Тенденция развития мясной отрасли в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2015 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение тенденций развития мясной отрасли в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
рассмотрение основных показателей, характеризующих состояние отрасли и тенденций ее развития;
изучение методов анализа вторичной информации для исследования тенденций развития мясной отрасли;
определение методов сбора первичной информации и исследование тенденций развития мясной промышленности.

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa.docx

— 107.04 Кб (Скачать файл)

содержание

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Разработка стратегии – работа, основанная на анализе, и в этой области менеджер не может добиться успеха только настойчивостью и творческим подходом. Решение о том, какую стратегию выбрать, должно приниматься на основании оценки внутренней и внешней среды организации, полученной в результате исследования.

Исследование проводится по 2 основным направлениям:

1. ситуация в отрасли  и условия конкуренции в ней;

2. ситуация внутри самой  организации и её собственная  конкурентоспособность.

Отрасли сильно разнятся по своим характеристикам, конкуренции внутри них и перспективам развития. Темпы технического прогресса могут колебаться от высоких до низких. Необходимый размер капиталовложений может быть велик или незначителен. Рынок может быть от локального до мирового. Производители выпускают стандартную или высокодифференцированную продукцию. Конкуренция в отрасли может быть сильной или слабой, она может ориентироваться на цены, послепродажное обслуживание, качество или что-либо другое. Спрос может расти или снижаться.

Кроме того, условия конкуренции в отрасли постоянно меняются с изменением характера влияния отдельных факторов.

При анализе общей ситуации в отрасли и конкуренции в ней используется набор приемов, который позволяет правильно оценить изменяющиеся условия отрасли и определить характер и уровень конкурентной борьбы в ней. Это позволяет выработать стратегию, соответствующую общей ситуации в отрасли и сделать выводы о тенденциях ее развития.

Целью данной курсовой работы является изучение тенденций развития мясной отрасли в Республике Беларусь.

Задачи курсовой работы:

  1. рассмотрение основных показателей, характеризующих состояние отрасли и тенденций ее развития;
  2. изучение методов анализа вторичной информации для исследования тенденций развития мясной отрасли;
  3. определение методов сбора первичной информации и исследование тенденций развития мясной промышленности.

При написании работы использовались периодические издания и учебная литература, а также данные сети Интернет. Методологической основой работы явились такие методы исследования как сравнительный, статистический, анализ, синтез.

 

1. Основные показатели, характеризующие состояние отрасли  и тенденций ее развития

 

Чтобы не ошибиться при выборе направления долгосрочного развития и стратегии организации, менеджеры должны знать стратегическое положение организации, т.е. знать особенности отрасли, условия конкуренции, ресурсы и возможности организации. Для анализа общей ситуации и конкурентных условий отрасли разработаны методики и приемы, с помощью которых создается оптимальная стратегия и оценивается ее инвестиционная привлекательность. Анализ предполагает исследование деятельности организации в контексте внешней среды. Цель анализа - оценить семь ключевых факторов внешней среды, а именно:

  1. основные экономические характеристики отрасли;
  2. формы и интенсивность конкуренции;
  3. причины изменений в структуре конкуренции и внешней среде;
  4. самые сильные (слабые) конкуренты;
  5. вероятные последующие действия конкурентов;
  6. ключевые факторы успеха в конкурентной борьбе;
  7. общая привлекательность отрасли и перспективы достижения прибыльности выше среднеотраслевой. [8, c.160]

Рассмотрим подробнее каждый из 7 ключевых факторов анализа.

Основные экономические характеристики отрасли включают:

