Стратегический анализ ассортимента производственного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 10:22, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы определяется необходимостью активизации инновационных механизмов при формировании производственного ассортимента предприятий промышленности. Важнейшим направлением повышения эффективности инновационной деятельности является рациональное использование результатов научных исследований и разработок с целью создания конкурентоспособной продукции. При этом ассортиментная политика промышленного предприятия должна быть ориентирована на своевременное определение такого производственного ассортимента, который, соответствуя профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворял бы запросы определенных категорий потребителей и обеспечивал бы повышение экономической эффективности деятельности предприятия.
Цель данной курсовой работы посвящена одному из важнейших разделов анализа хозяйственной деятельности предприятия - анализу ассортимента и структуры продукции.

Содержание

Глава 1. Ассортимент и его роль в деятельности предприятия…………….
1.1. Показатели и стратегии управления ассортиментом………………...
1.2. Методы, используемые для анализа структуры клиентской базы….

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по МОСД.docx

— 61.43 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Нижегородский государственный  архитектурно-строительный университет"

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

 

КАФЕДРА МАРКЕТИНГА И МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«МАРКЕТИНГ В ОТРАСЛЯХ И СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

ТЕМА: «Стратегический анализ ассортимента производственного предприятия».

 

 

 

 

Выполнил:                                                                  Студент 4 курса

                                                                                     очной формы обучения

                                                                                     специальность «маркетинг»

                                                                                     группы МР-14

                                                                                     Шаманина И.Н.

 

 

Проверил: Федотова О.А.

 

 

Нижний Новгород

2012 год

Содержание:

Глава 1. Ассортимент и его роль в деятельности предприятия…………….

    1. Показатели и стратегии управления ассортиментом………………...
    2. Методы, используемые для анализа структуры клиентской базы….

 

Введение.

Рыночный успех отныне является главным критерием оценки деятельности отечественных предприятий, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно  осуществляемой товарной политикой. Именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения  вопросов, связанных с формирование ассортимента, его управлением и  совершенствованием.

Актуальность темы курсовой работы определяется необходимостью активизации  инновационных механизмов при формировании производственного ассортимента предприятий  промышленности. Важнейшим направлением повышения эффективности инновационной  деятельности является рациональное использование  результатов научных исследований и разработок с целью создания конкурентоспособной продукции. При  этом ассортиментная политика промышленного  предприятия должна быть ориентирована  на своевременное определение такого производственного ассортимента, который, соответствуя профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворял бы запросы определенных категорий  потребителей и обеспечивал бы повышение  экономической эффективности деятельности предприятия.

Объект исследования курсовой работы является ЗАО «Автоком».

Цель данной курсовой работы посвящена одному из важнейших разделов анализа хозяйственной деятельности предприятия - анализу ассортимента и структуры продукции.

Исходя из цели, задачами курсовой работы являются:

  1. рассмотрение показателей и стратегий управления ассортиментом;
  2. определение методов, используемых для анализа структуры клиентской базы;
  3. изучение стратегического анализа ассортимента производственного предприятия«ЗАО «Автоком»;
  4. определение структуры товарных групп и портфельный анализ;

анализ прибыльности товарных групп и принятие окончательного решения. 

Глава 1. Основы управления ассортиментом предприятия.

1.1 Товарный ассортимент: понятие,  структура, основные характеристики.

Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается  в том, чтобы товаропроизводитель  своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которая бы наиболее полно соответствовала требованиям  конкретных категорий покупателей. Поэтому прежде чем перейти к  исследованию процесса управления ассортиментом  необходимо рассмотреть понятие, структуру  и показатели оценки ассортимента.

Набор товаров, предлагаемых для реализации производителем или продавцом по группам, видам, сортам, маркам и т.д. называют ассортиментом [8].

