Стратегическое планирование и маркетинговый подход к управлению фирмой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 13:32, курсовая работа

Краткое описание

В одном английском руководстве по маркетингу есть картинка, на которой изображена лужайка в джунглях бизнеса. На ней гоняются друг за другом обладатели товаров и денег – продавцы и покупатели. Их встречи порой приводят к обоюдному удовольствию, но часто эти встречи разочаровывают обе стороны, потому что, скажем, тот, у кого есть деньги, встречается с владельцем товара, но товар оказывается не тот, который нужен покупателю. В этой ситуации требуется некий волшебник, маг, который мог бы согласовать интересы обеих сторон. Этим волшебником и является маркетинг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МАРКЕТИНГ: ЭВОЛЮЦИЯ, КОНЦЕПЦИИ, ЦЕЛИ. ПОНЯТИЕ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Определение, эволюция концепции маркетинга
Цели и виды маркетинга
Понятие маркетингового исследования, его функции, задачи и методология
ГЛАВА 2. СТАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ФИРМОЙ
2.1 Организация работы фирмы, которая способствовала бы росту покупательной способности
2.2 Роль персонала в развитии маркетинга
2.3 И ещё раз о мелочах в маркетинге
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

стратегическое планирование.dot.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Факультет: Экономический

Кафедра: Экономическая теория

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Стратегическое планирование

на тему: «Стратегическое планирование и маркетинговый подход к управлению фирмой»

 

 

 

 

 

 

 

Москва  2013г

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. МАРКЕТИНГ: ЭВОЛЮЦИЯ, КОНЦЕПЦИИ, ЦЕЛИ. ПОНЯТИЕ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

    1. Определение, эволюция концепции маркетинга
    2. Цели и виды маркетинга
    3. Понятие маркетингового исследования, его функции, задачи и методология

ГЛАВА 2. СТАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ФИРМОЙ

2.1 Организация работы фирмы, которая способствовала бы росту покупательной способности

2.2 Роль персонала в развитии маркетинга

2.3 И ещё раз о мелочах в маркетинге

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В одном английском руководстве по маркетингу есть картинка, на которой изображена лужайка в джунглях бизнеса. На ней гоняются друг за другом обладатели товаров и денег – продавцы и покупатели. Их встречи порой приводят к обоюдному удовольствию, но часто эти встречи разочаровывают обе стороны, потому что, скажем, тот, у кого есть деньги, встречается с владельцем товара, но товар оказывается не тот, который нужен покупателю. В этой ситуации требуется некий волшебник, маг, который мог бы согласовать интересы обеих сторон. Этим волшебником и является маркетинг.

Можно ли представить себе сегодня динамично развивающуюся крупную компанию, которая не рекламировала бы свою продукцию или услуги? Нет, - потому что без рекламы компания достигала бы своих результатов втрое раз дольше, чем, используя рекламу. Люди бы просто не знали о существовании фирмы, во-первых; не знали бы о специализации продукции или услуг, цене, адресе, во-вторых. Часто на улицах мы встречаем людей, раздающих мини-буклеты с информацией о магазине или фирме. Приходя в магазин ювелирных изделий нам предлагают скидку: «два по цене одного», 10%-ая скидка на 8 марта. Посещая салоны одежды, обуви или машин мы постоянно видим обновлённые ряды продукции. Всё это – маркетинг. Именно он помогает увеличить авторитет продукции или услуги, и, самое главное – получить большую прибыль от её реализации. Казалось бы, какая прибыль от скидок? Дело в том, что при наличии скидки намного больше вероятность того, что в следующий раз потенциальный покупатель со скидкой придет именно в «наш» магазин или ресторан, или магазин обслужит больше покупателей, именно со скидкой, а значит – расходы покроются количеством покупателей, особенно при наличии качества и увеличится прибыль.

Маркетинг существует не для получения сиюминутной выгоды, а для обеспечения рентабельности предприятия на долгие годы. Но и в маркетинге, как и во всём – хорошо знать меру, иначе большой спрос обернётся демаркетингом (невозможности реализации предложения при чрезмерном спросе) – не очень приятным явлением, о котором будет изложено ниже.

 

ГЛАВА 1. МАРКЕТИНГ: ЭВОЛЮЦИЯ, КОНЦЕПЦИИ, ЦЕЛИ. ПОНЯТИЕ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

1.1 Определение и эволюция концепции маркетинга

 

В основе термина «маркетинг» лежит слово «market», что означает рынок. Поэтому – маркетинг это концепция управления (философия бизнеса), хозяйствования в условиях рынка, провозглашающая ориентацию производства на удовлетворение конкретных потребностей конкретных потребителей. Маркетинг – система управления производственно-сбытовой деятельностью организации, направленная на получение приемлемой величины прибыли посредством учёта и активного влияния на рыночные условия. Маркетинг – это система планирования ассортимента и объёма выпускаемых продуктов, определения цен, распределения продуктов между выбранными рынками и стимулирования их сбыта с целью удовлетворения определённых потребностей. Обычно в маркетинге под продуктом понимают всё, что можно предложить на рынке для приобретения, использования или потребления с целью удовлетворения определённых потребностей (физические предметы, услуги, кадры, организации, виды деятельности, идеи).

