Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 19:27, курсовая работа
Конкурентоспособность в широком смысле слова - это оценочная категория, которая характеризует возможность оцениваемого объекта успешно конкурировать. Т.е. высказывания о конкурентоспособности государства, компании, продукта или цены на этот продукт, могут быть одинаково корректны. Все зависит от конкретной ситуации и задач, для которых используется понятие "конкурентоспособность".
Введение 3
1. Теоретические понятия ценовой и неценовой конкуренции
1.1. Влияние на конкурентоспособность внешних и внутренних факторов 4
1.2. Понятие о конкурентных преимуществах 13
1.3. Конкурентные преимущества предприятия 17
1.4. Особенности конкурентных преимуществ 22
1.5. Повышение конкурентоспособности предприятия 24
1.6. Методы конкурентной борьбы. Ценовая и неценовая конкуренция 29
Оценка конкурентности предприятия ЗАО «Кыштымское Машиностроительное Объединение» 37
Заключение 45
Список используемой литературы 46
Модель, задающая конкурентные преимущества предприятия, была предложена американским ученым М. Портером .Исходная идея состоит в том, что внимание предприятия сосредоточено не только на удовлетворении потребностей покупателей, но и на так называемых конкурирующих силах рынка. Для получения прибыли выше средней предприятие должно иметь сильную позицию по отношению к конкурентам. М. Портер выделяет всего два типа конкурентных преимуществ: более низкие издержки и специализацию. Правда, смысл, вкладываемый в эти термины, иной, чем можно предположить. Под более низкими издержками понимается не просто меньшая, чем у конкурентов, сумма затрат на производство, а способность фирмы разрабатывать, производить и реализовывать товар более эффективно, чем конкуренты. Другими словами, чтобы достичь этого типа конкурентного преимущества, фирма должна быть в состоянии организовать с меньшими затратами и в более короткие сроки весь цикл операций с товаром – от его конструкторской проработки до продажи конечному потребителю. Не так однозначно, как могло бы показаться на первый взгляд, и понимание сути того типа конкурентного преимущества, которое обозначается словом «специализация». Это вовсе не сосредоточение на выпуске только определенного круга товаров, а способность удовлетворять особые потребности покупателей и получать за это премиальную цену, т.е. цену в среднем более высокую, чем у конкурентов. Иными словами, для обеспечения такого типа конкурентных преимуществ фирма должна научиться искусству выделяться в толпе конкурентов (реализуется принцип дифференциальных преимуществ), предлагая покупателям товар, заметно отличающийся либо высоким уровнем качества при стандартном наборе параметров, определяющих это качество, либо нестандартным набором свойств, реально интересующих покупателя.
Рис. 1. Модель конкурентных преимуществ Портера
При таком толковании конкурентных преимуществ и с целью их получения модель М. Портера выделяет следующие базовые стратегии:
- массового маркетинга;
- дифференцированного маркетинга;
- концентрированного маркетинга.
Стратегия массового маркетинга предполагает достижение конкурентных преимуществ по издержкам. В этом случае все действия и решения предприятия должны быть направлены на снижение затрат. Прочие характеристики (качество, сервис), хотя и являются подчиненными, но не должны совсем оставаться без внимания. Используя стратегию, фирма ориентируется на широкий рынок и предлагает товары в большом количестве. Внимание и усилия сосредоточены не на том, чем отличаются потребности отдельных групп потребителей, а на том, что в этих потребностях общего. С этой целью предлагаются товары, которые могут быть восприняты положительно максимально широким кругом покупателей.
Необходимые предпосылки использования
стратегии массового маркетинга:
- большая доля рынка или другие существенные
преимущества (например, доступ к дешевому
сырью);
- строительство производственных сооружений эффективной величины;
- строжайший контроль расходов;
- использование возможностей снижения затрат (например, отказ от прямых поставок небольших партий товара, снижение расходов на исследования, сервис, рекламу).