Большинство авторов классификацию  товаров представляют по товарно-сырьевому  признаку. Например:

1) товарная отрасль (швейные  изделия, зерномучные товары, овощи,

грибы, кондитерские товары, мясные, рыбные товары и т.д.);

2) товарная группа (мужская одежда, хлеб и хлебобулочные изделия,  детская одежда и т.д.);

3) товарная подгруппа (сухарные  изделия, пряники, печенье и  т.д.).

По признаку потребительского назначения можно классифицировать такие изделия, как, например, строительные материалы, детские товары и т.д.

Номенклатура товаров означает простой перечень каких-либо товаров.

В коммерческой работе товары народного  потребления подразделяют на производственный (промышленный) и торговый ассортимент.

Промышленным ассортиментом называют номенклатуру товаров, выпускаемых отдельными производственными предприятиями [13].

В связи с тем, что производственные предприятия, как правило, специализированы на выпуске ограниченной (узкой) номенклатуры товаров, возникает необходимость  в преобразовании промышленного  ассортимента в торговый (широкий), состоящий из ассортимента товаров многих производственных предприятий.

Таким образом, торговый ассортимент – это перечень товаров, подобранных для реализации в розничной сети [7].

Торговый ассортимент, с точки  зрения организации коммерческой работы с ним, можно подразделить по ряду причин на следующие виды:

1) товары простого ассортимента, состоящие из небольшого количества  видов и сортов (соль, сахар, спички, хозяйственное мыло, отдельные виды  овощей и т.д.);

2) товары сложного ассортимента, имеющие в пределах одного  вида свою внутреннюю классификацию  по различным признакам (фасонам,  размерам, расцветкам, ростам, моделям  и т.д.), или, иначе говоря, в  пределах одной группы насчитывают  большое количество подгрупп, видов,  наименований (продовольственные товары  – кондитерские изделия, винно-водочные, консервы, вкусовые и значительную  часть всех непродовольственных  товаров);

3) в зависимости от частоты  спроса, предъявляемого покупателями, товары подразделяются на товары  повседневного, периодического, редкого,  импульсного, пассивного спроса [13].

Товары повседневного спроса – товары первой необходимости, которые потребитель покупает часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение между собой. Например, хлеб, молоко, соль.

Товарами периодического спроса – преимущественно промышленные изделия – одежда, обувь, головные уборы, ткани, трикотажные изделия, посуда и др., а также отдельные продукты питания (деликатесы, марочные вина и коньяки и т.п.), покупки которых населением производятся через более длительные промежутки времени [6].

 Товарами относительно редкого спроса (срок службы которых превышает 5 лет) являются предметы длительного пользования, которые приобретаются населением наименее часто, эпизодически. К ним относятся мебель, телевизоры, радио, компьютеры, холодильные и стиральные машины, картины, ювелирные изделия.

Подбор ассортимента по указанным  видам позволяет рационально  организовать торговлю, разграничить между магазинами зоны обслуживания, более правильно разместить и  построить торговую сеть.

Так, например, товары повседневного  спроса, простого ассортимента должны быть максимально приближены к населению. Продажа товаров сложного ассортимента, периодического спроса сосредотачивается  в крупных торговых предприятиях (универмагах, супермаркетах, имеющих  более широкую зону обслуживания). Товары редкого спроса реализуются  в небольшом количестве в специализированных магазинах [13].

Товары импульсивного  спроса приобретают без всякого предварительного планирования и поисков. Такие товары составляют основу так называемого сопутствующего ассортимента, что дает возможность увеличить товарооборот магазина и повысить качество обслуживания покупателей.

В коммерческой работе большое значение имеет учет сезонных колебаний спроса, в связи, с чем выделяют сезонные товары. Причем сезонность вызывается либо условиями производства (торговля овощами, фруктами) либо особенностями потребления.

На построение ассортимента торговых предприятий оказывает также  влияние специфика спроса на отдельные  товары, определяемые национальным составом населения. Эти изделия составляют так называемые товары национального спроса (национальные виды и сорта хлебобулочных и кондитерских изделий, ткани особых рисунков, национальная одежда и т.д.). Отдельно можно обозначить модные товары [13].

