Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 13:11, курсовая работа
Основная цель исследования состоит в разработке практических подходов к управлению товарным ассортиментом, которые должны быть ориентированы на формирование эффективного механизма управления товарным ассортиментом.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
- изучение теоретических взглядов, сложившихся в отечественной и зарубежной науке по управлению товарным ассортиментом;
- определение и постановка целей управления товарным ассортиментом;
- анализ и оценка управления товарным ассортиментом в ОАО «Агрофирма «Октябрьская»;
- разработка рекомендаций по совершенствованию механизма управления товарным ассортиментом исследуемого предприятия.
Введение
5
1 Теоретические аспекты управления товарным ассортиментом на предприятии
7
1.1 Сущность и содержание товарного ассортимента
7
1.2 Принципы формирования товарного ассортимента
10
1.3 Управление товарным ассортиментом
13
2 Исследование процессов управления товарным ассортиментом на предприятии (на примере ОАО «Агрофирма «Октябрьская»)
16
2.1 Характеристика товарного ассортимента ОАО «Агрофирма «Октябрьская»
16
2.2 Анализ процессов управления товарным ассортиментом ОАО «Агрофирма «Октябрьская»
21
2.3 Оценка эффективности управления товарным ассортиментом на ОАО «Агрофирма «Октябрьская»
25
3 Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления товарным ассортиментом в ОАО «Агрофирма «Октябрьская»
27
3.1 Рекомендации по совершенствованию ассортиментной политики ОАО «Агрофирма «Октябрьская»
27
3.2 Разработка механизма управления товарным ассортиментом ОАО «Агрофирма «Октябрьская»
30
3.3 Информационное обеспечение процессов управления товарным ассортиментом ОАО «Агрофирма «Октябрьская»
33
Заключение
36
Список использованных источников
После утверждения она передается в производственный отдел, который изготавливает опытные образцы и осуществляет предварительную проверку возможности массового производства с учетом существующих производственных мощностей, наличия оборудования, квалификации и опыта персонала, а также необходимости в новых материалах и оборудовании.
Если
предварительная калькуляция
Одновременно
отдел маркетинга ОАО «Агрофирма
«Октябрьская» разрабатывает
Отдел маркетинга должен решить, является ли товар жизнеспособным и имеет ли он реальную возможность стать выгодным дополнением к существующему товарному ассортименту.
Планирование ассортимента является неотъемлемой частью маркетинга.
В ОАО «Агрофирма «Октябрьская» процесс планирования осуществляется следующим образом (рис. 2.3).
Рисунок
2.3 – Диаграмма процесса планирования
ассортимента продукции ОАО «Агрофирма
«Октябрьская»
События, отражающиеся в диаграмме, перечислены в таблице 2.3.
На
основе планирования ассортимента продукции
происходит формирование товарного
ассортимента ОАО «Агрофирма «Октябрьская».
Это непрерывный процесс, продолжающийся
в течение всего жизненного цикла
продукта, начиная с момента зарождения
замысла о его создании и заканчивая изъятием
из товарной программы.
Таблица 2.3 – Процесс планирования ассортимента продукции
Номер события | Событие |
1 – 2 | Руководитель по вопросам маркетинга выдвигает предложение о производстве нового изделия |
2 – 3 | Одобрен план исследования маркетинга |
3 – 4 | Представлены выводы, сделанные в результате проведенного исследования |
1 – 4 | На основе представленных выводов составлена спецификация изделий |
4 – 5 | Принято решение
о возможности запуска в |
5 – 6 | Изготовлен опытный образец |
6 – 7 | Завершено производство опытной партии изделий |
5 – 8 | Утвержден план испытаний |
Продолжение таблицы 2.3
8 – 9 | Представлены результаты испытаний и принято решение о целесообразности продажи пробной партии | |
5 – 10 | Представлен и утвержден бюджет пробной продажи товара | |
7 – 12 | Завершено производство партии изделия для пробной продажи | |
12 – 13 | Начата пробная продажа изделия | |
13 – 14 | Завершена пробная продажа изделия | |
14 – 15 | Результаты пробной продажи оценены на основе данных об изучении рынка и анализа итогов реализации изделия | |
5 – 16 | Принято решение о целесообразности выпуска изделия на рынок | |
16 – 17 | Организация запуска изделия в производство |
Концепция жизненного цикла товара имеет большое значение для практики птицефабрики. Она ориентирует руководство на проведение анализа деятельности предприятия с точки зрения как настоящих, так и будущих позиций, помогает формировать комплекс задач и обосновывать стратегии маркетинга на каждом этапе жизненного цикла.
Продолжительность
жизненного цикла колеблется достаточно
сильно для разных товаров. При формировании
товарного ассортимента руководство ОАО
«Агрофирма «Октябрьская» создает определенные
резервы в удлинении жизненного цикла
товаров. На основе концепции жизненного
цикла, на птицефабрике сформирован ассортимент,
включающий основные товары; поддерживающие
товары и товары стратегического значения.
Это позволяет предприятию осуществлять
сбалансированную производственно-сбытовую
деятельность, которая обеспечивает постоянное
получение прибыли и создает условия для
маневренного использования капитала.
