Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 23:59, курсовая работа
Основные цели моей курсовой работы заключаются в следующем:
- более углубленно изучить теоретические и практические положения по теме «Маркетинговая среда фирмы»;
- получить навыки самостоятельного сбора, обработки, обобщения, анализа информации по данной теме.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
1. МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА…………………………………………... . 5
1.1 Маркетинговая среда фирмы, понятие, её сущность и основные характеристики………………………………………………… ……………. …… 5
1.2 Внутренняя среда…………………………………………………. 10
1.3 Микросреда………………………………………………………… 12
1.4 Макросреда………………………………………………………… 18 2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ФИРМЫ НА ПРИМЕРЕ ПК «ФИРМА КЫЗЫЛ-МАЙ»……………………………………………. . ….. 23
2.1 Характеристика предприятия………………………………....... .... 23
2.2 Анализ факторов маркетинговой среды ПК «Фирма Кызыл-МАЙ»…………………………………………………………… … ……….. 27
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ФИРМЫ ПК «ФИРМА КЫЗЫЛ-МАЙ»……………………………………………………………………... .. . 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………… 45 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….. 46
Используя полученную в ходе опроса информацию, представим спрос на основную продукцию "Кызыл-Май" в виде диаграммы-рейтинга (см. рисунок 2.2):
Рисунок 2.2 - Спрос на продукцию ПК "Фирма "Кызыл-Май"
В результате проведения анализа потребителей, можно сделать вывод, что продукция ПК "Кызыл-Май" пользуется хорошим спросом среди потребителей и успела зарекомендовать себя как полезный, эффективный и надёжный натуральный продукт. Также принято решение в ближайшее время организовать информативные рекламные компании, нацеленные в основном на ознакомление населения с малоизвестными и новыми видами продукции фирмы "Кызыл-Май".
Далее обратимся к анализу поставщиков. При изучении поставщиков в первую очередь выяснению подлежит: стоимость поставляемого товара, гарантии качества товара, обязательность соблюдения условий и времени поставки и др. При повышении поставщиком стоимости поставляемого товара могут возникнуть перебои в снабжении, увеличение себестоимости продукции. В такой ситуации возможными ответными реакциями со стороны предприятия может быть поиск новых форм сотрудничества либо смена поставщика. Нарушение гарантий качества (поставка некачественного товара), нарушение условий и времени поставки также могут создать значительные трудности в деятельности предприятия, что заставит предприятие в первую очередь искать нового поставщика в целях сохранения собственной устойчивости.
Основными поставщиками сырья, подсобных материалов и посуды для расфасовки являются Россия, Киргизия и Иран.
С России и Киргизии поставляется главным образом сырье. С Ирана поставляют всю необходимую посуду для упаковки: бутылочки для сиропов и масла, баночки для мёда и т.д.
Также и на территории Казахстана ПК "Фирма "Кызыл-Май" имеет своих поставщиков некоторого сырья и упаковочных подсобных материалов (коробок, этикеток и т.д.).
Согласно результатам проведенного анализа взаимодействия фирмы с поставщиками с 2007 года нарушения стали наблюдаться только в соблюдении сроков поставки. Периодически из-за трудностей, возникающих на границе Казахстана с Узбекистаном, происходит задержка посуды, поставляемой с Ирана. Ответной реакцией на это стал заказ посуды сверх обычной нормы, рассчитанной на определенный период производства, чтобы в случае задержки, на производстве можно было использовать запасы. Если же запасы имеются, заказ делается согласно норме. Но, даже иногда испытывая такие трудности с поставкой посуды, ПК "Кызыл-Май" не намерены менять поставщика, так как поставляемые им посудные материалы характеризуются отличным качеством и приемлемой ценой. С данным поставщиком у компании "Кызыл-Май" сложились долговременные и надёжные отношения.
Если говорить о посредниках, то между фирмой и конечным потребителем существует лишь одно посредническое звено - аптеки, реализующие продукцию компании. Служба доставки поставляет продукцию компании по заказам в аптеки города Алматы и других городов Казахстана. Компания "Кызыл-Май" имеет широкий круг постоянных клиентов среди аптек городов Казахстана.
