Упаковка и маркировка товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение маркировку и упаковку товара.
Задачи данной работы:
рассмотреть значение, сущность, функции и виды упаковки;
раскрыть концепцию создания упаковки;
определить современные тенденции развития рынка упаковочных материалов;
рассмотреть значение, сущность и функции маркировки;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Упаковка: значение, сущность, функции и виды……………………….4
2. Концепция создания упаковки……………………………………….…..7
3. Современные тенденции развития рынка упаковочных материалов.....9
4. Маркировка: значение, сущность и функции……………………...…..13
5. Требование к маркировке…………………………………………….....15
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованных источников………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

упаковка и маркировака.docx

— 51.59 Кб (Скачать файл)
  • предохранение  товара  от  пагубного  воздействия  внешней  среды  и  влияния  других  товаров;
  • создание  условий,  обеспечивающих  сохранность  количества  и  качества  продукции  во  время  процесса  движения  из  сферы  производства  в  сферу  потребления;
  • создание  возможностей  для  необходимой  мобильности  товаров  и  других  грузов;
  • создание  благоприятных  условий  приемки  товаров  по  количеству  и  качеству;
  • выполнение  роли  носителя  рекламы  и  коммерческой  информации [6].

Упаковочная  отрасль  достаточно  активно  развивается  и  имеет  в  своем  распоряжении  все  современные  технологии,  материалы  и  оборудование,  обслуживая  только  три  отрасли  —  пищевую,  медицинскую  и  химическую.  Перспектива  развития  этого  бизнеса  подкреплена  еще  и  тем,  что  производители  используют  упаковку  как  инструмент  рекламы  и  продвижения  товара.

Упаковка  является  важнейшей  частью  почти  любого  производства.  В  качестве  упаковки  используют  разный  материал  —  ткань,  бумагу,  пластик,  полиэтилен,  сплавы  легких  металлов  и  многие  другие  материалы.

Сейчас  наиболее  быстрыми  темпами  развиваются  недорогие  и  удобные  гибкие  виды  упаковки,  обеспечивающие  не  только  наилучшее  хранение  продукта,  но  и  привлекательный  внешний  вид.  Это  подтверждает  современная  практика  продвижения  товаров  на  отечественном  рынке.  Идет  борьба  за  упаковку  дешевую,  легкую,  прочную,  эстетичную,  не  опасную  для  здоровья  и  окружающей  среды.

На  сегодняшний  день  самым  популярным  видом  упаковки  является  полиэтилен.  Полиэтиленовая  упаковка  универсальна.  Она  защищает  продукт  от  влаги  и  грязи,  является  относительно  устойчивой  ко  многим  внешним  негативным  проявлениям  окружающей  среды.

Актуальность  полиэтиленовой  упаковки  объясняется  еще  и  тем,  что  для  производителя  товаров  это  наименее  затратный  в  финансовом  плане  вид  упаковки.  В  большинстве  случаев  этот  факт  является  решающим  аргументом  при  выборе  упаковочного  материала.

  Однако  экологи  многих  стран  настроены  против  употребления  полиэтилена,  взамен  они  требуют  использовать  более  экологически  безопасные  виды  упаковки.

К  слову,  у  картонной  (бумажной)  упаковки  существует  ряд  преимуществ  перед  полимерной.  Прежде  всего,  картон  — это натуральный материал,  который является  экологически  чистым  типом упаковки,  что,  в свою  очередь,  означает  легкость  утилизации,  подвергаясь процессам вторичной переработки.

Картон  прекрасно  держит  форму.  Благодаря  своей  гибкости  и  способности  к  быстрой  адаптации  в  процессе  производства  упаковки  он  прекрасно  подходит  для  самых  различных  типов  товара.

Бытует  мнение,  что  картон  как  материал  достаточно  дорогостоящий.  Однако  в  настоящее  время  эту  точку  зрения  опровергает  все  больше  производителей.  Считается,  что  в  скором  времени  производство  целлюлозы,  из  которой  изготавливается  картон,  может  стать  более  дешевым,  нежели  производство  полимеров,  служащих  базой  для  изготовления  новейших  упаковок.  Но,  несмотря  на  это,  преимущество  на  сегодняшний  момент  остается  за  полиэтиленом,  что  вполне  обоснованно,  т.  к.  полиэтилен  долговечен  и,  если  его  закопать  в  землю,  то  можно  быть  уверенным,  что  в  течение  примерно  двух  сотен  лет  с  ним  ничего  не  произойдет.  Это  положительный  фактор  с  точки  зрения  экономики,  так  как  уменьшаются  затраты  на  производство  новой  упаковки  в  то  время,  пока  функциональна  старая.  Однако  на  экологии  это  сказывается  отрицательно,  поэтому  в  настоящее  время  идет  поиск  компромисса  в  решении  вопроса  использования  полиэтиленовой  упаковки.  Экологи,  технологи  и  многие  другие  специалисты  разрабатывают  способы  переработки  полиэтиленовых  пакетов.  Когда  это  решение  все  же  будет  найдено,  аналогов  полиэтилену  на  рынке  упаковки  просто  не  будет,  хотя  экологи  утверждают,  что  добавки,  используемые  для  более  быстрого  разложения  полиэтилена,  не  снижают  вред  от  последнего,  а  лишь  дробят  его  до  невидимого  глазу  состояния [6].

