Упаковка и маркировка как важные аспекты товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время многочисленные факторы сделали упаковку важным маркетинговым инструментом. Повышение роли самообслуживания в связи с развитием сети супермаркетов предполагает, что теперь упаковке приходится выполнять множество задач в сфере продажи, начиная с привлечения внимания и описания товара и заканчивая совершением акта продажи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 УПАКОВКА И МАРКЕРОВКА ТОВАРА 5
1.1 Упаковка товара 5
1.2 Способы упаковки 10
1.3 Российский рынок упаковки 13
1.4 Маркировка товара 16
2 АНАЛИЗ УПАКОВКИ ПРОДУКЦИИ ООО «МОЛОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «СКОМОРОШКА» 20
2.1 Общая характеристика ООО «Молочное производственное объединение «Скоморошка» 20
2.2 Упаковка продукции ООО «Молочное производственное объединение «Скоморошка» 21
2.3 Разработка рекомендаций по улучшению упаковки продукции 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 127.88 Кб (Скачать файл)
  • экономия энергии (отсутствие операции в усадочной камере);
  • экономия материала (применение более тонких пленок);
  • экономия производственной площади.

На практике эти два способа не только конкурируют, но и дополняют друг друга. В том  случае, когда примерно одинаковые грузы поступают с достаточно большим интервалом, предпочтительна  растягивающаяся пленка. Когда важна  скорость, а размеры грузов очень  разные, предпочтительна упаковка в термоусаживающуюся пленку.15

    1. Асептическая упаковка. В настоящее время эта технология широко используется для упаковывания жидких продуктов (молоко и молочные продукты – более 65%, соки – более 25%, пасты и супы – 10%). Наиболее распространенная схема асептического упаковывания пищевых продуктов включает три стадии: стерилизация упаковочного материала; термическая обработка пищевого продукта; расфасовка и запечатывание упаковки.

При асептическом упаковывании продукт и упаковка стерилизуются раздельно, затем  упаковка заполняется и укупоривается  в стерильных условиях.

В настоящее  время имеется большой выбор  материалов: используют банки из белой  жести и алюминия, стеклянные и  пластмассовые бутылки, пакеты, упаковки из комбинированных материалов «Bag-in-Box» (пакет в коробке). Для упаковывания молочных продуктов используют прямоугольные пакеты «Tetra-Pak», «Brick-Pak», «Pure-Pak», «Ultra-Pak» из комбинированных материалов, самым распространенным из которых является картон – алюминиевая фольга.

Асептическое  упаковывание позволяет сохранить  органолептические и вкусовые характеристики пищевого продукта значительно дольше, чем при упаковывании в обычных  условиях. Проводимая перед расфасовкой  продукта его термическая обработка  помогает избавиться от вредных микроорганизмов.16

    1. Упаковка под вакуумом. В процессе хранения многих пищевых продуктов происходят химические и микробиологические изменения, важную роль в которых играют кислород, свет и температура в совокупности.

Для устранения вредного влияния кислорода на продукты используют различные приемы: удаление кислорода, применение защитных газов, замораживание продуктов. Наиболее доступным является упаковывание, при  котором кислород удаляется с  помощью вакуума. Для вакуумного упаковывания используют чаще термоусадочные пленки, термоформованные материалы и Skin-упаковки. Skin - упаковка (от англ. skin - кожа) - это экономичная альтернатив блистеру (упаковка - картон/пленка).  Для изготовления скин-упаковки не требуется дорогостоящей оснастки, ведь моделью для формования пленки является сам товар, то есть пленка облегает товар как вторая кожа, откуда и пошло название. Для этого вида упаковки используют специальное оборудование и материалы.

При использовании  термоусадочной пленки продукт, например кусок мяса, упаковывается в вакууме в стрейч-пленку с высокими барьерными свойствами. После обертывания куска мяса производится отсос воздуха из упаковки в специальной камере с последующим обжатием ее при помощи металлического зажима или термосваркой.

 Распространены  также термоформованные упаковки для свежего мяса в виде лотка из термопласта или вспененного материала, на котором размещают продукт, а сверху приваривается пленка, из под которой предварительно выкачивается воздух и создается вакуум.