В заключении обратимся к анализу конкуренции. Что касается фирмы "Кызыл-Май", то ей с конкуренцией практически не приходится сталкиваться. Единственным действительным конкурентом является фирма с аналогичным названием "Кызыл-Май", по форме организации являющаяся ТОО и отличающаяся фирменным логотипом и отсутствием в своем полном наименовании слова "Фирма". Таким образом, на рынке РК существует ПК "Фирма "Кызыл-Май" и ТОО "Кызыл-Май". Продукция ТОО "Кызыл-Май" производится также из натуральных продуктов. Но данная компания обладает намного меньшим ассортиментом продукции, это: фито-чай и таблетки, изготовленные из лекарственных трав. Многие потребители до сих пор не знают о том, что производством этих препаратов (как указано на таблетках, пищевых добавок), занимается другая компания, хоть и с аналогичным названием. Они не обращают внимания на фирменный логотип и адрес предприятия, для них просто существует "Кызыл-Май". Если говорить о предпочтении потребителей, идентичность названия фирмы-конкурента не приносит ни малейшего ущерба ПК "Фирме "Кызыл-Май". Они лишь выбирают, в виде чего им "приобрести натуральный продукт": таблетки или фито-капсулы, сиропы, мёд. Выяснить спрос на таблетки (пищевые добавки), производимые ТОО "Кызыл-Май", не удалось, но как показал анализ потребителей, спрос на продукцию ПК "Кызыл-Май" достаточно велик. Фито-чай приобретают примерно в одинаковой степени у обеих фирм, разница в цене незначительна. После проведения планирующейся информативной рекламной компании ожидается повышение спроса на фито-капсулы, которые в отличие от другой продукции ПК "Кызыл-Май" знакомы меньшему числу потребителей.
К числу других конкурентов можно отнести зарубежных производителей различных биологически активных добавок, производящихся на основе натуральных продуктов. На территории РК они распространяются различными частными врачами, проводящими компьютерную диагностику в основном на аппарате "Оберон", который мало кому внушает доверия. Ко всему прочему цена на эти добавки довольно высока. Поэтому и с этой стороны ПК "Кызыл-Май" не ощущает сильной конкуренции.
Анализ среды косвенного влияния (макросреды организации) должен состоять в выявлении состава влияющих факторов. При анализе макросреды организации изучению подлежат демографические, экономические, политико-правовые, научно-технические, природные, социокультурные и международные.
При анализе экономических факторов рассматривают темпы инфляции (дефляции), процентную ставку, международный платежный баланс, уровень занятости населения в целом и в отрасли, платежеспособность предприятий. Изучаются уровень экономического развития, бюджет страны и его выполнение, доступность ресурсов, уровень налогообложения, производительность труда, величина заработной платы и т.д. Также исследуется изменение демографических условий, уровень доходов населения и их распределения, емкость рынка или защищенность его правительством.
В связи с возрастанием уровня инфляции в стране, резким повышением цен на энергоресурсы и как следствие увеличением себестоимости продукции, произошло повышение цен на продукцию "Кызыл-май". Одновременно компания повысила заработную плату работникам основного производства.
При анализе политических факторов следует следить за соглашениями по тарифам и торговле между странами, протекционистской таможенной политикой, направленных против третьих стран, нормативными актами местных органов власти и центрального правительства, уровнем развития правового регулирования экономики, отношением государства к антимонопольному законодательству, кредитной политикой местных властей, ограничениями на получение ссуд и наем рабочей силы.
Социальные факторы также подлежат изучению, так как оказывают влияние на выбор целей, средств их достижения, особенности работы предприятия. Учитывается структурный состав населения, уровень образования, сложившиеся общественные ценности и установки, интерес к социальным проблемам и т.д.
Анализ технологической внешней среды должен учитывать изменения в технологии производства конструкционных материалов, применении вычислительной техники для проектирования новых товаров и услуг; в управлении учитываются изменения в технологии сбора, обработки и передачи информации, в средствах связи.
Также анализируются изменения, происходящие в международных отношениях государства. Отслеживается политика правительств других стран, предусматривающая усилия по защите или расширению национального рынка в целом или отдельных отраслей.
Основой анализа служит информация, содержащаяся в различных изданиях, журналах, а также полученная в ходе обсуждений, специальных маркетинговых исследований посредством наблюдений, опросов, проведения экспериментов и т.д.
