Тенденция развития мясной отрасли в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2015 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение тенденций развития мясной отрасли в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
рассмотрение основных показателей, характеризующих состояние отрасли и тенденций ее развития;
изучение методов анализа вторичной информации для исследования тенденций развития мясной отрасли;
определение методов сбора первичной информации и исследование тенденций развития мясной промышленности.

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa.docx

— 107.04 Кб (Скачать файл)

Все методы наблюдения классифицируются по пяти основным признакам:

1. В зависимости от характера  наблюдаемых событий выделяют: прямое  и непрямое наблюдение.

Прямое наблюдение предполагает непосредственное наблюдение за поведением людей (например, наблюдение за поведением покупателей в магазине: в какой последовательности они изучают товары, выставленные на прилавке).

Непрямое наблюдение предполагает изучения результатов определенного поведения, а не само поведение. При этом часто используются архивные данные. Например, данные о динамике запасов определенных товаров по годам могут быть полезными при изучении сдвигов в рыночной ситуации.

2. По степени открытости процесса  наблюдения выделяют: открытое и  скрытое.

Открытое наблюдение предполагает, что люди знают о том, что за ними наблюдают и присутствие наблюдателей влияет на поведение наблюдаемых.

При скрытом наблюдении человек не предполагает, что за ним наблюдают, и в этом случае могут применяться скрытые зеркала, камеры наблюдения.

3. В зависимости от степени  стандартизации наблюдаемых событий  наблюдения могут быть: структурированными  и свободными.

При структурированном наблюдении наблюдатель заранее определяет, что он будет наблюдать и регистрировать. Например, фиксируется, какие виды соков покупают потребители.

При свободном наблюдении наблюдатель фиксирует в изучаемом эпизоде все виды поведения. Например, при наблюдении за поведением покупателей в магазине фиксируется по возможности вся информация: какие товары (упаковки, марки, расфасовки и т. п.) вызвали интерес со стороны покупателей, как сложился контакт с продавцом.

4. В зависимости от характера  окружающей обстановки наблюдение  может быть: полевым и лабораторным.

Полевой метод означает, что процессы проходят в естественной обстановке (в магазине, у витрины магазина).

Лабораторный метод предполагает, что исследования проводятся в искусственно созданной ситуации.

5. По способу проведения различают: личное наблюдение и наблюдение  с использованием технических  средств.

При личном наблюдении наблюдатель записывает все происходящие с объектом события по мере их наступления. Например, наблюдатель может записывать число посещений и наблюдать за потоками покупателей в универмаге. Эта информация поможет улучшить планировку универмага, определить местоположение отдельных секций, размещение полок и витрин.

Наблюдение с использованием технических средств предполагает запись результатов техническими устройствами. Эти записи используются для изучения текущего поведения респондентов. [3, c.62]

К основным достоинствам, присущим методу наблюдения, относятся:

• независимость хода исследования от объекта наблюдения, от его желания участвовать в данном процессе и способности выражать свои мысли;

• высокая объективность, так как наблюдению подвергаются только фактически произошедшие события;

• возможность восприятия неосознанного поведения людей;

• возможность учета окружающей обстановки.

К основным недостаткам относятся:

• трудоемкость метода и длительность оформления итогов наблюдений;

• ограниченность времени наблюдения временем совершения события;

• невозможность пронаблюдать за всеми факторами, представляющими интерес. [3, c.62]

Процесс проведения наблюдения включает восемь основных этапов.

На первом этапе в зависимости от целей исследования в качестве предмета наблюдения обычно выбирается какая-либо одна или ограниченное число сторон деятельности объекта, например изучается маршрут движения покупателя в торговом зале магазина.

На втором этапе обеспечение доступа к среде предполагает получение соответствующих разрешений, завязывание контактов с людьми.

Третий этап предполагает выбор способа проведения наблюдения и разработку процедуры исследования (плана) на основе предварительно собранных материалов.

Четвертый этап предполагает подготовку технических документов, необходимого оборудования и средств наблюдения (тиражирование карточек, протоколов, инструкций для наблюдателей, подготовка технического оборудования, письменных принадлежностей и т. п.).