2.3 Оценка эффективности управления товарным ассортиментом ОАО «Агрофирма «Октябрьская»
В настоящее время ОАО «Агрофирма «Октябрьская» является один из наиболее преуспевающих мясоперерабатывающих предприятий в Республике Мордовия.
В рыночных условиях производство только одного вида продукции не могло бы принести ощутимых результатов. В настоящее время на фабрике динамично и взаимосвязано развивается бройлерное производство, свиноводство и молочное животноводство, пушное звероводство и различные направления растениеводства, мясомолочная переработка и фирменная торговля.
Основным
критерием эффективности
Для
проведения более глубокого анализа эффективности
управления товарным ассортиментом птицефабрики
необходимо исследовать рентабельность
основной номенклатуры продукции (табл.
2.4).
Таблица 2.4 – Рентабельность основной номенклатуры продукции ОАО «Агрофирма «Октябрьская» за 2007-2010 годы, %
Номенклатура | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Мясопродукты | 25,3 | 52,4 | 48,6 | 40,1 |
Яйцо | 34,4 | 42,3 | 39,3 | 40,7 |
Полуфабрикаты рубленые | 10,2 | 8,1 | 14,3 | 19,6 |
Полуфабрикаты натуральные | 20,2 | 7,8 | 26,1 | 32,4 |
Колбасные изделия и копчености | 40,1 | 48,3 | 50,2 | 54,5 |
Гриль | - | - | - | 2,8 |
Пельмени | 2,9 | 3,1 | 3,6 | 4,4 |
Наблюдаются незначительные колебания по годам в рамках конкретной товарной группы, но имеет место значительное различие между уровнем рентабельности отдельных товарных групп. Так, в 2008 году в группе «мясопродукты» был самый высокий уровень рентабельности – 52,4%. Это на 27,1% больше, чем в 2007 году, но уже в 2009 и 2010 гг. он снизился соответственно до 48,6% и 40,1%. В группе «яйцо» наблюдается тенденция повышения уровня рентабельности по годам, понижение было до 39,3% только в 2009 году. Более благоприятная картина по группе «колбасные изделия и копчености». Здесь уровень рентабельности динамично повышался и поднялся с 40,1% в 2007 году до 54,5% в 2010 году, т.е. на 14,4%.
Проанализированные
выше три ассортиментные группы имеют
высокий уровень
Анализируя уровень рентабельности по группам, можно сделать вывод, что основную долю рентабельности в ближайшее время будут составлять мясопродукты, яйцо, колбасные изделия и копчености. За счет этого можно улучшить производство других ассортиментных групп, увеличить объемы их реализации и повысить эффективность функционирования предприятия.
Таким
образом, опираясь на выше приведенные
результаты анализа деятельности предприятия,
можно сделать вывод об эффективности
управления товарным ассортиментом ОАО
«Агрофирма «Октябрьская», так как предприятие
находится в устойчивом положении и имеет
тенденцию к наращиванию объема выпуска
продукции.
3
Разработка мероприятий
по совершенствованию
системы управления
товарным ассортиментом
в ОАО «Агрофирма
«Октябрьская»
3.1 Рекомендации по повышению эффективности управления товарным ассортиментом ОАО «Агрофирма «Октябрьская»
Для эффективного управления товарным ассортиментом фирмы необходима широкая информация о состоянии и емкости рынка, характере конъюнктуры, собственных возможностях, динамике цен и т.д. Наличие и использование данного материала позволит предприятию осуществлять планирование ассортимента и производства, разработать стратегию сбыта продукции, оценить конкурентоспособность своих рыночных позиций.
Таким образом, при формировании товарного ассортимента необходим комплексный подход, так как его результаты связаны с целым спектром задач, требующих предварительного решения.
Прежде чем непосредственно приступать к повышению эффективности управления товарным ассортиментом, необходимо провести ситуационный анализ по уже существующей методике управления, где особое внимание стоит уделить следующим вопросам:
С точки зрения существующей методики управления товарным ассортиментом при оценке потребителей следует сделать акцент на определение отношения покупателей к товару предприятия. Для этого надо знать:
Следовательно, для предприятия важна любая информация, способствующая ориентации покупателя именно на товар данного предприятия, на оптимальные особенности продукта.
Поэтому мы считаем, что параллельно с оценкой потребителя и его предпочтений, необходимо оценить возможности получения потребителем данной продукции. Фирменные справочники, рекламные проспекты и каталоги, все это непосредственно позволяет довести информацию о своей продукции до потребителя. С этой целью ОАО «Агрофирма «Октябрьская» необходимо налаживать контакты непосредственно с потребителем продукции, так как сбыт через посредников делает продукцию более дорогостоящей.
Анализ
потребителей и совершенствование
каналов сбыта предприятия
Руководству агрофирмы необходимо помнить, что любое нововведение сейчас должно быть нацелено на получение максимального эффекта. Ставка делается на надежное, высокорентабельное внедрение и вероятность получения прибыли.
На
сегодня целесообразно