Совершенствование системы стратегического планирования на основе маркетингового подхода
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 09:55, контрольная работа
Краткое описание
В настоящее время действия организаций и их руководителей не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены. Все шире признается необходимость сознательного управления изменениями на основе научно обоснованной процедуры их предвидения, регулирования, приспособления к целям организации, к изменяющимся внешним условиям. Точно так же и сама организация должна адекватно реагировать на изменения во внешней среде. Современным инструментом управления развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределенности является методология стратегического управления.
Содержание
Введение.
1. Маркетинг в системе стратегического планирования предприятия. 1.1 Место и роль маркетинга в системе стратегического планирования предприятия. 1.2 Методы маркетинга и особенности их использования на современных предприятиях. 2. Особенности разработки и реализации системы стратегического планирования предприятия с использованием инструментов маркетинга. 3. Совершенствование системы стратегического планирования на основе маркетингового подхода. Заключение. Список использованных источников.
Организации для грамотного осуществления
стратегического планирования должны
четко идентифицировать направления своей
производственно-хозяйственной деятельности,
в другой терминологии - стратегические
хозяйственные единицы (СХЕ), стратегические
единицы бизнеса (СЕБ) или центры бизнеса.
Появление СХЕ было обусловлено ростом
размеров организации и требованиями
обеспечения эффективного управления.
Как правило, организации имеют несколько
СХЕ. Отдельные бизнесы могут не соответствовать
имеющейся структуре организации: одно
отделение может иметь несколько бизнесов,
в то время как несколько других - иметь
один совместный бизнес.
СХЕ может быть отдельной организацией,
отделением организации, подразделением
организации с одной продуктовой линией,
а иногда - с одним продуктом. Обычно СХЕ
производит и реализует определенную
номенклатуру продуктов для четко идентифицируемой
группы потребителей. СХЕ отвечает за
выработку целей и стратегий организации
для определенных зон хозяйствования.
Считается, что выделение СХЕ должно
удовлетворять следующим трем критериям:
1) СХЕ должна обслуживать внешний
по отношению к организации
рынок, а не удовлетворять потребности
других подразделений организации;
2) Она должна иметь своих, отличных
от других, потребителей и конкурентов;
3) Руководство СХЕ должно контролировать
все ключевые факторы, которые
определяют успех на рынке. Таким
образом, СХЕ могут представлять
собой отдельную организацию, отделение
организации, продуктовую линию
и даже отдельный продукт.
Можно выделить три основные задачи разработки
стратегического плана организации:
1) Анализ состояния, в котором
находится организация в настоящее
время (определение ключевых факторов
окружающей среды, экономических, коммерческих,
научно-технических и других тенденций
развития организации).
2) Определение основных целей
и задач развития организации
с точки зрения эффективного
использования капитала и обеспечения
окупаемости инвестиций.
3) Определение стратегии мобилизации
ресурсов организации для достижения
основных целей и задач ее
развития. [14, c.187]
Эти три задачи предопределяют логическую
последовательность разработки стратегического
плана организации в целом. Вначале осуществляется
оценка текущего состояния бизнеса и перспектив
его развития. Далее формулируются миссия
организации, ее стратегические цели и
выбираются стратегии ее развития. Такая
логика присуща также и разработке стратегического
плана СХЕ.
1.2 Методы маркетинга
и особенности их использования
на современных предприятиях.
Маркетинг как философия субъектов цивилизованного
рынка представляет собой систему понятий,
знаний о рынке и методов их получения
и использования.
В маркетинге реализуются общенаучные
методы, позволяющие:
накапливать, систематизировать и анализировать
как вторичную (полученную от других исследователей
и источников), так и первичную (полученную
самостоятельно или по специальному заказу)
информацию о рынке, и прежде всего - о
потребителях, конкурентах, каналах продвижения
и сбыта продукции, состоянии окружающей
маркетинговой среды и др.;
синтезировать информацию, моделировать
ситуации, прогнозировать изменения (в
т. ч. долгосрочные), производить экспертную
оценку перспективности тех или иных решений
и действий, включая стратегию и тактику;
экспериментальным путем получать рыночные
оценки и искать оптимальные маркетинговые
решения;
в соответствии с полученной информацией
изменять практику, планировать и корректировать
маркетинговую деятельность, управлять
учреждением, рыночным поведением, воздействовать
на восприятие учреждения и его продукции
другими субъектами рынка.
