Школа дизайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 08:56, доклад

Краткое описание

4.2 Школа дизайна
Школа дизайна (проектирования, конструирования, моделирования) выражает наиболее влиятель-ную точку зрения на процесс построения стратегии. Сторонники дизайн-школы придумали знаменитую аббревиатуру ССВУ (SWOT), означающую оценку сил (Strengths) и слабостей (Weaknesses) организации в свете существующих возможностей (Opportunities) и угроз (Threats).

Вложенные файлы: 1 файл

семенар Школы стратегий.docx

— 567.86 Кб (Скачать файл)

3. Школа власти ("дипломат") акцентирует внимание высшего  руководства на управлении политическими коалициями внутри организаций и участии в коалициях вовне. Стратегия, при таком подходе, становится взаимодействием между людьми и группами людей, основанном на умении убеждать, переговорах, политических играх вокруг интересов, взглядов и стремлений, а часто является прямым управлением конфронтацией.

4. Когнитивная школа ("психолог") пытается найти ключ к разгадке  процесса формирования стратегического видения. Здесь ею найдено много интересного. Обнаружены и описаны психологические фреймы, схемы, карты, обусловливающие интерпретацию ситуации; фильтры, мешающие правильной интерпретации; психологические клапаны, далеко выходящих за рамки простой наблюдательности и здравого смысла.

5. Школы "мякоти" создают  тело стратегического менеджмента  в его предмете, концептуальном  охвате и методологии.

Исходной школой стратегического  менеджмента, претендующей на всеохватность, является школа моделирования (другое название - школа дизайна). Школа моделирования ("строитель") организует высший менеджмент организации на создание уникальной, ясной, простой и четко определенной стратегии. Здесь проводится тонкое различие между интуитивным и формализованным подходами. Интуитивный подход преобладает в самом начале, при формировании целей, и в конце, в процессе оценки стратегии как ясной и простой. А формализация составляет содержание процесса формирования стратегии между ее двумя крайними точками от начала до конца.

6. Предпринимательская школа  ("артист") близка к школе  моделирования. Ее "изюминка" в  особом внимании к индивидуальности, уникальности стратегического видения  лидера организации. Видение является основным понятием этой школы. Понять свое собственное видение и уметь изменить его является практической задачей предпринимателя, а задачей этой школы стала классификация многочисленных примеров предпринимательского поведения в сложных ситуациях, требующих интуитивного подхода.

7. Школа внешней среды  ("хирург") подходит к процессу  формирования стратегии как к  процессу "опознания", ранжирования  ситуационных факторов и своевременной  адаптации организации к этим  факторам. Но организации, управляемые ситуативными стратегиями, иногда напоминают близорукого спортсмена, потерявшего очки.

8. Школа позиционирования ("геолог") ориентирует высший  менеджмент на поиск наиболее  выгодных для организации рыночных позиций, исходя из общеэкономической ситуации в стране, отрасли, из анализа конкурентов, поставщиков, покупателей и товаров-заменителей. Удача в выборе позиции, согласно предписаниям этой школы, определяет успех в конкуренции. Но, чтобы выбрать удачную позицию, необходимо провести фундаментальное исследование внешней среды с точки зрения интересов и качеств организации, а затем обеспечить ее непрерывный мониторинг.

9. Школы "оболочки" решают  ограниченные задачи стратегического  менеджмента и представляют собой  "подарок" теории и практики  стратегического менеджмента другим  наукам и практическим сферам жизни.

Наиболее интересна сценарная  школа ("художник"), которая своей  ос-новной задачей видит расширение пространства решений на случай возникновения неожиданных обстоятельств, меняющих правила игры в отрасли, регионе, стране, мире. Казалось бы частная, но ключевая задача с точки зрения признания стратегического планирования действительно значимым. Ведь неправильные стратегии упрямо ведут не туда, куда указывают новые события. Сценарии же помогают быстрее осмыслить новые события и сориентировать организацию в соответствии с заранее представленными и проанализированными ситуациями.

10. Школа конфигурации ("коллекционер") сориентирована на иденти-фикацию конкретного стратегического подхода, предлагаемого той или иной школой. При этом считается, что если организация или ее окружение существенно изменились, необходимо вовремя заменить и стратегическую концепцию. Но это умозрительный подход, который, возможно, хорош в учебных и исследовательских, но малопригоден в практических целях. Менять основные стратегические концепции подобно замене вещи или даже смене места жительства, значит создавать в организации раздвоение личности, тем более болезненное и опасное, чем более радикально ("по науке") это будет сделано. Это коллекционирование, "игра в бисер" стратегических концепций.

11. Школа планирования ("архитектор") представляет собой еще один  тупик. Это тупик формально-логического  подхода к построению стратегии.  Но концептуальный тупик плана-закона и фиаско строгой иерархии целей-задач-методов, выстраивающих всю структуру организации, лишь подчеркивают достижения школы в создании логических инструментов планирования и контроля.

12. Предпринимается попытка  увидеть контуры нового подхода  к формированию стратегии как  к трансформации стратегического  видения. Этот подход должен  синтезировать методы сценарной школы, основную установку предпринимательской школы, исходные посылки школы культуры, предмет когнитивной школы и некоторые достижения школ моделирования и позиционирования. Возможно, это и станет началом "отсутствующей" двенадцатой школы, школы "драматурга" или, может быть, "теолога"?

 


Информация о работе Школа дизайна