Управление персоналом как элемент системы наук о труде и персонале

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 17:04, курс лекций

Краткое описание

Таким образом, образование в области управления оказывает огромное влияние на эффективность работы менеджера, что и является одной из причин необходимости данного курса. Задача изучения науки и искусства управления персоналом - это подготовка эффективного руководителя.
Трудовая деятельность человека стала объектом систематических научных исследований сравнительно недавно – только со второй половины XIX в. Как и в любой области знания, в науках о труде и персонале осуществляется процесс выделения отдельных направлений в самостоятельные науки. Однако границы этих наук еще не получили достаточной определенности, поэтому следует рассмотреть основные разделы системы современных научных представлений о персонале.
В настоящее время в данной области знания сформировались следующие основные направления.

Содержание

Лекция 1……………… …………………………………………………..5
Тема 1. История становления и развития управления персоналом.
1. «Управление персоналом» как элемент системы наук о труде и персонале.
2. Роль управления персоналом в системе менеджмента.
3. История развития управления персоналом.
4. Управление персоналом и управление человеческими ресурсами.
Лекция 2………………………….……………………………………….16
Тема 2. Трудовой коллектив как объект управления.
1. Адаптация, ее цели, функции, аспекты.
2. Организация процесса адаптации.
3. Мотивы, стимулы, потребности.
4. Теории мотивации.
5. Мотивация труда и факторы мотивации труда.
Лекция 3. ………………………………………………………………...30
Тема 3. Формы и методы привлечения и набора кандидатов на замещение вакантной должности.
1. Контракты и формы найма на работу.
2. Процесс отбора и его этапы.
3. Различные подходы к набору и отбору кандидатов и их эффективность.
4. Критерии выбора метода отбора кандидата.
5. Критерии отбора работников.
Лекция 4.………………………………………………………………….43
Тема 4. Стратегическое управление персоналом.
1. Политика и стратегия управления персоналом.
2. Стратегическое планирование в управлении персоналом.
3. Планирование и прогнозирование в управлении персоналом.
4. Трудовые ресурсы и персонал предприятия.
5. Формирование персонала организации.
6. Рынки труда как регуляторы занятости и безработицы.
7. Особенности рынка труда в России.
8. Занятость с позиции менеджера по персоналу, политика предприятия в сфере занятости.
Лекция 5. ..………………………………………………………………..60
Тема 5. Развитие человеческих ресурсов.
1. Сущность процесса обучения в организации.
2. Методы обучения и контроль.
3. Системы обучения за рубежом.
4. Организация обучения менеджеров.
5. Особенности и специфики деятельности менеджеров.
6. Управление деловой карьерой в организации.
7. Работа с кадровым резервом организации.
Лекция 6…………………………………….. …………………………...77
Тема 6. Оценка результатов деятельности персонала.
1. Оценка персонала и ее критерии.
2. Аттестация, ее сущность и организация.
3. Обзор деятельности и аттестация.
4. Аттестационное собеседование.
Лекция 7. ..…………………………………………………………….….87
Тема 7. Управление поведением персонала.
1. Теория личности в управлении персоналом.
2. Личность и ее поведение. Психологические особенности индивида.
3. Сущность и основные элементы конфликта.
4. Управление конфликтами в организации.
5. Лидерство, власть, авторитет в управлении персоналом.
Лекция 8……………………………….………………………………102
6. Система коммуникации и ее элементы.
7. Коммуникационные мотивы и виды коммуникации.
8. Проблемы повышения эффективности процесса коммуникации.
9. Коммуникации в процессе управления.
Лекция 9….……………………………………………………………110
Тема 8. Культура и ее элементы.
1. Организационная культура.
2. Типология организационной культуры и факторы, влияющие на ее формирование.
3. Стресс и его роль в управлении персоналом.
4. Административные методы управления персоналом.
5. Дисциплина и дисциплинарные процедуры.
6. Контроль.
Лекция 10. ……………………………………………………….......…121
Тема 9. Формы и системы оплаты труда.
1. Заработная плата и организация оплаты труда.
2. Тарифная система оплаты труда.
3. Выплаты, компенсации и льготы.
4. Оплата труда различных категорий работников.
5. Совершенствование системы оплаты труда.
6. Роль менеджера по персоналу в организации оплаты труда.
Лекция 11.……………………………………………………….…….134
Тема 10. Социальная политика организации и аудит управления персоналом.
1. Управленческое консультирование.
2. Службы управления персоналом.
3. Требования к специалистам службы управления персоналом.
4. Функции менеджера по персоналу.
5. Оценка деятельности подразделений по управлению персоналом.
6. Оценка эффективности работы персонала.
7. Критерии эффективности работы предприятия.

Список рекомендуемой литературы……………………………….…...151

Вложенные файлы: 1 файл

Курс лекций.doc

— 893.00 Кб (Скачать файл)

Опросы  показали, что 73 % американских, 63 % английских и 85 % японских руководителей считают  коммуникации главным  препятствием на пути достижения эффективности  их организации. Согласно еще одному опросу примерно для 250000 работников 2000 самых различных компаний обмен информацией представляет одну из самых сложных проблем в организациях.