   потребитель  оказывается  в  ситуации,  когда  экологичность  приобретаемого  товара,  в том числе и упаковки,  сомнительна.  Поэтому,  экоупаковку  от  любой другой  отличает  наличие экомаркировки,  которая представляет  собой специальные графические символы (или текст),  подтверждающие  соответствие  товара  определенным  нормам  безопасности.  Кроме того,  достаточно  широко  распространены  знаки,  призывающие потребителей  сдавать использованные  изделия на  переработку,  не  сорить  и  поддерживать  различные  природоохранные  инициативы.  Знаки  экомаркировки  на  упаковке  чаще  всего свидетельствуют о том,  что ее  утилизация  безвредна для окружающей  среды.  Такие знаки может получить  только  компания,  прошедшая экспертизу  и доказавшая  экологическую безопасность  и высокое качество  своей продукции.

Затраты  производителя  на  экомаркировку  складываются  из  стоимости первичного  аудита  и периодических лицензионных  взносов за  ее  использование.  Так,  стоимость аудита  для получения европейского  экологического  символа «Эко-цветок» составляет  сегодня от  300  до  1300  евро,  ежегодные взносы  составляют  0,15  %  от  общей прибыли,  поступающей от  продаж  материала на  территории  Евросоюза.  Цены  довольно  высокие,  в результате  себестоимость продукции может возрасти  до  33  %.  Однако  преимущества  для бизнеса от  экомаркировки  также очевидны.  Во-первых,  это облегченный выход на  рынок,  во-вторых,  более полное  удовлетворение  интересов потребителя и,  в-третьих,  возможность обоснованно повышать  цену  на  данный  материал.  Последней возможностью  производитель активно пользуется,  и,  как показывает  практика,  экоматериал  может оказаться даже  в два раза  дороже  того,  на  котором нет экологической маркировки.

Получается,  экомаркировка  создана  для того,  чтобы,  с одной стороны,  дать  потребителю надежный  критерий  выбора  качественной  продукции,  а с другой  стороны — помочь  производителям  экологически  безопасной  продукции в продвижении своих товаров и в повышении конкурентоспособности на  рынке [6].

Чтобы  подтвердить  полученную  из  различных  источников  информацию,  автором  публикации  было  проведено  собственное  исследование  посредством  социологического  опроса  33  покупателей  «Перекрестка»,  одного  из  крупных  сетевых  супермаркетов  Самары.  Опрос  проводился  с  целью  удостовериться  в  осознанности  общественного  выбора  в  пользу  экологически  безопасной  упаковки.  Участникам  опроса  было  предложено  ответить  на  такие  вопросы,  как:

  • Обращаете  ли  Вы  внимание  на  экомаркировку  при покупке товара?
  • Влияет  ли  она  на  принимаемое  решение  о  покупке?
  • На  сколько  рублей  Вы  готовы  переплатить  за  экоупаковку?
  • Будете  ли  Вы  использовать  экоупаковку,  если  Ваш доход изменится?
  • Необходимо  ли  законодательно  регламентировать  вопросы  использования  экологически  безопасной  упаковки  в  торговых  точках?

Заглядывая  в  будущее,  стоит  отметить,  что  переустройство  системы  производства  позволит  стимулировать  рост  конкурентоспособности  и  покупательной  способности,  основанных  на  экологически  чистых  товарах.  Это требует повышения эффективности использования природных ресурсов,  наличия экономии  от  масштаба  и снижения  издержек  производства  товаров длительного пользования,  что,  в конечном  счете,  позволит  сделать экологически  безопасные  продукты  доступными  для всех  потребителей.  В то  же  время,  повышение цены  на  загрязняющие  окружающую  среду товары  должно  быть  результатом долгосрочной  стратегии устойчивого развития,  нацеленной  на  уменьшение  их  производства.  Оно не  может стать результатом социальной  стратегии,  не  принимающей во  внимание  экономическую и социальную  реальность  и требования  устойчивого развития.

