Cовершенствование продуктовой стратегии на рынке банковских услуг на примере Бурятского отделения №8601 ОАО «Сбербанк России»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 16:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – на основании анализа маркетинговой деятельности «Сбербанк» выработать предложения по совершенствованию продуктовой стратегии деятельности банка.
Объектом курсовой работы в узком смысле слова является Сбербанк России.
Предметом курсовой работы являются продуктовая стратегия, осуществляемая Сбербанком России ОАО.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты организация розничного банковского бизнеса 5
1.1 Основные виды розничных банковских услуг 5
1.2 Продуктовая стратегия банка на розничном рынке 11
1.3 Развитие рынка банковских розничных услуг в России 16
2. Анализ банковских услуг, предоставляемых Бурятским отделением №8601 ОАО «Сбербанк России» и перспективы их развития ……………………….21
2.1. Краткая характеристика Бурятского отделения №8601 ОАО «Сбербанк России»……………………………………………………………....21
2.2. Анализ финансово-экономической деятельности отделения ...23
2.3. Анализ продуктовой стратегии Бурятского отделения №8601 ОАО «Сбербанк России»…………………………..……….………………….….…..26
3. Рекомендации по совершенствованию продуктовой политики бурятского отделения №8601 ОАО «Сбербанк России»……………………………….…..36
Заключение ……………………………………………………………….40
Список использованной литературы……………………………………44

Вложенные файлы: 1 файл

КР ОСБ (2).doc

— 268.00 Кб (Скачать файл)

Однако, несмотря на удачный старт, банковские IT-технологии — это завтрашний день: среди клиентов количество интернет-пользователей пока еще небольшое. Кроме того, степень текущей автоматизации части банков находится на довольно низком уровне, и в настоящее время перед ними стоит задача ее улучшения.

К оригинальным решениям продажи розничных продуктов можно отнести так называемый финансовый супермаркет, иначе говоря, комплекс услуг по управлению деньгами клиента, осуществляемый в одном офисе. Открывая депозит, клиент банка в качестве дополнительной альтернативы получит возможность приобрести страховой полис или оформить потребительский кредит. Обычно реализация такой идеи основывается на использовании филиальной сети банка для продажи услуг других финансовых организаций: страховых полисов, услуг по брокерскому обслуживанию, пенсионного накопления. Банки зарабатывают за счет более эффективного использования ресурсов филиальной сети. Компаниям-партнерам сотрудничество полезно, так как без существенных затрат они получают возможность расширить свое присутствие и получить дополнительный поток клиентов.

Часто используется схема «банки идут в народ», когда в магазинах сидят банковские клерки и на месте оформляют покупателям кредит без обеспечения на покупку товара. В данном случае банк нивелирует свой риск за счет повышенной процентной ставки и кредитной страховки, что значительно удорожает заем.

Не все банкиры едины во мнении об эффективности этих каналов сбыта. В частности, высказывается мнение, что при организации супермаркета отсутствует синергия. Гораздо выгоднее, когда один менеджер реализует все виды услуг. Кроме того, у банка возникает проблема эффективного администрирования супермаркетов, размещенных в региональных филиалах[32,c.103].

Актуальность банковской розницы сегодня уже неоспорима. Изменилась психология людей — они уже не боятся жить в кредит.

Для создания емкого рынка розничных услуг необходима подготовленная законодательная база. Например, из-за того, что до сих пор государством не полностью реализован принятый в 2003 году «Закон об электронной цифровой подписи», не может получить развитие полноценный интернет-банкинг, поскольку российские банки не могут предложить клиентам полный комплекс банковских услуг в режиме самообслуживания через Интернет. Сдерживающим фактором является и ментальность россиян, привыкших хранить деньги дома и расплачиваться наличными вместо использования платежных карточек.

Что же будут делать банки при насыщении рынка? Скорее всего, выиграет тот, кто сможет за низкие цены предложить качество, ассортимент, технологичность. Не секрет, что часть мелких банков занимает на розничном рынке за счет дорогих депозитов и из этих денег кредитует клиентов под небольшой процент. Такие банки наименее устойчивы, так как в случае наступления критического момента, когда ставка по депозитам сравняется с процентной ставкой по кредитам, потеряется всякий смысл ведения бизнеса. И они первыми уйдут с рынка ритейла, став добычей более крупных конкурентов.

По мнению директора департамента розничного бизнеса АО «Москоммерцбанк» Эльдара Ахмедова, в начале своего развития многие компании начинают с одного продукта и по мере успешного завоевания одного рынка выходят на смежные рынки. Но в итоге на развитом рынке нет места для бесконечного количества универсальных игроков, и кому-то приходится либо уйти с рынка (продать свои активы более крупному игроку), либо занять какую-то нишу, т.е. выбрать определенное направление бизнеса, в котором он может продолжать конкурировать с лидирующими компаниями.

