Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:11, реферат
Совместная предпринимательская деятельность – это объединение некоторых сторон деятельности по производству и маркетингу товаров и услуг с иностранными компаниями. Например, голландская фирма “Филипс” работает с японскими фирмами “GVC” и “Sony”, владеет немецкой фирмой “Грюндиг”, сотрудничает с французской фирмой “СИГ-Алкатель”.
Совместные предприятия (СП) создаются на основе лицензирования, контракта на производство, контракта на управление и совместного (долевого) владения.
Введение
Предприятия все более активно вовлекаются в международную деятельность под воздействием как факторов международной интернационализации производства, так и процессов, происходящих внутри страны. Прежде всего следует отметить тенденцию либерализации внешнеэкономической деятельности предприятий, которая дала возможность многим из них выйти на внешний рынок. В то же время неразвитость и не цивилизованность рыночных отношений в России, низкий платежеспособный спрос населения, неплатежи заставляют предприятия чаще обращать внимание на возможности зарубежных рынков. Однако уже первые попытки выхода на внешний рынок показали, что ведение дел с иностранными компаниями требует знания особенностей рынка, на котором предполагает работать компания. Возникает необходимость серьезно заниматься изучением внешнего рынка, а значит, проведением маркетинговых исследований.
Современный международный маркетинг – это маркетинг, ориентированный на потребителя, а крупные и передовые компании осуществляют “интегрированный маркетинг”, то есть ориентированный и на товар, и на потребителя. Возрастает целенаправленность и научная обоснованность маркетинговых решений и программ. На современном этапе создаются условия для развития маркетинга нового типа, который часто называют “социально ответственным”. Он предполагает рациональные формы организации рыночных связей на горизонтальном уровне, основанные на согласовании интересов производителей и потребителей, учете интересов производителя и общества в целом. Это особенно следует учитывать российским компаниям, выходящим на иностранные рынки. Российские предприятия имеют небольшой опыт маркетинговой деятельности даже на внутреннем рынке, так как принципиальная возможность такой деятельности определилась в ходе реформ 90-х годов. Многие фирмы и сегодня больше ориентированы на получение прибыли, а не на потребителя. Опыт работы в сфере международного маркетинга имеют компании, которым разрешалась экспортная деятельность, но их количество невелико, и они сосредоточены чаще в отраслях сырьевого комплекса. Особая проблема с освоением маркетинга стоит перед наукоемкими предприятиями военно-промышленного комплекса, транспорта, электроники.
1. Совместная предпринимательская деятельность.
Законодательство ряда стран предполагает, что присутствие на их рынке иностранной компании возможно лишь при заключении контракта с местными фирмами о производстве товаров в этих странах. Даже промышленно развитые страны иногда оказывают давление на экспортеров, чтобы они создавали совместные производства за рубежом.
Совместная предпринимательская деятельность – это объединение некоторых сторон деятельности по производству и маркетингу товаров и услуг с иностранными компаниями. Например, голландская фирма “Филипс” работает с японскими фирмами “GVC” и “Sony”, владеет немецкой фирмой “Грюндиг”, сотрудничает с французской фирмой “СИГ-Алкатель”.
Совместные предприятия (СП) создаются на основе лицензирования, контракта на производство, контракта на управление и совместного (долевого) владения.
Лицензирование дает иностранной фирме права на процесс производства, торговую марку, патент и др. в обмен на комиссионные выплаты (роялти). Лицензионное соглашение может представлять права и на нематериальную собственность на неопределенный период. Такой собственностью могут быть: формулы, процессы, схемы и т.п. Использование лицензирования при создании СП имеет экономические, стратегические и политические мотивы.
Экономические мотивы заключаются в том, что лицензиар снижает риск создания производства за рубежом, учитывая небольшой объем продаж, опасность усовершенствования товара конкурентом, ограниченность ресурсов. Крупные фирмы с диверсифицированным производством, пересматривая ассортимент, сосредотачивают усилия на сильных сторонах своей деятельности, которые дают высокую прибыль. Они отказываются от продукции и технологии, не представляющих интерес в данное время. В этом состоит стратегический мотив лицензионного соглашения. Но фирма может изменить свою стратегию и прекратить контракт, тем более что сроки их небольшие.