 

 

    1. МАРКИРОВКА: ЗНАЧЕНИЕ, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ

 

Маркировка - это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях (исполнителях), количественных и качественных характеристиках товара.

Маркировка выполняет информативную, идентифицирующую, эмоциональную и мотивационную функции. Обычно выделяют производственную и торговую маркировку [1, с. 181].

1) Информационная функция маркировки является основной. Наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию, меньший - на коммерческую. При этом основополагающая информация на маркировке дублирует тот же вид информации в товарно-сопроводительных документах. Несовпадение данных основополагающей информации может быть следствием фальсификации информации.

2) Необходимость такого  дублирования обусловлена общностью идентифицирующей функции маркировки и товарно-сопроводительных документов. Однако в отличие от товарно-сопроводительных документов маркировка предназначена для всех субъектов коммерческой деятельности, а для основной массы потребителей является практически единственно доступным средством товарной информации. Поэтому в маркировке удельный вес коммерческой информации значительно меньше.

Идентифицирующая функция  маркировки чрезвычайно важна, так  как это обеспечивает прослеживаемость товарных партий на всех этапах товародвижения.

3) Эмоциональная и мотивационная функции маркировки взаимосвязаны. Красочно оформленная маркировка, поясняющие тексты, применение общепринятых символов вызывают у потребителей положительные эмоции и служат важной мотивацией  для принятия решения о покупке продукта.

Требования, предъявляемые к маркировке:

  • общие требования к товарной информации: достоверность, доступность, достаточность;
  • специфические требования к товарной информации: четкость текста и иллюстраций, наглядность, использование несмываемых красителей.

Классификация маркировки:

    • в зависимости от вида информации, которую она содержит:
  • основополагающая товарная информация: вид и наименование товара, масса, название изготовителя, дата выпуска, срок годности и т.д.;
  • коммерческая товарная информация: данные о посредниках, нормативные документы о качестве товара, ассортименте, номера, штриховые коды;
  • потребительская товарная информация: сведения о товаре, показывающие выгоды его применения, создание потребительских предпочтений (состав, функциональное назначение, надежность, безопасность, условия эксплуатации и т.д.);
  • в зависимости от того, кто (производитель или продавец) выполняет маркировку:
  • производственная, нанесенная изготовителем, носителем которой могут быть:
  • торговая маркировка — текст, условное обозначение или рисунок, наносимые на ценники, товарные или кассовые чеки.
    • в зависимости от элементов маркировки:
  • текст, составляющий от 50 до 100 % маркировки;
  • рисунок, составляющий от 0 до 50 % маркировки и относящийся к производственной маркировке;
  • условные обозначения или информационные знаки, составляющие от 0 до 30 % маркировки и относящиеся к производственной маркировке. Информационные знаки включают: товарные знаки, знаки наименования мест происхождения товара, знаки соответствия, знаки качества, экологические знаки, штриховые коды и др.

Одной из важнейших  тенденций, характеризующих современное  состояние отечественной индустрии  упаковки, стало укрупнение производства и его интеграция. Все большее  число предприятий расширяет  технологии, используемые в своей  деятельности, стараясь охватить весь цикл изготовления упаковки. Это, в  частности, позволяет привлечь дополнительные инвестиции в развитие производства упаковки.

 

 

    1. ТРЕБОВАНИЕ К МАРКИРОВКЕ

 

В зависимости от места нанесения  различают маркировку производственную и торговую.

Требования к производственной маркировке устанавливаются в основном стандартами на маркировку и упаковку.

Отдельные требования к торговой маркировке устанавливаются Правилами продажи отдельных видов товаров, а также региональными правилами розничной торговли.

Общие требования регламентируются Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» [5].

Специфические для маркировки требования:

- четкость текста и иллюстраций;

- наглядность;

- однозначность текста, его соответствие  потребительским свойствам товара;

- достоверность – приведенные  на маркировке сведения не  должны вводить получателя и  потребителя в заблуждение относительно  количества, качества, изготовителя, страны  происхождения;

- использование для маркировки  несмываемых красителей.

1.1. Производственная маркировка – это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем (исполнителем) на товар, упаковку или другие носители информации.

Носителями производственной маркировки могут быть:

  1. Этикетки – наносятся типографским либо иным способом на товар или упаковку.

Информация о работе Упаковка и маркировка товара