Сущность и необходимость производственного сервиса в деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 15:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью этой работы является рассмотрение эффективности производственной системы, насколько рационально используются имеющиеся на предприятии ресурсы (труд, капитал, сырье и материалы и др.), с учетом производственной специфики предприятия и особенностей его внешнего окружения.
Постановка цели исследования требует решения следующие задач: рассмотреть теоретические аспекты функционирования производственных систем организации, их состав и свойства, функциональные подсистемы, типы производственных систем и основные направления их развития;

Вложенные файлы: 1 файл

маркетинг.docx

— 136.93 Кб (Скачать файл)

 

Введение.

Состояние экономики государства во многом зависит от уровня развития промышленного производства. Содержательная сторона деятельности производственных предприятий крайне многообразна и оказывает существенное влияние на различные стороны жизни общества. Современный этап переходной экономики России характеризуется ростом предпринимательской активности и переходом к разнообразным формам собственности; происходят, хотя и медленно, изменения в технологической базе производства. Повышение открытости российской экономики и усиление международной конкуренции обостряет проблему поиска источников повышения эффективности и конкурентоспособности российских промышленных предприятий. Производственная система предприятия охватывает все стадии его производственной и сбытовой деятельности, начиная от поступления сырья и материалов и заканчивая отправкой готовой продукции клиентам. Таким образом, от эффективности производственной системы зависит качество продукции, издержки производства и, в конечном счете, конкурентоспособность предприятия.

Актуальность темы в том, что в настоящее время стимулирование модернизации производственных систем начинает входить в поле деятельности экономической политики государства.

Целью этой работы является рассмотрение эффективности производственной системы, насколько рационально используются имеющиеся на предприятии ресурсы (труд, капитал, сырье и материалы и др.), с учетом производственной специфики предприятия и особенностей его внешнего окружения.

Постановка цели исследования требует решения следующие задач: рассмотреть теоретические аспекты функционирования производственных систем организации, их состав и свойства, функциональные подсистемы, типы производственных систем и основные направления их развития;

1. Сущность и  необходимость производственного  сервиса в деятельности (производства продукции).

В условиях конкурентной борьбы уровень спроса на какую-либо продукцию при прочих равных обстоятельствах определяется не только потребительскими качествами данного товара, но и условиями его поставки. Условия поставки — весьма емкое понятие. Оно включает в себя (кроме эксплуатационных качеств продукции) условия транспортировки и передачи товара потребителю, его наладку, доработку по специфическим требованиям, ценовую политику, наличие скидок и специальных условий оплаты, проведение у потребителя монтажа и шеф-надзора, длительность и содержание послепродажного обслуживания, гарантии и порядок предъявления претензий, инструктаж и обучение персонала потребителя и ряд других. Все это вытекает из того, что покупатель, оплачивая поставляемый ему товар, вправе рассчитывать на широкий спектр необходимых дополнительных услуг, оказываемых ему в процессе поставки и вследствие факта поставки, который объединяется общим понятием «сервис».

Производственный сервис, или сервис производственного назначения, необходим из-за того, что для многих товаров (в первую очередь для технически сложной продукции производственного назначения) большое, если не определяющее, значение приобретают услуги, направленные на эффективное использование закупленной продукции и выявление всех ее возможностей. Сюда в первую очередь относится разноплановая работа по доработке и модификации продукции в соответствии со специфическими требованиями потребителей. Примером может служить специальная окраска и упаковка, выпуск продукции в экспортном, тропическом или полярном исполнении, специфическая комплектация, например комплектация автомобилей специальными шинами, и др.

Продукция в ряде случаев нуждается в шеф-монтаже и наладке в условиях встраивания в производственный цикл непосредственно у потребителя. Это, безусловно, относится к технологическим объектам, таким, например, как автоматические поточные линии в машиностроении. Подобные линии собираются и в рабочем состоянии обычно отлаживаются у изготовителя. Затем они монтируются изготовителем у заказчика, апробируются в составе его производства и после более или менее длительных испытаний и устранения всех выявленных неисправностей передаются в регулярную эксплуатацию. Это относится также и к изделиям сложной бытовой техники (телевизоры, холодильники, стиральные машины и т. п.). Так, например, ряд фирм-продавцов берет на себя доставку этих и подобного рода товаров непосредственно на дом к покупателю, подключение и настройку (у телевизоров, например, производится настройка всех каналов применительно к используемой антенне) и только после этого производится оплата и заполняются необходимые документы по акту купли-продажи.