Политические и правовые мотивы лежат в основе лицензионного соглашения тогда, когда существуют ограничения на приобретение иностранцами собственности в стране – лицензиате или нет обеспечения защиты иностранной собственности. Передавая права на объект лицензионного соглашения, фирма теряет контроль над своими активами. Возникает необходимость предусмотреть в лицензионном контракте следующие моменты:
1) условия его прекращения, если стороны не выполняют установленных требований;
2) методы проверки качества товара, услуг;
3) обязательства по расходам на создание системы сбыта;
4) географические границы применения активов;
5) условия об использовании новаторских технологий, основанных на знаниях, переданных по лицензионному соглашению;
6) конфиденц
Введение
1.Совместная предпринимательская деятельность.
1.1 Совместно контролируемые операции.
1.2 Совместно контролируемые активы.
1.3 Совместно контролируемые предприятия.
1.4 Порядок раскрытия информации.
2. Подготовка предложений об учреждении СП и поиск иностранного партнера.
2.1 Составление протокола о намерениях.
2.2 Подготовка ТЭО СП.
2.3 Подписание учредительных документов.
3. Типы совместных предприятий.
Вывод
Список литературы
Министерство образования и
Международный гуманитарный
На тему: Совместная предпринимательская деятельность. Типы совместных предприятий.
План
Введение
1.Совместная предпринимательская деятельность.
1.1 Совместно контролируемые операции.
1.2 Совместно контролируемые активы.
1.3 Совместно контролируемые предприятия.
1.4 Порядок раскрытия информации.
2. Подготовка предложений об учреждении СП и поиск иностранного партнера.
2.1 Составление протокола о намерениях.
2.2 Подготовка ТЭО СП.
2.3 Подписание учредительных документов.
3. Типы совместных предприятий.
Вывод
Список литературы
Введение
Предприятия все более активно вовлекаются в международную деятельность под воздействием как факторов международной интернационализации производства, так и процессов, происходящих внутри страны. Прежде всего следует отметить тенденцию либерализации внешнеэкономической деятельности предприятий, которая дала возможность многим из них выйти на внешний рынок. В то же время неразвитость и не цивилизованность рыночных отношений в России, низкий платежеспособный спрос населения, неплатежи заставляют предприятия чаще обращать внимание на возможности зарубежных рынков. Однако уже первые попытки выхода на внешний рынок показали, что ведение дел с иностранными компаниями требует знания особенностей рынка, на котором предполагает работать компания. Возникает необходимость серьезно заниматься изучением внешнего рынка, а значит, проведением маркетинговых исследований.
Современный международный маркетинг – это маркетинг, ориентированный на потребителя, а крупные и передовые компании осуществляют “интегрированный маркетинг”, то есть ориентированный и на товар, и на потребителя. Возрастает целенаправленность и научная обоснованность маркетинговых решений и программ. На современном этапе создаются условия для развития маркетинга нового типа, который часто называют “социально ответственным”. Он предполагает рациональные формы организации рыночных связей на горизонтальном уровне, основанные на согласовании интересов производителей и потребителей, учете интересов производителя и общества в целом. Это особенно следует учитывать российским компаниям, выходящим на иностранные рынки. Российские предприятия имеют небольшой опыт маркетинговой деятельности даже на внутреннем рынке, так как принципиальная возможность такой деятельности определилась в ходе реформ 90-х годов. Многие фирмы и сегодня больше ориентированы на получение прибыли, а не на потребителя. Опыт работы в сфере международного маркетинга имеют компании, которым разрешалась экспортная деятельность, но их количество невелико, и они сосредоточены чаще в отраслях сырьевого комплекса. Особая проблема с освоением маркетинга стоит перед наукоемкими предприятиями военно-промышленного комплекса, транспорта, электроники.
