Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 20:02, контрольная работа
Именно поэтому так важно рассмотреть проблему упаковки при изучении графического дизайна.
Являясь неотъемлемой частью современной культуры, окружающего нас предметного мира, упаковка имеет глубокие исторические корни, развиваясь вместе с пластическим и графическим искусством. Это неоценимые знания при изучении данной темы, так как в различные культурные эпохи менялись характер, функции и роль упаковки. Таким образом, первая глава посвящена изучению истории развития упаковки.
Введение 3
Глава I. История упаковки 4
Глава II. Виды упаковок и функции упаковок 18
Глава III. Подарочная упаковка: смысл, виды, особенности 30
Заключение 35
Приложение 1 37
Приложение 2 39
Приложение 3 40
Список использованной литературы 41
Упаковка, став делом рук человека, обрела сказочные темпы развития, чтобы удовлетворять требования коммерческого спроса. И хотя определенные виды упаковки всегда использовались для помещения в нее продукта или его защиты, в наше время дизайн и технология упаковки достигли небывалого уровня развития и не имеют аналогов в прошлом. В современном мире развитых транспортных и распределительных сетей и усложнившейся современной розничной торговли люди целиком зависят от качества упаковки, если хотят доставить товары целыми и сохраненными с места их производства, через точки розничной торговли, туда, где в них имеется потребность. Упаковка зачастую воспринимается как нечто само собой разумеющееся, тем не менее, может иметь функции передвижного рекламного плаката, защитной оболочки, информационного средства и даже явиться частью продукта.
Безусловно, самые совершенные
«упаковочные проекты» созданы природой.
Сочную мякоть апельсина она защитила
твердой кожурой, зародыш новой
жизни надежно спрятала в скорлупе,
душу и ту до поры заключила в
телесную оболочку. «Человеку упакующему»
предстоит еще многому
Глава II
Виды упаковок и функции упаковок
Упаковка – комплекс защитных мер и материальных средств по подготовке продукции промышленного и сельскохозяйственного производства к транспортированию и хранению, для обеспечения ее максимальной сохранности и придания транспортабельного состояния.
Принципы пакетирования
Дизайнер упаковки располагает большим диапазоном выбора вариантов. Один продукт ценен сам по себе и может быть изображен на упаковке или же видим сквозь нее, в то время как другой упаковка должна скрывать. Зачастую очень важно не только защитить продукт, но и подчеркнуть его значимость и идентифицировать его.
Не всякая упаковка рассчитана на то, чтобы ее видели в месте продажи. Часто возникает необходимость в дополнительной защите продукта и упаковки при перевозке и распределении, для чего используются различные виды упаковки, соответствующие определенным этапам распределительного процесса, но всегда главным их назначением остается защита.
По существу, есть два основных типа упаковки: "первичная" и "вторичная". Первичная упаковка – та, что непосредственно закрывает продукт, а вторичная упаковка заключает в себе определенное количество единиц продукции в первичной упаковке и используется обычно при перевозках. В зависимости от типа продукта и особых требований, связанных с распределением, может возникнуть необходимость в дополнительных (кроме указанных) уровнях упаковки – слоях третьей и четвертой степеней. Однако, обычно принято считать, что первичная упаковка это та, которую видят на магазинных полках, а вторичная – та, что используется при транспортировании и распределении продукции.
Первичная упаковка выполняет важнейшую задачу идентификации продукта или торговой марки. Она должна содержать всю имеющую отношение к продукту или же необходимую информацию о нем. Необходимо, чтобы она была стандартной по всем измерениям с тем, чтобы соответствовать стандартизированным размерам (магазинных) полок и контейнеров. Также необходимо, чтобы на ней была нанесена четкая и точная графическая идентификация и изображение продукта. В некоторых случаях упаковка конструируется так, чтобы помочь потребителю в пользовании продуктом, так, например форма емкости для напитков может быть чрезвычайно полезной при пользовании содержимым. В некоторых случаях она может оказаться единственным и самым важным средством в опознавании продукта, приобретая, таким образом, весьма значимое для достижения успеха в рыночных условиях. И этим средством не обязательно должен быть графический дизайн – форма или конструкция упаковки зачастую создают яркий имидж продукта и легко ассоциируются именно с "тем самым" продуктом.
Вторичная упаковка служит для помещения в нее и защиты единиц первичной упаковки во время их транспортировки и распределения от места производства вплоть до места продажи. Хотя она также важна, как и первичная упаковка с точки зрения защиты, она редко играет роль в создании имиджа фирмы. В этом смысле от вторичной упаковки не требуется множества других функций первичной упаковки.
