Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:48, реферат
Основной целью настоящей работы является исследование и разработка стратегии интегрированного роста.
В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные группы и типы стратегий интегрированного роста (развития) бизнеса и предпринимательства, ее недостатки;
2. На примере существующих компаний рассмотреть различные ситуции стратегии интегрированного роста ;
3. Провести анализ формирования финансовой стратегии интегрированного роста.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
1.Типы стратегий интегрированного роста………………………….…… 6
1.1. Стратегии вертикальной интеграции:……………………………… 6
1.2. Интеграция "назад" для укрепления конкурентоспособности компании …………………….……………………………….……………
7
1.3. Интеграция "вперед" для усиления конкурентоспособности компании……………………….……………………………….……………
1.4. Стратегические недостатки вертикальной интеграции…………
8
9
2. Примеры разработки стратегии интегрированного роста………… 14
2.1.История компании Clear Channel Communications………………… 14
2.2.Мясокомбинат «Микомс»……………………...…………………...… 16
3. Практическая часть…………………………………………………… 18
3.1 Пример формирования финансовой стратегии «Нефтяной компанией ЛУКойл»………………………………………………………
18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… 29
Интеграция "вперед" обусловлена теми же причинами, что и интеграция "назад". Во многих отраслях независимые торговые агенты, оптовые и розничные торговцы работают с товарами конкурирующих компаний, выбирая те товары, которые обеспечивают максимальную прибыль. Такая политика оптовых и розничных каналов распространения препятствует попыткам компании увеличить объем продаж и долю рынка, приводит к накоплению дорогостоящих товарных запасов и недогрузке производственных мощностей, грозит нестабильностью производства и невозможностью достигнуть экономии. В подобных случаях компании выгодны интеграция "вперед", на уровень оптовых и/или розничных торговцев, и создание сети собственных дилеров. Но если ассортимент компании недостаточно разнообразен и содержание собственной оптово-розничной сети финансово не оправдано, то компания может интегрироваться "вперед", на уровень реализации товаров конечным потребителям, в том числе через Internet. Исключение оптово-розничного звена из цепочки ценности за счет прямых продаж через Internet обеспечивает экономию издержек на сбыт и конкурентное преимущество по издержкам, что позволяет снизить цену для конечного потребителя.
Главный недостаток стратегии вертикальной интеграции в том, что она глубже затягивает компанию в систему производственных отношений отрасли; если большинство видов деятельности в отраслевой цепочке ценности не обеспечивает конкурентного преимущества, такая стратегия вряд ли целесообразна.
Вертикальная интеграция имеет ряд существенных недостатков. Во-первых, она увеличивает капиталовложения в отрасль, где работает компания, повышая тем самым предпринимательский риск (что, если темпы роста и прибыльность отрасль начнут падать?) и не позволяя компании направлять финансовые ресурсы в другие, возможно, более доходные сферы. Вертикально интегрированные компании заинтересованы в защите своих инвестиций в технологию и производственные мощности. Полностью интегрированные компании медленнее адаптируются к новым технологиям, чем частично или вообще не интегрированные компании, из-за высоких затрат на выход с рынка. Во-вторых, большой недостаток вертикальной интеграции как "вперед", так и "назад" состоит в том, что она заставляет компанию ориентироваться только на собственные возможности и источники снабжения (которые бывают более дорогостоящими, чем внешние поставки), и снижает восприимчивость компании к изменению потребительского спроса в сторону расширения ассортимента товаров.
В-третьих, вертикальная интеграция затрудняет баланс мощностей в каждом звене в цепочке ценности. Наиболее эффективный объем производства в одном звене цепочки ценности может не соответствовать потребностям связанного с ним другого звена. Полное соответствие мощностей в цепочке ценности встречается редко. Если внутренних поставок недостаточно для производства, необходимые компоненты приходится закупать на стороне. Если возможности производства в одном из звеньев превышают потребности другого, излишки надо продавать. Если производятся сопутствующие товары — например, в химической промышленности, — необходимо организовать и их сбыт.
В-четвертых, для интеграции "вперед" и "назад" требуются разные навыки и возможности. Производство запчастей и комплектующих, сборочные операции, оптовая и розничная торговля, прямые продажи через Internet — это все разные сферы бизнеса с разными ключевыми факторами успеха. Если промышленное предприятие планирует интеграцию в звено оптовой и розничной торговли, менеджеры должны тщательно взвесить целесообразность финансовых и временных затрат на развитие и приобретение опыта продаж. Многие производители на своем горьком опыте узнали, что организация собственной оптово-розничной сети требует огромного напряжения, не способствует основному бизнесу и не всегда дает тот положительный эффект, на который они рассчитывали. Организация прямых продаж потребителям через Internet также связана с проблемами — обычно проще наладить сбыт продукции через Internet посредникам, чем конечным покупателям.
