Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 19:45, курсовая работа
Ассортиментная политика занимает одно из важнейших мест в маркетинге предприятия. Ассортиментная политика влияет на сбыт продукции и от её эффективности зависят финансовые показатели работы предприятия и имидж предприятия на рынке.
Ассортиментная политика - одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Особенно это направление приобретает особую значимость в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели организации и рыночная доля.
Цель предприятия в области ассортиментной политики - формирование реального и прогнозируемого ассортимента, максимально приближенного к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получе
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА
АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1. Понятие товарной номенклатуры и ассортимента 4
1.2. Ассортиментная политика: цель, задачи, направления 4
2. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ 8
2.1. Характеристика деятельности РУП «ГСЗ им. СМ. Кирова» 8
2.2. Характеристика выпускаемой продукции и потребителей 10
2.3. Анализ структуры ассортимента 14
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ АССОРТИМЕНТНОЙ
ПОЛИТИКИ РУП «ГСЗ ИМ. СМ. КИРОВА» 27
3.1. Расширение вверх ассортимента горизонтально-фрезерных станков 27
3.2. Сокращение объема производства вертикально-фрезерных и широкоуниверсальных станков 28
3.3. Сокращение товарного ассортимента за счет исключения широкоуниверсальных станков, станков с ЧПУ, долбежных
и спецстанков 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 34
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА
АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1. Понятие товарной номенклатуры и ассортимента 4
1.2. Ассортиментная политика: цель, задачи, направления 4
2. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ 8
2.1. Характеристика деятельности РУП «ГСЗ им. СМ. Кирова» 8
2.2. Характеристика выпускаемой продукции и потребителей 10
2.3. Анализ структуры ассортимента 14
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ АССОРТИМЕНТНОЙ
ПОЛИТИКИ РУП «ГСЗ ИМ. СМ. КИРОВА» 27
3.1. Расширение вверх ассортимента горизонтально-фрезерных станков 27
3.2. Сокращение объема производства вертикально-фрезерных и широкоуниверсальных станков 28
3.3. Сокращение товарного ассортимента за счет исключения широкоуниверсальных станков, станков с ЧПУ, долбежных
и спецстанков 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 34
ВВЕДЕНИЕ
Ассортиментная политика занимает одно из важнейших мест в маркетинге предприятия. Ассортиментная политика влияет на сбыт продукции и от её эффективности зависят финансовые показатели работы предприятия и имидж предприятия на рынке.
Ассортиментная политика - одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Особенно это направление приобретает особую значимость в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели организации и рыночная доля.
Цель предприятия в области ассортиментной политики - формирование реального и прогнозируемого ассортимента, максимально приближенного к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.
Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно ею управлять.
Объектом исследования данной курсовой работы является предприятие РУП «Станкостроительный завод им. С. М. Кирова».
Предметом исследования данной работы является ассортиментная политика предприятия.
Цель курсовой работы: анализ ассортиментной политики предприятия, а также разработка мероприятий по ее совершенствованию.
Задачи исследования:
-теоретическое обоснование ассортиментной политики;
-анализ ассортиментной политики предприятия;
-разработка мероприятий по совершенствованию ассортиментной политики.
В данной работе в качестве информационной базы были использованы следующие документы предприятия: бухгалтерский баланс за три года; отчет о прибылях и убытках; отчет по труду и движению работников; отчет о производстве, отгрузке и запасах продукции; ассортиментный перечень.
В качестве теоретической основы использованы работы таких авторов, как: Герник Н.Ю., Дещеня А., Коменева СИ., Сыцко В.Е., Котлер.
В работе использовался оборотно-стоимостной метод анализа (АВС-анализ).
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА АССОРТИМЕНТНОЙ
ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие товарной номенклатуры и ассортимента
Товарный ассортимент это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой [12, с. 80].
Ассортиментная позиция конкретная товарная единица выпускаемая предприятием.
Товарный ассортимент может быть узким и широким.
При узком товарном ассортименте предприятие может увеличить прибыль за счет расширения ассортимента, а при широком товарном ассортименте - за счет сужения ассортимента.