Классификация упаковки
Основными признаками, по которым классифицируют тару и упаковку, являются
– назначение;
– материал;
– состав;
– конструкция;
– технология производства.
По назначению тару и упаковку можно разделить на производственную, транспортную, потребительскую, специальную (консервирующую).
Потребительская упаковка (Приложение 2-а) предназначается для продажи населению товара, является частью товара и входит в его стоимость, а после реализации переходит в полную собственность потребителя, как правило, не предназначается для самостоятельного транспортирования и перевозится в транспортной упаковке. Потребительская упаковка имеет ограниченную массу, вместимость и размеры. В большинстве случаев ее суммарный периметр не должен превышать 600 мм.
Транспортная тара (Приложение 2-б) представляет собой самостоятельную транспортную единицу и предназначена для перевозки, складирования и хранения продукции.
Производственная тара (Приложение 2-в) предназначена для выполнения внутрицеховых, внутризаводских и межзаводских перевозок и накопления сырья, материалов, полуфабрикатов, заготовок, готовых изделий и отходов.
В зависимости от применяемого материала тару и упаковку подразделяют на стеклянную, деревянную, металлическую, полимерную, бумажную картонную и т.д.
Использование упаковочного
материала в качестве одного из основных
признаков классификации
Упаковку классифицируют по составу (тара и вспомогательные упаковочные средства), по различным конструктивным признакам: форме, размерам.
В зависимости от технологии изготовления различают выдувную, литьевую, прессованную, термоформованную, сварную полимерные тару и упаковку.
Мягкая упаковка (Приложение 2-г) позволяет надежно защитить продукцию от внешних воздействий, полностью автоматизировать процесс упаковывания. К мягкой потребительской упаковке относится упаковка, изготавливаемая из одно- и многослойных полимерных пленок и комбинированных материалов. Упаковка, выполненная на основе красочно оформленных полимерных пленок эстетична, имеет привлекательный внешний вид, содержит информацию о назначении продукции, способе ее использования. Пленочная упаковка имеет небольшую удельную массу и низкую цену, поэтому, как правило, предназначена для разового использования.
Наиболее распространенной мягкой упаковкой является упаковка с корпусом в форме рукава, с дном различной конфигурации, цельным или со швом, с открытой горловиной, с клапанами или без них. Отличительные признаки различных пакетов – оформление дна, наличие боковых сгибов или складок. Как правило, форма и конструкция при упаковывании жидкой и сыпучей продукции определяется конструкцией агрегатов, на которых производится упаковывание продукции. Закрываются пакеты различными затворами. Основной способ изготовления пакетов – сваривание, реже склеивание, сшивание скобами, зажимами и т.д. К этому же виду упаковки относится упаковка в термоусаживающиеся и сокращающиеся пленки. Для изготовления мягкой потребительской тары используются однослойные пленки, различные многослойные и комбинированные пленки.
Жесткая полимерная упаковка. Основное ее назначение – обеспечить сохранность продукции в установленные НТД сроки, т.е. предохранять товары от деформации, разрушений, потерь. Поэтому упаковка должна обладать определенной механической прочностью и жесткостью, быть удобной в обращении и потреблении.
К этому виду потребительской упаковки относится упаковка из листовых материалов (Приложение 2-д), формуемая различными видами термо- и механоформования; экструзионно-выдувная, литьевая, прессованная.
Потребительская тара из листовых материалов по экономичности, объему производства и потребления уступает только пленочной упаковке, превосходя ее жесткостью и формоустойчивостью.
Тара из листовых материалов имеет простую конфигурацию. Это кассеты, банки, стаканчики, коробки, ложки, коробки с ячейками, коробки-кассеты и т.д.
Выдувная упаковка (Приложение 2-е). По объемам производства занимает третье место. По разнообразию и функциональному назначению она удовлетворяет любым требованиям потребителей. Ее применяют для самых различных продуктов: жидких, сыпучих, пастообразных и твердых; газированных напитков, пищевых и химических продуктов, косметических и фармацевтических товаров. Для ее изготовления применяют практически все виды термопластов.
Литьевая и прессованная (Приложение 2-ж) упаковка изготавливается литьем под давлением и прессованием с точным выполнением внешних поверхностей, внутренних полостей изделия. Однако ряд недостатков этих методов не позволяет производить упаковку с толщиной стенок менее 1 мм. Литьевая и прессованная упаковка значительно дороже упаковки, производимой другими способами. Прессование и литье под давлением применяют для изготовления жесткой упаковки для дорогостоящей продукции, а также отдельных элементов упаковки, требующих высокой точности выполнения (банки, коробки, пеналы, стаканчики).