Некоторой разновидностью такой упаковки является Skin-упаковка фирмы «Cryovac», повторяющая после термообработки контуры продукта за счет плотного облегания («вторая кожа»).17 [см. Приложение 7].

 

1.3 Российский рынок упаковки

Современная упаковочная промышленность является достаточно новым явлением в России. На протяжении 1990-х гг. российский рынок упаковки рос наряду с потребительскими рынками, а сильные макроэкономические тенденции, начавшиеся с 2000 года, создали процветающий рынок с ежегодными темпами роста 10-12%. В 2004 году рынок упаковки преодолел отметку в 20 млрд. долларов и, согласно единодушному мнению аналитиков, активный рост продолжится в период с 2005 по 2009 год.18

 На  сегодняшний день бумажная и  картонная упаковка преобладают  на российском рынке, и их  доля быстро увеличивается. Пластик,  стекло и металл сохраняют  меньшие доли, в то время как  деревянная упаковка встречается крайне редко [см. Таблицу 1.1]. С развитием российского рынка упаковки, вероятно, пластик будет играть все более значимую роль.

 

 

 

Таблица 1.1

Российский рынок упаковки

Вид упаковки

Доля на рынке, %

Бумага/картон

55

Пластик

17

Стекло

14

Металл

9

Дерево

3

Композитные материалы

2


 

На сегодняшний  день России принадлежит только 2% от уровня производительности всемирной  упаковочной индустрии. Этого недостаточно для удовлетворения растущего внутреннего  спроса, однако активно идут инвестиции в данную отрасль промышленности, перспективы на будущее представляются ясными. Согласно экспертным данным, российские производители упаковки осуществляют инвестиции в современные технологии и улучшение функциональных возможностей графических средств. В период с 2002 по 2005 гг. Россия импортировала более 500 современных флексографических печатных машин.19

 Бумажная  упаковка является одним из  наиболее быстро растущих секторов  лесной, бумажной и упаковочной  промышленностей, при этом за  последние годы практически все  сегменты демонстрируют существенное  увеличение показателей. Потребление  бумаги-основы – тарного картона,  картона и мешочной крафт-бумаги  – увеличилось на 10% в совокупном  объеме в 2005 году. Рост упаковочных  материалов из бумаги-основы отражен  в росте переработанных продуктов [см. Таблицу 1.2].

 

 

 

Таблица 1.2

Производство отдельных видов  бумажной упаковки в России

Материалы

Единицы

2004г.

2005г.

Рост 

Картонные коробки

Миллионы м3

1,732

1,939

+12%

Бумажные пакеты

Миллионы штук

0,487

0,526

+8%

Потребительские бумажные и картонные  контейнеры

Килотонны

0,098

0,124

+26%


 

Размеры прибыли переработчиков разнятся, поскольку  рост спроса опережает рост поставок, за счет чего цены остаются более высокими, чем на зрелых рынках.20

Картонная упаковка преимущественно используется в пищевой, химической промышленности (включая косметику) и производителями  бытовой и офисной техники. Около 70% производства картонной упаковки в России приходится на гофрированный  картон, 80% которого используется для  перевозки грузов. Уровень потребления  гофрированного картона на душу населения  в России значительно ниже, чем  в Европе, следовательно, дополнительный рост можно ожидать, когда повысится  уровень жизни российских потребителей.21

Основными российскими производителями гофрированного картона и коробок являются «Камская бумажная компания» (г. Набережные Челны), «Готэк», «Санкт-Петербургский картон». Крупнейшими производителями, принадлежащими иностранным компаниям, являются «Stora Enso Packaging» (Финляндия), «SCA Packaging» (Финляндия) и «Smurfit Kappa» (Ирландия).22

Пластиковая упаковка является вторым по важности упаковочным материалом, производимым в России. Спрос на нее растет, а производители все для того, чтобы удовлетворить его, осуществляя  инвестиции в новое оборудование и увеличивая производительность в целях создания усовершенствованных продуктов. По прогнозам, ожидаемый рост производства пластиковой пленки должен составить приблизительно 12% в год. Как правило, производителями являются нефтехимические компании и их дочерние общества, выпускающие различные виды пластиковой упаковки [Таблица 1.3].

