Типология рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 10:18, курсовая работа

Краткое описание

Термин «маркетинг» происходит от английского market - рынок и буквально означает деятельность в сфере рынка. Однако, в экономическом смысле маркетинг - более широкое понятие, включающее в себя тщательное и всестороннее изучение рынка, а также активное воздействие на рынок, формирование потребностей и покупательских предпочтений. Связать изготовителя и потреби¬теля, помочь им найти друг друга - в этом и состоит ос¬новная цель любой маркетинговой деятельности

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по маркетингу.docx

— 51.13 Кб (Скачать файл)

Не смотря на отсутствие общепринятой классификации рынков, их можно разделить на группы по определенным признакам:

1. Организационный признак  (степень ограничения конкуренции)

Рынок совершенной (свободной) конкуренции характеризуется наличием многих продавцов, однородностью продукции. Продавец продукции не имеет возможности  влиять на уровень цен.

Рынок монополистической  конкуренции характеризуется наличием многих продавцов. Товар имеет определенные свойства, которые отличают его от других. Продавец способен влиять на цену своей продукции (в определенной мере).

Олигополистический рынок  характеризуется наличием немногих продавцов. Они предлагают однородную или дифференцированную продукцию. Цены устанавливаются по типу лидерства, т.е. большинство фирм стремится  установить такую же цену, как и  наиболее крупные фирмы на этом рынке.

Монополистический рынок  характеризуется наличием одного продавца. Он устанавливает максимально высокую  цену, но в пределах платежеспособного  спроса.

2. Пространственный признак

Местный рынок

Региональный рынок

Национальный рынок.

Рынок покупателей;

Рынок продавцов;

Рынок государственных учреждений;

Рынок промежуточных продавцов  – посредников и др.

3. Функциональный признак  (экономическому назначению объектов  рыночных отношений)

Рынок товаров и услуг

Рынок труда

Финансовый рынок

Информационный рынок

Рынок недвижимости

Валютный рынок

Помимо этого рынок  делится:

По характеру продаж:

Оптовый

Розничный

Фьючерсный

По степени регулируемости:

Регулируемый

Не регулируемый

По уровню насыщения:

Равновесный

Избыточный

Дефицитный

По соответствию законодательным  нормам:

Легальный

«Черный»

По товарным группам:

Рынок товаров производственного  назначения;

Рынок потребительских товаров (например, продовольствия);

Рынок сырья и материалов и т.д.

По степени зрелости:

Неразвитый рынок;

Развитый рынок;

Формирующийся рынок.

По характеру ассортимента товаров:

Замкнутый рынок, на котором  представлены товары только первого  производителя;

Насыщенный рынок, на котором  представлено множество сходных  товаров многих производителей;

Рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара,

связанных между собой  и направленных на удовлетворение одной  или нескольких связанных между  собой потребностей;

Смешанный рынок, на котором  имеются разнообразные товары, не связанные между собой.

По отраслевому признаку:

Рынок автомобилей;

Рынок нефти;

Рынок компьютерной техники  и т.д.

Выделяют также следующие  виды рынков:

Рынки товаров и услуг, куда включают рынки потребительского назначения, услуг, жилья и зданий непроизводственного назначения.

Рынки факторов производства, в состав которых входят рынки  недвижимости, орудий труда, сырья и  материалов, энергетических ресурсов, полезных ископаемых.

Финансовые рынки, т.е. рынки  капиталов(инвестиционные рынки), кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные рынки.

Рынки интеллектуального  продукта, где в качестве объектов купли продажи выступают инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.

Рынки рабочей силы, представляющие собой экономическая форма движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей  силы).

В реальной практике основные виды рынков подразделяют на различные  субрынки, или рыночные сегменты.

Типы и виды рынков не изолированы, а неразрывно связаны  и существуют как единая рыночная система, все элементы которой находятся  в определенных соотношениях друг с  другом. Роль этих соотношений, пропорций  исключительно велика.

