Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2012 в 23:52, курсовая работа
Курсовая работа посвящена управлению ассортиментом на предприятии. Ассортиментная политика является одним из важнейших инструментов и составляющих маркетинга в борьбе компании с конкурентами. Актуальность темы обуславливается тем, что современный рынок товаров отличается относительно высокой насыщенностью, товарного дефицита фактически нет. Планирование ассортимента и управление им – неотъемлемая часть маркетинга. Растущие потребности покупателей, рост неценовой конкуренции и предложения товаров и услуг на рынке, говорят об актуальности проблемы формирования ассортиментной политики.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ АССОРТИМЕНТОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ ……………………………………………………………………
1.1 Понятие, свойства и показатели ассортимента товара.…………….……..
1.2 Управление ассортиментом товара на предприятии……………………...
1.3 Обобщение зарубежного опыта управления ассортиментом и качеством продукции на предприятии …………………………………………………
1.4 Методика оценки эффективности управления ассортиментом………….
2 УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО АЗ «УРАЛ»..
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия ОАО АЗ «Урал»………………………………………………………………………..
2.2 Анализ маркетинговых возможностей ОАО АЗ «Урал»................................
2.2.1 Ситуационный анализ ОАО АЗ «Урал»……………………………….
2.2.2 Маркетинговые цели ОАО АЗ «Урал»………………………………..
2.2.3 Step-анализ ОАО АЗ «Урал»…………………………………………....
2.2.4 Swot-анализ ОАО АЗ «Урал»……………………………………….......
2.3 Формирование ассортимента товара на предприятии ОАО АЗ «Урал»……
2.4 Анализ эффективности управления ассортиментом на заводе ОАО АЗ «Урал»…………………………………………………………………………
2.5 Рекомендации по формированию ассортимента на ОАО АЗ «Урал»…..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….....
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………….....
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Конкурентные преимущества товар ОАО АЗ «Урал»……...
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Цели маркетинга ОАО АЗ «Урал»…………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Step-анализ ОАО АЗ «Урал»………………………………….
ПРИЛОЖКЕИК Г. Swot-анализ ОАО АЗ «Урал»………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Объемы продаж ОАО АЗ «Урал»…………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Анализ эффективности ассортимента ОАО АЗ «Урал»…...
Суть проблемы оптимизации ассортимента состоит в планировании фактически всех видов деятельности, направленных на отбор продуктов для будущего производства и реализации на рынке и на приведение характеристик этих продуктов в соответствие с требованиями потребителей. Формирование на основе планирования ассортимента продукции − непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта, начиная с момента зарождения замысла о его создании и кончая изъятием из товарной программы.
Управление ассортиментом предполагает координацию взаимосвязанных видов деятельности − научно-технической и проектной, комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса.
Таким образом, вышеперечисленные рекомендации по оптимизации ассортимента могут способствовать увеличению эффективности ассортиментной политики. Совершенствование ассортимента приведет, прежде всего, к сокращению издержек, а так же увеличит прибыльность всего ассортимента в целом.
Выводы по разделу два
Формирование ассортимента
− сложный и длительный процесс,
требующий глубокого анализа
научно-технической информации в
области развития товаров и услуг,
конъектурно - рыночных изысканий и
обобщений, предметного исследования
совокупного потенциала предприятия
и его составляющих. Товарная
номенклатура АЗ «Ура» достаточна обширна,
что требует рационального
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа посещена управлению ассортиментом на предприятии ОАО автомобильный завод «УРАЛ». Рассмотрев цель, задачи и назначение ассортиментной политики и определив основные факторы на неё влияющие, можно утверждать, что ассортиментная политика позволяет предприятию обеспечить конкурентоспособность своей продукции на рынке. Исследовав принципы формирования ассортиментной политики можно сделать вывод о том, что использование принципиальных основ управления ассортиментом позволяет предприятию планировать затраты и осваивать новые направления в сторону расширения или сокращения ассортимента. Одной из числа важнейших в деятельности фирмы является политика рационального формирования товарного ассортимента.
АЗ «УРАЛ» производит около 150 наименований автомобилей и спецтехники. Товарная номенклатура завода достаточно обширна, что требует рационального управление ассортиментом на предприятии. Продукция завода зарекомендовала себя на рынке, как высококачественный товар, благодаря использованию системе « Бережливого производства» и на основе требований международных стандартов серии 9000 (МС ИСО). Сильные сторонам автомобильного завода опыт работы в таких сегментах как сельское хозяйство, транспорт и спецтехника, сильная команда профессионалов, опыт в построении бизнес-процессов, клиентоориентированность персонала, наличие устойчивых связей с поставщиками в таких сегментах как сельское хозяйство, транспорт и спецтехники.
Слабые стороны – недостаток финансирования и инвестиционных вложений, отсутствие мощной рекламной кампании с задействованием всех основных каналов продвижения, отсутствие новых клиентов, себестоимость продукции на 10% больше, чем у конкурентов, высокая степень износа оборудования.
На основе проведенного анализа эффективности, было выявлено, что наиболее успешными товарами предприятия являются внедорожные автомобили, внедорожные автомобили тяжелого класса. Они приносят наибольшую прибыль заводу. Данные товары должны быть объектом особого внимания, поддержки и развития. Именно поэтому для подержания и увеличения темпов продаж данной категории товара необходимо увеличить объемы производства, через закупку нового оборудования или расширения производственных площадей. Также можно ввести новинки в товарную номенклатуру данной групп товара.