Существенным компонентом производственного сервиса является обучение поставщиком эксплуатационного персонала у потребителя. Практика показывает, что именно отсутствие такого подготовленного персонала являет­ся тормозом на пути расширения клиентуры и внедрения новой или не использовавшейся ранее данным потребителем продукции.

Проданная продукция, в первую очередь (но не исключительно) технологического назначения, нуждается в правильно организованной системе эксплуатации, включая определение необходимой периодичности и содержания осмотров и контроля в конкретных условиях потребителя, установление прерогатив тех или иных служб б выполнении этих операций, установление связей с ремонтными и эксплуатационными службами и др.

Сервис послепродажного обслуживания включает в себя много компонентов. Прежде всего, сюда относятся все виды гарантийного обслуживания. Однако послепродажный сервис представляет собой значительно более широкое понятие. Должны быть организованы снабжение запчастями к поставляемой продукции, подготовка персонала потребителя к проведению ремонтных работ, а в случае необходимости — и проведение соответствующих работ силами производителя. Послепродажное обслужи­вание должно выполняться не по мере возможности и от случая к случаю, а носить систематический и организованный характер. С этой целью должна быть организована и создана инфраструктура послепродажного сервиса.

Большое значение (особенно для продукции длительного пользования) имеет возможность и практического проведения модификации продукции в течение срока ее службы. Необходимость в такой модификации может воз­никнуть, с одной стороны, в связи с техническим прогрессом и появлением подобной же продукции с новыми эксплуатационными возможностями, а с другой стороны — в связи с изменениями, происходящими у потребителя, и с новыми требованиями, предъявляемыми им к изделиям этого рода. Характерным примером такой модификации является непрерывное обновление компьютерных устройств, замена в них блоков, включение в их состав новых устройств, а также развитие и обновление их программного обеспечения.

Необходимо также (особенно для дорогостоящих товаров) обеспечить возможность утилизации старой продукции такого же вида. Например, ряд автомобильных фирм при продаже нового автомобиля включают в его продаж­ную цену определенную сумму за счет старого автомобиля той же фирмы, который она в результате оформления сделки забирает у покупателя.

Сервис информационного обслуживания определяется объемом и разнообразием полноты информации, предоставляемой потенциальному покупателю о продукции фирмы и о предоставляемом фирмой сервисе, а также используемыми средствами и методами коммуникации и информатизации. Большое значение при этом приобретает развитие традиционной рекламной деятельности, повышение ее уровня и степени доходчивости. Это должно быть сопряжено с выпуском требуемыми тиражами достаточно содержательных каталогов и прейскурантов, информирующих потенциальных покупателей о возможностях предоставляемой продукции, рациональных областях ее применения и об условиях ее поставки. Поставляемые изделия должны быть укомплектованы исчерпывающей технической документацией, относящейся как к самим этим изделиям, так и к их эксплуатации. Потенциальные покупатели должны быть своевременно снабжены информацией о правилах приемки и контроля эксплуатационных качеств данного изделия, о процедуре его передачи потребителю и о предоставляемых гарантиях. Наконец, для современного информационного сервиса характерно все возрастающее использование технологически передо­вых средств коммуникации, таких как телевизионное вещание (продажи через «телемагазин») и международная компьютерная сеть типа Интернет.

Финансово-кредитный сервис представляет собой совокупность всевозможных вариантов оплаты продукции, систему скидок и льгот, предоставляемую потребителям. В данном случае необходимо рассматривать различные формы кредита: а) в зависимости от ссуженной стоимости (товарная, денежная и смешанная); б) в зависимости от того, кто является кредитором: банковская, коммерческая, государственная, международная, гражданская, производственная, потребительская структура. В отдельных случаях рассматриваются иные формы кредита (прямая, косвенная, явная, скрытая, старая, новая, основная, дополнительная и др.).

Отмеченные тенденции развития инфраструктуры предприятия представляют интерес для действующих производств. Однако их не могут не заботить вопросы оперативности в техническом обслуживании, и с этой точки зрения наличие в структуре предприятия подразделений инфраструктуры должно отвечать потребностям и целям эффективного функционирования производства.