Рынок потребительских  товаров - рынок, где отдельные лица и домохозяйства приобретают  товары для личного потребления, где формируются спрос, предложение  и цены потребительских товаров. Многообразие видов потребительских  товаров формирует сложную структуру  данного рынка. На нем обращаются товары конечного назначения сельскохозяйственного, промышленного, интеллектуального, ремесленного производства. Соответственно можно  выделить рынки аграрных, промышленных и других товаров, которые в свою очередь можно подразделить на рынки  продовольствия, фруктов и овощей, товаров легкой промышленности, автомобилей  и т. д. Словом, можно сказать - сколько  видов товаров предназначено  для обмена, столько имеется и  рынков.

В зависимости от преобладания на рынке товаров тех или иных характерных условий различают  рынки покупателей и продавцов, эффективные и неэффективные, конкурентные и монополистические, стабильные и  изменчивые, связанные вертикально  и связанные горизонтально. Так, условия чрезмерного предложения  товаров позволяют покупателям  совершать особо выгодные для  себя сделки с продавцами. Такой рынок называют рынком покупателей. Если спрос настолько велик, что позволяет продавцам запрашивать высокие и весьма выгодные для себя цены, то такой рынок называют рынком продавцов. Возможно, что на рынке большое количество покупателей совершают сделки с большим количеством продавцов и каждый из них покупает или продает незначительную часть участвующего в обмене идентичного товара. Возможно также, что все торговцы знают обо всех возможных предложениях и сделках, единственным критерием заключаемой сделки является невозможность более выгодной сделки. Такой рынок называется совершенно эффективным. Напротив, если названные выше условия или часть из них отсутствуют, то такой рынок называется неэффективным. Условиям функционирования совершенно эффективного рынка соответствует совершенно конкурентный рынок. Его характеристику можно дополнить условиями свободного входа и выхода с рынка. Напротив, если последнее условие отсутствует, имеет место диктат одного производителя на рынке, то такой рынок является монополистическим. Если на рынке происходят медленные и предсказуемые изменения, говорят о стабильном рынке, а если изменения происходят неожиданно и непредсказуемо, то говорят об изменчивом рынке.

На пути к конечному потребителю  товар может поступить, пройдя последовательно  ряд переделов и ряд рынков. Например, прежде чем рубашка из хлопка попадет к потребителю, она  пройдет пять переделов и рынков. Такой рынок имеет вертикальную связь. Когда на рынке один продукт  заменяет или дополняет другой (например, мясо говядины заменяет или дополняет  мясо свинины), то имеет место горизонтальный рынок. Успех фирмы зависит от способности ее менеджеров анализировать и на продолжительный срок прогнозировать рынок и входить на него с нужным товаром, в нужном месте и в нужное время, чтобы продать по выгодным ценам.

 

 

2.Методология выбора рынков  в маркетинговой деятельности 
2.1Выбор целевых рынков в технологии маркетинговой деятельности

 

 Выбор целевых рынков в  технологии маркетинговой деятельности

 Одним из первостепенных  стратегических решений, принимаемых  фирмой, должно стать определение  целевого рынка, на котором  она хочет вести конкурентную  борьбу. Этот отбор подразумевает  разбиение рынка на части, состоящие  из потребителей со схожими  потребностями и поведенческими  или мотивационными характеристиками  и создающие для фирмы благоприятные  маркетинговые возможности. 

 Совокупность покупателей никогда  не бывает однородной. Они различаются  по своим желанием, сумме финансов, которую готовы уплатить за товар, требуемому его количеству, и источникам получения информации. Следовательно, фирмы целесообразно разделить рынок на определенные группы потребителей (сегменты), а далее остановить свой выбор один или несколько сегментов для освоения. Рыночный сегмент - это группа потребителей, имеющих особые, существенно важные характеристики для разработки стратегии маркетинга. На большинстве рынков необходимость в разработке предложений применительно к конкретным сегментам очевидна, поскольку одна разновидность товара не способна одновременно удовлетворить запросы всех потребителей. Например, состоятельные индивиды останавливаются в более дорогих, в сравнении с представителями среднего класса, гостиницах. Конструкторские бюро оснащены более мощными компьютерными системами, чем офисы компаний. Больные, страдающие острой астмой, нуждаются в совершенно других лекарствах, чем люди, у которых болезнь протекает в мягкой форме.

