Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2015 в 20:29, курсовая работа
Выбранная мною тема является актуальной, так как социальные медиа являются важным инструментом маркетинговых исследований и оказывают существенное влияние на возможности и функции маркетинговых исследований. Моя курсовая работа на тему «Социальные медиа как инструмент маркетинговых исследований» была написана с целью изучения сбора маркетинговых исследований при помощи интернета и социальных медиа. Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:
Изучить основные теоретические аспекты маркетинговых исследований;
Рассмотреть применение социальных медиа в маркетинговых исследованиях;
Провести маркетинговое исследование в сфере интернет-торговли в РК;
Введение……………………………………………………………………….
3
1.
Теоретические аспекты маркетинговых исследований………….…………
5
1.1
Понятие и характеристика маркетинговых исследований ………...............
5
1.2
Основные этапы маркетинговых исследований.……………………….......
11
2.
Применение социальных медиа в маркетинговых исследованиях ……….
14
2.1
Электронная коммерция в Казахстане………………………………………
14
2.2
Элементы маркетинговых исследований в интернете ….…………………
18
2.3
Интернет-опросы как интрумент сбора маркетинговой информации..…..
21
2.4
Маркетинговое исследование рынка интернет-торговли…………...……..
27
3.
Стратегические направления развития интернет-торговли в РК………....
41
3.1
Тенденции развития интернет-торговли в Казахстане…….….......……….
41
3.2
Мероприятия по совершенствованию работы интернет-магазинов….......
45
Заключение…………………………………………………………………….
48
Список использованной литературы…………………
Рисунок 4. Сфера занятости респондентов
Доход опрашиваемых респондентов у 38% составляет 60.000-100.000 тг, 25% - до 30.000 тг, 21% зарабатывает от 30.000 до 60.000 тг. и лишь 10% респондентов – свыше 100.000 тг.
Рисунок 5. Среднемесячный доход респондентов
В ходе проведения опроса было выявлено, что 39% респондентов приобретают товары и услуги в интернет-магазинах 3-4 раза в год. Мы полагаем, что это связано с тем, что 38% опрошенных указали свой среднемесячный доход от 60.000-100.000 тенге. 34% респондентов не совершают покупок в интернет-магазинах из-за опасений получить некачественный товар. 19% покупают товары и услуги в интернете 1 раз в год, 6%-2раза в месяц и 2%-раз в неделю.
Рисунок 6. Частота приобретения товаров в интернет-магазинах
Проанализировав первичные данные, было выявлено, что 42% опрошенных в среднем тратят от 5.000-10.000 тг, это связано с тем, что казахстанцы не готовы платить большую сумму из-за опасений получить некачественный товар или услугу. Тем не менее, 23% интервьюируемых приобретают товары на сумму от 10.000-30.000 тг, 12% - от 30.000-70.000 тг.
Рисунок 7 Расходы на товары в интернет-магазинах
39% респондентов считают главным критерием качества обслуживания интернет-магазина наличие товара. Это логично, так как именно товар – основной объект торговли, и без его наличия дальнейшие действия по поиску товара бессмысленны. Следующие по важности по мнению респондентов критерии – полноценные описания товаров (24%), простая и мобильная процедура заказа(22%) и интуитивно понятная навигация (9%). Это объясняется тем, что для потребителей большую роль играют удобство пользования интернет-магазином, его информативность и доступность. Критерий «Визуальная привлекательность сайта» выбрали лишь 3% опрошенных. Это в незначительной степени влияет на покупку товара, так как не является показателем его качества. И хотелось бы отметить, что 3% респондентов добавили свои варианты, такие, как наличие онлайн-консультанта, возможность обсуждения интересующих вопросов о товаре с реальными и потенциальными потребителями.
Рисунок 8. Критерии оценивания качества обслуживания.
Существует множество способов оплаты товара в интернет-магазине. 53% покупателей предпочитают услуги курьера. Это особенно важно если вы приобретаете одежду и обувь – то есть, товары, нуждающиеся в примерке. В этом случае оплата наличными курьеру может доходить до 100%.
29% пользователей интернет-магазинов используют электронные способы оплаты - электронные деньги (Qiwi, Яндекс.Деньги, Webmоney и др.). Это удобный способ, который быстро набирает популярность.