Рассмотрим, какие коммуникации возникают внутри организаций.

Важнейшим механизмом управления является общение. Специфической формой общения считается форма управленческого общения.

Выделяют  следующие формы  управленческого  общения:

· субординация - общение между руководителем и подчиненным. В основу положены административно-правовые нормы;

· служебно-товарищеская - общение между руководителем и его коллегами. В основе - административно-моральные нормы;

· дружеская - общение между самими руководителями, между ними и работниками. В основе - морально-психологические нормы.

Искусное  использование этих форм позволяет руководителю усилить эффект личной самопрезентации путем преднамеренного использования различных механизмов.

Ученые  отмечают, что обмен  информацией в  организации можно  улучшить путем:

· создания системы обратной связи;

· совершенствования структуры организации;

· регулирования информационных потоков.

· развития навыков умения руководителей осуществлять межличностные коммуникации, которые являются, по мнению Г. Минцберга, нервными центрами организации.

Коммуникации  подразумевают двусторонний поток информации, когда одна сторона получает информацию и отвечает на нее незамедлительно или по прошествии некоторого времени.

При передаче информации, исходящей от высших менеджеров, необходимо обеспечить:

· высокое качество сообщений как по форме, так и по содержанию;

· выбор достойного посредника для передачи сообщения (обычно это президент компании).

При передаче стратегически  важного сообщения  разным группам адресатов  следует соответствующим  образом варьировать  и формулировать  его. Обычно руководитель исполнительного аппарата выступает в качестве посредника.

Один  из способов сделать  стратегию понятной персоналу - перевести  ее в оперативные  термины. Эффективность  коммуникаций можно  повысить и путем  предоставления более  или менее подробной  информации одной и той же группе адресатов в различные временные интервалы.

Одной из наиболее распространенных ошибок в организации  является практика чрезмерных коммуникаций, осуществляемых в неподходящее для  этого время.

В ходе работы служащие компании безусловно должны регулярно получать ту или иную информацию. Но плохо, когда информации слишком много, она поступает слишком быстро и нет возможности воспринять ее.

В настоящее  время коммуникации располагают огромным арсеналом средств, но ни одно из них  не может сравниться по своей действенности с личным обращением менеджера. Поэтому способность и искусство общения, коммуникабельность стали одним из основных черт настоящего лидера и менеджера.

Можно привести следующие  примеры средств, используемых для  коммуникаций:

· лекции,

· семинары,

· циркуляры,

· документация,

· учебные программы,

· дискуссии,

· видеозаписи,

· приемы,

· газетные статьи,

· обучение руководящего состава,

· видеоконференции, с использованием средств мультимедиа.

Основные  требования к качеству информации:

· своевременность;

· достоверность;

· достаточность;

· надежность;

· комплектность системы информации;

· адресность;

· правовая корректность информации;

· многократность использования;

· высокая скорость сбора, обработки и передачи;

· возможность кодирования;

· актуальность информации.

Иногда, к сожалению, коммуникации сами себя губят. Это  происходит в тех  случаях, когда сообщение, доводимое до заинтересованных сторон, должным образом  не продуманно, не подготовлено, а низкое качество информации пытаются компенсировать ее количеством.

В ряде случаев форма  оказывается важнее содержания. Особенно большое значение придается форме  в США, где этим вопросам уделяется  больше внимания, чем  в скандинавских  странах. Но форма  сообщения никогда  не должна главенствовать, наибольшее значение имеет содержательная сторона.

На  современном этапе  развития общества особую роль и значение приобретают  информационные системы  и компьютеризация  управленческих процессов.

 

ЛЕКЦИЯ 9

Тема: Культура и ее элементы.

 

Термин "культура" имеет латинское происхождение, и первоначально он означал возделывание почвы, ее культивирование. В дальнейшем слово "культура" получило обобщенное значение, и им стали называть все, созданное человеком. Культура включает в себя результаты материальной и духовной деятельности.

Культура  формируется как  важный механизм человеческого  взаимодействия, помогающий людям жить в своей  среде, сохранять  единство и целостность  сообщества при взаимодействии с другими социальными  образованиями.

В качестве духовного основания культура включает в себя два элемента: первый - познавательный, знаково-символьный элемент, т. е. знания, сформулированные в определенных понятиях и представлениях и зафиксированные в языке.

Вторым, не менее важным компонентом  культуры является ценностно-нормативная система. Ценность выступает необходимым компонентом в формировании ценностной ориентации, деятельности и отношений, которые выражаются в ценностных установках.

Ближайший побудительный  мотив человеческой деятельности, определяющий способ и характер последней, выступает в качестве цели. Для выделения из многообразия целей конечной цели употребляется понятие идеал.

Ценностное  отношение может  быть зафиксировано  в виде социальной нормы.

