Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 12:19, реферат
На протяжении многих веков существования торговых отношений в целом и предпринимательской деятельности, в частности, их главной целью было и остается получение прибыли и её постоянный рост. Однако на разных этапах становления рыночных отношений достижение поставленной цели достигалось несколькими различными альтернативными путями.
Современная экономическая ситуация предъявляет высокие требования как к выходящим на рынок, так и к действующим его участникам, что делает использование маркетинга практически неизбежным. Однако маркетинговая деятельность требует комплексного подхода. На современном этапе недостаточно качественного производства, грамотного формирования цены и безупречной системы сбыта. Вместе с этим должна существовать четко спланированная и отлаженная система маркетинговых коммуникаций, применение средств и инструментов которой способствует достижению маркетинговых и внутренних целей компании.
Введение 3
1.Определение, цели и задачи стимулирования продаж 5
2.Методы стимулирования продаж 7
2.1 Классификация методов стимулирования продаж 7
2.2 Достоинства и недостатки методов стимулирования сбыта 8
3.Специфические формы стимулирования продаж 12
3.1 Мерчандайзинг как специфическая форма стимулирования продаж 12
3.2 Сенсорное воздействие как специфическая форма стимулирования продаж 14
Практическая часть 20
Заключение 21
Литература……………………………………………………………………….27
Среди
приемов и средств
Таблица 1.2
Инструмент | Достоинства | Недостатки |
Премии | Способствуют
росту объема продаж;
Дополнительные расходы по сбыту незначительны; Привлекают дополнительный контингент покупателей. |
Кратковременность эффективного воздействия на потребителей вследствие ответных действий конкурентов – недостаточно сильный стимул для постоянных потребителей. |
Скидки с цены | Увеличивают объем
сбыта;
Наглядный и удобный в использовании. |
Недостаточная
избирательность к |
Гарантии возврата денег | Повышение престижа
фирмы;
Возможность формирования новых рынков. |
Незначительное
влияние на рост объема продаж;
Медленное проявление результата. |
Купоны | Хорошая восприимчивость
потребителей;
Значительный эффект при стимулировании потребления новых товаров. |
Высокие затраты;
Небольшой охват потребительской аудитории. |
Продажа в кредит | Стимулирует сбыт
дорогостоящих товаров;
Укрепляет связи с потенциальными оптовыми и розничными покупателями. |
Зависимость от
уровня социального обеспечения
потребителей;
Риск невозвращения оставшейся части кредита и процентов. |
Предоставление бесплатных образцов | Расширяет представление
покупателя о товаре;
Способствует вовлечению новых клиентов; Ускоряет процесс внедрения нового товара на рынок. |
Значительные
расходы;
Трудности с прогнозированием объема продаж. |
При том, что стимулирование продаж в целом и каждый из его методов в частности обладают как достоинствами, так и недостатками, всякий раз при планировании мероприятий по продвижению необходимо учитывать тот факт, что, будучи частью комплекса маркетинговых коммуникаций, стимулирование продаж для достижения максимальной эффективности не может и не должно использоваться отдельно от других маркетинговых коммуникаций. Эффективность системы стимулирования продаж значительно повышается при использовании ее совместно с другими формами продвижения, например, с рекламой и персональными продажами [5, 518].
Как уже было указано
ранее, стимулирование продаж может
быть направлено на потребителя, розничного
торговца и собственный торговый
персонал. Очевидно, мероприятия по
стимулированию продаж, направленные
на своих дистрибьюторов или
собственных сотрудниками, имеют
несколько абстрактный
Работа по продвижению торговых марок в розничной сети называется мерчандайзингом. Несмотря на существующее многообразие определений мерчандайзинга, можно определить следующее: мерчандайзинг – это комплекс мероприятий, направленный на увеличение объемов продаж в розничной торговле [9].
Детализируя это определение, можно сказать, что мерчандайзинг – это комплекс мероприятий, производимых в торгом зале и направленных продвижение того или иного товара, марки ли упаковки. Он имеет дело с самим процессом покупки и нацелен на то, чтобы оказать воздействие на поведение покупателя, который уже находится на месте продажи товаров.
Хоть основной целевой аудиторией мерчандайзинга являются конечные потребители, осуществление его мероприятий невозможно без тесного сотрудничества между фирмой-производителем и торговым посредником. Только при скоординированности действий обоих, а также выполнении оговоренных правил условий можно ожидать какого-либо положительного результата.
