Школа дизайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 08:56, доклад

Краткое описание

4.2 Школа дизайна
Школа дизайна (проектирования, конструирования, моделирования) выражает наиболее влиятель-ную точку зрения на процесс построения стратегии. Сторонники дизайн-школы придумали знаменитую аббревиатуру ССВУ (SWOT), означающую оценку сил (Strengths) и слабостей (Weaknesses) организации в свете существующих возможностей (Opportunities) и угроз (Threats).

Вложенные файлы: 1 файл

семенар Школы стратегий.docx

— 567.86 Кб (Скачать файл)

1. Стадия постановки задач. "Любимый конек" школы планирования - разработка обширных процедур, призванных разъяснять и, там, где это возможно, количественно представлять цели организации (задачи). Но, к сожалению, здесь наблюдается изрядная путаница. Цели чересчур сложны для формализации, возможно, поэтому очень многие элементы так называемого стратегического планирования сводятся в конечном итоге к количественной оценке целей как средства контроля.

2. Стадия внешнего аудита. Стадия аудита включает в себя оценки внешних и внутренних условий организации. Главным элементом аудита внешней среды организации является ряд прогнозов о ее будущем состоянии.  
 
Приверженцы школы планирования уделяют подобным прогнозам большое внимание, поскольку в случае невозможности контроля над средой невозможно и прогнозирование, а значит, планирование становится бессмысленным. Девизом школы планирования стали слова "предвидеть и готовиться". Для того чтобы учесть все мыслимые факторы внешней среды, ее приверженцы составляли огромные таблицы. разрабатывались мириады различных методов - от самых простых до самых изощренных.

3. Стадия внутреннего аудита. Использование формализованных методов обычно ограничивалось лишь проведением различного рода таблиц.

4. Стадия оценки стратегии. На этой стадии школа планирования подбирала "потерянное" на предыдущих. Процесс оценки стратегии служит задачам развития и совершенствования, и в нем используется множество методов - от простых и проверенных (самые первые варианты расчета прибыльности инвестиций) до самых современных ("оценка конкурентных стратегий", "анализ рисков", "стоимостная кривая" и др.). Большая часть этих методов имеет дело с финансовым анализом. "Формирование стоимости" превратилось в ключевой термин для всего сообщества плановиков, озабоченного такими проблемами, как отношение рыночной цены акции к ее бухгалтерской оценке и размеры собственного капитала компании. В основе такой позиции лежит одна важная предпосылка: основная задача компании состоит в управлении деньгами с целью приумножения их количества.

5. Стадия операционализации стратегии. В этой стадии проявляются детали большинства моделей. Операционализация стратегий влечет за собой установку целого ряда иерархий, что предполагает наличие различных уровней с разными временными перспективами. На вершине пирамиды - всесторонние долгосрочные стратегические планы (пятилетние), под ними - среднесрочные планы, а еще ниже - краткосрочные (годовые) операционные планы. Параллельно иерархии планирования существует иерархия задач, иерархия бюджетов, иерархия подстратегий (корпоративных, коммерческих и функциональных) и иерархия программ действий. Все названные виды работ - задачи, бюджеты, стратегии, программы - сводятся в систему операционных планов, которую иногда называют "мастер-планом". 
Все усилия, связанные с операционализацией, называются планированием, но на самом деле они скорее относятся к контролю.

6. Программирование процесса в целом. Программирование распространяется не только на определенные шаги стратегического процесса, но и его временной распорядок.

Школа планирования признает многие исходные положения школы  ди-зайна, но в этом как раз и заключается разница. Школа планирования рассматривает практическую реализацию модели предельно формально - почти на грани автоматизма. Простая неформальная модель школы дизайна превращается здесь в строго определенную последовательность шагов.

В основе всех действий лежит  механическое по своей сути допущение - поработай, как предписано, с каждой из составных частей, затем собери их по инструкции - и вот он результат: корпоративная стратегия, т. е. анализ обеспечивает синтез.

Коротко исходные положения  школы планирования звучат следующим  образом:

1) стратегия есть результат  контролируемого, осознанного процесса  формального планирования, разбиваемого  на отдельные шаги, схематически  изображенные в виде контрольных  таблиц и поддерживаемые соответствующими методами;

2) ответственность за принципиальную  сторону всего стратегического  процесса возлагается на высшее  руководство компании; ответственность  же за практическую сторону  ложится на плечи кадровых плановиков;

3) при завершении процесса  стратегии предстают перед нами  полностью готовыми, когда мы  четко видим их практические  приложения.