Таким образом, можно определить понятие «производственная инфраструктура предприятия» как комплекс обслуживающих вспомогательных производств, обеспечивающих основной производственный процесс сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментом, оснасткой, а также поддерживающих технологическое и энергетическое оборудование в работоспособном состоянии.

    1. Состав и свойства производственных систем.

Производственная система – это особый класс систем, представляющих собой обособившуюся в результате общественного разделения труда часть производственного процесса, способную самостоятельно или во взаимодействии с другими аналогичными системами производить продукцию или оказывать услуги.

 Каждое предприятие  является такой производственной  системой, включающей комплекс взаимосвязанных  и целенаправленных элементов, предназначенных для достижения определенных целей: вещественных (здания, оборудование, сырье, материалы, оснастка, конструкторско-технологическая документация и другие), кадровых, информационных (планы, нормы, нормативы, документооборот и так далее), финансовых, энергетических и других ресурсов, обеспечивающих выпуск соответствующей продукции или реализацию услуг. Существование подобной системы обусловлено наличием спроса на продукцию или услуги, возникающее на рынке. Их основной и определяющей частью являются производственные процессы, для организации которых необходимы орудия труда, предметы труда и рабочая сила:

1. Процесс производства (конверсии) – это последовательность  действий и операций по преобразованию  сырья и материалов в товары  и услуги. В основе совершенствования  процесса производства лежит  процесс изменения средств производства, который проходит следующие последовательные  стадии:

  • механизация – частичное использование машин для работы ранее выполняемой людьми;
  • автоматизация – это полная передача механических операций машинам, приводящая к минимальному участию человека в производственном процессе;
  • стандартизация – единообразие товаров, деталей и операций по их изготовлению, делающее людей и детали взаимозаменяемыми (массовое производство);
  • компьютеризация производственных процессов от стадии разработки до управления производственным процессом, в результате которой создаются возможности для гибкой переналадки станков для выпуска разнообразной по ассортименту продукции.

2. Ресурсы – материалы, сырье, труд.

 В результате воздействия  сырье и материалы подвергаются  ряду изменений:

  • целенаправленное изменение физических и химических свойств предметов труда;
  • сборка или разъединение деталей или других предметов;
  • подготовка предмета к другой технологической операции, транспортировке, контрольной операции или хранению;
  • планирование, калькуляция, сообщение или получение информации‚ проектирование.

 Труд – это технологическая  характеристика труда‚ как элемента  производственной операции. То есть речь идет о содержании труда, степени равномерности, ритмичности, роли в выполнении операции (место работника в производстве).

 Типы труда определяются  уровнем научно-технического развития  производства:

1. Шаблонный труд отличается  однообразием выполняемых операций, равномерностью и ритмичностью  работы, постоянным местом действия. Он строго подчинен существующим  технологическим схемам и принципам  деятельности. Оценивается по точности  выполнения принятых для данных  условий производственных нормативов. Например, рабочий на конвейере, машинистка. Жесткая регламентация деятельности. Жесткое деление труда на труд по организации и исполнительский труд. Ответственность исполнителя за результаты труда ограничена.

2. Полушаблонный труд. Работник  выполняет законченный комплекс  операций и несет ответственность  за функционирование определенного  участка производства. В случае  необходимости работник полушаблонного  труда корректирует процесс труда в соответствие с меняющимися условиями. Например, строители, штукатур-маляр; конторские служащие, лаборанты, статистики. Исполнитель выполняет ряд функций по организации, несет определенную индивидуальную ответственность.

3. Творческий труд основан  на критическом осмыслении накопленного  практического и теоретического  опыта, на поиске новых идей  и гипотез, а на их основе  – более совершенных технологий, форм организации. Knowledge workers – работающие  посредством знаний. Например, секретарь-референт, врач, адвокат, учитель и т.п. В  условиях НТП творческий труд  выходит за пределы традиционных сфер своего распространения и все более внедряется в производственный процесс: наладчики автоматизированных систем, операторы, конструкторы, дизайнеры и т.п.

Информация о работе Сущность и необходимость производственного сервиса в деятельности