Будучи особой формой стимулирования продаж, мерчандайзинг ставит перед собой следующие цели :
Среди средств мерчандайзинга можно выделить две группы [7]:
Существуют следующие внутренние средства мерчандайзинга:
Таким образом, мерчандайзинг не устанавливает конкретных и жестко определенных правил. Все его средства должны применяться в соответствии с особенностями и спецификой каждой отдельно взятой торговой точки. Только в этом случае методы мерчандайзинга помогут достичь высокого и качественного результата по стимулированию продаж.
Стимулирование
продаж, ставя перед собой такие
задачи, как увеличение спроса на определенный
продукт, повышение лояльности покупателей
и т.д., и используя различные
методы их решения, не может не учитывать
такой фактор, как эмоции. Абсолютно
естественно то, что покупатель,
который находится в
В работах таких гуру, как М.Линдстром
(«Чувство бренда»), мультисенсорности
воздействия на потребителя
Если зрение и слух уже давно охвачены маркетинговыми коммуникациями (о вкусе можно говорить лишь применительно к продуктам питания), то универсального подхода к использованию таких чувств, как обоняние и слух, пока нет, хотя в данном направлении ведется очень активная работа.
По данным Линдстрома, в 40 случаях из 100 у людей понюхавших приятный аромат, улучшается настроение, а согласно исследованиям Vapo d'or Innovation и Института товарно-потребительского исследования Саарбрюкена (Германия), облагороженные запахами места продаж воспринимаются посетителями на 21% благожелательнее, чем обычные [11].
Специалисты выделяют следующие направления использования запахов в маркетинговой деятельности :
Существует около 100 тыс. ароматов, с чем связано отсутствие их общепринятой классификации, однако несмотря на их огромное количество существуют общие закономерности их восприятия, которые связаны с социальной средой, традицией и культурой потребителей. К примеру, заведующий неврологическим отделением научно-исследовательской ассоциации Smell and Taste Treatment в Чикаго Алан Хирш установил, что существует разница в оценке различных запахов у людей, родившихся до 1930г. и позже этой даты: старожилы при опросе охотнее называли ароматы сосны, сена, лошадей и луговых трав, люди более молодого возраста – запах пластилина Play-Doh, фломастеров и детской присыпки. Что касается закономерностей восприятия, то ученые уже давно выяснили, что запах определенных сортов розы провоцирует сговорчивость и податливость, запах груши – аппетит, лимона – агрессию и т.д. Подобные закономерности были использованы многими зарубежными компаниями: парижская сеть магазинов Galeries Lafayette при распродаже коллекций домашнего текстиля использовался аромат лаванды. FIAT придавал дополнительную привлекательность своим автомобилям с помощью тонких древесных запахов.
В последнее время со стороны компаний стал проявляться интерес к созданию запахов-торговых марок, однако пока это направление находится лишь на начальной стадии своего развития, т.к. во-первых, это требует колоссальных финансовых вложений, во-вторых, требует особой законодательной базы по регистрации подобных торговых марок, разработка которой пока даже не предвидится.
Тем не менее, использование запахов в местах продаж весьма привлекательно с точки зрения стимулирования сбыта, т.к. оно влияет на эмоциональное состояние потенциального покупателя, а соответственно и на время, проводимое им в месте продажи и на его отношение ко всему, что он там видит, т.е. на предлагаемый товар.
Далее
представлена примерная зависимость
используемого запаха от специфики
деятельности компании [11]:
Таблица 1.3
Запах | Сфера использования |
Свежемолотый кофе | Кафе, бары, продовольственный ритейл |
Свежая сдоба | Продовольственный ритейл |
Лаванда, жасмин, иланг-иланг, роза | Бельевые бутики |
Ваниль, мята, лимон, базилик | Бутики модной одежды |
Свежевыделанная кожа | Бутики кожаной одежды |
Огурец, арбуз, яблочный пирог | Продовольственный ритейл |
Манго | Отели, гостиницы |
Кокосовое масло | Туристические фирмы |
Мандарины, хвоя | Рождественские распродажи |
Попкорн | Кинотеатры |
Конечно, гарантировать конкретные цифры роста продаж от использования того или иного запах не может никто. Аромамаркетинг – одно из средств, позволяющих расположить потребителя к своей компании, наладить с ним некий эмоциональный контакт, который в некоторой мере может повлиять на совершение покупки и объем продаж в целом, которое, тем не менее, должно использоваться с большой осторожностью.