Сущность маркетинга, его цели и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

Процесс создания и внедрения стратегий обсуждается уже много лет. Стратегическое планирование сконцентрировано на рыночной среде, в которой осуществляет свою деятельность организация.
Современный бизнес действует в постоянно изменяющейся внешней среде, не существует ничего неподвижного. Сложность – важнейшая проблема, с которой сталкивается организация.

Содержание

Глава 1. Сущность маркетинга, его цели и задачи……………………………7
Глава 2. Характеристики и тенденции разработки стратегии в современных условиях………………………………………………………………………...13
2.1. Понятие рыночной стратегии……………………………………………13
2.2. Элементы стратегии………………………………………………………15
2.3. Характеристики и тенденции стратегического рыночного управления19
2.4. Значение рыночной стратегии в деятельности предприятия и организации……………………………………………………………………..20
Глава 3. Организационно-экономическая характеристика предприятия…..23
3.1 Характеристика и направление деятельности ЗАО «Экопродукт»……..23
3.2 Особенности осуществления рыночной стратегии ЗАО «Экопродукт»..28
Заключение……………………………………………………………………...36
Список используемых источников информации………………………..……38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая маркетинг 2.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

Рыночная стратегия  позволяет:

  • Форсировать рассмотрение стратегических альтернатив. Что происходит во внешней  среде,  что  создает  возможности  и  угрозы,  на которые   необходимо   своевременно   и   правильно   отреагировать?   Какие стратегические задачи стоят перед фирмами? Какие  варианты  стратегии  нужно рассмотреть?
  • Принять долгосрочный взгляд на вещи. Краткосрочная  ориентация  имеет  множество   соблазнительных   преимуществ, однако часто ведет к стратегическим ошибкам.
  • Обосновать распределение ресурсов. Проще всего поручить аллокацию ресурсов системе учета, политическим  лидерам или осуществлять по инерции, повторяя однажды  принятые  решения.  Одним  из результатов такого подхода является  то,  что  небольшие,  но  перспективные (или находящиеся в стадии  задумки)  направления страдают  от   нехватки ресурсов, а крупные направления с «проблемами» поглощают их в  незаслуженных количествах.
  • Создать систему стратегического менеджмента. Концентрация  на  стратегических  активах  и  навыках,  поставка   целей   и разработка программ с учетом стратегических направлений.
  •   Обеспечить   горизонтальные   и    вертикальные   коммуникации    и функционирование координирующих систем. При  возникновении  проблем   с   учетом   рыночной   стратегии   происходит координация усилий, деятельности организации и ее подразделений.
  • Помочь компании справиться с изменениями. Если среда действительно стабильна и обеспечивает удовлетворительные  объемы сбыта, потребность в  стратегических  изменениях  невелика,  но  большинство компаний действует в постоянно изменяющихся условиях, поэтому   своевременно изменившаяся стратегия направит усилия организации в нужное русло.

Без   разработанной   рыночной   стратегии   организации   действовали    бы

неэффективно, вслепую. Такая  организация  не  смогла  бы  длительное  время продержаться на  рынке,  сохранить  свою  конкурентоспособность  на  высоком уровне. Изменение во внешней среде застало бы организацию врасплох и она  не смогла  бы  справиться  с  возникшими  проблемами.  Поэтому,  во   избежание банкротства, организация должна разработать актуальную рыночную стратегию  и вести свою деятельность как по четко разработанной программе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Организационно-экономическая характеристика предприятия

3.1 Характеристика и направление деятельности ЗАО «Экопродукт»

Производственное  предприятие - это обособленная специализированная единица, основание которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовить нужную потребителям продукцию, соответствующего назначения, профиля и ассортимента.

Закрытое акционерное общество «Экопродукт» осуществляет производственно-торговую деятельность. Предприятие введено в эксплуатацию в 1988 году. В 1998 г. на предприятии проведена реконструкция с частичной заменой оборудования, введено новое прогрессивное оборудование.