 

Таблица 1.3

Виды пластиковой упаковки

Вид упаковки

Доля на рынке, %

Многослойная пленка

42

Композитные материалы

24

Однослойный полиэтилен

10

Мягкая пленка

10

Другие виды

14


 

Основными крупными производителями являются «Alcan Packaging», «Amcor», «NB-Retal», «Европласт».23

Таким образом, на сегодняшний день в России наиболее бурно развивающимися секторами  являются производство бумажной и пластиковой  упаковки с ежегодными темпами роста 12-14%.

 

1.4 Маркировка товара

Уже давно  существует целый ряд проблем  правового характера, которые связаны  с этикетками и маркировкой на них. В частности, этикетки могут  ввести потребителя в заблуждение  или не содержать описания важных составляющих товара, необходимых рекомендаций по мерам безопасности. Именно по этой причине во многих странах оформление этикеток и маркировка товара регулируется специальным законодательством.24

Согласно  статье 10 Федерального Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять  потребителю необходимую и достоверную  информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного  выбора. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке  должна содержать:

  • наименование технического регламента или иное установленное законодательством РФ обозначение;
  • сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе;
  • срок службы (срок годности);
  • гарантийный срок (если установлен);
  • правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
  • адрес (место нахождения), фирменное наименование изготовителя (продавца);
  • правила продажи товаров;

Данная  информация доводится до сведения потребителей в технической документации, на этикетках, маркировкой или иным способом, предусмотренным законодательством РФ.

Штрих-код  – это наносимая на упаковку в  виде штрихов закодированная информация, считываемая при помощи специальных  устройств. С помощью штрихового кода кодируют информацию о некоторых  наиболее существенных параметрах продукции. В настоящее время распространены Американский Универсальный товарный код UPC и Европейская система кодирования EAN [см. Рис. 1]. Согласно системе EAN, каждому виду изделия присваивается свой номер, состоящий чаще всего из 13 цифр.

 

Рис. 1. Европейская система кодирования EAN-13

 

Контрольная цифра предназначена для определения  законности производства того или иного  товара. Контрольная цифра рассчитывается по следующему алгоритму:

  1. Сложить цифры, стоящие на четных местах штрих-кода (6+0+7+2+1+0=16).
  2. Полученную сумму умножить на три (16*3=48).
  3. Сложить цифры, стоящие на нечетных местах, кроме контрольной цифры (4+0+3+6+1+2=16).
  4. Сложить числа, полученные в пунктах 2 и 3 (48+16=64).
  5. Отбросить десятки (64-60=4).
  6. Из числа 10 вычесть число, полученное в пункте 5 (10-4=6).

Если  полученная после расчета цифра  не совпадает с контрольной цифрой в штрих-коде, значит, товар произведен незаконно.

Каждая  страна имеет свой код, который присваивается  ей Международной Ассоциацией EAN [см. Приложение 1], при этом код страны никогда не состоит из одной цифры.25

Знаки соответствия означают соответствие международным  и национальным стандартам сертификации качества и безопасности товаров. Широко известны такие знаки соответствия, как «Зеленая точка», «Знак ресайлинга» и знак соответствия Российскому стандарту [см. Приложение 2].

Опасные вещества и материалы должны подвергаться специальной маркировке предупреждающими знаками [см. Приложение 3].

Экологическая маркировка (экомаркировка) – комплекс сведений экологического характера о продукции (работе, услуге) в виде текста, отдельных графических, цветовых символов и их комбинаций. Наносится в зависимости от конкретных условий непосредственно на изделие, упаковку, табличку, ярлык (бирку), этикетку или в сопроводительную документацию.

Экомаркировка информирует покупателей об экологических свойствах продукции. Некоторые знаки приняты на международном и общенациональном уровнях, но встречаются и собственные знаки конкретных фирм [см. Приложение 4].

Развитой  системы экомаркировки в России нет, зато существует масса правовых актов, затрагивающих этот вопрос: в области охраны окружающей среды, защиты прав потребителей, стандартизации, сертификации и рекламы, а также государственные стандарты, нормативные документы. Правда, после введения в действие Федерального Закона «О техническом регулировании» ситуация с ГОСТами и сертификацией стала неясной: какие из требований являются обязательными, сказать трудно.26

Информация о работе Упаковка и маркировка как важные аспекты товара