Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:36, курсовая работа
Товарная политика является ядром маркетинговых решений, вокруг которого формируются другие решения, связанные с условиями приобретения товара и методами его продвижения от производителя к конечному покупателю. Товарную политику невозможно отделить от реальных условий деятельности предприятия – изготовителя, специфики его профиля. Вместе с тем, как показывает практика, находящиеся примерно в одинаково тяжелых условиях сложившейся рыночно – экономической обстановки в России промышленные предприятия по – разному решают свои товарные проблемы: одни проявляют полное неумение и беспомощность, а другие, следуя принципам и методам маркетинга, находят перспективные пути, которые рассмотрены в данной курсовой работе.
Введение
1. Товарная политика фирмы как инструмент комплекса маркетинга
1.1 Формирование товарной и инновационной политики фирмы
1.2 Понятие товара
1.2.1 Свойства товаров
1.2.2 Классификация товаров
1.2.3 Жизненный цикл товара
2. Разработка и внедрение новых товаров
2.1 Понятие нового товара, его типизация
2.2 Разработка товара
2.3 Товарные стратегии
Заключение
Список использованных источников
В
процессе разработки иного товара осуществляется
ряд мероприятий по поиску и селекции
наиболее привлекательных идей, по оценке
их эффективности, по подготовке товара
к продвижению на рынок. В комплексе этих
мероприятий можно выделить 6 фаз, таблица
1:
Таблица 1 – Последовательность мероприятий по разработке нового товара
Фаза | Мероприятия | Результат |
1. Поиск и генерация людей | Анализ и прогнозирование спроса, емкости рынка и рыночной ситуации, НИОКР, скупка патентов, аренда и лицензирование ноу-хау | Отбор наиболее привлекательных и пероспективнывх идей |
2. Селекция | Проверка идей: оценочные матрицы, балльные оценки новизны, технологическое тестирование | Выбор идеи |
3. Анализ | Инвестиционные расчеты, калькуляции, оценки и прогнозы себестоимости, затрат, прибыли и рентабельности, обоснование структуры и уровня цен | Макеты ценообразования, прогнозы прибыли |
4. Развитие продукта | Анализ и оценка свойств эталонного продукта и их соотетствия требованиям потребителей, разработка вариантов продукта, оценка степени новизны | Программа производства товара |
5. Тестирование | Тестирование продукта и рынка, пробный маркетинг | Характеристика качества и конкурентоспособности продукта |
6. Выход на рынок | Мероприятия по
организации сбыта и |
Принятие решения о сбыте/продаже товара |
Разработка товара идет одновременно на трех уровнях:
Нередко исследования рынка обнаруживают, что товар по своим качествам привлекает значительное число потенциальных покупателей, однако большую их часть отпугивает цена, соответствующая высокому уровню качества товара. Для того чтобы разрешить это противоречие, целесообразно разработать еще один уровень товара: упрощенный товар. Создаются варианты товара, отличающиеся от эталонного меньшим набором свойств (обычно второстепенных, иногда упрощенной технологией изготовления, заменой натурального сырья искусственным и т.п.), и поэтому с более низким уровнем цены.
Процесс
разработки товара занимает определенное
время. Чем быстрее товар проходит все
стадии от замысла до появления на прилавке,
тем эффективнее его реализация. Сокращение
временного разрыва между появлением
идеи и промышленным выпуском товара представляет
важную совместную программу менеджмента
и маркетинга.
2.3
Товарные стратегии
Работа с продуктом и производственной программой - одна из составных частей маркетинга. Для покупателя продукт является средством удовлетворения потребностей. Потребитель оценивает продукт, сопоставляя приносимую им пользу и затраты на его производство. Полезность продукта, с точки зрения потребителя, заключается в его способности решать определенные проблемы.
Оценка способности продукта решать проблемы зависит не только от его объективных технических, конструктивных, физико-технических характеристик, но и от психологического процесса переработки информации о продукте, от его восприятия.
