Совместная предпринимательская деятельность. Типы совместных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:11, реферат

Краткое описание

Совместная предпринимательская деятельность – это объединение некоторых сторон деятельности по производству и маркетингу товаров и услуг с иностранными компаниями. Например, голландская фирма “Филипс” работает с японскими фирмами “GVC” и “Sony”, владеет немецкой фирмой “Грюндиг”, сотрудничает с французской фирмой “СИГ-Алкатель”.
Совместные предприятия (СП) создаются на основе лицензирования, контракта на производство, контракта на управление и совместного (долевого) владения.




Введение
Предприятия все более активно вовлекаются в международную деятельность под воздействием как факторов международной интернационализации производства, так и процессов, происходящих внутри страны. Прежде всего следует отметить тенденцию либерализации внешнеэкономической деятельности предприятий, которая дала возможность многим из них выйти на внешний рынок. В то же время неразвитость и не цивилизованность рыночных отношений в России, низкий платежеспособный спрос населения, неплатежи заставляют предприятия чаще обращать внимание на возможности зарубежных рынков. Однако уже первые попытки выхода на внешний рынок показали, что ведение дел с иностранными компаниями требует знания особенностей рынка, на котором предполагает работать компания. Возникает необходимость серьезно заниматься изучением внешнего рынка, а значит, проведением маркетинговых исследований.
Современный международный маркетинг – это маркетинг, ориентированный на потребителя, а крупные и передовые компании осуществляют “интегрированный маркетинг”, то есть ориентированный и на товар, и на потребителя. Возрастает целенаправленность и научная обоснованность маркетинговых решений и программ. На современном этапе создаются условия для развития маркетинга нового типа, который часто называют “социально ответственным”. Он предполагает рациональные формы организации рыночных связей на горизонтальном уровне, основанные на согласовании интересов производителей и потребителей, учете интересов производителя и общества в целом. Это особенно следует учитывать российским компаниям, выходящим на иностранные рынки. Российские предприятия имеют небольшой опыт маркетинговой деятельности даже на внутреннем рынке, так как принципиальная возможность такой деятельности определилась в ходе реформ 90-х годов. Многие фирмы и сегодня больше ориентированы на получение прибыли, а не на потребителя. Опыт работы в сфере международного маркетинга имеют компании, которым разрешалась экспортная деятельность, но их количество невелико, и они сосредоточены чаще в отраслях сырьевого комплекса. Особая проблема с освоением маркетинга стоит перед наукоемкими предприятиями военно-промышленного комплекса, транспорта, электроники.





1. Совместная предпринимательская деятельность.
Законодательство ряда стран предполагает, что присутствие на их рынке иностранной компании возможно лишь при заключении контракта с местными фирмами о производстве товаров в этих странах. Даже промышленно развитые страны иногда оказывают давление на экспортеров, чтобы они создавали совместные производства за рубежом.
Совместная предпринимательская деятельность – это объединение некоторых сторон деятельности по производству и маркетингу товаров и услуг с иностранными компаниями. Например, голландская фирма “Филипс” работает с японскими фирмами “GVC” и “Sony”, владеет немецкой фирмой “Грюндиг”, сотрудничает с французской фирмой “СИГ-Алкатель”.
Совместные предприятия (СП) создаются на основе лицензирования, контракта на производство, контракта на управление и совместного (долевого) владения.
Лицензирование дает иностранной фирме права на процесс производства, торговую марку, патент и др. в обмен на комиссионные выплаты (роялти). Лицензионное соглашение может представлять права и на нематериальную собственность на неопределенный период. Такой собственностью могут быть: формулы, процессы, схемы и т.п. Использование лицензирования при создании СП имеет экономические, стратегические и политические мотивы.
Экономические мотивы заключаются в том, что лицензиар снижает риск создания производства за рубежом, учитывая небольшой объем продаж, опасность усовершенствования товара конкурентом, ограниченность ресурсов. Крупные фирмы с диверсифицированным производством, пересматривая ассортимент, сосредотачивают усилия на сильных сторонах своей деятельности, которые дают высокую прибыль. Они отказываются от продукции и технологии, не представляющих интерес в данное время. В этом состоит стратегический мотив лицензионного соглашения. Но фирма может изменить свою стратегию и прекратить контракт, тем более что сроки их небольшие.
Политические и правовые мотивы лежат в основе лицензионного соглашения тогда, когда существуют ограничения на приобретение иностранцами собственности в стране – лицензиате или нет обеспечения защиты иностранной собственности. Передавая права на объект лицензионного соглашения, фирма теряет контроль над своими активами. Возникает необходимость предусмотреть в лицензионном контракте следующие моменты:
1) условия его прекращения, если стороны не выполняют установленных требований;
2) методы проверки качества товара, услуг;
3) обязательства по расходам на создание системы сбыта;
4) географические границы применения активов;
5) условия об использовании новаторских технологий, основанных на знаниях, переданных по лицензионному соглашению;
6) конфиденц