1. Совместная предпринимательская деятельность.
Законодательство ряда стран предполагает, что присутствие на их рынке иностранной компании возможно лишь при заключении контракта с местными фирмами о производстве товаров в этих странах. Даже промышленно развитые страны иногда оказывают давление на экспортеров, чтобы они создавали совместные производства за рубежом.
Совместная
Совместные предприятия (СП) создаются на основе лицензирования, контракта на производство, контракта на управление и совместного (долевого) владения.
Лицензирование дает иностранной фирме права на процесс производства, торговую марку, патент и др. в обмен на комиссионные выплаты (роялти). Лицензионное соглашение может представлять права и на нематериальную собственность на неопределенный период. Такой собственностью могут быть: формулы, процессы, схемы и т.п. Использование лицензирования при создании СП имеет экономические, стратегические и политические мотивы.
Экономические мотивы заключаются в том, что лицензиар снижает риск создания производства за рубежом, учитывая небольшой объем продаж, опасность усовершенствования товара конкурентом, ограниченность ресурсов. Крупные фирмы с диверсифицированным производством, пересматривая ассортимент, сосредотачивают усилия на сильных сторонах своей деятельности, которые дают высокую прибыль. Они отказываются от продукции и технологии, не представляющих интерес в данное время. В этом состоит стратегический мотив лицензионного соглашения. Но фирма может изменить свою стратегию и прекратить контракт, тем более что сроки их небольшие.
Политические и правовые мотивы лежат в основе лицензионного соглашения тогда, когда существуют ограничения на приобретение иностранцами собственности в стране – лицензиате или нет обеспечения защиты иностранной собственности. Передавая права на объект лицензионного соглашения, фирма теряет контроль над своими активами. Возникает необходимость предусмотреть в лицензионном контракте следующие моменты:
1) условия его прекращения, если стороны не выполняют установленных требований;
2) методы проверки качества товара, услуг;
3) обязательства по расходам на создание системы сбыта;
4) географические границы применения активов;
5) условия об использовании новаторских технологий, основанных на знаниях, переданных по лицензионному соглашению;
6) конфиденциальность информации по лицензионному соглашению.
На практике существует широкий диапазон условий и размера выплат по лицензионному соглашению. На условия лицензионного соглашения оказывают влияния как факторы, специфичные для соглашения (эксклюзивность лицензии, ограничения объема производства, требования к качеству, новизна технологии и др.), так и факторы, специфичные для рынка (государственные правила лицензирования, уровень конкуренции среди поставщиков подобных технологий, политические, деловые риски и т.п.).
Цену лицензионного контракта определяет и лицензиар, и лицензиат для того, чтобы договориться о размере платежей. При этом устанавливается верхняя и нижняя граница цены. Верхний предел цены рассчитывается исходя из оценки средневзвешенной прибыли лицензиата от использования технологии и оценки затрат лицензиата на покупку той же технологии у конкурентов или затрат на ее самостоятельную разработку.
Нижний предел цены обычно
учитывает оценку расходов лицензиара
при прямой передаче технологии или
цену с нулевым выигрышем. Определение
стоимости лицензионного
В международном бизнесе СП – товарищество, в котором партнеры разделяют собственность, контроль над производством и полученный доход. Партнерами могут быть: две иностранные фирмы, ведущие торговлю в третьей стране, иностранная фирма и государственная организация (предприятие) или иностранная фирма и местная.
Все большее число фирм пробуют войти в международный бизнес быстро, формируя стратегические союзы с конкурентами, поставщиками и заказчиками. В типичном стратегическом союзе две или три фирмы вкладывают равные доли в СП или подписывают соглашения делить маркетинговые, исследовательские или производственные затраты.
Владение на долевых началах используется в разных странах, но сильнее оно развито в тех отраслях, где выше потребность в капитальных затратах и дополнительных внешних ресурсах. Давление может оказывать и местное правительство на те иностранные фирмы, которые сильно влияют на экономику страны- реципиента.