Интеграция с поставщиками сырья и компонентов готовых изделий не всегда так проста и прибыльна, как кажется на первый взгляд. Производители персональных компьютеров, например, нередко страдают из-за несвоевременной поставки микросхем по выгодным ценам, однако не спешат осваивать производство этих микросхем. Причина в том, что затраты на интеграцию "назад" в этом случае огромны, поскольку производство микросхем чрезвычайно сложно, требует постоянного обновления оборудования и больших инвестиций в НИОКР, да и освоение производственных процессов занимает очень долгое время.
В-пятых, вертикальная интеграция с производителями компонентов может сократить производственную гибкость компании, увеличить время на разработку и выведение на рынок новых моделей. Компании, часто меняющие дизайн и упаковку своих товаров и постоянно разрабатывающие новые модели в ответ на меняющиеся покупательские предпочтения, считают вертикальную интеграцию на уровень производства комплектующих убыточной, поскольку постоянная переналадка и переоснащение оборудования требуют затрат и времени, а в случае интегрированной компании — еще и дополнительных издержек на координацию действий во всех звеньях цепочки ценности. Дешевле и быстрее приобрести комплектующие у других компаний, чем проводить вертикальную интеграцию, к тому же при таком подходе не страдают гибкость и адаптивные возможности компании. Большинство производителей автомобилей, несмотря на свой большой опыт в разработке и организации производства, пришли к выводу, что покупка большинства узлов и компонентов у специализированных производителей дает больший выигрыш в качестве, издержках и дизайне, чем интеграция в звено поставщиков.
"За" и "против" вертикальной интеграции
Вертикальная интеграция имеет свои достоинства и недостатки. Преобладание тех или других обусловлено конкретной ситуацией. Вертикальная интеграция целесообразна, когда, во-первых, она создает конкурентное преимущество; во-вторых, повышает эффективность стратегически важных видов деятельности за счет снижения затрат, создания новой компетенции, повышения степени дифференциации товара; в-третьих, увеличивает окупаемость инвестиций, гибкость и адаптационные возможности компании к изменением потребительского спроса; в-четвертых, у компании есть реальная возможность эффективно управлять общими и административными издержками даже при увеличении количества звеньев цепочки ценности. Главное в вертикальной интеграции — определить, какие виды деятельности из отраслевой цепочки ценности компании выгоднее выполнять самостоятельно, а какие — передать внешним исполнителям. При отсутствии очевидных и значимых преимуществ интеграция "вперед" или "назад" стратегически нецелесообразна. Более того, нередко для компании экономически и стратегически выгоднее дезинтегрировать производство и сосредоточиться на узком отрезке отраслевой цепочки ценности.[2,С.194-197]
Слияния
и поглощения часто представляют
собой оптимальное
Слияние с другой компанией, в том числе конкурентом, или ее поглощение может значительно укрепить рыночную позицию компании и открыть новые возможности достижения конкурентных преимуществ. Объединившись, компании укрепляют технологическое пре имущество, расширяют и совершенствуют конкурентные возможности, расширяют ассортимент товаров и услуг, в том числе за счет создания новых, осваивают новые регионы, укрепляют финансовое положение, что позволяет инвестировать дополнительные средства в НИОКР, расширяют производственные мощности, осваивают новые регионы. Более того, объединение деятельности часто приводит к значительному снижению издержек, так что прежняя компания с высоким уровнем затрат становится конкурентоспособной со средним или низким уровнем издержек.
Компания обязательно должна учитывать возможность слияния с другой компанией или ее поглощения, в частности для укрепления своей конкурентной позиции и создания новых возможностей.
Слияния и поглощения обычно вызваны двумя причинами: стремлением лидировать на глобальных рынках (в этом случае слияния и поглощения открывают путь на рынки новых стран) и желанием занять выгодную позицию в отрасли в будущем (слияния и поглощения позволяют приобрести необходимые технологические знания и опыт).
Nestle,
Kraft (филиал Philip Morris), Unilever, Procter & Gamble и
несколько других ведущих производителей
продуктов питания и товаров широкого
потребления регулярно проводят поглощения,
желая усилить свое присутствия на глобальных
рынках. Daimler-Benz и Chrysler пошли на слияние,
чтобы расширить ассортимент и укрепить
свою позицию на мировом рынке производителей
автомобилей; это усилило позиции вновь
образованного предприятия в конкуренции
с Toyota, Ford и General Motors. America Online поглотила
CompuServe с ее обширными услугами, чтобы привлечь
новых потребителей. Intel за последние пять
лет провела около 300 поглощений, для превращения
в ведущего поставщика Internet-технологий,
расширения технологической базы и ослабления
своей зависимости от поставщиков комплектующих
к микропроцессорам. Cisco Systems приобрела
примерно 40 компаний для укрепления своей
позиции крупнейшего поставщика систем
для инфраструктуры Internet. Во врезке "Слияния
и поглощения Clear Channel Communications" рассказывается
о том, как эта компания боролась за лидерство
в наружной рекламе, радио и телевидении.