Содержание

Введение
1.Совместная предпринимательская деятельность.
1.1 Совместно контролируемые операции.
1.2 Совместно контролируемые активы.
1.3 Совместно контролируемые предприятия.
1.4 Порядок раскрытия информации.
2. Подготовка предложений об учреждении СП и поиск иностранного партнера.
2.1 Составление протокола о намерениях.
2.2 Подготовка ТЭО СП.
2.3 Подписание учредительных документов.
3. Типы совместных предприятий.
Вывод
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Украины.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

Каждый участник должен учитывать  и отражать в своей финансовой отчетности:

    1) "свою долю в совместно контролируемых активах, квалифицированную в соответствии с характером этих активов, а не инвестицию. Например, доля в совместно контролируемом нефтепроводе квалифицируется как основные средства; 
    2) любые возникшие у участника обязательства (например, обязательства, принятые им в связи с финансированием своей доли в этих активах); 
   3) свою долю обязательств, принятых совместно с другими участниками совместного предпринимательства в отношении данной совместной деятельности; 
  4) любой доход от продажи или использования своей доли в продукции совместного предприятия, а также свою долю расходов, понесенных совместным предприятием; 
  5) любые расходы, понесенные им в связи с имеющейся у него долей участия в данном совместном предпринимательстве, например, расходы, связанные с финансированием доли участника совместного предпринимательства в соответствующих активах и продажей его части продукции".

    Как и в случае с совместно контролируемыми операциями, финансовая отчетность участника, в связи с наличием совместно контролируемых активов, не предусматривает консолидационных процедур и корректировок. Финансовая отчетность по данному виду совместного предпринимательства обычно не составляется, в то же время участникам целесообразно составлять управленческую отчетность для оценки результатов совместной деятельности.

 

  1.3 Совместно контролируемые  предприятия.   

 

    Данный вид  совместного предпринимательства  предполагает создание предприятия  (корпорации, товарищества или другой формы организации), в котором каждый участник имеет долю капитала. В качестве участников могут выступать как физические, так и юридические лица, правительственные и ведомственные органы, которые вносят экономические ресурсы в капитал создаваемого совместного предприятия.

    Совместное  предприятие отличается от других  предприятий только тем, что  над ним осуществляется совместный  контроль участников. Таким образом,  оно заключает договоры, привлекает  заемные средства, контролирует  активы, принимает на себя обязательства, несет расходы и получает доходы. Совместное предприятие может предполагать в качестве обеспечения экономической выгоды участникам как распределение прибыли, так и распределение продукции. При этом наличие совместного контроля участников над предприятием предполагает отражение доли участия методом пропорциональной консолидации или альтернативно методом долевого участия (о котором говорилось в предыдущей статье), независимо от того, имеются ли у участника инвестиции в дочерние предприятия, и составляет ли он консолидированную финансовую отчетность.

         Стандарт указывает, что "при признании своей доли участия в совместно контролируемом предприятии необходимым условием является то, чтобы участник совместного предпринимательства отражал сущность и экономические реалии соглашения, а не определенную структуру или форму совместного предпринимательства". Имея контроль над своей долей будущих экономических выгод, обеспеченный долей в активах и обязательствах совместного предприятия, участник должен отражать методом пропорциональной консолидации свою долю в статьях активов, обязательств, доходов и расходов совместно контролируемого предприятия. Например, если участник внес вклад в совместно контролируемое предприятие в размере 30 % капитала, то он может построчно объединить свою 30 %-ю долю каждой статьи отчетности совместно контролируемого предприятия с аналогичными статьями своей финансовой отчетности. В частности, он может объединить 30 % основных средств совместно контролируемого предприятия со своими основными средствами, 30 % нематериальных активов со своими нематериальными активами, 30 % выручки со своей выручкой и т. д. Очевидно, что при таком методе консолидации нет необходимости введения статьи "неконтролирующая доля".

