Формирование службы маркетинга на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Деятельность маркетинговой службы на предприятии – актуальная тема на сегодняшний день, так как большинство предприятий не имеют оптимальной системы организации маркетинга или вообще обходятся без нее. В современной российской экономике проблема повышения конкурентоспособности продукции имеет большое значение и заслуживает особого внимания, поскольку именно реализация конкурентоспособных товаров и услуг является обобщающим показателем жизнестойкости любой компании. Для обеспечения конкурентных преимуществ фирме необходимо научиться выделяться в толпе конкурентов, предлагая покупателям товар, заметно отличающийся либо высоким уровнем качества, либо нестандартным набором свойств, реально интересующих покупателя.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и сущность маркетинга на предприятии
Функции и задачи маркетинга
1.2 Маркетинговая служба на предприятии
Глава 2. Формирование службы маркетинга на предприятии
2.1. Организационная структура службы маркетинга
2.2 Основные типы служб маркетинга
2.3. Основные требования при построении маркетинговых служб
2.4. Роль других отделов в деятельности службы маркетинга
2.5. Контроль в службе маркетинга
Заключение
Список источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Организация маркетинговой службы (1).docx

— 64.58 Кб (Скачать файл)
  1. Координация деятельности маркетингового и финансового отделов.

Отдел маркетинга имеет непосредственное отношение к процессу расчета издержек и составления смет. Специалисты отдела могут не знать всех тонкостей бухгалтерского дела, но они должны быть хорошо осведомлены об используемых методов калькуляции издержек производства и бюджетного контроля, так как отвечают за выполнение сметы и за контроль расходов по маркетингу. Эффективность работы отдела маркетинга, в конечном счете, оценивается по результатам финансовой деятельности всего предприятия. Для эффективной реализации по товарных смет и общей сметы маркетинга необходимо, чтобы специалисты отдела постоянно контролировали показатели издержек и прибылей.

  1. Взаимодействие отдела маркетинга с юридической службой.

Специалисты маркетингового отдела должны иметь возможность получить быструю и квалифицированную юридическую консультацию. Существуют законодательные акты и другие официальные документы, относящиеся к разным аспектам хозяйственной и коммерческой деятельности - разработке нового изделия, производству, определению цен, упаковке, рекламе, условиям продажи и т.д., которые должны быть во внимании.

Кроме того, деятельность должна соответствовать законам и инструкции по патентному делу, регистрации товарных знаков, лицензионным соглашениям, рекламациям и претензиям покупателей, а также юридические нормам по вопросам ограничительной торговой практики, монополистических соглашений, покупки и продажи в рассрочку, соглашений и цен, и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5. Контроль в  службе маркетинга

Контроль как одна из функций управления производственно-коммерческой деятельностью фирмы занимает в маркетинге заметное место. Контроль (ревизия) маркетинга представляет собой глубокую аналитическую работу, в результате которой руководство компании отказывается от неэффективных методов управления маркетингом и предлагает новые, отвечающие условиям выживания предприятия инструменты воздействия на контролируемые факторы и способы адаптации к неуправляемым факторам внутренней и внешней среды.

Основные объекты контроля - это объем продаж, размер прибылей и убытков, реакция покупателей на предлагаемые предприятием новые товары и услуги, соответствие запланированных и фактических результатов производственной деятельности. В долгосрочном плане предприятию важно знать, достаточно ли эффективно оно использует все имеющиеся у него маркетинговые возможности.

Задачи маркетингового контроля - оценка и повышение эффективности производственно-сбытовой и научно-технической деятельности фирмы, а также учет показателей их работы в реальных условиях развития рынка. Маркетинговый контроль позволяет выявить положительные и отрицательные стороны в конкурентных возможностях фирмы и внести соответствующие коррективы в ее маркетинговые программы и планы предпринимательской деятельности.

Для создания наиболее благоприятных условий производства и достижения коммерческих целей в рамках управления маркетингом следует осуществлять контроль по нескольким пунктам:

  • контроль над реализацией и анализ возможностей сбыта;
  • контроль прибыльности и анализ затрат маркетинга;
  • стратегический контроль и ревизию маркетинга.

В зависимости от размеров компании, ее финансового потенциала, системы внутрифирменного управления контроль может включать один, два или все три указанных вида контроля. Очевидно, что наибольшую эффективность дает одновременное применение всех трех видов контроля.

