Теоретические основы разработки программы повышения лояльности клиентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 20:02, курсовая работа

Краткое описание

Работа над лояльностью клиента чрезвычайно актуальна. На западных развитых рынках, где борьба идет уже буквально за каждого клиента, программы лояльности клиентов давно сформированы, отработаны и подстроены под рынок. Российский рынок пока находится в процессе зарождения культуры маркетинга, ориентированного на предпочтения клиента. Лояльность потребителей, постоянно выбирающих одну и ту же марку товаров, превращение их в партнеров по бизнесу приобретают в настоящее время стратегическое значение, а разработка целенаправленных программ по формированию лояльности покупателя сегодня значимое конкурентное преимущество.

Содержание

Введение………………………………………………………...……………………………...3
Глава I. Теоретические основы разработки программы повышения лояльности клиентов.
Cовременный клиентоориентированный маркетинг. Понятие “лояльности клиента”………………………………………………………..……………………..…7
Особенности осуществления PR в сегменте легковых автомобилей ………………………...………………………………………… …………………….11
Характеристика ATL и BTL технологий продвижения……………………………15
Cервисное обслуживание - ключевой фактор удержания клиента….. ………….16
Выводы. ……………………………………………….………………………………………19
Глава II. Анализ тенденций и перспектив развития российского автомобильного рынка.
1. Основные тенденции и перспективы развития российского автомобильного рынка ……………………………………………...…………………………………………………..20
2. Компания Renault на российском автомобильном рынке……………………………...25
Выводы……………………………………………………………….……………………….26
Глава III. Предложения по разработке программы повышения лояльности клиентов автосалона “Северный”
Автосалон “Северный “ как предметный субъект PR-деятельности……………………………………….28
Исследовательский этап…………………………………………………………………………..29
Разработка cоставляющих бренд-кода автосалона “Северный”………………………………34
Постановка целей и задач PR-кампании по продвижению……………………………………..37
Определение профиля потребителя……………………………………………………….……..38
Определение конкурентов………………………………………………………………………...39
Определение каналов коммуникации……………………………………………………………40
Разработка программы для повышения уровня лояльности клиентов……………………...…41
Оценка эффективности……………………………………………………………………………46
Заключение……………………………………………………………………………………48
Список литературы…………………………………………………………………………...50
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

куралева.doc

— 400.50 Кб (Скачать файл)

Российский  рынок  пока находится в процессе зарождения культуры клиентооориентированного маркетинга. В ближайшие годы прогнозируется резкий рост предложения производителей – он позволит полностью удовлетворить спрос на автомобили, существующий в России. В скором времени в программах лояльности будет нуждаться каждый производитель и дилер. На данном этапе определяющей остается лояльность к марке, но в самом ближайшем будущем ее сменит лояльность к дилеру. Это связано с выравниванием по показателям цена - качество-комплектация-дизайн большого числа брендов, то есть с постоянно растущей конкуренцией. Исключение составят лишь модели премиального и сверхпремиального сегментов. 

 

    1. Особенности осуществления PR в сегменте легковых автомобилей

Условия жесткой конкуренции, сложившиеся сейчас на данном рынке, вынуждают компании уделять повышенное внимание разработке собственной маркетинговой и PR-страгегии. Продуманная PR - политика способствует созданию благоприятного имиджа компании и ее услуг, налаживанию более тесной связи с клиентами, банками и другими стейк-холдерами, как следствие, продвижению услуг.

Задачи PR-стратегии рынка  автомобителей:

  • Создание благоприятного информационного климата для компании
  • Создание положительного особенного имиджа надежной компании
  • Расширение целевой аудитории
  • Получение преимуществ в конкурентной борьбе: ответные меры на шаги, предпринятые конкурентами в сфере PR
  • Разрушение отрицательного стереотипа о компании и ее услугах.

Бренд материнской  компании уже подразумевает определенную степень доверия, лояльности общественности, в частности потенциальных клиентов. Официальный представитель бренда ассоциируется с уже известной автомобильной  компанией, что дает ей возможность получить некий кредит доверия. Логика ассоциации такова: материнская компания несет ответственность за дочернюю и выступает неким гарантом качества услуг.

Абсолютно во всех автосалонах, на официальных сайтах, автофорумах автомобильной компании официально  представлен официальный  дилер.7

PR- деятельность можно осуществлять от имени всей группы компаний, что позволяет осуществлять высокоэффективные, но затратные проекты, например спонсорство, на которые у автосалона просто недостаточно бюджета. 

Таким образом, PR-деятельность во многом опирается на материнскую и заключается в позиционировании себя как ее части, ассоциации с ней, максимального использования своего главного актива – репутации материнской компании.

