руководители не задумывались о сбыте: сбытовая сеть, торговля были обязаны ее принять. Бюджет покрывал издержки неэффективных производств, финансировал капитальное строительство. Главной задачей руководителей предприятий являлось неукоснительное выполнение планов, в разработке которых они практически не принимали участия. 
В условиях рынка торговая сеть может отказаться от продукции, государство не покрывает убытки, банки диктуют свои условия при выдаче кредитов, появляется конкуренция, присущая рынку. Предприятие, не приспособленное к рыночным отношениям, может, таким образом, быстро обанкротиться.

Сейчас большинство руководителей понимает, что успех предприятия во многом зависит от эффективного руководства, принятия оптимальных решений, изучения рынка, подбора кадров. И все это полностью или частично входит в предметную область маркетинга. 
Современная концепция маркетинга состоит в том, чтобы все виды деятельности предприятия основывались на знании потребительского спроса и его изменений в перспективе. Более того, одна из целей маркетинга заключается в выявлении неудовлетворенных запросов покупателей, чтобы ориентировать производство на удовлетворение этих запросов.

Маркетинг является основой  любой деятельности любого предприятия  или фирмы. А маркетинговая деятельность важна не только для производителя, но и для потребителя, а так, же для правительства, поскольку на каждой стадии распространения продукта оно может взимать налоги с тех, кто занимается маркетингом и получает прибыль. Таким образом, маркетинг - это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

Совершенствование деятельность отдела маркетинга на предприятии актуальная тема на сегодняшний день. Процесс  совершенствование маркетинговой  деятельности подразумевает систему  различных мероприятий, которые, необходимо проанализировать и выбрать оптимальный вариант.

На сегодняшний день проблемы совершенствования маркетинговой  деятельности является весьма актуальными, так как большинство государственных  предприятий не имеют оптимальной  системы организации маркетинга или вообще не имеют ее.

Целью данной курсовой работы  является изучение и освоение методических основ маркетинговой деятельности, управления, организация деятельности отдела маркетинга и его совершенствование.

Объектом исследованием  является  отдел маркетинга на ЗАО «ТАПИ».

На основе сформулированной цели определим задачи данной работы:

    1. Проанализировать теоретические аспекты по основам маркетинга.
    2. Определить деятельность отдела маркетинга.
    3. Разработать методы совершенствования деятельности отдела маркетинга на пивоваренной компании ЗАО «ТАПИ».

Методы исследования: теоретический анализ специальной литературы, наблюдение, изучение методов совершенствования деятельности отдела маркетинга.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

     Термин  «маркетинг» – в буквальном  смысле процесс продвижения на  рынок – не отражает в полной  мере внутренней двойственности  процесса и акцентирует более  «активную» строну маркетинга  в сравнении с 
«аналитической». Чтобы охарактеризовать эту двойственность, применяют термины «стратегический» и «операционный» маркетинг. Стратегический маркетинг представляет собой процесс анализа, который включает в себя анализ потребностей, сегментацию рынка, анализ конкурентоспособности, и в заключении, выбор стратегии развития предприятия. Операционный маркетинг представляет собой процесс выбора целевого сегмента с последующим составлением плана маркетинга и применением комплекса маркетинговых коммуникаций на выбранных сегментах рынка, исходя их бюджета маркетинга.

 

1.1. Цели и задачи отдел маркетинга

 

Общая цель предприятия: развитие предприятия на базе обеспечения  его стабильного финансового  положения путем осуществления  эффективной производственно-сбытовой деятельности, приводящей к получению предприятием высокой прибыли. Цели и задачи отдела маркетинга направлены на достижения общих целей предприятия.

Исходя из общих целей  предприятия, целью отдела маркетинга является выработка рекомендаций по формированию и проведению производственно-сбытовой политики предприятия, а также координация деятельности в этой области всех подразделений предприятия. Его рекомендации по рыночной ориентации производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия после утверждения руководством предприятия обязательны для соответствующих служб, занятых указанными видами деятельности.

Решения, влияющие на рыночную ориентацию предприятия, все подразделения  предприятия принимают на основе рекомендаций и по согласованию с  отделом маркетинга. Все подразделения предприятия обязаны предоставлять отделу маркетинга любую информацию о характере и результатах своей деятельности. В свою очередь отдел маркетинга обязан предоставлять всем другим подразделениям предприятия информацию, необходимую для рыночной ориентации их деятельности.