Синтетической формой культуры являются обряды, обычаи, традиции, то, что называется образцами поведения. Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на человека. В обряде происходит не только рациональное усвоение ценностей, норм, идеалов, но и сопереживание участниками. Обычай - неписаное правило поведения. Он состоит в следовании пришедшим из прошлого предписаниям. В роли обычая могут выступать обряды, праздники, производственные навыки.

Традиции  функционируют во всех социальных системах и являются необходимым  условием их жизнедеятельности. Пренебрежение к традициям приводит к потере преемственности, к утрате ценностных достижений; слепое преклонение перед традициями порождает консерватизм и застой в обществе.

Мы  рассмотрели общую  характеристику культуры и ее основные элементы, безотносительно  к тому, как они функционируют в различных социальных группах. Для отражения конкретной формы культуры в социологии используется понятие субкультуры. Она не отрицает общечеловеческой культуры, но в то же время имеет свои специфические отличия.

Можно выделить национальные, конфессиональные, профессиональные субкультуры.

Чтобы полнее представить  роль и место культуры в социуме, важно  рассмотреть ее взаимодействие с различными сферами  общественной жизни, и, в первую очередь, взаимодействие культуры и экономики.

В понимании данного процесса существует по меньшей мере два подхода. Первую позицию наиболее ярко представляет марксизм. С точки зрения этой теории, определяющую роль в жизни общества играет материальное производство. Согласно К. Марксу культура рождается из экономической деятельности человека. Но марксизм не исключает и обратного влияния культуры на экономику, более того, подчеркивает наличие данной связи, но, при этом, настаивает на первичности влияния экономики.

Противоположной позиции придерживались Э. Дюркгейм и М. Вебер, считая, что именно культура играет определяющую роль в жизни общества, обеспечивая его целостность и развитие, оказывая существенное влияние на все сферы деятельности, в том числе, на экономику.

Из  рассмотренных выше теорий следует, что культура играет существенную роль в развитии общества, которая выражается через следующие функции:

· образовательно-воспитательную;

· интегративную и дезинтегративную;

· регулирующую.

1. Организационная культура

Прежде  всего, организационная культура, или культура предприятий рассматривается как одна из субкультур, в которой находят свое специфическое выражение все основные элементы культуры общества: представления, символы, ценности, идеалы, образцы поведения и т. д. Такой подход выражает определение, данное французскими социологами С. Мишоном и П. Штерном. "Организационная культура - совокупность поведений, символов, ритуалов и мифов, которые соответствуют разделяемым ценностям, присущим предприятию, и передаются каждому члену из уст в уста в качестве жизненного опыта" [129, с. 50].

С точки  зрения стратегического  анализа культура рассматривается  как процесс становления  и функционирования духовной основы жизнедеятельности  организации. С этих позиций организационную  культуру можно охарактеризовать как специфическую, характерную для  данной организации систему ценностей, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной деятельности. Таким образом, культура предприятия выражает определенные коллективные представления о целях и способах деятельности данной организации.

Французский социолог Н. Лемэтр отмечает, что культура предприятия - это система представлений, символов, ценностей и образцов поведения, разделяемых всеми ее членами.

Ведущую роль в культуре предприятий  играют организационные ценности. При этом можно разделить общие ценности, определяющие функционирование организации и внутриорганизационные ценности. Дисциплина представляет собой одну из важнейших внутриорганизационных ценностей.

и  отмечают, что способность  организации создавать  ключевые ценности, которые объединят усилия всех структур того или иного предприятия, является одним из самых глубоких источников процветания предприятий [125, с. 212]. Основная цель формирования ключевых ценностей или принципов деятельности предприятия - создать в окружающей среде и в глазах сотрудников предприятия его определенный образ, имидж предприятия.

Эти принципы провозглашаются  в речах основателей  или президентов  компаний, различного рода информационных документах, включая  рекламные ролики, вывески. Совокупность таких принципов  называется философией данного предприятия.

Например, компания IBM в качестве важнейших принципов  своей деятельности выдвигает 3 постулата:

· каждый человек заслуживает уважения;

· каждый покупатель имеет право на самое лучшее обслуживание;

· добиваться совершенства во всем [53, с.119].

Культура  предприятия наряду с ценностным аспектом несет в себе различные  формы знаково-символьной системы. Каждая организация  имеет свою культурную парадигму, которая  включает в себя: шаблоны, ритуалы, истории, символы, системы контроля, властные структуры, официальную структуру.

На  рисунке показана культурная парадигма  организации на примере  банка Великобритании.

Как элемент культуры организации можно  выделить культуру управления, которая обуславливает стиль отношений между менеджерами и подчиненными, способы управления организацией и, в частности, персоналом.

2. Типология организационной культуры и факторы, влияющие на ее формирование.

Понятие корпоративной культуры в последние годы было переосмыслено, и в результате этого оно получило более широкое распространение. Корпоративная культура трактуется исходя из двух основных моментов: с точки зрения ценностей, превалирующих внутри организации, и с точки зрения культурных структур, обзор которых был сделан голландским исследователем Геерте Хофштеде. При этом основное внимание уделяется различиям между национальными культурами.

Информация о работе Управление персоналом как элемент системы наук о труде и персонале