Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:11, реферат
Совместная предпринимательская деятельность – это объединение некоторых сторон деятельности по производству и маркетингу товаров и услуг с иностранными компаниями. Например, голландская фирма “Филипс” работает с японскими фирмами “GVC” и “Sony”, владеет немецкой фирмой “Грюндиг”, сотрудничает с французской фирмой “СИГ-Алкатель”.
Совместные предприятия (СП) создаются на основе лицензирования, контракта на производство, контракта на управление и совместного (долевого) владения.
Введение
Предприятия все более активно вовлекаются в международную деятельность под воздействием как факторов международной интернационализации производства, так и процессов, происходящих внутри страны. Прежде всего следует отметить тенденцию либерализации внешнеэкономической деятельности предприятий, которая дала возможность многим из них выйти на внешний рынок. В то же время неразвитость и не цивилизованность рыночных отношений в России, низкий платежеспособный спрос населения, неплатежи заставляют предприятия чаще обращать внимание на возможности зарубежных рынков. Однако уже первые попытки выхода на внешний рынок показали, что ведение дел с иностранными компаниями требует знания особенностей рынка, на котором предполагает работать компания. Возникает необходимость серьезно заниматься изучением внешнего рынка, а значит, проведением маркетинговых исследований.
Современный международный маркетинг – это маркетинг, ориентированный на потребителя, а крупные и передовые компании осуществляют “интегрированный маркетинг”, то есть ориентированный и на товар, и на потребителя. Возрастает целенаправленность и научная обоснованность маркетинговых решений и программ. На современном этапе создаются условия для развития маркетинга нового типа, который часто называют “социально ответственным”. Он предполагает рациональные формы организации рыночных связей на горизонтальном уровне, основанные на согласовании интересов производителей и потребителей, учете интересов производителя и общества в целом. Это особенно следует учитывать российским компаниям, выходящим на иностранные рынки. Российские предприятия имеют небольшой опыт маркетинговой деятельности даже на внутреннем рынке, так как принципиальная возможность такой деятельности определилась в ходе реформ 90-х годов. Многие фирмы и сегодня больше ориентированы на получение прибыли, а не на потребителя. Опыт работы в сфере международного маркетинга имеют компании, которым разрешалась экспортная деятельность, но их количество невелико, и они сосредоточены чаще в отраслях сырьевого комплекса. Особая проблема с освоением маркетинга стоит перед наукоемкими предприятиями военно-промышленного комплекса, транспорта, электроники.
1. Совместная предпринимательская деятельность.
Законодательство ряда стран предполагает, что присутствие на их рынке иностранной компании возможно лишь при заключении контракта с местными фирмами о производстве товаров в этих странах. Даже промышленно развитые страны иногда оказывают давление на экспортеров, чтобы они создавали совместные производства за рубежом.
Совместная предпринимательская деятельность – это объединение некоторых сторон деятельности по производству и маркетингу товаров и услуг с иностранными компаниями. Например, голландская фирма “Филипс” работает с японскими фирмами “GVC” и “Sony”, владеет немецкой фирмой “Грюндиг”, сотрудничает с французской фирмой “СИГ-Алкатель”.
Совместные предприятия (СП) создаются на основе лицензирования, контракта на производство, контракта на управление и совместного (долевого) владения.
Лицензирование дает иностранной фирме права на процесс производства, торговую марку, патент и др. в обмен на комиссионные выплаты (роялти). Лицензионное соглашение может представлять права и на нематериальную собственность на неопределенный период. Такой собственностью могут быть: формулы, процессы, схемы и т.п. Использование лицензирования при создании СП имеет экономические, стратегические и политические мотивы.
Экономические мотивы заключаются в том, что лицензиар снижает риск создания производства за рубежом, учитывая небольшой объем продаж, опасность усовершенствования товара конкурентом, ограниченность ресурсов. Крупные фирмы с диверсифицированным производством, пересматривая ассортимент, сосредотачивают усилия на сильных сторонах своей деятельности, которые дают высокую прибыль. Они отказываются от продукции и технологии, не представляющих интерес в данное время. В этом состоит стратегический мотив лицензионного соглашения. Но фирма может изменить свою стратегию и прекратить контракт, тем более что сроки их небольшие.
Политические и правовые мотивы лежат в основе лицензионного соглашения тогда, когда существуют ограничения на приобретение иностранцами собственности в стране – лицензиате или нет обеспечения защиты иностранной собственности. Передавая права на объект лицензионного соглашения, фирма теряет контроль над своими активами. Возникает необходимость предусмотреть в лицензионном контракте следующие моменты:
1) условия его прекращения, если стороны не выполняют установленных требований;
2) методы проверки качества товара, услуг;
3) обязательства по расходам на создание системы сбыта;
4) географические границы применения активов;
5) условия об использовании новаторских технологий, основанных на знаниях, переданных по лицензионному соглашению;
6) конфиденц
Введение
1.Совместная предпринимательская деятельность.
