Сущность, цели и задачи бенчмаркинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 01:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы изучить теоретическое обобщение роли бенчмаркинга в системе маркетинговых исследований предприятия.
Задачи:
- описать сущность, цели и задачи бенчмаркинга;
- изучить эволюцию и виды бенчмаркинга;
-рассмотреть процесс бенчмаркинга при разработке стратегий маркетинга предприятий как способ достижения конкурентоспособности

Вложенные файлы: 1 файл

situatsii_i_otsenki_konkurentnykh_pozitsy_predp.docx

— 111.67 Кб (Скачать файл)

• Стратегический бенчмаркинг, который рассматривается как систематический процесс, направленный на оценку альтернатив, реализацию стратегий и усовершенствование характеристик производительности на основе изучения успешных стратегий внешних предприятий партеров8.

Таким образом, существует множество видов бенчмаркинга, их можно классифицировать по следующим признакам: по уровню применения, по месту расположения эталона, по участникам бенчмаркингового процесса, по объектам сравнения. Каждый из видов бенчмаркинга используется на практике. Выбор вида зависит от специфики компании и тех целей, что ставит она перед собой при проведении бенчмаркинга.

 

 

 

  1. ПРОЦЕСС БЕНЧМАРКИНГА ПРИ РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИЙ МАРКЕТИНГА ПРЕДПРИЯТИЙ КАК СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Маркетинговая деятельность как важнейшая функция в сфере  предпринимательства должна обеспечивать устойчивое, конкурентоспособное функционирование и развитие того или иного субъекта маркетинговой системы на рынке  товаров и услуг с учетом состояния  внутренней и внешней среды. В  этом представлении маркетинговая  деятельность предполагает проведение маркетинговых исследований и на их основе разработку стратегии и  программу маркетинговых мероприятий, которые используются в целях  повышения производительности фирмы  и эффективности удовлетворения потребности конечного потребителя  или клиента. Маркетинговые исследования структурно включают два главных  направления - это исследование характеристик  рынка и исследование внутренних действительных и потенциальных  возможностей производственной или  посреднической деятельности фирмы.

Поскольку задачи исследования конкуренции требуют в зависимости  от обстоятельств и новых методов. Возникла необходимость не только проведения классических маркетинговых исследований, но потребовалась философия и  функция, связанные с идентифицированием, опознанием, поиском результатов практики на фирмах партнеров, конкурентов и в смежных отраслях, с целью их использования на собственных фирмах для повышения производительности.

Подобная функция в  системе предпринимательства уже  достаточно давно и успешно используется в практике японских, американских, западно-европейских и скандинавских бизнесменов и ученых. Она известна среди специалистов как бенчмаркинг (Benchmarking). Бенчмаркинг близок к понятию маркетинговой разведки (маркетинг Intelligence), которое означает постоянную деятельность по сбору текущей информации об изменении внешней среды маркетинга, необходимой как для разработки, так и корректировки планов маркетинга9.

Главное назначение (результат) маркетинговых исследований - это  генерирование маркетинговой информации для принятия решений в области  взаимодействия (коммуникаций) субъектов  маркетинговой системы, таких решений, которые обеспечивали бы требуемое  рынком количество

Определив основное содержание бенчмаркинга, рассмотрим более подробно его основные принципы. Так, Watson G.H. выделяет следующие основные принципы бенчмаркинга10.

1. Взаимность. Бенчмаркинг является деятельностью, основанной на взаимном отношении, согласии и обмене данными, которые обеспечивают "выигрышную" ситуацию для обеих сторон. Но взаимность не бывает вслепую. Сначала необходимо согласовать пределы диапазона информации, порядок обмена данными, логику проведения исследования. В бенчмаркинговом альянсе любой партнер должен иметь гарантии по поведению других и только уважение правил игры всеми участниками гарантирует всем хороший результат.

Все должно быть заранее  установлено и согласовано.

2. Аналогия. Оперативные процессы партнеров должны быть схожими. Может быть оценен любой процесс, только бы группа исследования могла перевести его в культурный, структурный и предпринимательский контекст своего предприятия. Аналогия процессов и установление критериев отбора партнеров по бенчмаркингу являются тем, от чего зависит успех деятельности.

3. Измерение. Бенчмаркинг - это сравнение характеристик, измеренных на нескольких предприятиях; целью является установление того, почему существуют различия в характеристиках и как достигнуть их наилучшего значения. Важнейшим считается определение ключевых характеристик процесса, что позволяет улучшить характеристики на основе изучения процесса.

4. Достоверность. Бенчмаркинг должен проводиться на основе фактических данных, точного анализа и изучения процесса, а не только на базе интуиции.

При проведении бенчмаркинга можно выделить несколько этапов11.

1. Определение объекта  бенчмаркинга. На этом этапе устанавливаются потребности предприятия в изменениях, улучшении; проводится оценка эффективности деятельности предприятия; выделяются изучаются основные операции, влияющие на результат деятельности предприятия, а также способ количественного измерения характеристик; устанавливается на сколько глубоким должен быть бенчмаркинг.