Товарная номенклатура - совокупность всех ассортиментных групп товара и товарных единиц, предлагаемых покупателю.
Товарная номенклатура характеризуется такими показателями, как [12, с.81]:
1 )широта - количество ассортиментных групп;
2)глубина количество ассортиментных позиций в каждой
ассортиментной группе;
3)насыщенность - общее количество ассортиментных позиций;
4)гармоничность - согласованность или степень близости различных ассортиментных групп с точки зрения технологии использования товара, канала распределения.
Предприятие должно постоянно совершенствовать товарную номенклатуру, и это обусловлено следующими факторами [13].
- изменение спроса на отдельные товары;
- появление новых товаров;
- товарный ассортимент конкурентов;
- свободные мощности;
- желание повысить уровень продаж и прибыли;
- возможность производства побочных товаров.
1.2. Ассортиментная политика: цель, задачи, направления
Ассортиментная политика предприятия - определение ассортимента товаров и разработка направлений оптимизации товарной номенклатуры наиболее предпочтительной для успешной работы на рынке и обеспечивающей эффективность деятельности предприятия [6, с. 94].
Цель предприятия в области ассортиментной политики - формирование реального и прогнозируемого ассортимента, максимально приближенного к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.
4
Для этого должны быть решены следующие задачи [6, с. 95]:
- установлены реальные и предполагаемые (текущие и перспективные)
потребности в определенных товарах, изучен спрос, требования к упаковке,
методам продажи, сервису:
выявлены источники товарных ресурсов, необходимые для формирования рационального ассортимента;
- оценены материальные возможности предприятия для выпуска (или реализации) отдельной продукции (товаров);
- изучены возможности производства новых или усовершенствованных товаров, включая вопросы цен, себестоимости и рентабельности;
- оценены конкуренты, действующие в выбранном направлении, и определена рыночная доля на занимаемом сегменте рынка;
- рассчитаны основные показатели ассортимента и дан анализ его рациональности;
- определено оптимальное соотношение набора товаров (продукции), находящихся на разных стадиях жизненного цикла;
- рассмотрены основные направления формирования ассортимента с учетом предпочтений потребителей и экономической деятельности предприятия;
- разработана стратегия реализации товаров.
Хорошо продуманная ассортиментная политика предприятий является гарантом не только построения конкурентоспособного товарного ассортимента, но и сохранения конкурентных позиций на рынке.
Направления ассортиментной политики [7, с. 656]:
- расширение;
- сокращение;
- обновление;
- выделение ассортиментной группы.
Расширение товарного ассортимента происходит в случае, когда предприятие увеличивает количество выпускаемых товаров за пределы его нынешней величины. Расширение может осуществляться за счет:
- наращивания (вверх, вниз, в обе стороны);
- добавления.
Предприятие выпускает продукцию в определенном ценовом диапазоне.
Исходя из ценового диапазона выделяют следующие сегменты рынка: высший, средний, низший.
Наращивание ассортимента вверх происходит в том случае, если предприятие увеличивает количество выпускаемых товаров за пределы нынешнего ценового диапазона. Иногда предприятия расширяют свой ассортимент вверх, чтобы повысить престиж уже существующих товаров. Однако, решение о расширении вверх может оказаться рискованным мероприятием. Конкуренты в высшем сегменте рынка не только давно и хорошо держались на своих позициях - они могут перейти в контратаку, прорываясь в нижние эшелоны рынка. Более того, потенциальные покупатели могут не поверить, что предприятие может производить товары высокого
5
качества. И наконец, у торговых представителей и дистрибьюторов просто не хватить не хватить умений и знаний для обслуживания ве сегмента рынка.
Наращивание вниз происходит тогда, когда предприятие увели количество выпускаемых товаров за счет предложения их низшему сег При этом предприятие может столкнуться с серьезной проблем каннибализмом, то есть новый товар для низшего сегмента рынка спс поглотить продажи по отношению к товарам высокого качества, ос предприятие в гораздо худшем состоянии.
Наращивание в обе стороны -- предприятие увеличивает объем вы товаров за счет предложения их среднему сегменту.