Основными направлениями деятельности закрытого  акционированного общества является производство и реализация колбасных изделий, мясных полуфабрикатов, ветчин и деликатесов. ЗАО «Экопродукт» выпускает свыше 100 наименований колбасных изделий: варенные, сосиски, сардельки, полукопченые, сыровяленые, копчености, прочие. Структура выпускаемой предприятием продукции представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Структура выпускаемой продукции  ЗАО «Экопродукт»

 

Вид продукции

Доля в общем объеме выпускаемой продукции, %

 

Колбасные изделия

92,6

 

Пищевые топленые жиры

0,3

 

Сухие животные корма

0,5

 

Полуфабрикаты

0,6

 

Ветчины и деликатесы

4

 
     

 

Исходя  из данных таблицы 1, можно сделать  выводы о том, что в структуре  выпускаемой продукции преобладает  выпуск колбасных изделий, небольшая доля приходится на ветчины и деликатесы, что касается топленых жиров, сухих животных кормов и полуфабрикатов, то их доля в общем объеме выпускаемой продукции весьма незначительна.

Ежедневно в торговую сеть поступает более 20-25 видов колбасных изделий. Продукция предприятия отличается от аналогичной продукции других предприятий по следующим параметрам: высокий контроль соблюдения технологий, ГОСТа и других санитарных требований; экспертиза сырья и готовой продукции; лучшей проработкой фарша, лучшими вкусовыми качествами, использованием новых коллагеновых оболочек, маркировкой колбасных изделий, продукцией по разработкам завода, широким ассортиментом.

Предприятие реализует  свою продукцию по свободно-отпускным  ценам.

Цены формируются на основании закупочных цен на сырье, стоимость переработки с уровнем рентабельности по вареным колбасам, сосискам, сарделькам до 5 %, на копченые изделия до 10 %, копченостям до 25 %.

Свободно-отпускные цены согласовываются с основными  получателями продукции и подписывается протокол согласования свободно-отпускных цен..

В фирменной торговле, в связи с низкой покупательской способностью населения, размер торговой надбавки минимальный: на варенные сосиски, сардельки без торговой надбавки, на полукопченые, твердокопченые колбасные изделия 5 %, на копчености 10 %.

На предприятии разработано  и действует положение об оплате труда работников фирменной торговли, которое введено с целью улучшения  организации фирменной торговли, увеличения товарооборота, получения  прибыли и материальной заинтересованности работников. При выполнении плана товарооборота производятся выплаты заработной платы от оклада за фактически отработанное время. При перевыполнении плата товарооборота за каждый процент превышения начисляется премия 1 % от оклада. Размер премии снижается за следующие упущения в работе: отсутствие ценников, обвес, отсчет, несоблюдение режима работы магазина (киоска), неудовлетворительное санитарное состояние. Процент снижения премии определяется на основании актов проверок работниками завода или сторонними организациями и оформляется приказом по заводу.

Кадры предприятия, непосредственно  связанные с процессом производства продукции, представляют собой промышленно-производственный персонал. К нему относятся все  работники основных, вспомогательных, подсобных и обслуживающих цехов: лабораторий, находящихся на балансе предприятия, служб, занятых капитальным и текущим ремонтом оборудования и транспортных средств своего предприятия. Работники промышленно-производственного персонала подразделяются на 2 основных группы: рабочие и служащие. К рабочим относятся лица, непосредственно занятые производство мясной продукции. Рабочие подразделяются на основных и вспомогательных.

К группе служащих на предприятии  относятся работники, занимающие должности руководителе предприятия и их структурных подразделений,, а также их заместители по следующим должностям: директора, начальники цехов; главные специалисты (главный бухгалтер, главный инженер, главный технолог, главный экономист и др).

К специалистам относятся работники, занятые инженерно-техническими, экономическими, бухгалтерскими, юридическими и другими видами деятельности.

К служащим относятся  работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и  контроль. В зависимости от характера трудовой деятельности кадры предприятия подразделяются по профессиям, специальностям и уровням квалификации.

Продукция, выпускаемая  предприятием, конкурентоспособна на рынке колбасных изделий. Постоянно  ведется работа по повышению конкурентоспособности. Это поиск новых видов продукции, использование новых технологий, новых видов оболочки.

Основным недостатком  построения организационной структуры  управления является отсутствие службы маркетинга. Разработку маркетинговых  стратегий осуществляют специалисты отдела сбыта, причем они делают это достаточно эффективно и из числа этих специалистов вполне можно сформировать маркетинговую службу.

На виды деятельности, которые лицензируются (реализация продовольственных и непродовольственных  товаров, торговая деятельность в сфере общественного питания, оптовая торговля непродовольственными товарами), предприятие имеет лицензии, патенты, ордера на торговые места.