2. Выбор партнера по бенчмаркингу. Необходимо установить, каким будет бенчмаркинг внешним или внутренним; проводится поиск предприятий, которые являются эталонными; установить контакты с этими предприятиями; сформулировать критерии по которым будет производиться оценка и анализ.

3. Поиск информации. Необходимо собрать информацию о своем предприятии и партнерах по бенчмаркингу. Для этого используются как первичные так и вторичные данные. Полученная информация, должна быть всесторонне проверена,

4. Анализ. Полученная информация классифицируется, систематизируется, выбирается метод анализа, оценивается степень достижения цели и факторы, определяющие результат.

5. Внедрение. Разработать план внедрения, процедуры контроля, оценивать и анализировать процесс внедрения. Добиться, чтобы изменяемые процессы достигли наивысшей эффективности.

Таким образом бенчмаркинг можно рассматривать как одно из важнейших направлений стратегически ориентированных маркетинговых исследований. В табл.1 представлены сводные данные, характеризующие значение бенчмаркинга в процессе стратегически ориентированных маркетинговых исследований.

Бенчмаркинговый подход приводит к существенному изменению процедуры принятия решения в маркетинге. Традиционно маркетинговые решения принимались на основе результатов маркетинговых исследований и интуиции менеджеров в отношении комплекса маркетинга. На основе этого разрабатывалась маркетинговая стратегия фирмы. Современные условия бизнеса приводят к тому, что для обеспечения конкурентоспособности фирмы и ее устойчивого положения подобных действий становиться недостаточно. Необходимо изучение опыта деятельности и поведения на рынке лидеров бизнеса для повышения обоснованности стратегий маркетинга.

Таблица 1

Сравнительная характеристика значения бенчмаркинга в процессе проведения стратегически ориентированных маркетинговых исследований12

Характеристики  процесса исследования

Значение бенчмаркинга в стратегически ориентированных маркетинговых исследованиях

Исследования рынка

Анализ конкурентов

Бенчмаркинг

Общая цель

Анализ рынков, рыночных сегментов  или признание товаров

Анализ стратегий конкурентов

Анализ, того, что, почему и как хорошо делают конкуренты или лидирующие предприятия

Предмет изучения

Потребности покупателей

Стратегии конкурентов

Методы ведения бизнеса, удовлетворяющие  потребности покупателей

Объект изучения

Товары и услуги

Рынки и товары

Методы ведения дел, а также  товары

Основные ограничения

Степенью удовлетворенности покупателей

Деятельность на рынке

Не ограничен

Значение для принятия решения 

Не значительное

Некоторое

Очень большое

Основные источники информации

Покупатели

Отраслевые эксперты и аналитики 

Лидирующие предприятия отрасли, а также конкуренты


 

Процесс маркетингового планирования, устанавливающий стратегические направления  развития бизнеса, является важнейшей  сферой, для которой бенчмаркинг имеет решающие значение. Цели и руководящие принципы, зависящие от миссии предприятия, во многом определяются результатами бенчмаркинга. Применение бенчмаркинга в процессе стратегического маркетингового планирования обеспечивает, что требования, предъявляемые внешней средой и покупателями, рассматриваются на основе релевантных данных.

 

Рис. 1. Разработка стратегии  маркетинга на базе бенчмаркингового подхода

В процессе разработки маркетинговых  стратегий важен взгляд со стороны, так как он устанавливает стратегическое направление развития и содействует  распределению ограниченных ресурсов. Знания о методах работы лучших фирм и потребностях покупателей, полученные в процессе бенчмаркинга, являются важной информацией, необходимой для развития предприятия и обеспечения его конкурентоспособности. На рис.1. представлена укрупненная схема разработки стратегии маркетинга с использованием бенчмаркингового подхода. В процессе подобных преобразований маркетинг-менеджер должен изучить и проанализировать на сколько его предприятие адаптировано к требованиям рынка, как и за счет чего можно улучшить его деятельность, что для этого необходимо сделать и т.д. То есть, изначальной проблемой является преобразование деятельности внутри предприятия в соответствии с требованиями рынка.

Таким образом, польза бенчмаркинга состоит в том, что производственные и маркетинговые функции становятся наиболее управляемыми, когда исследуются и внедряются на своем предприятии лучшие методы и технологии других, не собственных предприятий или отраслей. Это может приводить к прибыльному предпринимательству с высокой экономичностью, созданию полезной конкуренции и удовлетворению потребностей покупателей. При проведении бенчмаркинга можно выделить несколько этапов:  определение объекта бенчмаркинга, выбор партнера по бенчмаркингу, поиск иформации, анализ, внедрение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бенчмаркинг, как инструмент управления качеством представляет собой непрерывный процесс оценки уровня продукции, услуг и методов работы на основе сравнения с самыми сильными конкурентами или теми компаниями, которые признаны лидерами.