Основные причины создания СП на долевых началах следующие:
1) расширить свою деятельность в географическом районе;
2) помешать конкурентам занять господствующее положение на рынке;
3) добиться максимального увеличения объема продаж;
4) давление со стороны правительства на раздел собственности с местными акционерами;
5) снизить остроту общественной и официальной критики в адрес иностранной фирмы.
Многие фирмы, работающие как СП, заранее решают, кому будет принадлежать контрольный пакет акций. Если этот вопрос не решен, то фирме может не хватить четкости в выборе направлений деятельности.
Контракт на управление – договор, по которому одна фирма продает управленческие услуги по управлению предприятием (оборудованием) другой фирме, находящейся за рубежом.
Необходимость в заключении контракта на управление проявляется в ситуациях, когда:
1) иностранные инвестиции экспроприированны страной-реципиентом, а бывшему владельцу предлагают продолжить управление предприятием, пока обучаются местные менеджеры;
2) новые коммерческие проекты предусматривают, что подряжаемая фирма продает и свое оборудование, и услуги по его управлению;
3) управление с целью повышения эффективности функционирования предприятия.
С точки зрения страны-реципиента контракт на управление устраняет потребность в прямых инвестициях как средстве, обязательном для получения управленческой помощи. Фирме, представляющей услуги, контракты помогают избежать риска утраты капитала, когда прибыль на инвестиции невысока, а капитальные затраты непомерно велики.
Контракт на производство – договоренность, по которой фирма вступает в соглашение с фирмами на иностранном рынке с целью производства изделий в данной стране. Фирма проводит маркетинг обычно через иностранные коммерческие филиалы. Такие соглашения распространены в книгоиздательстве.
контракты “под ключ” – договоренность, по которой одна фирма проектирует, строит и обучает персонал для работы на оборудовании иностранной фирмы. В действительности, все, что фирма-покупатель должна сделать, – это “повернуть ключ” для запуска оборудования
Выделяются три формы
совместной предпринимательской деятельности:
1)
совместно контролируемые операции;
2) совместно контролируемые активы;
3) совместно контролируемые предприятия.
1.1 Совместно контролируемые операции.
В качестве примера совместно контролируемой операции можно представить эпизодическую операцию, в выполнении которой задействовано два или более участников. В таких случаях нет необходимости в создании корпорации, хозяйственного товарищества или другого юридического лица или финансовой структуры, отдельной от самих участников. Это может быть совместное производство какого-либо продукта, организация мероприятия (рекламы, концерта, сбора урожая и т.п.). Для этой цели участники объединяют свои материальные и информационные ресурсы, разделяют между собой функции по исполнению мероприятия. Каждый из участников несет собственные затраты, принимает на себя обязательства и получает долю выручки от реализации мероприятия в соответствии с заключенным соглашением.
Для учета совместно контролируемых операций заводится специальный журнал (меморандум), в котором отражаются вклады и затраты всех участников, поступление доходов от мероприятия, с тем чтобы управлять совместной операцией и обоснованно распределить доходы. Участник совместной операции в своей финансовой отчетности отражает:
1) активы, которые он контролирует, и принятые
на себя обязательства;
2) расходы, которые он несет, и долю
доходов, которую он получает от продажи
товаров или услуг, произведенных в рамках
совместного предпринимательства.
При этом никаких консолидационных процедур по указанным статьям не выполняется.
1.2 Совместно контролируемые активы.
Данная форма совместного предпринимательства может предусматривать не только совместный контроль участников, но и совместное право собственности по отношению к одному или нескольким объектам активов, внесенным или приобретенным в целях извлечения экономической выгоды. Как и при совместно контролируемых операциях эта форма предпринимательства не предполагает создания совместной организации. Участники несут предусмотренные соглашением затраты и контролируют свою часть будущих экономических выгод, обеспеченных долей в совместно контролируемом активе.
Информация о работе Совместная предпринимательская деятельность. Типы совместных предприятий