Основные принципы маркетинга: тщательный учёт потребностей, состояния и динамики спроса, рыночной конъюнктуры при принятии хозяйственных решений; создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, к структуре спроса исходя не из сиюминутной выгоды, а из долгосрочной перспективы; воздействие на рынок, на покупателя с помощью всех доступных средств, прежде всего рекламы.

В мировой практике маркетинг появился не сразу. Он – результат многолетней эволюции взглядов менеджеров на цели, задачи, методы развития производства и сбыта. Большое воздействие на формирование концепции маркетинга оказал научно-технический прогресс, обеспечивающий громадное разнообразие товаров, высокие темпы их обновления, эффективное управление производством и маркетингом.

В своей эволюции маркетинг прошёл следующие стадии развития управленческих концепций: управленческих концепций: концепция совершенствования производства; концепция совершенствования товара; концепция интенсификации коммерческих усилий; концепция маркетинга; концепция социально-этичного маркетинга.

Концепция совершенствования производства утверждает, что потребители будут благосклонны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене, а как следствие компания должна сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения. Применение концепции совершенствования производства подходить в 2-х ситуациях. Первая - когда спрос на товар превышает предложение. Вторая - когда себестоимость товара слишком высока, и ее необходимо снизить, для чего требуется повышение производительности.

Концепция совершенствования товара - утверждает, что потребители будут благосклонно относиться к товарам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплутационные характеристики и свойства, а, следовательно - компания должна сосредоточить свои усилия на постоянном совершенствовании товара. Однако, отрицательным моментом данной концепции является то, что потребители на самом деле удовлетворяют не потребность в конкретном товаре, а свои нужды, которые могут быть удовлетворены товарами другого рода.

Концепция интенсификации коммерческих усилий утверждает, что потребители не будут покупать товары компании в достаточных количествах, если компания не предпримет достаточных усилий в сфере сбыта и стимулирования. Сфера применения упомянутой концепции - продвижение на рынок товаров так называемого пассивного спроса (страховки, энциклопедические словари). Концепция маркетинга - утверждает, что залогом достижения целей организации является определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективным и более продуктивным, чем у конкурентов способами. Ориентация в данной концепции идет на нужды и потребности клиентов.

Концепция социально-этичного маркетинга утверждает, что задачей компании является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными способами с одновременным укреплением благополучия потребителя и общества в целом. Данная концепция пытается разрешить противоречия между удовлетворением настоящих потребностей клиентов и их долговременным благополучием.

Каждая из перечисленных концепций в той или иной мере применяется и в настоящее время. Можно рассматривать развитие маркетинга с точки зрения его поэтапной интернационализации (см. рис. 1).

 

 

Из графика следует, что компания, постепенно расширяя объём производственно-коммерческой деятельности, вначале вышла за границы того региона, где она расположена, и распространила маркетинговую деятельность на всю страну. Международный маркетинг уже начинается при простой экспортной деятельности, на следующем этапе он связан с созданием дочерних фирм, филиалов, отделений в зарубежных странах. Далее образуются международные корпорации с филиалами, разбросанными по всему миру, и со штаб-квартирой, расположенной в одной стране. Глобальный маркетинг предполагает, что в перспективе будет свободное перемещение материальных ценностей, рабочей силы и капитала по всему миру.

 

1.2 Цели и виды маркетинга

 

Маркетинг затрагивает множество людей такими разнообразными способами, что неизбежно порождает противоречия. Некоторые активно недолюбливают деятельность по современному маркетингу, обвиняя его в разрушении окружающей среды, бомбардировке публики глупой рекламой, создании ненужных потребностей, заражении молодежи чувством алчности и целом ряде других прегрешений. Другие яростно защищают маркетинг. Вероятное и уже происходящее регулирование маркетинга во всемирном масштабе наводит на самый существенный вопрос: какова же истинная цель системы маркетинга? Предлагается четыре альтернативных варианта ответа: достижение максимально возможного высокого потребления; достижение максимальной потребительской удовлетворенности; представление максимально широкого выбора; максимальное повышение качества жизни, достижение максимально возможного высокого потребления.