Спецтехника, а именно лесозаготовительная техника и автокраны. Для данной группы необходимо принимать усилия по увеличению объемов продаж. Для роста объемов необходимы значительные инвестиции в оборудование.
Дорожные автомобили, а именно вахтовые автобусы, автоцистерны, сдельные тягачи дорожные и шасси дорожные обладают наименьшим спросом среди потребителе. Это обусловлено высокой конкуренцией на рынке. Объем производства данной категории следует сокращать.
Основной проблемой, с
которой может столкнуться
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Конкурентные преимущества
Таблица А.1− Конкурентные преимущества товара
Факторы конкурентоспособности |
Автомобильный завод «Урал» |
Камаз автомобильная корпорация |
АМО "Завод им. И.А. Лихачева" |
Менеджмент предприятия Предпринимательская культура Цели и формулируемые стратегии Систем мотивации сотрудников |
14 4
5
5 |
13 4
5
4 |
12 4
4
4 |
Производство Оборудование Качество производственного планирования и управления |
10 5 5 |
10 5 5 |
10 5 5 |
Научные исследования Ноу-хау Использование новых технологий |
8 4 4 |
8 4 4 |
7 3 4 |
Маркетинг Жизненный цикл Ценовая стратегия Организация сбыта Продвижение товаров |
18 5 4 5 |
20 5 5 5 5 |
17 4 5 4 4 |
Цели маркетинга ОАО АЗ «Урал»
Таблица Б.1− Цели маркетинга на 2011 – 2013 год
Цели маркетинга на 2011 – 2013 гг. | |||||||||
Торговая зона – Россия | |||||||||
Год |
2011 |
2012 |
2013 | ||||||
Товар |
Доля рынка % |
Объем продаж |
Валовая прибыль (млрд. руб.) |
Доля рынка % |
Объем продаж |
Валовая прибыль (млрд. руб.) |
Доля рынка % |
Объем продаж |
Валовая прибыль (млрд. руб.) |
Спецтехника Урал |
4,9% |
3670 |
4,5 |
6% |
4987 |
5,3 |
7,7% |
5800 |
6,7 |
Внедорожные автомобили |
5,3% |
4370 |
4,5 |
7% |
4890 |
5,1 |
8,9% |
6000 |
7 |
Вахтовые автобусы |
2,7% |
2500 |
3,4 |
3,5% |
3400 |
4,3 |
4,5% |
4000 |
6 |
Дорожные автомобили |
5,9% |
3900 |
4,6 |
6,5% |
4600 |
5,5 |
7,5% |
5200 |
7 |
Всего |
18,8% |
14440 |
17 |
23% |
17877 |
20,2 |
28,6 |
21000 |
26,7 |
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Step-анализ ОАО АЗ «Урал»
Таблица В.3 − Step-анализ ОАО АЗ «Урал»
Социальные факторы |
Политические факторы |
||
1) демографический взрыв 2) нехватка квалифицированных кадров 3) мобильность трудовых ресурсов и их миграция 4)репутация компании, имидж используемой технологии
|
+ −
−
+ |
1)экономическая ситуация (ВВП) 2) уровень безработицы 3) изменение стоимости ресурсов (энергоносители, сырье и комплектующие) 4) товаропроводящие цепи и дистрибуция 5)инвестиционный климат в отрасли |
+ − −
+
+ |
Экономические факторы |
Технологические факторы |
||
1)государственное 2) налоговая политика 3) экологические проблемы 4) финансирование и гранты 5) регулирующие органы и нормы |
+
− − + + |
1) развитие конкурентных технологий 2) изменение и модернизация технологий 3) производственная емкость 4) уровень информации и коммуникации |
−
+
+ + |
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Swot-анализ ОАО АЗ «Урал»
Таблица Б.1 − Swot-анализ ОАО АЗ «Урал»
Возможности 1.Выход на
новый сегмент и освоение 2.Закрепление на рынке, признание, вытеснив конкурентов. 3.Поиск новых источников финансирования. 4.Поиск новых покупателей. 5.Внедрение новых технологий. |
Угрозы 1. Возрастающее конкурентное давление, попытки вытеснения с рынка. 2.Рост налогов. 3.Долгое налаживание работы «раскачивание» после кризиса . 4.Угроза появления новых конкурентов.
| |
Сильные стороны 1.Сильная команда профессионалов и наличие опыта предприятия. 2.Высокое качество. 3.Наличие постоянных покупателей и поставщиков. |
1.Попытаться
выйти на новый сегмент, путем
привлечения работников- 2.Наличие
постоянных покупателей на 3.Опыт работы
предприятия. позволит найти Правильно применить новые технологи, а также найти новых клиентов. |
1.Удержать наших
покупателей от перехода к
конкуренту, проинформировав их
о высоком качестве нашей 2.Сильная команда профессионалов поможет быстро преодолеть после кризисное время. |
Слабые стороны 1.Себесиоимость продукции больше на 10%, чем у конкурентов 2.Недостаток финансирования. 3.Отсутствие мощной рекламной кампании. 4.Высокая степень износа оборудования 5.Отсутсвие новых клиентов. |
1. Отсутствие мощной рекламы не привлечет новых покупателей. 2. При выходе
на новый сегмент, покупатели
могут отказаться от нашей
продукции из-за высокой 3.Недостаток
финансирования не позволит заводу
закрепиться на рынке, |
1. Конкуренты
смогут предлагать рынку 2.Отсутствие финансирования не поможет наладить полную работу завода после кризиса, что может привести к банкротству. |