      Другим вариантом отражения пропорциональной консолидации выступает не объединение статей, а раздельное представление собственных и совместно контролируемых активов, обязательств, доходов и расходов при параллельном отражении отдельными строками.

      При этом Стандарт запрещает проводить "взаимозачет каких-либо активов или обязательств путем вычета других обязательств или активов, также как и взаимозачет каких-либо доходов или расходов путем вычета других расходов или доходов, кроме случаев, когда существует юридическое право на зачет и такой взаимозачет отражает существующие ожидания в отношении характера реализации актива или погашения обязательства".

      Метод пропорциональной консолидации во многом схож с процедурами консолидации, когда объединяется отчетность материнской и дочерних компаний. Так при замене инвестиции (отраженной в отдельной отчетности) на доли статей отчетности контролируемого предприятия, может возникнуть статья "гудвил", которая определяется также как при составлении консолидированной отчетности. Существуют специальные правила корректировки статей отчетности в связи с операциями между участником и совместно контролируемым предприятием.

      При продаже участником активов совместно контролируемому предприятию признание только части финансового результата от такой операции будет отражать сущность сделки. В том случае, когда существенные риски и выгоды собственника актива перешли от участника к совместно контролируемому предприятию (то есть факт продажи признан), до тех пор, пока этот актив находится у покупателя, участник признает только часть финансового результата, которая приходится на прочих участников. В то же время, если результат продажи свидетельствует о снижении чистой реализуемой ценности актива или о его обесценении, то убыток участником (продавцом) признается в полном объеме. При покупке актива у совместно контролируемого предприятия участник не признает свою часть прибыли до тех пор, пока данный актив не будет перепродан независимой стороне.

    Особо в стандарте отмечено, что при утрате совместного контроля, участник рассматривается как инвестор и должен измерять инвестиции в бывшем совместно контролируемом предприятии по справедливой стоимости (если предприятие не становится дочерним или ассоциированным.     При этом инвестор признает в составе прибыли или убытка разницу между:

   1) справедливой стоимостью любых сохранившихся инвестиций и любых доходов от выбытия части инвестиций в совместно контролируемое предприятие;  
   2) справедливой стоимостью инвестиций на дату потери совместного контроля.

 

 

1.4 Порядок раскрытия  информации.

      В примечаниях к отчетности участник совместного предпринимательства должен указать, какой метод использовался для отражения участия в совместно контролируемых предприятиях. За исключением случаев, когда убыток является маловероятным, участник должен отдельно раскрыть суммы следующих обязательств:

      - любых условных обязательств, возникших у участника совместного предпринимательства в связи с его долями участия в совместном предпринимательстве, а также его долей в каждом из условных обязательств, возникших у него совместно с прочими участниками; 
       -  его доли в условных обязательствах, возникших в рамках самого совместного предпринимательства, в отношении которых он потенциально несет ответственность; 
       -   тех условных обязательств, которые возникают в силу того, что данный участник совместного предпринимательства потенциально несет ответственность по обязательствам других участников совместного предпринимательства.                                                                                       Участник отдельно раскрывает совокупную величину условных долевых обязательств, обусловленных инвестициями в совместные предприятия, в частности собственных обязательств капитального характера и относящейся к нему доли в обязательствах капитального характера, принятых совместно с другими участниками, а также своей доли в обязательствах капитального характера самого совместно контролируемого предприятия. Кроме того, независимо от того, какой метод используется - пропорциональной консолидации или метод долевого участия - следует раскрыть общие суммы по каждой группе статей: оборотные активы, вне -оборотные активы, краткосрочные обязательства, долгосрочные обязательства, доходы и расходы, связанные с долями его участия в совместно контролируемом предприятии.  

    Требования данного стандарта не распространяются на участников совместной предпринимательской деятельности, которые являются:

1) организациями венчурного финансирования;

2) взаимными фондами, паевыми фондами и подобными предприятиями, в том числе страховыми фондами, осуществляющими инвестиции.

Такие организации отражают своих доли участия в совместно  контролируемых предприятиях по справедливой стоимости, увеличение или сокращение которой включается в состав прибыли (убытка) отчетного периода, в котором справедливая стоимость изменилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   2.Подготовка предложений об учреждении СП и поиск иностранного партнера.