Добавление предполагает расширение ассортимента за счет н товаров в рамках существующего диапазона цен.
Сокращение товарного ассортимента исключение из ассорти^ отельных ассортиментных позиций.
Обновление ассортимента предполагает замену ассортиментных пози В некоторых случаях длина линейки выпускаемых товаров оказывается вп< достаточной, а вот само качество товара требует либо модерниза существующих позиций, либо создания совершенно новых. Предприятие мо обновлять либо отдельные товары, либо всю ассортиментную лине целиком. Постепенное обновление позволяет предприятию определ реакцию покупателей и оптовых продавцов на новый стиль до внесе! изменений в весь ассортимент; кроме того, оно позволяет снизить текуи расходы предприятия. Серьезным недостатком постепенного обновлен является то, что оно не пройдет мимо внимания конкурентов, которые займу модернизацией своего собственного ассортимента.
Выделение ассортиментной группы означает, что предприятие выдел* из существующего ассортимента новую ассортиментную группу, для котор* проводится отдельная рекламная кампания. Причины выделен ассортиментной группы, стремление к дополнительной прибыли, попыт удовлетворить дилеров, желание задействовать дополнительнь производственные мощности, попытки стать ведущим предприятием исчерпывающим ассортиментом, стремление ликвидировать пробелы ассортименте, чтобы сдержать натиск конкурентов.
Для совершенствования ассортиментной политики предприяти необходимо проанализировать структуру ассортимента и провести АВС-анализ
Структура ассортимента определяется такими показателями, как: широта глубина, насыщенность, гармоничность.
АВС-анализ - один из вариантов математико-статистических методов анализа, используемый для исследования частоты определенных экономических явлений и фактов. С помощью этого метода осуществляется распределение существующей совокупности товаров соответственно избранным критериям на три группы, а именно А, В и С. [4, с. 67J:
1) высокий стоимостной объем (А);
2) умеренный (В);
6
3) низкий (С);
В соответствии с целью анализа необходимо выбрать классификационный признак или актуальный параметр товара. В качестве параметра может быть выбран: объем продаж, выручка.
Для классификации по значимости необходимо всю номенклатуру выпускаемых товаров за определенный период времени (год), :
1) расположить в порядке убывания их общей стоимости;
2)рассчитать кумулятивную (нарастающим итогом) стоимость по ранжированному ряду;
3)рассчитать долю (в %) кумулятивной стоимости в суммарной стоимости по каждой позиции;
4)классифицировать товары по трем категориям. Критерием классификации является доля в кумулятивной стоимости [4, с. 73].
• категория А - до 80 %;
• категория В - от 80 % до 95 %;
• категория С - от 95 % до 100 %.
Такая группировка товаров позволяет определить главные товары от второстепенных, но многочисленных по составу, и сосредоточить внимание на главных. Группировка не всегда бывает достаточно четкой, однако, в любом случае цель заключается в том, чтобы отделить существенные позиции от несущественных. При этом товары категории А требуют прямого контроля. Товары категории В требуют достаточно точного учета и достаточно частого наблюдения за количеством. Изделия С подлежат простому контролю.
Метод ABC дает наибольший эффект в сочетании с методом XYZ который позволяет произвести классификацию тех же товаров, но в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в потребности.
Также для анализа структуры ассортимента могут использоваться следующие методы [13]:
1) анализ показателей номенклатуры:
- простое деление ассортимента;
- каскадное разбиение ассортимента;
- матричное разбиение ассортимента.
2) анализ товарного профиля;
3) матричный метод изучения ассортимента;
4) анализ жизненного цикла изделия
7
2. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ 2.1. Характеристика деятельности РУП «ГСЗ им. СМ. Кирова»
Республиканское унитарное предприятие «Гомельский станкостроительный завод им. СМ. Кирова» является предприятием государственной формы собственности.
Унитарное предприятие имеет самостоятельный баланс, а также гербовую печать со своим наименованием, штампы, бланки, товарный знак.
Предприятие создано в соответствии с приказом Министерства промышленности Республики Беларусь от 29.07.1997г. №159 «О реструктуризации Гомельского станкостроительного ПО им. СМ. Кирова».