Идея стратегии дифференцированного маркетинга состоит в том, что фирма производит различные виды одного товара, отличающиеся от продукции конкурентов и имеющие нечто неповторимое с точки зрения потребителей. Факторами дифференциации могут служить улучшенное качество, специфические сырьевые материалы, оригинальное внешнее оформление, упаковка и т.д. Это позволяет удовлетворять запросы различных групп потребителей на рынке, т.е. работать на достаточно большом количестве сегментов. Для каждого из них предлагаются разнообразные товары. Наличие у них уникальных достоинств позволяет сформировать лояльность к товарной марке и установить сравнительно высокие цены. Необходимые предпосылки использования стратегии дифференцированного маркетинга:
- достаточная известность предприятия;
- возможность проведения широких маркетинговых исследований;
- применение материалов высокого качества и соответствующего дизайна;
- интенсивная работа с потребителями;
- учет соотношения «цена – качество».
Стратегия концентрированного маркетинга предполагает, что фирма концентрирует свои усилия на одном или нескольких немногочисленных сегментах рынка и предлагает товары в расчете на удовлетворение потребностей именно этих групп покупателей. Лидерство в специфическом сегменте достигается через низкие затраты и цены или уникальность товара, или того и другого вместе. Для этого фирма может контролировать издержки, концентрируя усилия на нескольких ключевых товарах, предназначенных для специальной группы потребителей, создавая высокую репутацию при их обслуживании.
1.4. Особенности конкурентных преимуществ
Сложность, а иногда и полное
отсутствие доступа к информации о деятельности
конкурентов может создать у руководства
фирмы необоснованное мнение о превосходстве
фирмы над конкурентами, привести к самоуспокоению
и ослаблению усилий, связанных с поддержкой
необходимого уровня конкурентного преимущества
своей фирмы.
В настоящее время, для того
чтобы фирма была конкурентоспособной
в борьбе с ведущими фирмами, требуются
совершенно новые подходы к организации
производства и управления, чем те, на
которые руководители ориентировались
в прошлом. И, прежде всего новые подходы
нужны в инвестиционной политике, при
проведении на предприятии технической
реконструкции, в процессе внедрения новой
техники и технологии.
Конкурентоспособность предприятия
зависит от ряда факторов, которые можно
считать компонентами (составляющими)
конкурентоспособности.
Их можно разделить на три группы
факторов:
• технико-экономические;
• коммерческие;
• нормативно-правовые.
Технико-экономические факторы
включают: качество, продажную цену и затраты
на эксплуатацию (использование) или потребление
продукции или услуги. Эти компоненты
зависят от производительности и интенсивности
труда, издержек производства, наукоемкое
продукции и пр.
Коммерческие факторы определяют
условия реализации товаров на конкретном
рынке. Они включают:
• конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу);
• предоставляемый сервис (наличие
дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя
и станций обслуживания в регионе покупателя,
качество технического обслуживания,
ремонта и других предоставляемых услуг);
• рекламу (наличие и действенность
рекламы и других средств воздействия
на потребителя с целью формирования спроса);
• имидж фирмы (популярность
торговой марки, репутация фирмы, компании,
страны).
Нормативно-правовые факторы
отражают требования технической, экологической
и иной (возможно, морально-этической)
безопасности использования товара на
данном рынке, а также патентно-правовые
требования (патентной чистоты и патентной
защиты). В случае несоответствия товара
действующим в рассматриваемый период
на данном рынке нормам и требованиям
стандартов и законодательства товар
не может быть продан на данном рынке.
Поэтому оценка этой группы факторов и
компонент с помощью коэффициента соответствия
нормативам лишена смысла.
Высокая конкурентоспособность
фирмы является гарантом получения высокой
прибыли в рыночных условиях. При этом
фирма имеет цель достичь такого уровня
конкурентоспособности, который помогал
бы ей выживать на достаточно долговременном
временном отрезке. В связи с этим перед
любой организацией встает проблема стратегического
и тактического управления развитием
способности предприятия выживать в изменяющихся
рыночных условиях.
Управление конкурентоспособностью
предполагает совокупность мер по систематическому
совершенствованию изделия, постоянному
поиску новых каналов его сбыта, новых
групп покупателей, улучшению сервиса,
рекламы.
Основой конкурентоспособности
предприятия является конкурентоспособность
его продукции.
Основываясь на общей конкурентной матрице М.Портера, конкурентное преимущество предприятия на рынке обеспечивается тремя основными путями
1). Продуктовое лидерство — основано на принципе дифференциации товаров. В этом случае основное внимание направлено на:
При повышении ценности товара в глазах потребителя, он готов заплатить за нужный товар более высокую цену. Вместе с тем, повышение цены, которое является приемлемым для покупателя, должно быть больше повышения издержек предприятия на производство и поддержание элемента дифференциации.