11% интервьюируемых проявляют лояльность привычным способам оплаты наличными, так как данный способ оплаты является наименее рискованным.
Оставшиеся 6% покупателей предпочитают оплату посредством банковских карт. Они сегодня есть почти у всех, однако многие пользователи считают, что использовать карту при оплате через интернет опасно.
Наконец, всего 1% пользователей оплачивает покупки с помощью банковских переводов. Однако он менее удобен и делает процесс покупки более долгим.
Рисунок 9. Предпочитаемый способ оплаты
В ходе исследования респондентам задавался вопрос «Какого рода товар вы покупаете?» . 35% респондентов ответили, что предпочитают приобретать электронику. Такая популярность связана с простотой доставкой и достаточно низкой стоимостью таких товаров в интернете по сравнению с традиционными магазинами. 28% респондентов в основном выбирают покупку одежды и обуви, однако в связи со сложностью подбора подходящей модели и размера такой вид товаров не занимает лидирующую позицию. 26% отметили вариант « Услуги », так как казахстанские компании, предоставляющие различные виды услуг, только внедряются в интернет пространство. И совсем незначительную долю составляет покупка книг, видео, аудио (8%). Нужно отметить, что для некоторых респондентов (3%) главными объектами покупок в интернет-магазинах являются такие товары, как мебель, аксессуары, парфюм и косметика.
Рисунок 10. Наиболее покупаемые виды товаров
Для более детального анализа, мы предложили нашим респондентам различные интернет-магазины, которые для удобства были разделены в зависимости от рода предоставляемых товаров и услуг соответственно. Таким образом, среди опрошенных, выбравших объектом покупки электронику лидером среди интернет-магазинов является «Sulpak.kz» (35%). Это очевидно ,так как компания Sulpak является самой крупной торговой компанией в области продаж бытовой техники и электроники в Казахстане. Являясь официальным дистрибьютором ведущих мировых производителей бытовой техники и электроники, Sulpak предоставляем возможность каждому казахстанцу разного достатка, проживающему даже в самых отдаленных уголках нашей страны, приобрести и пользоваться надежными бытовыми приборами по демократичным ценам. 29 % респондентов отдают свое предпочтение не менее известному интернет-магазину Technоdоm.kz, и почти такую же позицию занимает Alser.kz, с разницой в 3%. Значительно отстает от своих конкурентов Белый Ветер(7%),который как оказалось не пользуется популярностью среди респондентов. И только 2 человека(3%) выбрали свой вариант (Amazоn , Ebay), то есть предпочитают зарубежные интернет-магазины электроники .
Рисунок 11. Электроника
Рисунок 12. Одежда, обувь
Согласно графику респонденты, отвечая на вопрос « Какие интернет магазины одежды/обуви вы используете» , 28% ответили «Lamоda» , 21% выбрали другие варианты ответов, среди которых были такие, как «Amazоn», « Ebay», «Wildberries». Высокий процент ответа «Taоbaо.cоm» (45%) связан с тем, что это всемирно известный сайт с огромным ассортиментом и минимальными ценами.
Согласно моему ожиданию данный интернет-магазин не должен был занять такую высокую позицию в связи с трудностями с языковым барьером, но согласно результату опроса респонденты не испытывают особых сложностей с переводом языка.
В ходе маркетингового исследования было выявлено, что интернет-магазин «Chоcоlife.me» преобладает на рынке интернет-магазинов, предоставляющих услуги. Данный интернет-магазин является одним из самых популярных интернет-магазинов скидок (по купонам), предоставляющий свои услуги в различных отраслях, начиная развлекательными и заканчивая познавательными.
Вторым по важности является интернет-магазин «Railways.kz», который выбрали 40% опрошенных. Это связано с тем, что в Казахстане самым распространенным видом транспорта является железнодорожный транспорт. Данный интернет-магазин предоставляет возможность заказа билетов в различных направлениях, затрачивая минимум времени и усилий.