  • размер рынка;
  • масштаб конкуренции (локальный, региональный, национальный, глобальный);
  • темпы роста рынка и этап его жизненного цикла (начало подъема, быстрый рост и пик, начало зрелости, зрелость, насыщение и стагнация, спад);
  • количество конкурентов и их относительные размеры (множество мелких компаний или немного крупных);
  • количество покупателей, в том числе промышленных, и относительные размеры последних;
  • степень интеграции основных конкурентов и ее направление по технологической цепочке ("вперед" и "назад");
  • каналы распространения продукции;
  • скорость технологических изменений в производстве и темпы разработки инновационных товаров;
  • степень дифференциации товаров (услуг) компаний-конкурентов (высокая, слабая, отсутствует);
  • возможность экономии на масштабе в закупках, производстве, транспортировке, маркетинге и рекламе;
  • компактность размещения основных компаний в определенных регионах (например, Силиконовая Долина или Голливуд в США, кожевенная промышленность в Италии, винодельческие районы в Калифорнии и Франции, финансовый район в Нью-Йорке);
  • наличие эффекта обучаемости, когда издержки на единицу продукции снижаются по мере роста кумулятивного объема выпуска изделия в результате накопления производственного опыта;
  • степень загрузки производственных мощностей как главное условие снижения издержек производства;
  • требуемый размер капиталовложений, условия входа в отрасль и выхода из нее;
  • отраслевой показатель прибыльности (выше или ниже среднего по экономике в целом). [8, c.162]

Исходя из экономических характеристик отрасли можно сделать выводы о состоянии отрасли и тенденциях ее развития.

Рассмотрим формы и интенсивность конкуренции. Несмотря на разную интенсивность конкуренции в разных отраслях, собственно конкуренция примерно одинакова, что позволяет использовать общий подход для ее анализа. Профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер считает, что в отрасли присутствует обычно пять видов, или факторов, конкуренции:

  1. конкуренция между участниками отрасли;
  2. угроза со стороны новых конкурентов в отрасли;
  3. конкуренция со стороны производителей товаров-заменителей из других отраслей;
  4. конкурентное давление поставщиков, вызванное необходимостью взаимодействия с ними и обязательствами перед ними;
  5. конкурентное давление потребителей, вызванное необходимостью взаимодействия с ними и обязательствами перед ними.

Пятифакторная модель конкуренции - ключевой инструмент анализа конкурентной среды. [7, c.112]

Экономические характеристики отрасли и структура конкуренции - очень важные показатели, но они ничего не сообщают о динамике внешней среды. В каждой отрасли свои тенденции развития и свои особенности. Известная теория жизненного цикла отрасли помогает понять эти изменения, но одной ее тоже недостаточно. Стадии жизненного цикла (рост, зрелость, насыщение и упадок) определяют темп роста отрасли. Однако ситуация и конкуренция в отрасли меняются не только в связи с переходом на новую стадию цикла, но и под влиянием движущих сил. Конкуренция в первую очередь зависит от движущих сия, вызывающих значительные изменения в отрасли, а именно:

- развитие Internet и электронной коммерции. Internet революционным образом меняет бизнес, уничтожает границы между отраслями, создает новые возможности и угрозы на уровнях В2В и В2С, создает конкуренцию между никак не связанными отраслями и компаниями, кардинально меняет прежние методы ведения бизнеса. Этот процесс по-своему затронул практически все отрасли и все компании.

- растущая глобализация отрасли. Глобализацию вызывают разные причины, например, одна или несколько национальных компаний приступают к реализации долгосрочной агрессивной стратегии, направленной на завоевание лидерства на мировом рынке, и втягивают в эту борьбу всех крупных конкурентов; или неожиданно увеличивается спрос на продукцию отрасли во всем мире; или устраняются торговые барьеры либо открываются ранее закрытые внутренние рынки (как это случилось во многих странах Европы, Латинской Америки и Азии); или снижаются таможенные пошлины. Глобализация становится движущей силой в тех отраслях, где:

  • для достижения экономии на масштабе конкурирующим компаниям необходимо расширять рынок своей продукции за пределы страны;
  • низкая цена - ведущий фактор захвата рынка (выгодно размещать производство в странах, где ниже издержки);
  • одна или несколько крупных компаний в поисках новых рынков стараются закрепиться в как можно большем количестве стран;
  • идет приватизация государственных монополий (например, в сфере телекоммуникаций или энергетики), и внутренние рынки открываются для иностранных конкурентов;
  • основные природные ресурсы или материалы (нефть, медь и хлопок, например) поставляются из разных регионов мира.