В последнее время появились  работы, которые в большей степени  ориентированы на практические приложения.

1. Сценарное планирование. По выражению М. Портера, сценарии - один из важнейших инструментов планирования, позаимствованный из "стратегического арсенала". В его основе лежит следующее предположение: пусть мы не способны предсказывать будущее, но умозрительное рассмотрение различных вариантов развития событий означает, что мы открываем разум всему новому - быть может, его посетит и правильное решение.

Построение сценариев  представляет собой звездный час  плановиков, оказываясь даже более  значимым, чем планирование как таковое, поскольку намерение состоит скорее не в формализации процесса создания стратегии, а в усовершенствовании того, что менеджеры со всем этим делают.

2. Стратегический контроль. Смысл контроля за стратегией состоит в поддержании постоянной нацеленности организации на выполнение стратегических задач. Р. Саймонс назвал это "кибернетическим подходом". В одной из его книг дано определение системы контроля менеджмента как "формальные, основанные на информации шаблонные процедуры, используемые менеджментом для сохранения неизменными схем организационной деятельности или, напротив, их видоизменения". Автор рассматривает четыре вида контроля:

- системы убеждений, предназначенные для "формирования ценностей, постановки цели и задания курса деятельности организации";

- системы ограничения, устанавливающие пределы дозволяемой деятельности;

- системы диагностического контроля, близкие к традиционным системам обратной связи, предназначенные "для гарантированного достижения поставленных целей", к "средствам реализации стратегии";

- системы интерактивного контроля - "стимулируют исследования и обучения, создают благоприятные возможности для появления новых стратегий - через ответные реакции организации на возникающие благоприятные возможности и опасности".

Подобные системы выступают  как схемы действий. Менеджеры, использующие данные системы, даже в отсутствие формальных планов и целей демонстрируют  способность упорядочить предпринимаемые действия, направляя процесс творческого поиска.

Дж. Вильсон в работе "Семь смертных грехов стратегического планирования" обозначил причины фиаско стратегического  планирования.

1. Сотрудники "берут верх" над процессом. Такая ситуация возникает отчасти потому, что для осуществления новых функций менеджмент приглашает новых работников, отчасти потому, что персонал заполняет вакуум, создаваемый безразличием среднего звена менеджеров к новым обязанностям, и, наконец, по причине чрезмерных амбиций и высокомерия.

2. Процесс доминирует над персоналом. Методология процесса становится слишком формализованной. Сотрудники уделяют слишком большое внимание аналитическим моментам и явно недостаточное - подлинно стратегическим озарениям... Стратегическое мышление приравнивается к стратегическому планированию... Исполнительный директор General Electric Джек Уэлч так описывает результат этого процесса: "Книги становятся все толще, их содержание - все более запутанным, обложки - все тверже, а рисунки приобретают все более высокое качество"...

3. Плановые системы, по-видимому, и создавались с таким расчетом, чтобы не давать никакого результата...Одна из главных причин неудач школы моделирования заключалась если не в полном отрицании, то, по крайней мере, в преуменьшении роли в планировании тех руководителей, которым по своему положению полагалось заниматься во-площением стратегии в жизнь... Ответную реакцию большинства из них можно выразить прозвучавшей в то время остроумной репликой: "Матрица выбирает стратегию - так пусть она ее и внедряет!" Еще одним недостатком школы дизайна оказалась неспособность объединить стратегические системы планирования с операционными системами; таким образом, стратегии никак не стимулировали действия.

4. Планирование слишком увлеклось играми в слияния, приобретения и продажи, что наносит значительный ущерб развитию основного бизнеса. Данная проблема отчасти связана с духом времени, отчасти с неправильным использованием средств планирования...

5. Процессу планирования  недоставало предоставления настоящего  выбора стратегий... Плановики и исполнители слишком поспешно набрасывались на первую же "подходящую" стратегию (т. е. такую, которая удовлетворяла бы определенным условиям), отказываясь от поиска и анализа альтернативных решений. А в результате компании слишком часто останавливались на стандартных стратегиях.

6. Планирование игнорировало требования организаций и культуры... Процесс фокусировался преимущественно на внешнем окружении, но за счет внутренней среды, которая является критическим моментом осуществления стратегии.

7. В эру реструктурирования и неопределенности прогнозирование по единственному параметру не может быть адекватной основой планирования... Превалирующая тенденция заключалась в том,; что компании полагались именно на такой род прогнозирования. Сценарное планирование было скорее исключением, нежели правилом... Планы, основанные на подобном прогнозировании, становились все более уязвимыми в условиях повышения уровня неопределенности. Кроме того, предположения, высказываемые в планах, растолковывали то будущее, которое обычно представляло собой слегка измененную экстраполяцию прошлого. Имела место врожденная склонность к инерционной разработке стратегий...

К основным ошибкам Школы  планирования можно отнести следующие.

1. Ошибка предопределения. Стратегическое планирование предполагает, что организация должна либо предвидеть изменения окружающей среды, либо контролировать ее, либо просто предполагать ее стабильность. В противном случае устанавливать сколько-нибудь жесткий курс движения, что предполагает стратегический план, бессмысленно. Стратегический план требует не только предсказуемости, но и стабильности во время реализации стратегии.

2. Ошибка разделения. Система планирования предполагает отделение мыслей от действий, стратегий - от операций, формулирование - от осуществления, мыслителей - от исполнителей, а стратегов - от объекта стратегий. То есть менеджеры должны освоить науку управления посредством дистанционного контроля. Но эффективная стратегия объе-диняет действия и мышления, а значит, и осуществление и формулирование.

3. Ошибка формализации. Формальные системы могут обрабатывать большее количество информации - по крайней мере, специальным образом подготовленной, обобщать ее и накапливать. Но они никогда не смогут сжиться с ней, понять ее и синтезировать. Мы часто впадаем в заблуждение, полагая, что можем овладеть процессом, просто разбив его на части и выстроив для каждого из них отдельную процедуру, что зачастую просто обессмысливает все наши действия. Надо всегда помнить, что попытка втиснуть стратегический процесс в определенные жесткие рамки может попросту погубить его.

Научный вклад школы планирования заключается в том, что плановики  играют существенную роль в формировании стратегии, если они находятся не внутри черного ящика формирования стратегии, а вокруг него (рис. 4.4).

Плановики могут быть аналитиками, обеспечивать поступление инфор-мации на вход системы. Они могут тщательно исследовать стратегии на выходе из черного ящика, способствуя повышению их жизнеспособности. Они могут также выполнять функции катализатора, поддерживая те стратегические ходы, которые в наибольшей степени подходят данной орга-низации в данный момент. Творчески настроенные плановики иногда могут выступать и в качестве стратегов и внедряться внутрь черного ящика, но такая позиция в большей степени зависит не столько от формализованных методов планирования, сколько от личных знаний, творческих навыков и способности к синтезу.

4.5 Школа  предпринимательства 

 

Смысл создания школы  предпринимательства заключается  в том, что она рассматривает  стратегический процесс сквозь призму действий одного человека, руководителя организации, и подчеркивает значение свойственных только ему состояний и процессов - интуиции, здравомыслия, мудрости, опыта, проницательности. В школе предпринимательства понимание стратегии происходит как понимание перспективы, ассоциируемой с идеей и интуитивным ощущением направления, именуемым видением.

По мнению приверженцев школы предпринимательства, организация  целиком и полностью зависит от диктата индивида. Внешняя среда организации превращается если не в вотчину ее руководителя, то в территорию, где он чувствует себя вполне свободно, как человек, который со знанием дела ведет свою компанию в некую защищенную нишу, надежное убежище.

Центральное понятие  школы предпринимательства - видение: мысленное представление стратегии, рожденное или отображенное в сознании руководителя организации. Предвидение вдохновляет и дает руководящую идею. Видение мысленно напоминает четкий план, выраженный в словах и цифрах. Благодаря этому оно отличается гибкостью, и любой руководитель легко адаптирует его к своему опыту. Следовательно, предпринимательскую стратегию можно охарактеризовать как предначертанную и как развивающуюся, продуманную с точки зрения направления и общих очертаний. Г. Минцберг сравнивает стратегическое мышление со "зрением".

Хотя Минцберг дал название Школы предпринимательства, описывает он ее в терминах, больше подходящих сегодня для Школы провидческих лидеров. Здесь формирования стратегии - провидческий процесс. Стратегия формируется в голове одного лидера, который, основываясь на своей интуи-ции и прошлом опыте, выстраивает видение будущего организации и направление ее движения. Контролируя и разработку, и внедрение, видение лидера может меняться с учетом окружающих обстоятельств. Минтцберг предполагает, что это может являться важной частью процесса оживления организации.

Информация о работе Школа дизайна