Маркетинг использует информацию и методы
конкретных наук и научных дисциплин,
таких как:
статистика (прежде всего статистические
данные государственных органов и общественных
организаций) - для оценки емкости рынка
и его сегментов, величины и тенденций
изменения спроса и др.;
макро - и микроэкономический анализ
- для оценки состояния и перспектив развития
рынка, возможностей конкурентов, каналов
продвижения и продаж, собственных возможностей
образовательного учреждения и его партнеров;
социология - для выявления и анализ позиций
конкретных потребительских групп и общественных
слоев (контактных аудиторий) по интересующим
вопросам;
психология и психофизиология - в тех
же целях, а также для апробации и повышения
действенности рекламных и других приемов
и способов формирования спроса, воздействия
на восприятие образовательного учреждения
субъектами рынка, на принятие ими решений
в пользу выбора данного учреждения и
его ОУ;
математика - для обслуживания процессов
достижения указанных целей;
теория управления - для осуществления
процессов планирования и прогнозирования,
контроля, регулирования, стимулирования
маркетинговой работы и всей деятельности
образовательного учреждения, а также
поведения взаимодействующих с ним субъектов
рынка.
В маркетинге применяются также конкретные
методы и группы методов генерирования
новых идей (в отношении объектов маркетинга,
обновления ассортимента, ценообразования
и адаптации цен, содержания и организации
коммуникаций, продвижения и продаж товаров
и услуг на рынке), экспертного оценивания,
контент-анализа (прежде всего средств
массовой информации) и др.
Большая часть перечисленных методов
- это методы, используемые непосредственно
в ходе маркетинговых исследований. Исследования
занимают весьма значительную часть (от
одной трети до половины) всей маркетинговой
деятельности и ее бюджета. Тем важнее
правильно спланировать их.
Схема маркетингового исследования включает
следующие основные этапы:
1) Выявление проблем и формулирование
целей исследования. Выделяются: поисковые
цели - помогающие выявить и конкретизировать
проблему, выработать гипотезу или
варианты решения проблемы; описательные
цели - предполагающие уяснение и
оценку ситуации, отдельных маркетинговых
факторов и их комплексов; экспериментальные
цели, предусматривающие проверку
гипотез, предложенных вариантов
решения проблем.
2) Отбор источников информации,
включая: вторичные данные (уже существующая
информация, собранная другими исследователями
и/или для других целей), с указанием
источников и способов получения
информации; первичные данные (информация,
специально собираемая для данной
цели), с указанием ареала, способов
и субъектов сбора информации.
3) Сбор информации из определенных
ранее источников, включая проведение
социологических, лабораторных и
рыночных экспериментов.
4) Анализ собранной информации:
выявление средних значений интересующих
переменных, распределения частотности
событий; определение коэффициентов
корреляции факторов, событий; определение
динамики и тенденций изменения интересующих
факторов и т.д.
5) Представление полученных результатов
в виде аналитических обзоров,
таблиц, графиков, прогнозов, моделей
принятия решений, рекомендаций
и т.п.
Разнообразие перечисленных методов
и наук, причастных к маркетингу, способно
удручить непрофессионалов; однако для
образовательных учреждений высшего и
дополнительного образования здесь нет
особых проблем: почти все соответствующие
учебные дисциплины присутствуют в учебном
плане и предполагают кадровое обеспечение.
Основными объектами исследований в
маркетинге ОУ выступают:
характер рыночного обмена ОУ (конкретные
объекты обмена и экономические отношения
между его участниками) и количественные
параметры спроса и предложения ОУ (границы
рынка и его сегментов, их емкость, в т.
ч. по количеству потенциальных обучающихся
и с учетом длительности оказания ОУ),
окружающая маркетинговая среда, тенденции
изменения конъюнктуры ОУ на данном рынке,
в сегменте рынка;
конкурентоспособность ОУ, включая общеобразовательные,
профессиональные, дидактические, экономические
и другие сравнительные качественные
показатели, в т. ч. нормативные (заданные
образовательными стандартами) и патентно-правовые;
действующие на рынке образовательного
учреждения партнеры (поставщики и посредники),
реальные и потенциальные потребители
и конкуренты в отношении: вида их хозяйственной
(трудовой) деятельности, правового положения,
характера собственности и принадлежности
капитала (инвестиций) контролю со стороны
данного образовательного учреждения,
величины задействованных и потенциальных
ресурсов, сложившихся традиций, связей,
стратегий поведения;
возможные стратегии маркетинга, различные
варианты тактических решений конкретных
маркетинговых проблем и их взаимоувязки.
Маркетинг как философская система взглядов
участников рыночных отношений на себя,
на партнеров и на сам рынок может показаться
весьма общим и абстрактным. Начинающих
его изучение гораздо больше привлекают
аспекты маркетинга как стратегии и особенно
тактики рыночной деятельности, ее "инструментальная
составляющая", рецептура действий.