1.1 Совместно контролируемые операции.
1.2 Совместно контролируемые активы.
1.3 Совместно контролируемые предприятия.
1.4 Порядок раскрытия информации.
2. Подготовка предложений об учреждении СП и поиск иностранного партнера.
2.1 Составление протокола о намерениях.
2.2 Подготовка ТЭО СП.
2.3 Подписание учредительных документов.
3. Типы совместных предприятий.
Вывод
Список литературы
Каждый участник должен учитывать и отражать в своей финансовой отчетности:
1) "свою долю в совместно
контролируемых активах, квалифицированную
в соответствии с характером этих активов,
а не инвестицию. Например, доля в совместно
контролируемом нефтепроводе квалифицируется
как основные средства;
2) любые возникшие у участника
обязательства (например, обязательства,
принятые им в связи с финансированием
своей доли в этих активах);
3) свою долю обязательств, принятых
совместно с другими участниками совместного
предпринимательства в отношении данной
совместной деятельности;
4) любой доход от продажи или использования
своей доли в продукции совместного предприятия,
а также свою долю расходов, понесенных
совместным предприятием;
5) любые расходы, понесенные им в связи
с имеющейся у него долей участия в данном
совместном предпринимательстве, например,
расходы, связанные с финансированием
доли участника совместного предпринимательства
в соответствующих активах и продажей
его части продукции".
Как и в случае с совместно контролируемыми операциями, финансовая отчетность участника, в связи с наличием совместно контролируемых активов, не предусматривает консолидационных процедур и корректировок. Финансовая отчетность по данному виду совместного предпринимательства обычно не составляется, в то же время участникам целесообразно составлять управленческую отчетность для оценки результатов совместной деятельности.
1.3 Совместно контролируемые предприятия.
Данный вид
совместного
Совместное
предприятие отличается от
Стандарт указывает, что "при признании своей доли участия в совместно контролируемом предприятии необходимым условием является то, чтобы участник совместного предпринимательства отражал сущность и экономические реалии соглашения, а не определенную структуру или форму совместного предпринимательства". Имея контроль над своей долей будущих экономических выгод, обеспеченный долей в активах и обязательствах совместного предприятия, участник должен отражать методом пропорциональной консолидации свою долю в статьях активов, обязательств, доходов и расходов совместно контролируемого предприятия. Например, если участник внес вклад в совместно контролируемое предприятие в размере 30 % капитала, то он может построчно объединить свою 30 %-ю долю каждой статьи отчетности совместно контролируемого предприятия с аналогичными статьями своей финансовой отчетности. В частности, он может объединить 30 % основных средств совместно контролируемого предприятия со своими основными средствами, 30 % нематериальных активов со своими нематериальными активами, 30 % выручки со своей выручкой и т. д. Очевидно, что при таком методе консолидации нет необходимости введения статьи "неконтролирующая доля".
Другим вариантом отражения пропорциональной консолидации выступает не объединение статей, а раздельное представление собственных и совместно контролируемых активов, обязательств, доходов и расходов при параллельном отражении отдельными строками.
При этом Стандарт запрещает проводить "взаимозачет каких-либо активов или обязательств путем вычета других обязательств или активов, также как и взаимозачет каких-либо доходов или расходов путем вычета других расходов или доходов, кроме случаев, когда существует юридическое право на зачет и такой взаимозачет отражает существующие ожидания в отношении характера реализации актива или погашения обязательства".
Метод пропорциональной консолидации во многом схож с процедурами консолидации, когда объединяется отчетность материнской и дочерних компаний. Так при замене инвестиции (отраженной в отдельной отчетности) на доли статей отчетности контролируемого предприятия, может возникнуть статья "гудвил", которая определяется также как при составлении консолидированной отчетности. Существуют специальные правила корректировки статей отчетности в связи с операциями между участником и совместно контролируемым предприятием.
При продаже участником активов совместно контролируемому предприятию признание только части финансового результата от такой операции будет отражать сущность сделки. В том случае, когда существенные риски и выгоды собственника актива перешли от участника к совместно контролируемому предприятию (то есть факт продажи признан), до тех пор, пока этот актив находится у покупателя, участник признает только часть финансового результата, которая приходится на прочих участников. В то же время, если результат продажи свидетельствует о снижении чистой реализуемой ценности актива или о его обесценении, то убыток участником (продавцом) признается в полном объеме. При покупке актива у совместно контролируемого предприятия участник не признает свою часть прибыли до тех пор, пока данный актив не будет перепродан независимой стороне.
Особо в стандарте отмечено, что при утрате совместного контроля, участник рассматривается как инвестор и должен измерять инвестиции в бывшем совместно контролируемом предприятии по справедливой стоимости (если предприятие не становится дочерним или ассоциированным. При этом инвестор признает в составе прибыли или убытка разницу между:
1) справедливой стоимостью любых сохранившихся
инвестиций и любых доходов от выбытия
части инвестиций в совместно контролируемое
предприятие;
2) справедливой стоимостью инвестиций
на дату потери совместного контроля.