На пятом этапе осуществляется подбор наблюдателей, их инструктаж, проведение наблюдений. На данном этапе следует грамотно подобрать наблюдателей. Они должны соответствовать предъявленным требованиям, обладать такими качествами, как внимание, терпение, способность фиксировать изменения в наблюдаемой ситуации, добросовестность.

На шестом этапе фиксация результатов наблюдений выполняется в виде: кратковременной записи, карточек, дневника наблюдений, фото-, видео- и звукозаписи.

Фиксация результатов наблюдений предполагает двойной контроль, т. е. контроль за наблюдателем и контроль за возможными отклонениями в рамках наблюдаемой ситуации.

На седьмом этапе контроль наблюдения может быть осуществлен в форме проведения разговора с участниками ситуации, обращения к документам, связанным с данным событием, подготовки и отправки рапортов о наблюдении другим исследователям с целью повторения наблюдений.

На восьмом этапе отчет о наблюдении должен содержать:

• информацию о времени, месте и обстоятельствах произведенного наблюдения;

• информацию о роли наблюдателя при проведении исследования, способе наблюдения;

• характеристику наблюдаемых лиц;

• собственные заметки и интерпретации наблюдателя;

• оценку надежности полученных результатов. [2, c.54]

При разработке плана наблюдений необходимо определить наиболее значимые характеристики условий и ситуаций, в которых протекает деятельность наблюдаемых объектов, т. е. решить вопрос о том, в каком месте и в какое время следует проводить наблюдение.

Основными признаками панелей являются: постоянство предмета и темы исследования; повторение сбора данных через равные промежутки времени; постоянная совокупность объектов исследования (предприятия торговли, потребители, домашние хозяйства и т. п.).

Мясная отрасль является одной из наиболее сложных в плане сбора первичной информации, однако несмотря на это, такие исследования все равно проводятся. Так ОАО "Гомельский мясокомбинат" ежегодно участвует в народном конкурсе-дегустации "Чемпион вкуса", проводимом Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Периодически исследования проводятся в фирменных магазинах других мясоперерабатывающих предприятий.

По итогам проведенного в третьей главе курсовой работы исследования можно сделать следующие выводы.

Первичная информация представляет собой информационные материалы, полученные в результате специально проведенных маркетинговых исследований для решения конкретной маркетинговой проблемы. Их сбор осуществляется путем наблюдений, опросов, экспериментальных исследований.

Первичная маркетинговая информация может быть получена предприятием от продавцов и покупателей.

Полевое исследование представляет собой метод сбора и оценки первичной информации непосредственно об объекте исследования. Основными методами сбора первичной информации являются опрос, эксперимент, панель и наблюдение.

Мясная отрасль является одной из наиболее сложных в плане сбора первичной информации, однако несмотря на это, такие исследования все равно проводятся. Так ОАО "Гомельский мясокомбинат" ежегодно участвует в народном конкурсе-дегустации "Чемпион вкуса", проводимом Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Периодически исследования проводятся в фирменных магазинах других мясоперерабатывающих предприятий.

 

 

ЗАКЛЮЧЕние

 

Целью данной курсовой работы являлось изучение тенденций развития мясной отрасли в Республике Беларусь.

По итогам проведенного в курсовой работе исследования можно сделать следующие выводы.

Для анализа общей ситуации и конкурентных условий отрасли разработаны методики и приемы, с помощью которых создается оптимальная стратегия и оценивается ее инвестиционная привлекательность. Цель анализа тенденций развития любой отрасли - оценить семь ключевых факторов внешней среды, а именно основные экономические характеристики отрасли, формы и интенсивность конкуренции, причины изменений в структуре конкуренции и внешней среде,  самые сильные (слабые) конкуренты, вероятные последующие действия конкурентов, ключевые факторы успеха в конкурентной борьбе и общая привлекательность отрасли и перспективы достижения прибыльности выше среднеотраслевой.

Маркетинговое исследование начинается с анализа имеющейся вторичной маркетинговой информации, т. е. данных, полученных на основе кабинетных исследований, а сбор данных первичной информации осуществляется на основе полевых исследований.