Таким образом, выделим важные моменты по развитию рынка банковских услуг в России:

- дано разграничение понятий  банковская операция и банковская  услуга на основе анализа отечественных  и зарубежных источников.

- систематизированы предпосылки развития рынка розничных банковских услуг в России;

- выделены современные тенденции, характеризующие процесс развития  розничных услуг, оказываемых  коммерческими банками.

 

  1. АНАЛИЗ БАНКОВСКИХ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ  БУРЯТСКИМ ОТДЕЛЕНИЕМ №8601 ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ

 

2.1 Краткая характеристика Бурятского  отделения №8601 ОАО «Сбербанк  России»

 

Сбербанк России является крупнейшим банком РФ и СНГ. Его активы составляют четверть банковской системы страны,  а доля в банковском капитале находится на уровне 30%.

Основанный в 1841г. Сбербанк России сегодня - современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. По состоянию на 1 февраля 2012г., доля Сбербанка России на рынке частных вкладов составляла 50%, а его кредитный портфель соответствовал 30% всех выданных в стране займов.

По состоянию на 1 января 2013 года филиальная сеть Сбербанка России состояла из 20307 подразделений, включая 17 территориальных банков, 791 отделение, 19499 внутренних структурных подразделений. Последние, в свою очередь, включали 8690 дополнительных офисов (в т.ч. 70,1% - специализированные по обслуживанию физических лиц, 28,5% - универсальные, 1,4% - специализированные по обслуживанию юридических лиц), 10758 операционных касс вне кассового узла и 51 передвижной пункт кассовых операций. Кроме того, функционировало 38 отдельно стоящих обменных пунктов.

Рассматривая международный вектор как важнейшую составляющую стратегии своего развития, Сбербанк России осуществляет казначейские операции на международном рынке и операции торгового финансирования, поддерживает корреспондентские отношения с более чем 220 ведущими банками мира и участвует в деятельности ряда авторитетных международных организаций, представляющих интересы мирового банковского сообщества. Активная позиция и международный авторитет позволяют Сбербанку России наиболее полно удовлетворять внешнеэкономические запросы своих клиентов, привлекать на выгодных условиях ресурсы с мировых финансовых рынков и соответствовать лучшей практике, принятой в международном банковском сообществе.

Учредитель и основной акционер Банка — Центральный банк Российской Федерации (Банк России). По состоянию на 8 мая 2012г., ему принадлежит 60,25% голосующих акций и 57,58% в уставном капитале Банка. Остальными акционерами Сбербанка России являются более 240 тысяч юридических и физических лиц. Высокая доля иностранных инвесторов в структуре капитала Сбербанка России (более 28%) свидетельствуют о его инвестиционной привлекательности.

Надежность и безупречная репутация Сбербанка России подтверждаются высокими рейтингами ведущих рейтинговых агентств. Агентством Fitch Ratings Сбербанку России присвоен долгосрочный рейтинг дефолта в иностранной валюте «BBB», агентством Moody’s Investors Service - долгосрочный рейтинг депозитов в иностранной валюте «Baa1». Кроме того, агентство Moody’s присвоило Банку наивысший рейтинг по национальной шкале

В октябре 2012г. Сбербанком была принята новая стратегия развития на период до 2014г., в рамках которой Банк нацелен на дальнейшее развитие своих конкурентных преимуществ и создание новых областей роста. Совершенствование системы управления рисками, оптимизация расходов и реализация инициатив, направленных на повышение эффективности деятельности, позволят Сбербанку России доказать свою устойчивость в текущих условиях нестабильности на глобальных финансовых рынках, сохранить лидерство в российской финансовой системе и стать одной из лучших мировых кредитных организаций.[29]

2.2 Анализ финансового состояния  Бурятского отделения №8601 ОАО  «Сбербанк России»

 

Для того, что бы увидеть полную картину финансового состояния Бурятского отделения №8601 ОАО «Сбербанк России», необходимо провести анализ деятельности банка.

Для анализа основных показателей деятельности структурного подразделения в динамике лет предлагается рассмотреть их в таблице 2:

Таблица  2.  Показатели прибыли и рентабельности активов

Показатель

Значение показателя в динамике лет

Отклонение 2012г. к 2010г.

2010

2011

2012

Абсолютное

%

Прибыль чистая

 

243 891

 

301 207

 

436 176

 

192285

 

178,8

Рентабельность активов, %

 

3,8

 

4,8

 

4,1

 

0,3

 

107,3


 

Прибыль является основным оценочным показателем деятельности предприятия. В динамике с 2010 по 2012 год показатель чистой прибыли вырос в Бурятском структурном подразделении на 178,8%. Основной рост данного показателя в перечисленных районах произошел вследствие  увеличения доходов от активных операций, большую долю в которых занимает средние остатки ссудной задолженности  физических и юридических лиц.