Анализ макросреды, в которой функционирует ПК "Кызыл-Май" представлен в таблице 2.2. В данной таблице рассмотрены анализируемые факторы, их возможные проявления и соответствующие ответные меры компании:
Таблица 2.2
Анализ факторов макросреды ПК "Кызыл-Май"
Группа факторов |
Фактор |
Тенденция развития |
Проявление |
Ответная реакция компании |
1. Экономи-ческие |
1.1 Уровень инфляции |
Повышение |
При увеличении инфляции обесценивание денежных средств |
Учет уровня инфляции при установлении цен на товары |
1.2 Уровень реального дохода населения |
Возможно уменьшение |
Снижение уровня покупательской способности населения |
Выпуск продукции с наименьшими издержками | |
1.3 Энерго-тарифы |
Возможно увеличение |
Увеличение себестоимости продукции |
Выпуск продукции с наименьшими издержками | |
2. Правовые |
2.1 Несовершенство законодательной базы |
Тенденции стабилизации |
Ущемление интересов производственной сферы |
Изыскание путей для эффективной работы |
3. Политические |
3.1 Ориентация на рыночное регулирование экономики. |
Тенденции стабилизации |
Возможность выбора сферы хозяйственной деятельности. |
Изыскание новых направлений деятельности |
Ослабление дисциплины платежей и поставок. |
Страхование поставок, стимулирование партнеров | |||
4. Социальные |
4.1 Уровень образования |
Тенденции роста сохраняются |
Увеличение числа высокообразованных специалистов |
Рациональный подбор кадров |
5. НТП |
5.1. НТП в сфере производства |
Тенденции роста сохраняются |
Появление новых материалов оборудования, технологий |
Поиск возможностей для производства новых видов товаров Дополнительные вложения в ноу-хау и обновление мощности |
5.2. НТП в социальной сфере |
Тенденции роста сохраняются |
Рост уровня потребностей населения |
Маркетинговые исследования, разработка новых продуктов Улучшение условий труда и быта работников | |
6. Международные |
6.1. Либерализация внешнеэкономической деятельности, сотрудничества |
Тенденции сохраняются |
Возможность выхода на внешний рынок |
Поиск новых зарубежных партнеров и поставщиков Получение международного сертификата на продукцию |
Таким образом, различные изменения во внешнем окружении могут представлять для предприятия как благоприятные возможности, так и угрозы.
3. РАЗРАБОТКА
РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВА
В рамках совершенствования маркетинговой среды предприятия задачей стоит - создание эффективной службы маркетинга. Совершенствование службы маркетинга на предприятии является необходимым, так как дальнейшая работа фирмы без реорганизации маркетинга может привести к дальнейшей потере занимаемой рынка и падению продаж. Оптимальная структура управления ПК "Кызыл-Май" с учетом создания службы представлена на рисунке 3.1:
Рисунок 3.1 - Структура управления ПК "Кызыл-Май" после усовершенствования службы маркетинга.
Организация службы маркетинга на предприятии будет иметь целью исследование рынка, его конъюнктуры и конкурентов, конъюнктуры рынка.
Был составлен общий план деятельности компании в области маркетинга. На первом этапе задействованы потребители, поставщики, отдел сбыта, служба маркетинга:
1) Отдел сбыта предоставляет информацию об объёме продаж, наличию товарных запасов, товарные отчёты за предыдущие периоды.
2) Служба маркетинга
посредством отдела сбыта
3) Служба маркетинга
проводит мероприятия по
4) Разработка рекламной компании и предложений по стимулированию сбыта (изучение предложений рекламных фирм, разработка оптимальной рекламной кампании, определение стоимости рекламной кампании).
6) Разработка требований к отделу маркетинга (разработка новых должностных инструкций, предоставление необходимой информации отделу об услугах).
Второй этап:
1) Обработка службой
маркетинга полученной
2) Обсуждение советом директоров предложений службы маркетинга по оптимизации ассортимента услуг, определения основных конкурентов, определения основных поставщиков, предложений по стимулированию торгового процесса. Определение возможности обеспечения собственными финансовыми средствами процесса реформирования.
3) Выработка единого мнения по предложениям службы маркетинга, создание условий для создания рабочей группы.
Информация о работе Состав и структура маркетинговой среды фирмы