К работе с продуктом относятся все размышления, решения или действия, непосредственно связанные с комбинированием, изменением особенностей продукта, которые мы психологически воспринимаем и которые связаны с ожиданием пользы.
Совокупность всех продуктов, выпускаемых предприятием, называется программой или товарным ассортиментом предприятия. В промышленности говорят о производственной программе, в торговле закрепилось понятие ассортимента. Работа с программой заключается в такой совокупности отдельных продуктов, которая имеет особые преимущества с точки зрения покупателя.
Работа с продуктом является важнейшим инструментом маркетинга и конкурентной борьбы. Кроме того, продукт представляет центральное звено маркетинга. Коммуникация, распределение и цена основываются на особенностях продукта.
Рынки
большинства продуктов в
Предприниматель может начать производить новый продукт, модернизировать или снять с производства старый.
Модификация продукта возможна с помощью вариации, диверсификации или дифференцирования. Рассмотрим эти товарные стратегии более подробно.
Под вариацией продукта понимается сознательное изменение его параметров, причем старый продукт исключается из производственной программы. От покупателей в конечном счете зависит, воспримут ли они продукт как совершенно новый или лишь как слегка измененный. Основания для выбора стратегии изменения продукта могут быть различными, например, новые требования к характеристикам продукта (изменение представлений и предпочтений потребителей, изменение правовых требований) или необходимость ответа на действия конкурентов.
Вариация
продукта преследует две цели: во-первых,
оптимальной позиции на рынке, во-вторых,
поддержку изменения
С помощью вариации можно защитить позиции продукта от атак конкурентов или в случае необходимости изменить позиционирование продукта.
Стратегия диверсификации заключается в выведении новых товаров на новые рынки. Диверсифицированное развитие осуществляется в том случае, если у фирмы нет оснований надеяться на расширение в рамках существующих сфер действия. Это разнообразие сфер деятельности фирмы, это вложение капитала в наиболее выгодные и прибыльные сферы. Диверсификация распространена среди крупных компаний, так как требует значительных затрат. Маркетинг нескольких товаров на нескольких рынках снижает вероятность крупных провалов.
С точки зрения канала товародвижения различают:
По
соотношению «товар-клиент»
Под дифференцированием понимается модификация имеющегося продукта, приводящая к появлению наряду со старым нового изделия. Эта стратегия применяется с целью учета особенностей отдельных сегментов рынка. Причины различий могут заключаться как в требованиях закона (различные требования к выхлопным газам в Калифорнии и остальных штатах США), так и в предпочтениях покупателей. Проблема состоит в конечном счете в нахождении баланса между приспособлением к индивидуальным желаниям потребителей и требованиями оптимальной организации производства.
Дифференцирующая стратегия – это интегрированный набор действий, спроектированный таким образом, чтобы произвести или доставить товары или услуги, которые покупатели будут воспринимать, как отличные от других по тем параметрам, которые для них важны. Дифференцирующая стратегия призывает принимать во внимание уникальные потребности покупателей и предлагать им продукты, выделяющиеся из общей массы.
Рыночное предложение, по мнению Ф. Котлера, может быть дифференцировано по пяти направлениям, таблица 2:
В принципе, практически каждый товар может быть в той или иной степени дифференцирован, хотя не каждое отличие товара является значимым для целевой аудитории. Выбирая направления дифференцирования, необходимо учитывать следующие критерии:
Известные специалисты в области рекламы Эл Райс и Джек Траут считают, что «дифференцирование является вопросом жизни и смерти торговых марок». По их мнению, «дифференцированию подвластно все», даже в мире однородных товаров (типа мяса и овощей) были найдены свои способы дифференцирования и создания таким образом уникального торгового предложения. Также Траут и Райс делят все стратегии дифференцирования на эффективные и неэффективные. К эффективным стратегиям дифференцирования они относят следующие:
Эффективными идеями дифференцирования можно пользоваться долго, извлекая из их использования ощутимую прибыль.
К неэффективным стратегиям дифференцирования Райс и Траут относят следующие: