Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 10:52, курсовая работа
Цель работы: разработка мер по совершенствованию государственного управления финансовой деятельностью в Республике Беларусь.
Методы исследования: статистический метод, метод сравнения, детализации и синтеза.
Исследования и разработки: рассмотрены основы государственного управления финансовой сферой в РБ; отражена государственная политика в области финансов; предложены меры по совершенствованию государственного управления финансовой деятельностью в РБ.
Введение……………………………………………………………………………………….….4
1. Теоретические аспекты финансовой политики государства…………………….………….4
1.1 Сущность финансовой политики государства…………………………………….………..6
1.2. Понятие, цели и задачи государственного управления финансами………….…….……..8
1.3. Роль финансовой системы в регулировании экономики……………………….………..14
2. Анализ финансовой политики Республики Беларусь………………………………………18
2.1. Особенности денежно-кредитного регулирования экономики в Республике Беларусь ………………………………………………………………………….........................18
2.2. Анализ бюджетной политики Республики Беларусь……………………………………..24
2.3. Пути совершенствования финансовой политики Республики Беларусь………………..33
Заключение……………………………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………………………………...41
Приложение………………………………………………………………………………………42
Местные органы государственной власти контролируют соблюдение установленных форм финансовых отношений общегосударственного значения, вносят предложения высшим нам власти для совершенствования этих форм, осуществляют общий контроль за выполнением и изучением форм финансовых отношений, установленных ими для своего региона и т.д.
2. Государственные органы оперативного управления финансами. К ним относятся:
-Совет (Кабинет) Министров страны и местные государственные исполнительные органы;
-Министерство финансов и его региональные органы;
- Министерство по налогам и сборам и его региональные органы;
-Национальный банк республики и его региональные подразделения;
-Комитет государственного контроля, его местные органы и др.
Эти органы выполняют следующие функции управления финансами:
- проведение в жизнь финансовой политики органов власти;
- разработка и издание
после утверждения форм
- изучение эффективности функционирующих форм финансовых отношений и внесение предложений органам власти по их совершенствованию.
3. Органы отраслевого управления финансами. К ним относятся: финансовые управления министерств и ведомств; финансовые управления (отделы) предприятий, организаций, учреждений.
Указанные органы выполняют следующие функции управления финансами: практически применяют формы финансовых отношений; проверяют путем внутриведомственного и внутрихозяйственного контроля соблюдение установленных форм финансовых отношений и вносят предложения по их совершенствованию; разрабатывают, утверждают, изучают и совершенствуют формы финансовых отношений, предназначенных для осуществления внутрихозяйственного расчета.
Нормативно-правовую основу деятельности Министерства финансов Республики Беларусь составляют Конституция РБ и «Положение о Министерстве финансов Республики Беларусь», утвержденного Постановлением Совета Министров РБ от 31.10.2001 №1585 в редакции от 28.02.2007 №252.
Министерство финансов
Республики Беларусь (далее - Минфин) является
республиканским органом
Минфин в соответствии
с возложенными на него задачами осуществляет
методическое руководство бюджетно-финансовой
сферой в республике, изучает экономику
и финансы отраслей и административно-
В структуру Минфина входят департаменты с правами юридического лица, главные управления, в том числе Главное государственное казначейство, управления, в том числе Государственная инспекция пробирного надзора, отделы, а также его территориальные органы.
Минфин осуществляет свою деятельность самостоятельно и через финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов, а также организует деятельность подчиненных организаций и осуществляет в установленном порядке контроль за финансово-хозяйственной деятельностью подчиненных организаций, принимает меры по обеспечению эффективного использования и сохранности закрепленного за ними имущества.
Минфин возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь. Министр имеет заместителей, численность которых определяется Президентом Республики Беларусь, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Минфин в пределах своей компетенции принимает (издает) нормативные правовые акты на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы. В необходимых случаях Минфин может принимать (издавать) нормативные правовые акты совместно с иными республиканскими органами государственного управления.
Для коллективного обсуждения наиболее важных вопросов и выработки решений по ним в Минфине образуется коллегия в составе Министра (председателя коллегии), его заместителей и руководителя Главного контрольно-ревизионного управления (по должности), руководителей департаментов Минфина и других работников. Численность и персональный состав коллегии утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.
Решения коллегии оформляются приказами Министра либо постановлениями Минфина. В случае разногласий между Министром и коллегией, возникших при принятии решений, Министр проводит в жизнь свои решения, докладывая о них Совету Министров Республики Беларусь, а члены коллегии могут сообщить свое мнение в Совет Министров Республики Беларусь.
Денежное обращение Республики Беларусь представляет собой форму движения денег, в процессе которого они выполняют свои функции. Бумажные деньги вводятся государством, оно устанавливает их курс, но реальная стоимость, которую представляют бумажные деньги, не зависит от власти и определяется законами денежного обращения. В обязательствах погашения долгов деньги выступают как средство платежа. Не участвующие по каким-либо причинам в обращении деньги уходят в сокровище, обусловливая концентрацию хранения денег в банках, которые посредством кредитования находят им прибыльное применение.