 

     Подготовка к созданию СП должна начаться с решения вопроса о его специализации. Определяя предмет деятельности будущего СП, его учредители должны провести маркетинговое исследование избранного рынка, поручив его специализированной фирме. Для этого можно обратиться в специализированные организации - Торгово-промышленную палату (ТПП), Центр международной торговли. После того, как будет выбран предмет уставной деятельности СП, рекомендуется приступить к поиску иностранного партнера-инвестора. Основная проблема, с которой сталкиваются здесь российские предприниматели - затруднения в получении необходимой коммерческой информации об иностранных фирмах, поскольку многие сведения представляют предпринимательскую тайну инофирм. Велик риск, получив недостаточно верную информацию, связаться с ненадежным партнером. Можно рекомендовать при выборе партнера обращаться к независимым аудиторским фирмам, знающим положение ведущих фирм на планируемом рынке сбыта продукции СП, либо к банкам, которые могут провести экспертизу проектов СП и дать заключения о финансовой надежности тех или иных претендентов. Не последнее место занимают также собственная интуиция, знание рынка.

Источниками информации об иностранных фирмах - потенциальных  партнерах являются такие данные:

     1. Сведения, которые может представить сама фирма:

 удостоверенные копии  учредительных документов;

 публикуемые фирмой  проспекты и каталоги, рекламные  материалы;

 балансы, финансовые  отчеты.

      2. Анализ опубликованных коммерческих справочников, информацию о которых можно получить в региональных отделениях ТПП России или в странах нахождения иностранного инвестора.

     3. Конфиденциальная информация кредитных контор, полученная ими через свою агентуру.

     4. Информация коммерческих банков. Это наиболее надежный, но и труднодоступный и дорогостоящий источник: наблюдая финансовое положение своих клиентов в течение длительного времени, банки могут прогнозировать тенденции развития фирмы, предвидя рост ее доходов или даже банкротство.

Отобрав возможные кандидатуры, можно приступать к рассылке стандартных писем с предложением сотрудничества, указав свои основные условия и запросы об условиях участия в проекте инофирмы (коммерческое предложение). Направляя коммерческие предложения, следует учитывать, что согласно ст.14 Закона «Об иностранных инвестициях» начало совместного предпринимательства в ряде случаев сопряжено с экспертизой проектов СП.

 

2.1 Составление протокола о намерениях

 

     Получив положительный ответ на коммерческое предложение, можно приступать к переговорам, итогом которых должна стать документальная (в протоколе о намерениях) фиксация обоюдного желания партнеров создать СП в избранной ими сфере деятельности; основных положений содержания ТЭО СП, учредительного договора и устава СП; согласования времени и места подписания учредительных документов, т.е. готовности СП к государственной регистрации.

Протокол о намерениях составляется в произвольной форме, в него по усмотрению партнеров включаются главные финансово-экономические  параметры СП. В протоколе также надо четко закрепить предмет предполагаемой уставной деятельности СП, чтобы на стадии обсуждения учредительных документов не возникло недоразумений по данному вопросу. Нередко иностранный учредитель СП настаивает на том, чтобы итоги переговоров были зафиксированы не в протоколе о намерениях, а в предварительном договоре об учреждении предприятия с долевым участием иностранных инвестиций. Предварительный договор имеет иную юридическую природу, чем протокол о намерениях, поскольку с момента заключения он создает для сторон, его подписавших, юридические обязанности и предоставляет им права. Поэтому если учредители СП заключат предварительный договор, они уже не смогут в одностороннем порядке уклониться от заключения учредительного договора СП, ибо заинтересованная сторона в этом случае вправе обратиться в суд с иском о понуждении заключить учредительный договор на ранее оговоренных условиях и взыскать с уклоняющегося учредителя убытки, вызванные просрочкой заключения. Обговорив основное содержание ТЭО СП и учредительных документов, условившись, кто будет составлять их в окончательной редакции, где и когда состоится следующая встреча партнеров, документально закрепив это в протоколе можно переходить к следующей стадии.

 

    2.2 Подготовка ТЭО СП

 

    Подготовка ТЭО наряду с разработкой учредительных документов СП представляется необходимой, т.к. его целью является просчет экономической целесообразности будущего СП. ТЭО даст ответ на вопросы, жизненно важные для партнеров: что каждый будет иметь в результате объединения своих капиталов и усилий и что нужно для этого сделать. ТЭО СП - примерный финансовый расчет рентабельности СП, полномасштабное исследование трех важнейших вопросов:

Информация о работе Совместная предпринимательская деятельность. Типы совместных предприятий