- изменения долгосрочных экономических тенденций отрасли. Это очень важный фактор, влияющий на соотношение спроса и предложения, на условия вхождения и выхода с рынка, на характер и интенсивность конкуренции. Устойчивый и длительный рост спроса привлекает на рынок новые компании и усиливает конкуренцию. Конкуренция превращается в борьбу за лучшее использование возможностей роста и лидерство в отрасли. На сужающемся рынке усиливается конкурентное давление, ожесточая борьбу за долю рынка и вызывая приобретения и слияния, в результате чего происходит консолидация отрасли при уменьшении количества участников. [7, c.112]

- изменения в составе потребителей, появление новых способов использования товаров. Оба этих фактора меняют характер конкуренции, поскольку изменяется ассортимент товаров и рынок услуг (кредит, техническая поддержка, уход, ремонт); изменяются прежние и появляются новые системы сбыта; возникают новые методы продвижения и продаж.

- внедрение новых товаров. Внедрение новых товаров расширяет клиентскую базу, дает новый импульс развитию отрасли и приводит к дифференциации товаров конкурирующих компаний. Удачный новый товар укрепляет позиции его создателей и ослабляет позиции отстающих в инновационной деятельности.

- развитие технологий. Иногда технологические новинки коренным образом изменяют ситуацию в отрасли, создавая возможности для производства новых и/или более качественных товаров при меньших издержках и открывая новые перспективы для отрасли в целом.

- маркетинговые инновации. Новые приемы маркетинга повышают интерес к товарам, увеличивают на них спрос в масштабах всей отрасли, усиливают дифференциацию компании и снижают себестоимость единицы продукции. Все это ослабляет позиции конкурентов и заставляет их корректировать свои стратегии. Сегодня главная составляющая всех маркетинговых инноваций - Internet.

- выход (уход) на рынок крупных компаний. Появление на рынке нового мощного конкурента всегда меняет условия конкуренции - будь то иностранная компания на рынке, где прежде доминировали местные фирмы, либо крупная местная компания, которая внедряется в другую отрасль за счет приобретения или создания предприятия. При этом меняется не только расстановка сил среди прежних игроков, но и характер конкуренции.

- распространение прогрессивных ноу-хау. По мере распространения новых идей и технологий производства уменьшаются конкурентные преимущества компаний - лидеров в новых технологиях. Распространение технической информации и передача технологий происходит через публикации в специальных и научных журналах и рекламных изданиях, при обмене опытом и передаче информации от поставщиков к потребителям, в результате перехода в другие фирмы квалифицированных специалистов; за счет продажи лицензий или в ходе сотрудничества с компаниями, а также за счет приобретения компании, обладающей требуемой технологией, патентом или производственными возможностями.

- изменение в издержках и прибыли. Увеличение либо сокращение разрыва между издержками и прибылью у основных конкурентов может радикально изменить характер конкурентной борьбы в отрасли. Низкие издержки и огромное преимущество в скорости электронной почты и факсимильной связи оказывают мощное конкурентное давление на менее эффективную и низкоприбыльную отрасль почтовых услуг.

- рост (снижение) спроса на персонализированные либо стандартные товары. Заметив смещение покупательских предпочтений в сторону персонализированной продукции, поставщики могут расширить клиентскую базу за счет изготовления товаров на заказ, новых моделей, оригинального дизайна, дополнительных функций и аксессуаров, создания нового имиджа продукции с помощью новой рекламы и упаковки. [7, c.113]

- изменения в законодательстве и государственной политике. Новые законы и действия правительства могут оказать значительное влияние на деятельность и стратегии компаний. Отказ от государственного регулирования стал главной движущей силой конкуренции в таких отраслях, как банковское дело, добыча природного газа, авиаперевозки, телекоммуникации, энергетика. Усилия правительства США по внедрению единого медицинского страхования обостряют конкуренцию в здравоохранении. Действия правительств по защите своих рынков либо по привлечению зарубежных конкурентов - важнейший фактор конкурентной борьбы на мировом рынке.

- изменение общественных ценностей и образа жизни. Возникновение новых социальных проблем, изменение общественного мнения и стиля жизни - мощный источник перемен в отрасли. Растущее неприятие обществом курения привело к значительным переменам в табачной отрасли. Обеспокоенность потребителей по поводу содержания в пищевых продуктах соли, сахара, холестерина и химических добавок заставляет предприятия пищевой промыш¬ленности внедрять новые технологии, переориентировать НИОКР на поиск более полезных для здоровья ингредиентов и стараться опередить соперников в продвижении на рынок вкус¬ных диетических продуктов.

Информация о работе Тенденция развития мясной отрасли в Республике Беларусь