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь заключается в государственном воздействии на денежное обращение и денежную массу, рынок денежного капитала, цену денег. Механизм денежно-кредитного регулирования состоит в том, что, воздействуя на денежную массу, банковскую ликвидность, ссуды и инвестиции коммерческих банков, их резервные позиции, государство влияет на производство общественного продукта, занятость, уровень цен и т.д.
Денежно-кредитная политика
дополняет финансово-бюджетную
В регулировании денежного
обращения государство
Национальный банк Республики Беларусь контролирует кредитные учреждения по нескольким направлениям: регистрирует новые учреждения; лицензирует их деятельность; устанавливает экономические нормативы, которые они должны соблюдать; разрабатывает и вводит регулирующие нормы в рамках административного права. Регулирование денежного обращения осуществляется на основе проводимой Национальным банком и согласованной с Правительством Республики Беларусь денежно-кредитной политики. Основные ее направления ежегодно представляются для рассмотрения Национальному собранию.
Основными инструментами денежно-кредитного регулирования в РБ являются: [5, c. 204]
-учетная ставка (процентная ставка или ставка рефинансирования) - процент, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Повышение этой ставки вынуждает коммерческие банки сокращать размеры кредитов, получаемых от центрального банка, и снижает кредитные вложения в экономику. Эта ставка должна быть выше текущего темпа инфляции (т.е. положительной), что означает вовлечение денежных ресурсов в народное хозяйство не бесплатно (не происходит инфляционная эмиссия денег);
-норма обязательных резервов (резервная норма) - минимальный процент депозитных обязательств, который банк должен держать в центральном банке. При повышении этой нормы сокращаются избыточные резервы банков, и уменьшается денежное предложение;
-операции на открытом рынке - основной инструмент регулирования денежной массы, используемый в большинстве стран мира. Через покупку или продажу казначейских ценных бумаг обеспечивается пополнение или снижение банковских резервов кредитной системы государства. Операции проводятся центральным банком совместно с группой крупных банков.
На достижение этого же эффекта направлен выпуск государственных ценных бумаг. Эмиссия позволяет изъять излишнюю денежную массу у инвесторов, приобретающих ценные бумаги, и пополнить бюджет без выпуска в обращение новых денег. Особенно очевидны преимущества такого регулирования в периоды высокой инфляции. За счет продажи государственных ценных бумаг возможно обеспечивать и увеличение денежной массы, когда государственные органы (Министерство финансов, Национальный банк) скупают государственные ценные бумаги на рынке, высвобождая деньги.
От проведения денежно-кредитной политики во многом зависит поведение валютного курса: жесткая денежно-кредитная политика государства ограничивает рост денежной массы, что ведет к относительному сокращению предложения национальной валюты и соответственно к повышению ее курса; смягчение денежно-кредитной политики создает предпосылки для снижения курса национальной валюты.
В прежней экономике
государство активно
Современная денежно-кредитная политика ведет начало с распада единого рублевого пространства. Либерализация экономики в 1992 г. вызвала одномоментный рост цен, который продолжался и в дальнейшем. С середины лета 1992 г. была прекращена выдача Банком России кредитов банкам бывших республик СССР. В 1993 г. обмен банкнот решил судьбу рублевой зоны.
Сколько-нибудь серьезные попытки использовать рыночные рычаги управления экономическими процессами впервые были предприняты Национальным банком Республики Беларусь в 1994 г. Анализируя сложившуюся в Республике Беларусь в 1995 г. ситуацию, можно отметить, что усилиями Правительства и Национального банка в республике была достигнута определенная финансовая стабильность. Однако монетарные средства укрощения инфляции имеют объективные пределы, к которым Республика Беларусь приблизилась в начале 1996 г.
В 1997–1998 гг. государство столкнулось с ростом неплатежей, вынужденным государственным финансированием убыточных предприятий, увеличивало денежную массу. Снижение темпов инфляции в 1995–1996 гг. не способствовало положительным изменениям, так как основывалось не на развитии экспорта, а на жестком валютном регулировании.
В последние годы в Республике Беларусь проявляется тенденция экономического роста. Однако эффективность производства низка. Инвестирование невыгодно белорусским банкам из-за низкой эффективности производственной сферы. Поэтому, разрабатывая и реализуя денежно-кредитную политику, Национальный банк и правительство республики должны повысить привлекательность производственного сектора, преимущественно государственного, либо заменить его более эффективным — частным.
Сегодня в Республике Беларусь практически отсутствует специализация коммерческих банков. Российский опыт показал, что нужны банки двух типов: расчетные центры, обеспечивающие прозрачность перечислений средств клиентов, налоговые платежи и т.д., и инвестиционные, содействующие эффективному размещению вкладов, отбору максимально выгодных проектов. В частности, такую функцию может выполнять Белорусский банк развития, питаемый капиталами на инвестиционные цели по специальным каналам. Нужны и государственные банки с льготными условиями кредитования для выполнения специальных функций (обслуживание госдолга и т.д.).
Национальному банку
следует однозначно заявить о
таких приоритетах денежно-
Важно, чтобы названные атрибуты не только присутствовали в денежно-кредитной политике, но и обеспечивали реальный эффект.
В декабре 2005 г. была создана Комиссия по оценке финансовой устойчивости банковской системы Республики Беларусь. Комиссия состоит из 9 человек, включая председателя Комиссии.
Информация о работе Финансовая политика государства на примере РБ