Предприятие является плательщиком налогов и сборов в бюджет и  внебюджетные фонды. Подает отчетность в налоговую администрацию по Лытыкаринскому району, органы районной и областной статистики, комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку.

Основные показатели хозяйственной деятельности ЗАО  «Экопродукт» за 2005-2007 г. представлены в таблице 2.

 

 

Таблица 2 - Основные показатели хозяйственной деятельности ЗАО «Экопродукт» за 2005-2007 г.

 

Показатели

2005 г.

2006 г.

2007г.

Отклонение 2007/2005 г., + / -

Темп роста

 

Объем производства в сопоставимых оптовых ценах  на 01.01.07 г., тыс. руб.

9124, 3

11106,8

8698,2

   -2408,6

78,3

 

Численность работников всего

в т.ч. работники  промышленно-производственного персонала, чел.

487

390

448

384

450

358

-37

-32

92, 4

91,8

 

Производительность  труда на одного работника ППП, тыс. руб.

28,5

26,4

24,3

-4,2

85,3

 

Фонд оплаты труда, тыс. руб.

687,2

676,1

638,8

-48,4

93,0

 

Среднемесячная  заработная плата одного работника, руб.

11426

12117

14118

+1

100,8

 

Себестоимость товарной продукции, тыс. руб.

10083,7

9883,7

8017,1

-2066,6

79,5

 

Балансовая  прибыль, тыс. руб.

1023,1

923,1

681,1

-342

66,6

 

Налоговые платежи  на прибыль, тыс. руб.

306,9

298,2

204,3

-102,6

66,6

 

Чистая прибыль, тыс. руб.

716,2

567, 4

476,8

-239,4

65,7

 

Не распределяемая прибыль, тыс. руб.

160,0

76,0

55,0

-105

34,3

 
             

         

Как видно из таблицы 2 в хозяйственной деятельности предприятия в 2007 г. по сравнению с 2005 г. произошли значительные изменения. Основные показатели такие как объем производства, производительность труда, чистая прибыль значительно снизились, что является отрицательной тенденцией и требует применения серьезных мер как экономического так и организационного характера.

Основной причиной снижения объемов производства является недостаток сырья и затруднения в сбыте  продукции, вызванные низкой покупательской способностью населения.

Рассмотрев основные направления деятельности предприятия  как объекта исследования, мы считаем  целесообразным, перейти к изучению рыночных стратегий ЗАО «Экопродукт».

 

3.2 Особенности осуществления рыночной стратегии ЗАО «Экопродукт».

 

В настоящее время  ЗАО «Экопродукт» проводит анализ и прогноз существующих стратегий и перспектив своего развития. В первую очередь предприятие постоянно проводит и строит прогнозы в области обзора и исследования рынка. Этот обзор включает сегменты рынка, на которых работает предприятие:

- владельцы мелких  и средних магазинов;

- владельцы универсамов  и супермаркетов;

- престижные магазины  и супермаркеты;

- малые производственные  предприятия;

- предприятия общественного  питания;

- крупные  промышленные предприятия.

Предприятие постоянно проводит SWOT - анализ для сегментов рынка и рассчитывает ключевые факторы успеха. Матрица SWOT - анализа за 2007 г. показана в таблице 4.

Таблица 4 - Ключевые факторы успеха ЗАО «Экопродукт» в 2007 г.

 

Наименование КФУ

Вес КФУ, %

 

Разнообразие и налаженность каналов сбыта

30

 

Качество товаров

20

 

Качество обслуживания

15

 

Привлекательность ценовой  политики

15

 

Репутация

20

 

Всего:

100

 
     

 

На  всех сегментах рынка мясных продуктов  предприятие имеет одних и  тех же двух сильнейших конкурентов - ОАО “Пищевик” и мясокомбинат №5. Для выявления своих возможностей, а также сильных и слабых сторон конкурентов по каждому сегменту рынка в отдельности, анализируя полученные результаты и решая стратегически важные задачи. В таблицах 5-10 имеются данные по основным сегментам рынка и предприятиям-конкурентам, которые могут оказывать негативное воздействие на получение прибыли ЗАО «Экопродукт», проведен SWOT - анализ ключевых факторов успеха.

Информация о работе Сущность маркетинга, его цели и задачи