PR на автомобильном  рынке – это прежде всего  создание «уникальности» образа  того или иного автосалона; это организация позитивного общественного мнения как автодилера, так и марки автомобиля в целях наиболее успешного функционирования автосалона и повышения его репутации, которое осуществляется различными способами, а также это особая функция управления, которая способствует установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, сотрудничества между компанией и общественностью, помогает компании быть информированной об общественном мнении и вовремя реагировать на него, быть готовой к любым переменам и оптимально использовать предоставляемые возможности.8

Основная цель PR на автомобильном рынке - способствовать повышению интереса клиента как  к автосалону, так и к марке  продаваемых автомобилей, установлению положительного отношения и доверия  клиента, т.е, иными словами, формирование в глазах общественности положительного имиджа, хорошей репутации и уважения к автосалону и марки автомобиля.

Автодилеры9 пытаются привлечь клиентов, утверждая, что в их автосалоне они приобретают нечто большее, чем просто машину, что будут учтены все их пожелания, что им будет гарантировано  качественное постпродажное обслуживание, что им будут предоставлены дополнительные услуги и т.п. При формировании имиджа автомобильные дилеры, как правило,  используют следующие инструменты PR:

  1. Построение эффективной коммуникации со СМИ
    1. написание и рассылка пресс-релизов;
    2. непосредственные публикации в специализированных СМИ;
    3. организация интервью первых лиц и др.

Стоит отметить, что при выборе печатных СМИ автомобильные  дилеры в основном прибегают к услугам специализированных печатных изданий. Среди них можно выделить: журнал «За рулем», журнал «WhatCar?», журнал «Клаксон», журнал «5Колесо» и др. Неспециализированные издания обычно размещают информацию производителей, а не дилеров. Как правило, там отражаются новинки автомобильного рынка, новые тенденции автомобильного рынка, прямая реклама того или иного производителя и др. Информация о дилерах представлена лишь в виде контактной информации.

Основной задачей, которая  стоит перед PR-отделами автомобильных дилеров является содействие появлению в специализированных изданиях максимального объема положительной информации о себе.

  1. Проведение специальных событий:
    1. пресс-конференции;
    2. привлечение СМИ к освещению корпоративных событий
    3. брифинги;
    4. конференции;
    5. круглые столы;
    6. участие в автомобильных выставках, автомобильных салонах;
    7. различного рода клубные мероприятия.

Так, например, международный автомобильный холдинг  «Атлант-М» ежегодно проводит клубное  мероприятие под названием «Атлант-М Fashion Night». Это своеобразный показ мод.

Кроме того, в  России ежегодно проводится международный  автомобильный салон, где ведущие  производители автомобилей представляют свои новейшие разработки. Помимо производителей автомобилей на таких выставках  регулярно принимают участие и автомобильные дилеры.

  1. Использование Интернет ресурсов

Каждый автомобильный  дилер имеет свой сайт, где представлена информация как о самом дилере, так и о тех услугах, которые  он предоставляет. Кроме того, автомобильные  дилеры размещают свою информацию на специализированных автомобильных порталах. Наиболее известные из них:

avto.ru,

auto-dealer.ru,

koleso.ru,

in-drive.ru,

autosphere.ru

 

 

  1. Участие в рейтингах

Каждый автомобильный  дилер регулярно предоставляет  необходимую информацию для подсчета и составления специализированными изданиями различного рода рейтингов. Среди наиболее известных рейтингов можно выделить рейтинг «200 крупнейших частных компаний», проводимый журналом Forbes и рейтинг «400 крупнейших компаний России», проводимый еженедельным журналом «Эксперт».

Используемые коммуникационные инструменты должны дополнять друг друга, усиливая эффект воздействия. Одни технологии оповещают, другие формируют мнение и спрос, третьи  работают на продажу, четвертые на поддержание имиджа, а в совокупности – на долгосрочный эффект – репутацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Характеристика ATL и BTL технологий

ATL (Above – the –  line) — это вся реклама, оторванная от непосредственно продажи товара по временным или пространственным причинам. К категории ATL относятся традиционные средства массовой информации: телевидение, радио, газеты, журналы, наружная реклама. 10Они помогают донести информацию общего характера до больших потребительских групп.