1.4 Порядок раскрытия информации.
В примечаниях к отчетности участник совместного предпринимательства должен указать, какой метод использовался для отражения участия в совместно контролируемых предприятиях. За исключением случаев, когда убыток является маловероятным, участник должен отдельно раскрыть суммы следующих обязательств:
- любых условных обязательств, возникших
у участника совместного предпринимательства
в связи с его долями участия в совместном
предпринимательстве, а также его долей
в каждом из условных обязательств, возникших
у него совместно с прочими участниками;
- его доли в условных
обязательствах, возникших в рамках самого
совместного предпринимательства, в отношении
которых он потенциально несет ответственность;
- тех условных
обязательств, которые возникают в силу
того, что данный участник совместного
предпринимательства потенциально несет
ответственность по обязательствам других
участников совместного предпринимательства.
Требования данного стандарта не распространяются на участников совместной предпринимательской деятельности, которые являются:
1) организациями венчурного финансирования;
2) взаимными фондами, паевыми фондами и подобными предприятиями, в том числе страховыми фондами, осуществляющими инвестиции.
Такие организации отражают своих доли участия в совместно контролируемых предприятиях по справедливой стоимости, увеличение или сокращение которой включается в состав прибыли (убытка) отчетного периода, в котором справедливая стоимость изменилась.
2.Подготовка предложений об учреждении СП и поиск иностранного партнера.
Подготовка к созданию СП должна начаться с решения вопроса о его специализации. Определяя предмет деятельности будущего СП, его учредители должны провести маркетинговое исследование избранного рынка, поручив его специализированной фирме. Для этого можно обратиться в специализированные организации - Торгово-промышленную палату (ТПП), Центр международной торговли. После того, как будет выбран предмет уставной деятельности СП, рекомендуется приступить к поиску иностранного партнера-инвестора. Основная проблема, с которой сталкиваются здесь российские предприниматели - затруднения в получении необходимой коммерческой информации об иностранных фирмах, поскольку многие сведения представляют предпринимательскую тайну инофирм. Велик риск, получив недостаточно верную информацию, связаться с ненадежным партнером. Можно рекомендовать при выборе партнера обращаться к независимым аудиторским фирмам, знающим положение ведущих фирм на планируемом рынке сбыта продукции СП, либо к банкам, которые могут провести экспертизу проектов СП и дать заключения о финансовой надежности тех или иных претендентов. Не последнее место занимают также собственная интуиция, знание рынка.
Источниками информации об иностранных фирмах - потенциальных партнерах являются такие данные:
1. Сведения, которые может представить сама фирма:
удостоверенные копии учредительных документов;
публикуемые фирмой проспекты и каталоги, рекламные материалы;
балансы, финансовые отчеты.
2. Анализ опубликованных коммерческих справочников, информацию о которых можно получить в региональных отделениях ТПП России или в странах нахождения иностранного инвестора.
3. Конфиденциальная информация кредитных контор, полученная ими через свою агентуру.
4. Информация коммерческих банков. Это наиболее надежный, но и труднодоступный и дорогостоящий источник: наблюдая финансовое положение своих клиентов в течение длительного времени, банки могут прогнозировать тенденции развития фирмы, предвидя рост ее доходов или даже банкротство.
Отобрав возможные кандидатуры, можно приступать к рассылке стандартных писем с предложением сотрудничества, указав свои основные условия и запросы об условиях участия в проекте инофирмы (коммерческое предложение). Направляя коммерческие предложения, следует учитывать, что согласно ст.14 Закона «Об иностранных инвестициях» начало совместного предпринимательства в ряде случаев сопряжено с экспертизой проектов СП.
2.1 Составление протокола о намерениях
Получив положительный ответ на коммерческое предложение, можно приступать к переговорам, итогом которых должна стать документальная (в протоколе о намерениях) фиксация обоюдного желания партнеров создать СП в избранной ими сфере деятельности; основных положений содержания ТЭО СП, учредительного договора и устава СП; согласования времени и места подписания учредительных документов, т.е. готовности СП к государственной регистрации.
Протокол о намерениях
составляется в произвольной форме,
в него по усмотрению партнеров включаются
главные финансово-
2.2 Подготовка ТЭО СП
Подготовка ТЭО наряду с разработкой учредительных документов СП представляется необходимой, т.к. его целью является просчет экономической целесообразности будущего СП. ТЭО даст ответ на вопросы, жизненно важные для партнеров: что каждый будет иметь в результате объединения своих капиталов и усилий и что нужно для этого сделать. ТЭО СП - примерный финансовый расчет рентабельности СП, полномасштабное исследование трех важнейших вопросов:
Информация о работе Совместная предпринимательская деятельность. Типы совместных предприятий