Контроль реализации и анализ возможностей сбыта

Большинство компаний предпочитают использовать контроль сбыта нежели контроль маркетинговых затрат, считая его наиболее эффективным и менее трудоемким. Контроль сбытовой деятельности фирмы предполагает учет фактических продаж и их тенденций в сопоставлении с запланированными показателями по отдельным товарам и их ассортиментным группам, отдельным сбытовым подразделениям и продавцам, регионам, типам потребителей, периодам времени и т.д. Компания проверяет, по каким показателям выполнен план продаж и обеспечена запланированная доля оборота, а по каким нет, и выясняет причины возникших проблем. При проведении контроля сбыта пользуются данными легкодоступной статистики сбыта, в частности счетами. Счета предоставляют информацию о покупателе и продавце, количестве проданного по данному счету товара, цене, условиях покупки и транспортировке и т.д.

Важным в этой части маркетингового анализа является выбор единицы контроля - категории сбыта, на основе которой собираются данные, и ведется учет. Контроль над реализацией предусматривает также специальные сообщения о нарушении запланированного хода реализации, которые включают указания о тех товарах, сегментах и рынках, где либо выявились сложности с запланированным ростом продаж, либо открылись неучтенные в планах положительные сбытовые перспективы.

Контроль сбыта выявляет и контролирует структуру покупок потребителей и предполагает изучение отношения потребителей к продаваемым товарам, имея целью определить изменения в этих отношениях до того, как они могут отрицательно сказаться на сбыте продукции.

Контроль прибыльности и анализ маркетинговых затрат

Контроль прибыльности начинается с определения рентабельности деятельности предприятия по отдельным товарам, их ассортиментным группам, рыночным сегментам, торговым каналам, рекламным средствам, торговому персоналу и т.д. Чаще всего фирмы анализируют рентабельность своих сбытовых действий по товарам и реже - по группам потребителей, продавцам или рыночным регионам и пр.

Анализ соотношения между затратами на маркетинг и сбытом позволяет определить эффективность маркетинговых мер, размер затрачиваемых средств и не позволяет расходовать необоснованно крупные суммы на достижение маркетинговых целей.

Чаще всего анализ маркетинговых затрат осуществляется в три этапа:

  1. Изучение бухгалтерской отчетности, сравнение поступлений от продаж и валовой прибыли с текущими статьями расходов.
  2. Пересчет расходов по функциям маркетинга: расходы на маркетинговые исследования, планирование маркетинга, рекламу и персональные продажи, хранение и транспортировку.
  3. Разбивка функциональных расходов маркетинга по товарам, методам реализации, рыночным сегментам, каналам сбыта, потребителям и т.д.

Стратегический контроль и ревизия маркетинга

Стратегический контроль предполагает оценку основных задач, стратегий, текущих маркетинговых мероприятий, маркетинговой организации в целях выявления трудностей и положительных перспектив для производственно-сбытовой и научно-технической деятельности фирмы, разработку рекомендаций по их совершенствованию. Ревизия маркетинговой деятельности бывает горизонтальной и вертикальной.

Горизонтальная ревизия, или ревизия структуры маркетинга, контролирует общее функционирование маркетинга, т.е. во взаимосвязи все функции маркетинга, например работу по изучению рынков сбыта, рекламную и сбытовую продукцию одновременно.

Вертикальная ревизия предусматривает тщательный контроль по одной, отдельной маркетинговой функции всей деятельности предприятия.

Структура ревизии может быть различной. Например: 

      1. Ревизия маркетинговой среды;
      2. Ревизия стратегии маркетинга;
      3. Ревизия организации службы маркетинга;
      4. Ревизия систем маркетинга;
      5. Ревизия результативности маркетинга;
      6. Ревизия комплекса маркетинга.

Ситуационный анализ, как ревизия маркетинговой деятельности

Контроль позволяет не только выявлять, но и предотвращать различные отклонения, ошибки и недостатки, находить резервы и возможности развития, приспособления к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.

В маркетинге используется ситуационный анализ как средство самоанализа и самоконтроля рынков товаров, внешней среды, конкуренции и конкурентов, целей, программ, организации маркетинга, цен, товародвижения, формирования спроса и стимулирования сбыта. Практика показывает необходимость периодического проведения этого анализа, который позволяет получить своего рода моментальную «фотографию» деятельности фирмы в ее отношениях с внешним миром, оценить прошлую деятельность фирмы, рассмотреть ее достижения и неудачи на товарных рынках, вскрыть причины того и другого.