2.1.История компании Clear Channel Communications
В 2000 году Clear Channel Communications была четвертой по размерам компанией в медиа-индустрии, вслед за Disney, Time Warner и Viacom/CBS. Компанию основали в 1972 году JIo-ури Мейс и Билли Джо Мак-Комбс. В самом начале своей деятельности компания поглотила неприбыльную станцию музыки кантри в Сан-Антонио, штат Техас. В течение последующих 10 лет Мейс изучал радиовещание и понемногу скупал радиостанции в разных штатах. В 1984 году компания была преобразована в акционерное общество, что позволило ей получить средства на реализацию избранной стратегии расширения за счет поглощения радиостанций на новых географических рынках.
В конце 1980 годов после того, как Федеральное управление связи США отменило правило, запрещавшее одной компании владеть одновременно радио- и телевизионными станциями, Clear Channel расширила свою стратегию и начала скупать маленькие убыточные телестанции. Вскоре Clear Channel вступила с союз с новостным агентством Fox, только что вышедшим на общенациональный рынок и конкурировавшим с ABC, CBS и NBC. Одновременно компания продавала программы другим станциям, а на рынках, где у нее были собственные станции, — предоставляла услуги рекламы.
К 1998 году Clear Channel использовала стратегию поглощений для достижения лидирующих позиций в радио- и телевещании. Она владела программами или эфирным временем на 48 локальных рынках в 24 штатах и продавала программы и эфирное время. Компания приобрела 29% акций испанской радиовещательной компании Heftel Broadcasting, две радиостанции и кабельный аудиоканал в Дании, пакеты акций радиостанций в Австралии, Мексике, Новой Зеландии и Чехии.
В 1997 году Clear Channel приобрела компанию наружной рекламы Eller Media, владевшую более чем сто тыс. рекламных щитов. Затем последовали другие приобретения, в частности:
В октябре 1999 года Clear Channel провела еще одно стратегически значимое слияние с AMFM, Inc. и создала крупнейшую в мире медиакомпанию. Продав, в соответствии с требованием законодательства США, акции 125 компаний, Clear Channel Communications (новое название компании после всех слияний) ведет операции в 32 странах и владеет 830 радиостанциями, 19 телестудиями, свыше 425 тыс. рекламных щитов и пакетами акций в крупнейших радиокомпаниях и агентствах наружной рекламы.
Стратегия компании состоит в приобретении радиостанций, телестудий и компаний наружной рекламы, действующих на примерно одинаковых рынках, для снижения издержек, улучшения качества выпускаемых программ и предложения потребителям рекламных услуг для радио, телевидения и наружной рекламы. Предложение рекламных услуг в двух или трех средствах массовой информации позволяет компании содержать единый штат дистрибьюторов для всех трех видов рекламной деятельности, добиваясь существенной экономии на издержках и роста прибыли.
Тем не менее слияния и поглощения не всегда приводят к ожидаемому результату, иногда вследствие изначально завышенных ожиданий, а иногда из-за непредвиденных трудностей, полностью предусмотреть которые заранее невозможно. Объединение деятельности двух компаний, особенно крупных и с разнообразными видами деятельности, часто вызывает различные проблемы интеграции, в том числе ожесточенное сопротивление работников и конфликты из-за несовместимости стилей управления и корпоративной культуры. Достижение предполагаемого снижения издержек, получение необходимой информации и навыков, расширение конкурентных возможностей может оказаться не таким быстрым делом, как ожидалось, или, что еще хуже, не осуществиться вообще. Многие громкие поглощения не оправдали возлагавшихся на них надежд — яркими примерами служат поглощение компанией А Т& Т компании AtHome/Excite, поглощение корпорацией Ford компании Jaguar, поглощение Walt Disney Capital компании Cities/ABC и, наконец, поглощение Deutsche Bank банка Banker's Trust. Ford заплатила немалую цену за Jaguar, но так и не смогла сделать эту торговую марку лидером в сегменте престижных машин и равноправным конкурентом моделям Mercedes, BMW и Lexus. Novell в 1994 году выкупила программный пакет WordPerfect за 1,7 млрд. долл., но так и не смогла превратить его в успешного конкурента Microsoft Word и Microsoft Office. Поэтому спустя менее чем два года Novell продала WordPerfect за 124 млн. долл. наличными и ценными бумагами. Другие примеры неудачных поглощений — поглощение компанией Viacom компании Blockbuster и приобретение компанией USA Waste компании Waste Management.