 Процесс разбиения совокупности  потребителей на группы, однородные  в отношении покупательских требований  и привычек, принято называть  сегментированием (сегментацией) рынка.

 Сегодня стратегией сегментирования  пользуется большинство компаний. Процесс сегментации имеет для фирмы стратегическое важность, поскольку приводит к определению области ее деятельности и к идентификации факторов, ключевых для достижения успеха на выбранных рынках. Способность сегментировать рынок - одно из самых первостепенных умений, которым должна обладать компания.

 Основная проблема, возникающая  при проведении сегментирования,  содержится в правильном выборе  критерия (критериев), по которому  будет производиться сегментирование.  Обычно в качестве критериев  сегментирования используются потребности  (нужды) и особенности потребителей. Нужды потребителей являются  основным критерием (переменной) сегментирования рынка. Фирма  стремится выделить сегмент, состоящий  из потребителей, имеющих схожие  потребности, т.е. ищущих подобные  блага, а поэтому одинаково  воспринимающих маркетинговое предложение  и стратегию фирмы. Под особенностями  потребителей понимают такие  имеющие отношение к ним характеристики, которые маркетологи имеют вероятность описать или числено оценить (например, отрасль, географическое местоположение, национальность, возраст или доход)

 Для того чтобы определить  потребности потребителей, надобно  провести маркетинговые исследования. На первом этапе они обычно  включают неформальный опрос  потенциальных покупателей и  обсуждение в группах с поставленной  задачей выяснения для респондентов  благ, потребностей, различий в высказываемых  желаниях. Например, кто из них  отдает приоритетное важность  невысоким ценам, а для кого  главное - имидж и качество  товара. На втором этапе составляется  формальная анкета, заполняемая  большой группой респондентов  для количественной оценки различий. Задачей последнего этапа является  выявление связи между различиями  в потребностях и особенностями  или характеристиками потребителей.

 

2.2Критерии и алгоритм (этапы)  выбора целевых рынков

Выбор обоснованных критериев сегментирования  является первым шагом перед проведением  процедуры сегментирования. При  этом надо проводить различие между  критериями сегментирования в различных  отраслях рынка: рынок потребительских  товаров, промышленный рынок и др.

 При сегментировании потребительского  рынка используются следующие  основные группы критериев: географические, демографические, критерии жизненного  стиля потребителей.

 Географические критерии

 представляют собой основные  характеристики территорий проживания  потенциальных потребителей (городов,  областей, регионов). К данной группе  критериев относятся: величина  региона, плотность и численность  населения, климатические условия,  административное деление (город,  село), удаленность от предприятия-производителя.  Этот критерий использовался  на практике раньше других, что  обусловливалось необходимостью  определения пространства деятельности  предприятия. Его применение особенно  надобно, когда на рынке существуют  климатические различия между  регионами или особенности культурных, национальных, исторических традиций.

 Демографические критерии

 представляют собой основные  особенности отдельных людей  или их групп. К демографическим  критериям принято относить такие  признаки, как: возраст, пол, размер  семьи, период жизненного цикла  семьи, уровень доходов, род  занятий, образование, религиозные  убеждения и национальность. Демографические  переменные - самые популярные факторы,  служащие основой для выделения  групп потребителей. Одна из причин  подобной популярности состоит  в том, что потребности и  предпочтения, а также интенсивность  потребления товара часто тесно  связаны с демографическими признаками. Другая причина кроется в том,  что демографические характеристики  легче большинства других типов  переменных поддаются замерам.  Большинство фирм проводит сегментирование рынка, сочетая различные демографические переменные. Например, многофакторное сегментирование можно вести по признакам возраста, пола и уровня доходов.

 Жизненный стиль потребителей

 определяет то, как люди живут  и расходуют час и финансы.  Разрабатывая профили стилей  жизни, фирмы могут вылезать  на четкие рыночные сегменты. К основным критериям жизненного  стиля потребителей относятся:

 · степень использования  товара - относится к объему товара  или услуг, которые приобретает  потребитель. Потребитель может  использовать совсем немного,  немного или очень много;

Информация о работе Типология рынков