Ассортимент имеет ряд характеристик, которые помогают торговому предприятию  определить свою торговую политику. К  ним относятся:

- широта – численность набора  товаров, выделенных по определенному  признаку и представленных в  виде классификационной группировки;

- глубина – варианты предложений  каждого отдельного товара в  рамках ассортиментной группы;

- полнота – общая численность  набора товаров;

-сопоставимость – степень близости товаров различных ассортиментных групп относительно их конечного использования, требований к организации производства, каналов распределения и других показателей;

- устойчивость – степень колебания  численности набора товаров [20].

1.2 Планирование и формирование  ассортимента, и товарные стратегии предприятия.

Управление ассортиментом  предполагает координацию взаимосвязанных  видов деятельности — научно-технической  и проектной, комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса. Формирование ассортимента – процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом покупателей [13].

Совокупность элементов, отражающих управление ассортиментом  с целью удовлетворения потребностей потребителя, представлено на рис.1.1.

 

Рис 1.1. Потребитель –  регулятор коммерческой деятельности.

Суть проблемы формирования ассортимента состоит в планировании фактически всех видов деятельности, направленных на отбор продуктов  для будущего производства и реализации на рынке и на приведение характеристик  этих продуктов в соответствие с  требованиями потребителей. Формирование на основе планирования ассортимента продукции - непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта, начиная с момента зарождения замысла о его создании и кончая изъятием из товарной программы.

В ходе планирования ассортимента определяется оптимальное соотношение  набора изделий, разных по проходимым ими стадиям жизненного цикла  товара, но одновременно находящихся  на рынке. Оптимизация номенклатуры изделий, одновременно продающихся  на рынке, но различающихся по степени  новизны, позволяет гарантировать  предприятию относительно стабильные общие условия обеспечения объемов реализации, покрытия расходов и уровня прибылей [5].

Единых рекомендаций относительно того, какое количество видов продукции  и ее модификаций предприятие  должно одновременно производить и  продавать на рынке нет. Однако большинство  маркетологов рекомендуют одновременно выпускать на рынок следующие  товарные группы:

- основную – товары, приносящие  основные прибыли и находящиеся  в стадии роста;

- поддерживающую – товары, стабилизирующие выручку от продаж  и находящиеся в стадии зрелости;

- стратегическую – товары, призванные обеспечить будущие  прибыли предприятия;

- тактическую – товары, призванные стимулировать продажи  основных товарных групп и  находящиеся в стадии роста  и зрелости.

Более подробные рекомендации по формированию структуры ассортимента предприятия в зависимости от категории товара и стадии его  жизненного цикла рассмотрены в  ассортиментной модели (рис 1.2.)[15].

Рис.1.2. Структура ассортимента торгового предприятия [15].

Данная модель представляет ассортимент товаров в виде деления  на квадраты по общим признакам и  позволяет фирме принять управленческие решения по торговой политике.

Квадрат 1. Как правило, здесь  находятся товары на стадии внедрения  либо товары эксклюзивного спроса с  высокой ценой. Скорость оборачиваемости  достаточно низкая, закупка сравнительно небольших партий товаров.

Квадрат 2. Это товары, которые  находятся на стадии роста и в  начале стадии зрелости жизненного цикла. Под эти товары следует выделять 30-40%. Предприятиям следует закупать большие партии товаров, обеспечить непрерывный завоз, сосредоточить  в магазине достаточные запасы нового товара.

Квадрат 3. Товары находятся  на стадии зрелости и пользуются стабильным спросом, обладают высокой оборачиваемостью и невысокой наценкой. Именно из них должен состоять 50% ассортимент.

Квадрат 4. Как правило, это  товары на спаде жизненного цикла  либо товары специфического спроса. Содержать  такие товары нерентабельно, но стратегическая цель – не растерять постоянных клиентов. В этом случае менеджерам необходимо пересмотреть требуемые  объемы запасов, распродать остатки, проанализировать всю «торговую биографию» товара.

Информация о работе Стратегический анализ ассортимента производственного предприятия