Показатель рентабельности является относительной характеристикой финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. В Бурятском ОСБ изменения 2010 года с 2012 годом не велики – 0,3, но 2011 год в структурном подразделении отмечен ростом данного показателя и в этом году он выше, чем в предыдущий и следующий.

Доход является основным источником финансирования хозяйственной деятельности предприятий. Операционные доходы являются финансовой базой развития операционной деятельности, обеспечивающей решение следующих задач:

1. Основная часть является источником  возмещения всех текущих затрат.

2. Часть доходов служит источником  выплат налоговых платежей.

3. Определенная часть операционных  доходов является источником  формирования его чистой операционной  прибыли.

Изменение показателя чистого операционного дохода можно рассмотреть в таблице 3.:

Таблица 3 Чистый операционный доход

Показатель

Значение показателя в динамике лет

Отклонение 2012г. к 2010г.

2010

2011

2012

Абсол.

Относит

Чистый операционный доход

824 382

959 466

1 084 531

260 149

124,0


 

Чистый операционный доход определяет способность объекта собственности производить поток доходов. За три анализируемых года в структурном подразделении виден рост чистого операционного дохода-124,0.

В целом же по Бурятскому отделению №8601 можно наблюдать довольно значительный прирост доходов  по полученному комиссионному вознаграждению в объеме 263119 тыс. руб. В 2011году - больше предыдущего на 52534 тыс. В 2012г. по сравнению с 2011г. доход увеличился на 73.8% и составил 356493 тыс. руб., в 2012г. эта статья составляла вторую часть (21,3%) доходов банка. Небольшие доли в составе доходов имеют доходы «реализованной курсовой разнице» (1,71%), «штрафы, пени, неустойки» (0,38), прочие доходы (0,81%) и совсем незначительная часть дохода приходится на «доходы по внутрисистемным операциям». По всем доходным статьям в 2011г. по сравнению с базисным 2010 наблюдался рост, за исключением «доходов по внутрисистемным операциям» и «штрафам» где наблюдается незначительное на общем фоне снижение поступлений. Совокупная величина доходов в 2012г. доходы увеличились ещё на 375459 млн. руб. или 29,8% по отношению к предыдущему году и составил 1667839 тыс. руб. Основной частью прирост был обеспечен благодаря доходам по статьям: “% за кредит” возросшим на 276506 тыс. руб., «полученное комиссионное вознаграждение» – на 93374 тыс. руб., «прочие доходы» – на 5675 тыс. руб. и «реализованная курсовая разница»- на 13746 тыс.руб.

Расходы за анализируемый период составили – 704 638 т.р. в 2010г., 958 361 т.р. в 2011г. и 1263489 т.р. в 2012г. Структура расходов выглядит следующим образом: Таблица 4:

Таблица 4 Структура расходов за 2010-2012гг.

Наименование статей

2010г.

2011г.

2012г.

абсол, в т. р.

структура

абсол, в т. р.

структура

абсол, в т.р

структура

% уплаченные по привлеч. средствам  физ.лиц

120684

17.1%

167941

17.5%

190533

15.0%

% уплаченные по привлеч. средствам  юр.лиц

12973

1.8%

14704

1.5%

107528

8.51%

% по привлеч. средствам банков

1

0.00014%

5

0.0005%

0

0

Расходы по привлеч. Ресурсам в системе СБ России

133386

18.9%

240704

25.11%

268901

21.8%

Комиссия уплаченная

128

0.018%

63

0.065%

1973

0.15%

Отчисления на счета РВПС

83707

11.8%

-17348

- 1.81%

98330

7.78%

Отчисления на счета резервов на другие операции

2858

- 0.29%

14800

1.5%

744

0.05%

Расходы на оплату труда

134743

19.1%

215796

22.5%

265131

21%

Адм-хоз расходы

52435

7.4%

95342

10%

103091

8.15%

Прочие операц. расходы

21028

3%

19989

2.08%

30661

2.42%

Налоги, относимые на расходы банка

67043

9.5%

75352

7.86%

108217

8.56%

ЕСН и прочие налоги

32435

4.6%

47869

5%

54530

4.31%

Расходы по внутрисистемные операциям

21101

3%

25510

2.66%

14205

1.12%

Прочие расходы

27833

3.9%

66204

6.9%

1332

0.10%

Итого

704638

100,00%

958361

100,00%

1263489

100,00%

Информация о работе Cовершенствование продуктовой стратегии на рынке банковских услуг на примере Бурятского отделения №8601 ОАО «Сбербанк России»