Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 10:52, курсовая работа
Цель работы: разработка мер по совершенствованию государственного управления финансовой деятельностью в Республике Беларусь.
Методы исследования: статистический метод, метод сравнения, детализации и синтеза.
Исследования и разработки: рассмотрены основы государственного управления финансовой сферой в РБ; отражена государственная политика в области финансов; предложены меры по совершенствованию государственного управления финансовой деятельностью в РБ.
Введение……………………………………………………………………………………….….4
1. Теоретические аспекты финансовой политики государства…………………….………….4
1.1 Сущность финансовой политики государства…………………………………….………..6
1.2. Понятие, цели и задачи государственного управления финансами………….…….……..8
1.3. Роль финансовой системы в регулировании экономики……………………….………..14
2. Анализ финансовой политики Республики Беларусь………………………………………18
2.1. Особенности денежно-кредитного регулирования экономики в Республике Беларусь ………………………………………………………………………….........................18
2.2. Анализ бюджетной политики Республики Беларусь……………………………………..24
2.3. Пути совершенствования финансовой политики Республики Беларусь………………..33
Заключение……………………………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………………………………...41
Приложение………………………………………………………………………………………42
За 2008 год организациями республики было получено 19 трлн. рублей прибыли до налогообложения в текущих ценах, или 20,3% ВВП (в 2007 году – 14,8%). По сравнению с 2007 годом сумма прибыли до налогообложения увеличилась в 1,6 раза в реальном выражении. Чистая прибыль возросла в 1,7 раза, составив 13,4 трлн. рублей.
В 2008 года 681 организация, или 6,5% от их общего числа, по результатам деятельности получили чистый убыток. Сумма чистого убытка убыточных организаций по всем отраслям экономики составила 349,3 млрд. рублей вместо 495,6 млрд. рублей в 2007 году. Доля убыточных организаций в реальном секторе экономики сократилась по сравнению с 2007 годом в 1,7 раза, что отражает рисунок 3.
На 1 января 2009 года организации республики имели суммарную просроченную задолженность в размере 5 трлн. рублей. За 2008 год ее сумма сократилась в реальном выражении (скорректированная на индекс потребительских цен) на 2%. При этом просроченная задолженность по кредитам и займам, занимавшая 9,1% общей просроченной задолженности, уменьшилась на 3,5% в реальном выражении и составила 456,4 млрд. рублей.
Основную долю суммарной просроченной задолженности организаций республики занимала просроченная кредиторская задолженность – 90,9%.
Рисунок 3 - Финансовые результаты деятельности организаций республики в 2007-2008 гг.
Примечание – Источник: [19]
Ее сумма на 1 января 2009 года составила 4,6 трлн. рублей, или 11,5% всего объема кредиторской задолженности (вместо 14,7% на 1 января 2008 года). По сравнению с началом 2008 года она сократилась в реальном выражении на 1,9%, а относительно 2007 года – на 11,4%.
Задолженность промышленных предприятий формировала 39,1% общей просроченной кредиторской задолженности по республике, организаций сельского хозяйства – 30,3%, торговли и общественного питания – 9,8%
Просроченная кредиторская задолженность по республике на 1,1% была меньше просроченной дебиторской задолженности.
В 2008 году в консолидированный бюджет поступило 47 986 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (ФСЗН), или 85,2% годового плана (за аналогичный период прошлого года – 76,3% годового плана). В реальном выражении это на 21,9% больше, чем за 2007 год, что показано в Приложении А. Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП (централизация доходов) в 2008 году составило 51,5% (в 2007 году – 49,4%).
Рост поступлений в бюджет в определяющей мере обусловлен повышением эффективности функционирования экономики, увеличением реальных денежных доходов населения, внутреннего спроса, т.е. ростом основных налогооблагаемых баз. Изменение величины доходов, полученных в экономике, и поступлений доходов в бюджет отражает коэффициент динамичности бюджетных доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста бюджетных поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за 2008 год динамичность доходов составила 1,043, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП, и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу (за 2007 год динамичность доходов была 1,037).
Динамика ежемесячных
поступлений доходов в
Рисунок 4 - Реальные темпы роста доходов консолидированного бюджета (в % к предыдущему месяцу)
Примечание – Источник: [19]
Основными доходными источниками консолидированного бюджета были НДС, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы. Их доля в доходах консолидированного бюджета составила 48,9%. При этом 17,8% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 15,5% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности. Взносы на государственное социальное страхование составили 21,7% всех доходов консолидированного бюджета, что отражает таблица 1.
Задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные фонды по состоянию на 01.01.2009 года составила 78,6 млрд. рублей и уменьшилась по сравнению с началом года на 47,5%. Отношение недоимки к скользящим годовым доходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 0,51% на 01.01.2008 г. до 0,2% на 01.01.2009 г., т.е. более чем в два раза.
Таблица 1 - Динамика
структуры доходов консолидиров
Показатели |
Годы | ||
2006 |
2007 |
2008 | |
Налоговые доходы - всего |
70,9 |
70,4 |
71,2 |
в том числе: |
|||
Налоги на доходы и прибыль |
16,3 |
15,2 |
17,0 |
в т.ч. - подоходный налог |
6,4 |
6,2 |
5,9 |
Налоги на фонд заработной платы |
1,8 |
0 |
0 |
Налоги на собственность |
3,4 |
3,2 |
3,1 |
Налоги на товары и услуги |
38,7 |
35,1 |
31,7 |
в т.ч. - НДС |
19,0 |
17,9 |
17,8 |
- акцизы |
7,5 |
6,4 |
6,1 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности |
5,4 |
12,6 |
15,5 |
Взносы на государственное социальное страхование |
24,8 |
23,8 |
21,7 |
Неналоговые доходы |
4,3 |
5,8 |
7,1 |
Итого доходов |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Примечание – Источник: [19]
Расходы консолидированного бюджета в 2008 году профинансированы в сумме 43 042,6 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения – 9 232,7 млрд. рублей. При этом кредиторская задолженность по средствам консолидированного бюджета на 01.01.2009 г. составила 283,5 млрд. рублей (на 01.01.2008 г. – 368,6 млрд. рублей). Отношение кредиторской задолженности к скользящим годовым расходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 1,13% на 01.01.2008 г. до 0,6% на 01.01.2009 г.