Мясо и мясная продукция составляет существенную часть диеты человека. 20 лет назад мировое потребление мяса составляло немногим более 170 млн. тонн. Сегодня ежегодный спрос на мясо достигает 285 млн. тонн. Однако Беларусь по уровню потребления мяса вообще и говядины (48–50 кг) в частности отстает от высокоразвитых стран, где его потребление на душу населения превышает 100 кг.

Указанные статистические нормы и показатели делают важным комплексность, системность анализа рынка мяса и мясопродуктов. Такой анализ предполагает: учёт места мясной промышленности в национальной экономике и в структуре АПК страны со всем многообразием взаимосвязей, в том числе балансов производства и потребления мясного сырья и продовольствия; выявление внешних воздействий; состояние и развитие материально-технической базы отрасли, инновационных и инвестиционных факторов; детальную характеристику потребительского рынка вообще и продовольственного – в частности. С другой стороны, рынок мяса и мясопродуктов должен быть максимально детально, дифференцированно изучен во всех аспектах своей внутренней структуры: продуктовой, сырьевой, участников рынка.

Комплексный анализ рынка мяса и мясопродуктов должен состоять из следующих разделов: потребители (население, уровень жизни населения, расходы на мясо и мясопродукты, рекомендуемые нормы потребления, тенденции потребления продовольствия), потребление мяса и мясопродуктов (объем и темпы роста потребления мяса и мясопродуктов, структура потребления и т.д.), сырьевая база мясной промышленности и другие.

Первичная информация представляет собой информационные материалы, полученные в результате специально проведенных маркетинговых исследований для решения конкретной маркетинговой проблемы. Их сбор осуществляется путем наблюдений, опросов, экспериментальных исследований.

Полевое исследование представляет собой метод сбора и оценки первичной информации непосредственно об объекте исследования. Основными методами сбора первичной информации являются опрос, эксперимент, панель и наблюдение.

Мясная отрасль является одной из наиболее сложных в плане сбора первичной информации, однако несмотря на это, такие исследования все равно проводятся. Так ОАО "Гомельский мясокомбинат" ежегодно участвует в народном конкурсе-дегустации "Чемпион вкуса", проводимом Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Периодически исследования проводятся в фирменных магазинах других мясоперерабатывающих предприятий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Амерханов, Х. Производство говядины: состояние, тенденции и перспективы развития / Х. Амерханов // Молочное и мясное скотоводство. — 2004. — № 3. — С. 2–5.

2. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 230с.

3. Божук С.Г. Маркетинговые исследования. Основные концепции и методы. – СПб.: Вектор, 2011. – 288 с.

4. Весин, В.Р. Основы менеджмента: учебник/ В.Р. Веснин. — М: Триада.Лтд, 2010. -384.

5. Виханский, О.С. Стратегическое управление: учебник/ О.С. Виханский. — М: Гардарики, 2010. — 296с.

6. Власова, В.М. Основы предпринимательской деятельности: учебное пособие/ В.М. Власова. — М.: «Финансы и статистика», 2010. — 541с.

7. Голубков, Е.П. Маркетинг: стратегия, планы, структуры: учебник / Е.П. Голубков — М.: Дело, 2011. — 318 с.

8. Голубков, Е.П. Маркетинг: Учебное пособие / Е.П. Голубков — М.: Изд. дом «Дриада», 2010. — 262 с.

9. Данкверт, С. А. Производство и мировой рынок мяса в начале ХХI века / С. А. Данкверт, И. М. Дунин // Обзорная информация. — М.: Издательство ВНИИ плем., 2002. — 111 с.

10. Дзюба, Н. Эффективность и целесообразность производства телятины и молодой говядины / Н. Дзюба, О. Могиленец // Молочное и мясное скотоводство. — 2005. — № 5. — С. 7–12.

11. Дихтль, Е. А. Практический маркетинг: учебное пособие / Е. А. Дихтль, С. М. Ервин, Х. В. Херагин — М.: Высшая школа, 2010. — 140 с.

12. Дорошев, В. И. Введение в теорию маркетинга: учебник / В. И. Дорошев. — М.: ИНФРА, 2010.- 258с.

13. Завьялов, П.С. Формула успеха: маркетинг: учебник/ П.С. Завьялов, В.Е. Демидов — М.: ЮНИТИ, 2010. -387 с.

Информация о работе Тенденция развития мясной отрасли в Республике Беларусь