Однако любой инструмент и тем более рецепт
сможет быть правильно и к месту применен,
приведет к рыночному успеху только в
том случае, если его применение не случайность
и не дань моде, а следствие понимания
и принятия для себя, освоения общих принципов,
методов, способов бытия и познания в рынке.
А это и есть маркетинг как философия.
Маркетинг как философия, включая общую
ориентацию участников рыночных отношений,
принципы действия и методы исследований,
реализуется в его планах, программах
и подпрограммах (по отдельным функциям
маркетинга), которые в свою очередь бывают
долгосрочными (на пять и более лет), средне
- и краткосрочными (на год, с разбивкой
по кварталам). В среде образовательных
учреждений такая работа пока еще не проводится.
Поэтому ведущие принципы маркетинга
практически не оказывают действия на
поведение субъектов рынка ОУ, а их поступки
оказываются мало увязанными друг с другом,
противоречивыми и в результате - неэффективными.
Где взять в России специалистов, владеющих
разнообразными методами и способных
практически реализовать принципы маркетинга?
Таких специалистов пока нет. Но маркетинг
ОУ в этом отношении выигрывает у любой
другой отрасли: в коллективах образовательных
учреждений, особенно в вузах, работают
высококлассные специалисты самого разного
профиля.
Объединение их усилий между собой и
вместе с обучающимися поможет быстрее
дать желаемые результаты. Ведь в учреждении,
ведущем серьезную фундаментальную и
разнообразную профессиональную подготовку,
решение большого количества различных
маркетинговых задач не представляет
особого труда с точки зрения поиска квалифицированных
исполнителей. Да и полигон для отработки
гипотез и вариантов решений тоже под
рукой, - его предоставит само образовательное
учреждение.
Однако реальной практики и психологического
настроя на участие в такой работе у наших
российских научно-педагогических кадров,
как правило, явно не хватает. Сказывается
психологическая усталость, пессимизм
интеллектуальных кадров. Тем более необходимо
создание в вузах специализированных
маркетинговых подразделений. Службы,
отделы маркетинга в России смогли бы
выступить ответственными исполнителями,
заказчиками и координаторами маркетинговых
исследований и разработок, взаимодействуя
с соисполнителями как в коллективе вуза
(т.е. с факультетами, кафедрами, отдельными
научными сотрудниками и педагогами),
так и за его пределами.
Заключение.
Проблемы адаптации
и функционирования социально-экономических
структур в поле рыночных отношений сегодня
как никогда чрезвычайно актуальны. Повсеместное
внедрение в социальную сферу экономических
приоритетов, широкое использование маркетинговых
технологий в сфере потребительских услуг
- все это коренным образом влияет на производственные
отношения.
В современных реалиях
для успешной конкурентоспособной деятельности
на рынке услуг необходимо использовать
новые принципы управления, адекватные
рыночной экономике. Маркетинг, как ориентированная
на потребителя идеология управления,
в полной мере отвечает целям и задачам
устойчивого функционирования таких определенных
систем. Исследования показывают, что
теоретический и практический опыт традиционных
методов управления сегодня разумно соединяется
с научными основами маркетинга и новейшими
информационными технологиями математического
и экономического моделирования.
Особое внимание
уделяется фундаментальным концепциям
и принципам управленческого финансирования
в тех отраслях и структурах общества,
в которых проблемы управления и принятия
решений по инвестированию, начинают основываться
на принципах экономической значимости.
В последнее десятилетие
появилось множество научных исследований
и публикаций, изучающих отечественный
рынок и отношения, характеризующие его.
В отечественной литературе проблема
маркетинга, особенно маркетинга услуг,
освещена еще явно недостаточно.
Но так или иначе,
современный маркетинг включает в себя,
с одной стороны, определенную среду функционирования
конкретной социальной - экономической
структуры по удовлетворению спроса потребителя,
с другой - сущность и форму, которыми определена
суть самой системы маркетинга. В целях
повышения эффективности использования
ресурсов таких систем в поле рыночных
отношений являются крайне актуальными
разработка рыночно ориентированной парадигмы
маркетинга, определение и согласование
понятийного аппарата такой системы, а
также построение научно обоснованных
моделей системы маркетинга товаров и
услуг, их описание и поиск вариантов оптимального
функционирования. В современных условиях
широкого внедрения информационных технологий
актуальны научные исследования, вскрывающие
роль и степень формализации управленческой
и производственной деятельности и возможности
ее моделирования.