Ситуационный анализ - исключительно действенный метод контроля за положением предприятия на конкурентном рынке. Если предприятие имеет филиалы, представительства или агентскую коммерческую сеть, в том числе за рубежом, то ситуационный анализ по полной или несколько модифицированной программе следует проводить руководителям сбытовой сети. Для проведения ситуационного анализа существует достаточно широкий список вопросов. Ситуационный анализ будет полезен только в том случае, если руководить им будет один из управляющих предприятия, который вместе с другими руководителями сможет участвовать в анализе ответов на наиболее сложные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Процесс создания нормально функционирующего рынка достаточно сложный и длительный. Итогом его является то, что потребитель может свободно выбрать производителя, товар, цену, место продажи. В этой связи выделяются два ключевых аспекта маркетинга. Во-первых, управленческий маркетинг, формирующий образ мышления в управлении предприятием; при этом главной целью его становится удовлетворение требований рынка. Все функции предприятия - производственная, торговая, кадровая, финансовая и т.д. - подчиняются этой задаче. Соответственно строится и сама структура управления предприятием. Во-вторых, маркетинг - это система деятельности предприятия на самом рынке, которая формирует его “образ действия”. Складывается и развивается система продвижения товаров с разнообразным набором приемов: совершенствование функций товаров, воздействие на потребителя, гибкая ценовая политика, реклама, каналы товародвижения и т.д., т.е. то, что составляет комплекс способов, используемых в сочетании для достижения поставленных целей. Следует отметить, что маркетинг является неотъемлемой частью жизнедеятельности общества. Это процесс, в ходе которого анализируются, планируются, претворяются в жизнь и контролируются мероприятия, рассчитанные на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных целей организации.

 В России сегодня все большее число предприятий начинают успешно использовать основные принципы маркетинга в своей работе. К сожалению, маркетинговая деятельность требует больших денежных расходов, что в нашей пока нестабильной экономической ситуации практически невозможно. Однако исследуя различные аспекты функционирования отечественных фирм и организаций, можно заключить, что маркетинговый подход к делу поможет нашим предприятиям выйти из кризиса и занять достойное место в сфере международных экономических отношений.

Список источников и литературы

    1. Багиев Г.П., Томилов В.В., Чернышева З.А. Маркетинг и культура организации.
    2. Бляхман Л.С. Предпринимательство в России: Экономика и организация. - СПб.: СПбГУ, 1995.
    3. Бусыгин А. В. Предпринимательство и сервис. Основной курс: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 1997.
    4. Кабаков В.С., Шатрова Е.В. Стратегия предпринимательства. -СПб.: СПбГИЭА, 1996.
    5. Кеворков В. В., Леонтьев С. В. Политика и практика маркетинга на
    6. предприятии: Учебно-методическое пособие. М.: ИСАРП, "Бизнес -
    7. Тезаурус", 1998, 1999.
    8. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. — М.: «Бизнес-книга»,
    9. «ИМА-Кросс. Плюс», 1995.— 702 с.
    10. Пелих. А.С. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: ИЦ «МарТ», 2004.
    11. Юлдашева О.У. Промышленный маркетинг: теория и практика - СПб.:  Изд-во СПбУЭФ, 2006.
    12. Экономический интернет-журнал  // Маркетинг/ Организация маркетинговой службы в организации. –М.: «Nota Bene».   http://nbene.narod.ru/market/fmarket4.htm
    13.   Маслова Т.Д., С.Г. Божук, Л.Н. Ковалик Маркетинг 3-е издание переработанное Питер,2008г
    14. Васильев Г.А.Маркетинг : Учебник М.:Юнити, 2006г
    15. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент 10-издание / . - СПБ.: , 2004
    16. Шведова И.А., Т.Е. Кузнецова Книга директора по маркетингу
    17. Кулибанов В.В. Прикладной маркетинг - СПБ.: Нева, 2004г
    18. Голубков Е.П. Основы маркетинга. - М.: Финпресс, 2003.           
    19.   Большая научная библиотека  http://www.rf-u.ru/marketing_reklama_i_torgovlya/organizaciya_sluzhby_marketinga_na_firme.php

Информация о работе Формирование службы маркетинга на предприятии