Упаковка из газонаполненных материалов (Приложение 2-з). Для изготовления такой тары чаще всего применяют пенопласты с низкой плотностью, способные выдерживать значительные удельные нагрузки без остаточной деформации. Упаковку из пенопластов применяют преимущественно для защиты продукции от ударов, толчков, механических повреждений, температурных колебаний, от проникновения влаги, действия микроорганизмов, а также для уменьшения ее массы, повышения долговечности и снижения стоимости. Упаковка из газонаполненных материалов сохраняет форму и упругие свойства в широком диапазоне температур благодаря низкой теплопроводности пенопластов, что обусловило их применение для термической изоляции.
Упаковку из газонаполненных полимеров изготавливают методами литья под давлением, прессования, выдувного формования, беспрессового вспенивания, пневмо- и вакуумного формования.
Упаковку выполняют в виде коробок, вкладышей, кювет, лотков, банок. При изготовлении тары и упаковки из газонаполненных материалов достигается значительная экономия материала (до 40%), соответственно уменьшается масса товара.
Комбинированная тара и упаковка (Приложение 2-и) включает комбинацию полимерных материалов с бумагой, картоном, фольгой. Эта упаковка обеспечивает высокие потребительские свойства упакованной продукции за счет сложения разнообразных качеств используемых материалов в одно целое.
– к этому виду упаковок относится упаковка типа Флоу (flow) (нанесение расплава полимера непосредственно на упаковываемые изделия).
– упаковка типа Скин (second skin) с использованием термоусадочных пленок (вторая кожа), когда на картонную подложку помещают изделие, обтянутое усадочной пленкой. Упаковку подвергают нагреванию, пленка усаживается и плотно облегает изделие. Отдельные виды продуктов упаковываются без подложки, например, мясо, овощи, фрукты, рыба, батарейки, галантерейные изделия и т.д.
– упаковка типа Стрейч представляет двойную заготовку из листового материала (чаще всего картона), в которой вырезают окно, соответствующее по форме упаковываемому изделию. Изделие закрывают с двух сторон растягивающейся или термоусадочной пленкой, а концы ее закрепляют скобами, клеем или сваркой между листами картона. Для плотного прилегания пленки полость с изделием нагревают и вакуумируют. Эту упаковку применяют для парфюмерных и косметических средств в пеналах, флаконах, тубах, различных галантерейных и хозяйственных товаров.
– упаковка типа Вителло представляет собой термоформованный стакан, который вставлен в клеёный картонный цилиндр. Стакан изготавливается из листового ПВХ толщиной. Крышка упаковки изготавливается из ПЭВП методом литья под давлением. Такую упаковку используют для молочных продуктов, горчицы, пищевых приправ, товаров бытовой химии. Ее можно оформлять многоцветной печатью.
– упаковка типа Блистер состоит из жесткой картонной подложки и футляра из прозрачного листового материала. Футляр может иметь форму правильного полушария или повторять по контуру упаковываемое изделие. Футляр изготовляют методами термоформования и прикрепляют к картонной подложке сваркой, скобами или с помощью клеев-расплавов. Упаковку типа «блистер» применяют для лекарственных препаратов, хозяйственных товаров, канцелярских принадлежностей, галантерейных, парфюмерных и косметических товаров, сувениров, игрушек, инструмента и т.д.
Транспортная тара
Транспортная тара предназначена для перевозок, складирования и хранения продукции. Эта тара может принадлежать любой организации, участвующей в процессе обращения.
Транспортную тару условно можно классифицировать по следующим признакам:
– кратности использования: разовая и многооборотная;
– стабильности размеров: жесткая, мягкая;
– упаковываемой продукции: жидкости, сыпучие продукты, штучные грузы;
– способу изготовления: сварная, склеенная, выдувная, литьевая, прессованная, термоформованная, вспененная;
– материалу: ПЭ, ПВХ, ПП, ПС и т.д.;
– компактности: неразборная, разборная.
Транспортная тара подразделяется на жесткую и мягкую. Широкое применение в качестве жесткой транспортной тары находят различного рода лотки, ящики, бочки, амортизационные вкладыши к ящикам, складные полимерные ящики и специальная тара для перевозки продукции с использованием пенопластов.