В 2008 году консолидированный бюджет исполнен с профицитом в размере 4 943,4 млрд. рублей, или 5,3% к ВВП (за 2007 год профицит составлял 3,9% к ВВП)
В январе-сентябре текущего года при реальном росте всех расходов консолидированного бюджета на 18,8% по сравнению с соответствующим периодом 2007 года в разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Наиболее значительно возросли расходы на поддержку отраслей национальной экономики – в 1,5 раза, на жилищные и коммунальные услуги – на 32,1%. Расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности сократились на 0,3%. Рост расходов на поддержку отраслей национальной экономики вызван необходимостью частичной компенсации роста стоимости импортируемых энергоносителей с целью сохранения конкурентоспособности белорусских товаров на внутреннем и внешнем рынках.
В 2008 году по сравнению с 2007 годом на 5,4 процентных пункта возросла доля расходов консолидированного бюджета на поддержку национальной экономики; на 0,5 процентных пункта – доля расходов на жилищные и коммунальные услуги при снижении удельного веса расходов по другим разделам функциональной классификации, что отражает рисунок 5.
Рисунок 5 - Функциональная структура расходов консолидированного бюджета, в процентах к итогу
Примечание – Источник: [19]
Расходы по разделу «Образование» составили 10,9% всех расходов консолидированного бюджета, «Здравоохранение» – 8,3%, «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации» – 2,3%.
В расходах консолидированного бюджета за 2008 год в разрезе экономической классификации преобладали текущие расходы – 80%, в том числе на заработную плату рабочих и служащих и начисления на нее – 18,4%, субсидии и текущие трансферты – 46,8%, обслуживание государственного долга – 1%. Доля капитальных расходов составила 18,7%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 15,7% всех бюджетных расходов.
Средства консолидированного бюджета остаются одним из основных источников финансирования инвестиций в основной капитал в экономике. Их доля в финансировании инвестиций в 2008 году составила 25,3% всех инвестиций в основной капитал вместо 24,1% в 2007 году. Опережающими темпами финансировалось жилищное строительство. Ввод жилья за счет бюджетных средств за 2008 год возрос в 1,5 раза по сравнению с 2007 годом и составил 190,7 тыс. квадратных метров, или 4,8% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья (в 2007 году – 3,7%).
Доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) составили 25 355,6 млрд. руб., или 124,9% (в реальном выражении) к уровню 2007 года. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 23 242,7 млрд. руб., что на 24,5% больше, чем в 2007 году.
Почти четверть (23,7%) всех поступлений в республиканский бюджет (без учета ФСЗН) обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. По сравнению с 2007 годом его объем увеличился на 21,8% в реальном выражении. В 1,5 раза возросли налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности. Удельный вес этого источника доходов республиканского бюджета составил 29,3%.
В 2008 г. финансирование из республиканского бюджета почти по всем разделам функциональной классификации осуществлялось выше уровня 2007 года. Наибольший удельный вес в расходах республиканского бюджета (с учетом ФСЗН) занимали расходы по разделам «Социальная политика» - 32,6%, «Общегосударственные расходы» - 22,3%.
В 2008 году доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) превысили расходы на 2 112,9 млрд. рублей, или 2,3% ВВП. С учетом ФСЗН профицит республиканского бюджета составил 3 438,5 млрд. рублей, или 3,7% ВВП.
В целом тенденции
в бюджетно-налоговой сфере
Таким образом, расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования. В Республике Беларусь в структуре расходной части бюджета основными направлениями использования средств являются социально-культурные мероприятия и народное хозяйство.
2.3. Пути совершенствования финансовой
политики Республики
Для обеспечения устойчивого
роста экономики
Так, в соответствии с
основными направлениями
В области налоговой политики в 2006 – 2010 годах будет продолжена налоговая реформа, которая обеспечит закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и повышение эффективности налоговой системы в целом, ориентацию ее на экономическое развитие и дальнейшее наращивание конкурентоспособности национальной экономики.
Одним из важнейших направлений налоговой реформы станет упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику.
В целях совершенствования
налоговой системы будут
- улучшение налоговой
структуры за счет повышения
доли и значения прямого
- снижение нагрузки на фонд заработной платы;
- оптимизация ставок
и совершенствования механизма
уплаты страховых взносов в
Фонд социальной защиты
- повышение стимулирующей роли таможенной политики;
- выравнивание условий
налогообложения для всех
- совершенствование системы
налогового администрирования,
- оптимизация соотношения
республиканских и местных
При сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика в 2006 – 2010 годах будет направлена на:
- создание условий для полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств государства и концентрацию ресурсов бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении неэффективных расходов;
- обеспечение эффективной
- принятие мер по
совершенствованию процедур
Стратегические цели денежно-кредитной политики в 2006 – 2010 годах – обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы, ее содействие достижению устойчивого экономического роста, повышению реальных денежных доходов населения, росту инвестиций и сбережений.
Денежно-кредитная политика будет направлена на снижение уровня инфляции с помощью монетарных инструментов наряду с мерами общей экономической политики. Предусматривается также обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам.
Информация о работе Финансовая политика государства на примере РБ