Рисунок 13 Услуги (транспорта, размещения, питания, развлечения, аттракции)
Большая часть опрошенных в таком роде товаров, как книги, аудио и видео своим лидером считают такие интернет магазины, как «Flip.kz» (54%) и «Меломан»(39%). Такой факт можно объяснить тем, что в данных интернет-магазинах продается вся литература Казахстана, а также различные мировые
бестселлеры, техническая литература, деловая литература, учебники, и даже детская литература, а также они предлагают покупателям свои услуги по выбору, покупке и доставке книг. А такие интернет-магазины как «Bооkcity» и «Setbооk.kz» стали аутсайдерами опроса, так как являются относительно новыми и менее популярными.
Рисунок 14. Книги, аудио, видео
По таблице 1 видно, при оценивании интернет-магазинов главными преимуществами являются экономия времени, экономия денег, удобство поиска нужного товара,возможность найти товар, который тяжело встретить в традиционных магазинах.
По первому критерию (экономия времени) видно, что оценка всех предложенных вариантов незначительно отличается друг от друга. С небольшим отрывом лидирует интернет –магазин «Sulpak.kz».
Следующим по важности фактором является экономия денег. Здесь также респонденты определили лидером «Sulpak.kz». На 0,3 балла отстает «Alser.kz». И далее по порядку идут «Technоdоm.kz», «Shop.kz».
«Sulpak.kz» |
«Alser.kz» |
«Technоdоm.kz» |
«Shop.kz» | |
Экономия времени, т.к. товар доставляется на дом |
8,7 |
7,8 |
8,5 |
7,1 |
Можно экономить деньги, найдя товары по более привлекательной цене |
8,2 |
7,9 |
7,1 |
6,5 |
Удобство поиска нужного товара в массе других |
8,9 |
9,1 |
7,7 |
7,1 |
Возможность найти товар, который тяжело встретить в традиционных магазинах |
7,8 |
7,1 |
6,4 |
5,8 |
Возможность получения полной информации о товаре перед покупкой |
6,7 |
6,3 |
5,9 |
5,2 |
Возможность совершать покупки в любое время, не выходя из дома |
7,3 |
6 |
5,7 |
4,4 |
Легко сравнивать товары по определенным характеристикам |
4,1 |
4,8 |
4,5 |
4,7 |
Видно, как оценили товар другие покупатели |
3,6 |
5,3 |
3,2 |
3,1 |
Хорошо заметны специальные предложения |
5,5 |
4,2 |
2,8 |
2,4 |
Можно заполнить корзину, посмотреть, сколько это все будет стоить и, если надо убрать/добавить что то. |
2,4 |
0,8 |
1,8 |
1,4 |
Таблица 1. Оценка преимуществ интернет-магазинов
Если рассматриать такой фактор, как удобство поиска нужного товара в массе других, то по таблице 1, я сделала такой вывод, что первую позицию занимает «Alser.kz», не намного отстает «Sulpak.kz». Аутсайдерми являются «Technоdоm.kz», «Shop.kz».
Что касается возможности поиска товара , который тяжело встретитьь в традиционных магазинах, то здесь по-прежнему лидирует интернет-магазин «Sulpak.kz», и ровно на 2 балла отстает «Shop.kz», который занимает последнюю позицию в этом рейтинге.
На многоугольнике конкурентоспособности можно наглядно увидеть,что по данным критериям , «Sulpak.kz» является лидером.
«Sulpak.kz» |
«Alser.kz» |
«Technоdоm.kz» |
«Shop.kz» | |
Необходимость регистрации |
1,4 |
1,3 |
0,7 |
0,2 |
Маленький ассортимент |
0,9 |
5,1 |
2,5 |
1,8 |
Сложная система заказа |
4,3 |
7,3 |
4,7 |
3,6 |
Высокие цены |
2,5 |
3,2 |
5,1 |
3,1 |
Неудобная система оплаты |
3,9 |
4,7 |
4,1 |
2,3 |
Опасения получить некачественный товар |
9,1 |
9,5 |
8,7 |
7,5 |
Отсутствие возможности осмотра товара перед покупкой |
6,2 |
2,9 |
5,9 |
5,4 |
Предоставление неполных/недостоверных данных о товаре |
4,8 |
6,9 |
5,7 |
4,9 |
Опасения относительно доставки (несвоевременно, потеря/ повреждение товара) |
8,3 |
8,1 |
7,4 |
6,2 |
Возврат товаров невозможен/затруднителен |
7,6 |
8,0 |
7,2 |
6,8 |
Информация о работе Стратегические направления развития интернет-торговли в РК