BTL ( Below-the-line ) — комплекс маркетинговых коммуникаций, отличающихся от прямой рекламы ATL (от англ. above-the-Line) уровнем воздействия на потребителей и выбором средств воздействия на целевую аудиторию. Включает в себя стимулирование сбыта, мерчендайзинг, директ мейл (от англ. direct mail — прямые почтовые рассылки), выставки и многое другое.11

BTL позволяет  доносить рекламное сообщение  или призыв к покупке непосредственно к индивидуальному потребителю, сообщение в этом случае носит максимально личностный и индивидуальный характер, место воздействия максимально приближается к месту продажи или к месту, где принимается решение о покупке.

 
По российской классификации BTL включает в себя:

  • стимулирование сбыта среди торговых посредников (trade promotion),
  • стимулирование сбыта среди потребителей (consumer promotion),
  • прямой маркетинг (direct marketing),
  • специальные мероприятия (special events),
  • партизанский маркетинг (guerrilla marketing),
  • POS-материалы,
  • Трейд-маркетинг.

В ходе экспертного  интервью выяснилось, что автосалон применял ATL-технологии, такие как реклама по радио и наружная реклама, но по мнению маркетолога они оказались неэффективными каналами продвижения. Из BTL- технологий автосалоном применяются выставки 2 раза в год и презентации новых моделей “Рено” ,что на наш взгляд слишком редко, коммуникации с общественностью должны носить постоянный целенаправленный характер, поэтому в дальнейшей разработке программы продвижения мы сделаем акцент именно на продвижение средствами BTL.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Cервисное  обслуживание  -  ключевой фактор удержания клиента

Производители и дилеры могут быть успешными только если их машины покупаются. Потребители выбирают те машины, ремонт и обслуживание которых не доставят им больших проблем и расходов. Отсюда ясно, что причины успехов и неудач компании на рынке следует искать в организации сервисного обслуживания. Зарубежные компании давно приняли к руководству, что сервис, как и любой товар, имеет свою цену, качество и способность удовлетворять потребности людей. “Продуценты машин на западе не продают технику на новых рынках, предварительно не организовав полноценные точки для гарантийного обслуживания клиентов  и продажи запасных частей, иначе можно потерять рынок после первых же гарантийных неурядиц или в случае отсутствия запчастей. ”12 Молва среди покупателей быстро испортит мнение об автосалоне и каждый такой промах конкуренты используют для того, чтобы вытеснить с рынка.

Для сервисного рынка характерна общая картина - клиенты, которые купили у дилера машину, исправно являются на сервис в течение гарантийного периода. Однако по истечении срока гарантии до половины этих клиентов предпочитают обращаться, а независимые ремонтные мастерские и мелкие специализированные мастерские. Мотивация клиентов различна и убедительна: многие выбирают независимые мастерские из- за более удобного расположения или лучшего качества сервиса. Потребители весьма требовательны к качеству сервиса и если они не довольны обслуживанием и его стоимостью, они больше не придут. Потребители часто недовольны высокой стоимостью сервиса у полномочных дилеров, поэтому чтобы повысить лояльность клиентов, нужны разные акции и скидки.

Распространенные  способы привлечения клиентов:

  • госрегистрация автомобиля в автосалоне и оформление всех сопутствующих документов

Удобство госрегистрации на месте покупки не надо обосновывать. Она широко практикуется в других странах, а при порядках в районных отделах автоинспекции является не просто удобством, а настоящим подарком клиенту.

  • лизинг машин

Лизинг легковых машин в других странах распространен для корпоративных клиентов - предприятий, фирм, службам такси.

  • бесплатная диагностика и консультирование
  • привлекательная гибкая система бонусов и скидок на сервис
  • оказание скорой технической помощи в пути

Так, например, у Skoda, а также у некоторых премиальных брендов существует программа "Гарантия мобильности", предполагающая, что владелец автомобиля этой марки, находясь в любой точке России и Европы, может оперативно и бесплатно получить техническую помощь. Если же автомобилю потребуется длительный ремонт, клиент вправе рассчитывать на номер в гостинице, подменный автомобиль либо билет на самолет или поезд для себя и всех своих спутников. 13

Направление в  сервисном обслуживании, которое  развивают сегодня производители  с целью повысить удовлетворенность и лояльность своих потребителей, – контроль над качеством обслуживания в дилерских центрах. В Ford Motor Company, к примеру, существует программа "Точка зрения клиента", призванная оценить, насколько потребители удовлетворены обслуживанием дилера как по продажам, так и по сервису. Подобные исследования, в рамках которых оценивается не только объем продаж, но и степень удовлетворенности клиентов, существуют у многих производителей. Лучшие дилеры в награду могут получать различные бонусы: от дополнительных компенсаций на рекламу до повышения квот на автомобили в следующем году.

Информация о работе Теоретические основы разработки программы повышения лояльности клиентов