Можно выделить следующие  причины популярности бенчмаркинга: глобальная конкуренция, вознаграждение за качество, необходимость адаптации и использования мировых достижений.

Применение инструментов бенчмаркинга дает организации различные преимущеста: возможность преодолеть застой в руководстве, указать на их неточное представление о положении дел; предоставляет организации сигналы раннего предупреждения об отставании; открывает новые технологии и методы управления организацией; создает культуру непрерывного усовершенствования и т.д.

Существует множество  видов бенчмаркинга, их можно классифицировать по следующим признакам: по уровню применения, по месту расположения эталона, по участникам бенчмаркингового процесса, по объектам сравнения. Каждый из видов бенчмаркинга используется на практике. Выбор вида зависит от специфики компании и тех целей, что ставит она перед собой при проведении бенчмаркинга.

На этапе исследования наиболее важным является определение  потенциальных партнеров по бенчмаркингу. Чтобы найти возможного партнера, существует ряд методов выявления тех, кто наилучшим образом удовлетворяет потребителей и имеет лучшие процессы, подлежащие оценке. Самое очевидное было бы искать в собственной отрасли и среди прямых конкурентов. Трудностью данной ситуации является то, что российский бизнес пока не готов к обмену опытом со своими конкурентами и не осознал, что такой обмен является взаимовыгодным.

Ключевой стратегией внедрения  является выбор таких решений  по полученным в результате бенчмаркинга данным, которые также содержат элемент непрерывного совершенствования.

Таким образом, резюмируя  все вышесказанное, можно сделать  вывод, что бенчмаркинг сегодня – это неотъемлемый элемент управления компанией. Особое значение он имеет в управлении качеством, позволяя постоянно контролировать уровень качества, отслеживать новейшие тенденции в производстве товаров и оказании услуг. Более того, данный инструмент дает компаниям, его использующим, возможность непосредственно изучить, посмотреть новинки, лучший опыт других компаний, так как предусматривает сотрудничество между компанией-инициатором и компанией-партнером по бенчмаркингу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников.

  1. Аренков И.А., Багиев Е.Г. Бенчмаркинг и маркетинговые решения. Глава 5 Бенчмаркинг и маркетинговые исследования в разработке стратегий маркетинга. // [электронный ресурс] - режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/read/m12/5.htm
  2. Аренков И.А., Багиев Е.Г., «Бенчмаркинг и маркетинговые решения»// Изд-во СПбУЭФ, 2010 г. – С - 254
  3. Багиев Г.Л., Аренков И.А., Мартынова М.В. Benchmarking в разработке стратегий маркетинга // Маркетинг в системе управления предпринимательством. № 11. – 2011. –80 с.
  4. Воронов Ю. П. Бенчмаркинг в конкурентной разведке // ЭКО. – 2011. - № 4. – 211  с.
  5. Генералова С. Формирование конкурентного потенциала с помощью метода бенчмаркинга // Проблемы теории и практики управления. – 2012. - №1. – 150 с.
  6. Данилов А, Михайлова С, Данилова Т.  Бенчмаркинг – эффективный инструмент повышения конкурентоспособности // Стандарты и качество. - 2010. –№1. – 140с.
  7. Данько Т.П. «Управление маркетингом» // М.: ИНФРА-М, 2011 г. –С- 334
  8. Клейменова Г. В., Сипливая З. Г. Сущность и виды бенчмаркинга как современного метода управления бизнесом // Финансы и кредит. – 2011. - №33 – 89 с.
  9. Михайлова Е.А.  «Бенчмаркинг» //  Благовест-В, 2010.-С. - 562
  10. Михайлова М.Р. Бенчмаркинг – универсальный инструмент управления качеством // Методы менеджмента качества. № 5. – 2011. –350.
  11. Пономарева Т.А. Использование технологий бенчмаркинга для повышения качества услуг // Маркетинг в России и за рубежом. – 2012. – 147 с.
  12. Уваров В. В. Бенчмаркинг как современный метод управления бизнесом // Менеджмент в России и за рубежом. – 2012. - №4. – 95с.
  13. Стариков В. В. Бенчмаркинг – путь к совершенству // Маркетинг в России и за рубежом. – 2012. - № 4. – 65 с.
  14. Титова В. А., Макаренко О.В. Бенчмаркинг как инструмент формирования инновационного потенциала предприятия // Инновации. – 2012. - №7. – 104 с.
  15. Харрингтон Х. Дж., Харрингтон Дж. С. Бенчмаркинг в лучшем виде! / Пер. с англ. под ред. Б. Резниченко. – СПб.: Питер, 2009. – С.301
  16. Шпер В. Л. Бенчмаркинг // Методы менеджмента качества – 2010. - № 6. – 85 с.

Информация о работе Сущность, цели и задачи бенчмаркинга