Отдел маркетинга не подменяет  другие подразделения, а ориентирует  деятельность других подразделений  на рынок и коррелирует их работу с общими для всего предприятия  целями рыночной деятельности.

Главные задачи отдела маркетинга:

  • оценка конъюнктуры рынка, постоянный анализ результатов коммерческой деятельности предприятия и факторов, на них влияющих;
  • разработка прогнозов продаж и рыночной доли предприятия, проведение ситуационного рыночного анализа;  
  • совместно с другими подразделениями предприятия и руководством предприятия выработка целей и стратегий рыночной деятельности предприятия на внутреннем и внешнем рынках в целом и в отношении отдельных видов товарной продукции, относительно продуктовой и ценовой политики, выбора рациональных каналов товародвижения и методов продвижения продуктов;  
  • разработка для предприятия в целом и отдельных товарных групп долгосрочных и текущих планов маркетинга и координация в данной области деятельности подразделений предприятия;  
  • оперативное информационное обеспечение маркетинговой деятельности всего предприятия и его подразделений;  
  • выработка, исходя из ориентации на рыночную деятельность, рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления предприятием, его производственно-сбытовой деятельности, изменению номенклатуры выпускаемой продукции, по повышению эффективности работы предприятия и т.п.;  
  • выработка рекомендаций по установлению контактов с внешними организациями, а в ряде случаев представление предприятия в его отношениях с другими организациями, предприятиями, кооперативами, частными лицами. Порядок и уровень подобных контактов определяются руководством предприятия;
  • создание имиджа преуспевающей и надежной фирмы.

Целесообразно для отдела маркетинга создать специальный  бюджет маркетинговой деятельности. Структура и объем бюджета определяются отделом маркетинга совместно с экономическими службами предприятия и утверждаются директором. Ответственность за расходование выделенных средств несут зам. директора по коммерческим вопросам и начальник отдела маркетинга. Отчет по расходованию средств бюджета ежегодно представляется отделом маркетинга на утверждение руководству предприятия.

 

1.2. Отдел маркетинга на предприятии: структура, функциональные обязанности и взаимосвязь с другими службами

 

1.2.1. Структура отдела маркетинга

Организационная структура  управления отделом маркетинга, в  основу которой положен товарно-функциональный принцип, имеет следующий вид: отдел маркетинга наряду с отделом сбыта подчинен заместителю директора по коммерческим вопросам.

За выполнение отдельных  функции маркетинга отвечают группа маркетинговых исследований, анализа  и планирования маркетинговой деятельности (группа 1)  и группа продвижения товара и доведения его до потребителя (группа 2).

Эти группы (1 и 2), помимо участия в выработке и непосредственной реализации маркетинговой политики, выполняют по заказу руководителей товарных групп отдельные виды маркетинговой деятельности, а также ведут информационную базу по всем товарам.

Управляющие, ответственные за маркетинг отдельных групп товаров (руководители товарных групп), при участии сотрудников групп 1 и 2 вырабатывают и реализуют маркетинговую политику относительно соответствующих товарных групп, а также товаров, входящих в их состав.

В состав группы 1 входят: руководитель группы, старший аналитик-исследователь, аналитик-исследователь и экономист-аналитик (всего 4 человека).

В состав группы 2 входят: руководитель группы, аналитик по продвижению  товара, аналитик по сбыту (всего 3 человека).

Учитывая, что отдельные маркетинговые функции по заказу руководителей товарных групп выполняют сотрудники групп 1 и 2, группы маркетинга отдельных товаров первоначально целесообразно создать в составе только их руководителей.

Таким образом, общая  первоначальная численность отдела маркетинга, включая начальника отдела и руководителей товарных групп, составляет 12 человек.

Руководители маркетинговых  групп по функциям и товарам отчитываются о своей работе перед начальником отдела маркетинга предприятия.

 

1.2.2.Функциональные обязанности (должностные инструкции) руководителей и сотрудников отдела маркетинга

Информация о работе Совершенствование деятельности отдела маркетинга