Многие руководители делового мира считают, что цель маркетинга - облегчать и стимулировать максимально высокое потребление, которое в свою очередь создает условия для максимального роста производства, занятости и богатства. За всем этим кроется утверждение, что, чем больше люди покупают и потребляют, тем счастливее они становятся. "Чем больше - тем лучше" - так звучит этот боевой клич. Однако некоторые сомневаются в том, что возросшая масса материальных благ несет с собой и больше счастья. Их кредо: "Чем меньше - тем больше" и "немного - это здорово".

Достижение максимальной потребительской удовлетворенности. Согласно этой точке зрения, цель системы маркетинга - достижение максимальной потребительской удовлетворенности, а не максимально возможного уровня потребления. Потребление большого количества жевательной резинки или владение более обширным гардеробом что-то значит только в том случае, если ведет в конечном итоге к более полной потребительской удовлетворенности. К сожалению, степень потребительской удовлетворенности трудно измерить. Следовательно, дать оценку системе маркетинга на основе показателей удовлетворенности, которую она приносит общественности, затруднительно.

Предоставление максимально широкого выбора. Некоторые деятели рынка считают, что основная цель системы маркетинга - обеспечить максимально возможное разнообразие товаров и предоставить потребителю максимально широкий выбор. Система должна дать потребителю возможность найти товары, которые наиболее полно отвечают его вкусу. Потребители должны иметь возможность максимально улучшить свой образ жизни, а следовательно, и получить наибольшее удовлетворение. К сожалению, максимальное расширение потребительского выбора требует затрат. Во-первых, товары и услуги станут дороже, поскольку большое разнообразие вызовет рост издержек по их производству и поддержанию запасов. Повышенные цены повлекут за собой снижение реальных доходов потребителей и масштабов потребления. Во-вторых, увеличение разнообразия товаров потребует от потребителя больше времени и усилий на знакомство с различными товарами и их оценку. В-третьих, увеличение числа товаров вовсе не означает для потребителя расширение возможности реального выбора. В США существует множество марок пива, и большинство из них имеет одинаковый вкус. Когда в рамках товарной категории насчитывается множество марочных товаров с незначительными отличиями друг от друга, ситуация эта называется марочным изобилием и потребителю предоставляется мнимый выбор. И, наконец, сами потребители не всегда приветствуют большое разнообразие товаров. Некоторые, встречая в определенных товарных категориях избыток товара, испытывают чувство растерянности и беспокойства.

Максимальное повышение качества жизни. Многие считают, что основная цель системы маркетинга должна заключаться в улучшении "качества жизни". Это понятие складывается из: качества, количества, ассортимента, доступности и стоимости товаров; качества физической среды; качества культурной среды. Сторонники этого взгляда склонны оценивать систему маркетинга не только по степени предоставляемой ею непосредственной потребительской удовлетворенности, но и по воздействию, которое деятельность в сфере маркетинга оказывает на качество физической и культурной среды. Большинство соглашается с тем, что для системы маркетинга повышение качества жизни – цель благородная, но признает, что качество это измерить не легко, а толкования его порой противоречат друг другу.

Основными функциями маркетинга являются: анализ окружающей среды рыночные исследования, анализ потребителей, планирование товара (услуги), планирование сбыта, планирование продвижения товаров, планирование цены, обеспечение социальной ответственности и управление маркетингом. Несмотря на то, что многие операции требуют выполнения однотипных функций, таких, как анализ потребителей, продвижение продукции и установление цены, они могут выполняться различными способами. Субъекты маркетинга включают производителей и организации обслуживания, оптовые и розничные торговые организации, специалистов по маркетингу и различных потребителей. Важно отметить, что хотя ответственность за выполнение маркетинговых функций может делегироваться и распределяться различными способами, совсем ими в большинстве случаев пренебречь нельзя, они должны обязательно кем-то выполняться. По многим причинам один субъект обычно не берет на себя выполнение всех маркетинговых функций: многие производители не располагают достаточными финансовыми ресурсами для прямого маркетинга (даже фирма "Дженерал Моторс", одна из крупнейших корпораций в мире не может себе позволить выполнять все маркетинговые функции). Прямой маркетинг часто требует от производителей выпуска соответствующей продукции или продажи соответствующих товаров других фирм; организация может не мочь или не хотеть выполнять определенные функции и ищет для этого специалистов по маркетингу (так многие компании прибегают к услугам спе5циализированных рекламных агентов; используют исследовательские организации для разработки вопросников, сбора и анализа данных.); многие слишком организации малы для эффективного выполнения определенных функций; для многих товаров и услуг уже существуют отработанные методы реализации, и обойти их трудно; многие потребители в целях экономии средств могут делать покупки в больших количествах, самостоятельно забирать товар, пользоваться самообслуживанием и т.д.

Информация о работе Стратегическое планирование и маркетинговый подход к управлению фирмой