Сочетание — высокая полезность и высокая цена — формирует «рыночную силу» товара. Рыночная сила защищает предприятие-производитель от конкуренции, обеспечивает предприятию стабильность положения на рынке. Управление маркетингом тогда направлено на то, чтобы постоянно отслеживать предпочтения потребителей, контролировать их «ценности», а также срок жизни элементов дифференциации, соответствующих данной ценности.
2) Ценовое лидерство. Этот путь обеспечивается возможностями предприятия к снижению затрат на производство продукции. Здесь главная роль отводится производству. Пристальное внимание направляется на:
Снижение издержек базируется на использовании «кривой опыта» (затраты на производство единицы продукции падают на 20% всякий раз, когда объем производства удваивается), а также выведенном на ее основе «законе опыта».Закон опыта гласит: «Издержки на единицу продукции при получении добавленной стоимости применительно к стандартному товару, измеренные в постоянных денежных единицах, уменьшаются на фиксированный процент при каждом удвоении продукции».
3) Лидерство в нише проявляется в фокусировании продуктового или ценового преимущества на определенном сегменте рынка. Более того, этот специализированный сегмент не должен привлекать особого внимания более сильных конкурентов. Подобное лидерство, как правило, используют предприятия малого бизнеса. Лидерство в нише может быть применено и крупными организациями, чтобы выделить узкую группу потребителей (профессионалы, люди с определенным уровнем дохода и тому подобное).
Тип стратегии напрямую зависит от положения, занимаемого предприятием на рынке, и от характера его действий.Согласно предложенной Ф. Котлером классификации, лидер рынка занимает доминирующее положение на рынке, вносит наибольший вклад в его развитие. Лидер часто представляет собой «точку отсчета» для конкурентов, которые нападают, подражают или избегают его. Предприятие-лидер располагает значительными стратегическими возможностями.
Уровень конкурентоспособности предприятия является показателем, зависящим от ряда факторов. Показатели конкурентоспособности предприятия это факторы, к которым относится: конкурентоспособность товаров или услуг на рынках (внешнем и внутреннем); емкость рынка (характеризующая объем ежегодных продаж); вид товара или услуги; возможность доступа на рынок; позиции на рынке предприятий-конкурентов; однородность рынка; конкурентоспособность отрасли в целом; возможность внедрения инноваций; конкурентоспособность данного региона и страны (в случае выхода на международный рынок).
Повышение конкурентоспособности
предприятия, это, в первую очередь, понимание
нужд потребительского рынка и перспектив
его развития; знание возможностей конкурентов,
анализ тенденций развития окружающей
среды; способность создать товар с такими
качествами, чтобы потребитель предпочел
его, а не товар конкурента. В условиях
конкурентной борьбы цены на рынке определяются
спросом, и любое изменение желания потребителя
данного вида товара или услуги сразу
же сообщается производителю путем изменения
цены на товар. Повышение конкурентоспособности
предприятия в масштабах страны ведет
к повышению конкурентоспособности отрасли
и промышленности в целом. Результат конкурентоспособной
промышленности выражается активным развитием
внутреннего рынка, ростом ВВП, стабильностью
налоговых поступлений в бюджет, ростом
экспорта, рациональностью и эффективностью
использования природных ресурсов, сохранением
и развитием научного потенциала страны,
высокой занятостью населения, социальной
и политической стабильностью, а также
достойным местом, которое занимает страна
на международном экономическом рынке.
Повышение конкурентоспособности
предприятия – это, в первую очередь, повышение
качества продукции, которое является
главным показателем деятельности любого
производства. В широком понимании качеством
продукции называется совокупность свойств
товара или услуги удовлетворять потребности,
соответствующие ее назначению. При этом
повышение уровня качества продукции
диктует повышение спроса на нее и увеличение
суммы прибыли не только за счет объема
продаж, но также за счет повышения цены
на товар более высокого качества. Таким
образом, повышение конкурентоспособности
предприятия – это повышение качества
продукции, индивидуальные показатели
которой характеризуют следующие свойства
товаров или услуг: