Иллюстрации в литературно-художественном издании. Работа редактора с иллюстрациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 02:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – раскрыть особенности работы редактора над иллюстрированием разных видов литературно-художественных издания
Объект исследования – иллюстрации и работа над ними редактора.
Предмет исследования – виды иллюстраций и их функции в изданиях, оценка иллюстраций редактором, редактирование сюжетов иллюстраций, особенности иллюстрирования художественной литературы в зависимости от возраста читателя и от типа произведения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………………………………3
1. ИЛЛЮСТРАЦИИ В ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ ИЗДАНИИ…………………………4
1.1. Понятие иллюстрации……………………………………………………………………………….4
1.2. Виды иллюстраций……………………………………………………………………………………4
1.3. Функции иллюстраций……………………………………………………………………………...7
1.4. Литературный текст и иллюстрации………………………………………………………..8
1.5. Особенности иллюстрирования классической
и современной художественной литературы.
Иллюстрирование зарубежных произведений……………………………………………….9
1.6. Особенности иллюстрирования художественной литературы
в зависимости от возраста читателя……………………………………………………………..10
1.7. Особенности иллюстрирования литературно-художественных
произведений в зависимости от их типа.
Художественное оформление книг………………………………………………………………..10
1.8. Интерпретация произведений………………………………………………………………...12

2. РАБОТА РЕДАКТОРА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ…………………………………………………………….14
2.1. Оценка иллюстраций редактором…………………………………………………………..14
2.2. Подписи под иллюстрациями…………………………………………………………….……14
2.3. Целостность издания………………………………………………………………………….……15
2.4. Книга как процесс……………………………………………………………………………………16
2.5. Применение компьютерной графики в книжной иллюстрации…………….17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………….……19
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Иллюстрации в литературно-художественном издании..docx

— 1.38 Мб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Ульяновский государственный технический университет

 

Кафедра «Филология, издательское дело и редактирование»

 

 

 

 

 

Иллюстрации в литературно-художественном издании. 
Работа редактора с иллюстрациями.

 

Курсовая работа

 

 

Выполнила Е. И. Романова

Группа ИДРд-41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск

2013 
СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………………………………3

1.  ИЛЛЮСТРАЦИИ В ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ  ИЗДАНИИ…………………………4

1.1. Понятие иллюстрации……………………………………………………………………………….4

1.2. Виды иллюстраций……………………………………………………………………………………4

1.3. Функции иллюстраций……………………………………………………………………………...7

1.4. Литературный текст и иллюстрации………………………………………………………..8

1.5. Особенности иллюстрирования классической   
и современной художественной литературы.  
Иллюстрирование зарубежных произведений……………………………………………….9

1.6. Особенности иллюстрирования художественной литературы 
в зависимости от возраста читателя……………………………………………………………..10

1.7. Особенности иллюстрирования литературно-художественных 
произведений в зависимости от их типа. 
Художественное оформление книг………………………………………………………………..10

1.8. Интерпретация произведений………………………………………………………………...12

 

2. РАБОТА РЕДАКТОРА С  ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ…………………………………………………………….14

2.1. Оценка иллюстраций редактором…………………………………………………………..14

2.2. Подписи под иллюстрациями…………………………………………………………….……14

2.3. Целостность издания………………………………………………………………………….……15

2.4. Книга как процесс……………………………………………………………………………………16

2.5. Применение компьютерной графики в книжной иллюстрации…………….17

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………….……19

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………………………………………….21

ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………………………………………………….……22

ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………………………………………………….23

ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………………………………………………….24

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В данной работе рассматривается тема «Иллюстрации в литературно-художественном издании. Работа редактора с иллюстрациями».

Работа редактора над иллюстрациями  литературно-художественного издания имеет свою специфику. Редактору необходимо понимать природу самих иллюстраций, природу их связи с текстом, сущность языка иллюстративного ряда.

Нужно сказать, что иллюстрирование художественной литературы имеет как противников, так и сторонников. Существует мнение, что, будучи одним из видов искусства, литературное произведение достаточно наглядно для восприятия «само по себе», и иллюстрации либо не могут адекватно отразить его смысл, либо отражают неверно. В массиве изданий представлено достаточно большое количество литературно-художественных изданий, не имеющих иллюстраций.

И в то же время искусство иллюстрирования произведений художественной литературы активно развивается как самостоятельное направление изобразительного искусства и книжного дела, демонстрируя блестящие образцы отражения содержания литературного произведения в изобразительном ряду издания.

Роль редактора в данном процессе определяется тем фактом, что именно редактор наиболее отчетливо представляет себе специфику произведения, понимает индивидуальность авторской манеры, знает особенности читательского восприятия книги.

Работа над иллюстрациями литературно-художественного издания требует не только творческого отношения редактора, но и предполагает хорошее знание с его стороны особенностей создания визуального ряда издания, умение понимать художника и специфику художественного восприятия произведений искусства.

Цель работы – раскрыть особенности работы редактора над иллюстрированием разных видов литературно-художественных издания

Объект исследования – иллюстрации и работа над ними редактора.

Предмет исследования – виды иллюстраций и их функции в изданиях, оценка иллюстраций редактором, редактирование сюжетов иллюстраций, особенности иллюстрирования художественной литературы в зависимости от возраста читателя и от типа произведения.

Задачи исследования вытекают из поставленной цели:

–  дать понятие и выявить сущность иллюстраций;

– рассмотреть особенности работы редактора над иллюстрациями;

– осветить особенности иллюстрирования классической и современной художественной литературы.

 

 

  1. ИЛЛЮСТРАЦИИ В ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ ИЗДАНИИ

 

    1. Понятие иллюстрации

 

Иллюстрация в широком значении – это всякое изображение, поясняющее текст. В узком, строгом смысле иллюстрации - это произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом, то есть находящиеся в книге и участвующие в ее восприятии в процессе чтения. Иллюстрации к литературному произведению вместе с ним представляют собой единое целое. Книжные иллюстрации, изъятые из текста, могут порой сделаться малопонятными и невыразительными. Иллюстрации не самостоятельны и по сюжету, они должны соответствовать содержанию литературного произведения.

Искусство иллюстрации книг является самостоятельным видом изобразительного искусства, оно очень своеобразно и специфично и требует глубокого творческого подхода. Произведения художественной литературы могут быть понятыми читателями и без иллюстраций, но всё-таки иллюстрации нужны. Они имеют большое значение в литературно-художественной книге, а именно:

  • с помощью иллюстраций читатель может более полно познать литературный текст, правильно его истолковать, понять его смысл;
  • иллюстрации помогают выявить основные идеи литератора;
  • читатель с помощью графических изображений может яснее представить себе образы героев книг;
  • иллюстрации повышают эмоциональное воздействие на читателя.

 

Иллюстрация не только истолковывает текст, но и обогащает его в своих зрительных образах, комментирует, развивает и дополняет мысли писателя или поэта. Важнейшими особенностями иллюстрации являются её зависимость от литературного текста и прямая цель – дополнить в наглядно-зрительных образах повествование автора. Часто она в отрыве от литературного текста может быть не понята зрителем. В ряду изобразительных искусств книжная иллюстрация по массовости повторения и распространения оригинала занимает ведущее место. Эта особенность иллюстрации подчёркивает её социально-воспитательную роль и большую ответственность издательств перед читателями по созданию настоящих, подлинно художественных иллюстраций. Иллюстрации всегда выступают как составная часть книги, тесно связанные не только с её содержанием, но и с её способом печати и брошюровки, техникой её исполнения. Качество иллюстрации в книге зависит не только от художников, но и от редакторов, работников типографии, т.е. иллюстрация становится в какой-то мере плодом коллективного труда.

 

 

    1. Виды иллюстраций

 

Виды иллюстраций можно рассматривать по их значению и месту в книге, по их связи с художественными особенностями литературного текста, по технике исполнения и полиграфическому воспроизведению.

Иллюстрации по значению и месту в книге и на странице могут быть разделены следующим образом:

Иллюстрации-заставки. Они призваны знаменовать начало одной из частей повествования, поэтому всегда помешаются в начале части или главы книги. Место её на книжной странице — вверху и при ощутимом отрыве от текста. По своему содержанию заставка может быть нескольких типов. Один из них – изображение сцены, описываемой в начале главы. Другой тип – заставка, говорящая о главной теме части или главы. Изображение на ней должно показывать кульминационный момент, подчёркивать то, что хотел выделить писатель. Третий тип – заставки, показывающие либо место действия, либо пейзаж, который должен вызывать у читателя соответствующее главе настроение. В книгах обычно бывает несколько заставок, и редактору необходимо следить за единством их формата и типа. Хорошим примером можно считать заставки Кукрыниксов к “Даме с собачкой” А.П.Чехова. (см. Приложение 1)

В них изображены пейзажи Москвы и Ялты. Они показывают не просто место действия, о котором идёт речь в главе, а изображают путём ритмического чередования белых и чёрных пятен (движущиеся фигуры) некую застывшую жизнь, статичность, тихий и грустный покой. Читатель, остановив взгляд на них, проникается определённым настроением, с которым он должен вступить в чеховское произведение, подготавливается к активному восприятию текста.

Иллюстрации-концовки. Они применяются только в конце частей, глав отдельных рассказов или всей книги. Иногда концовка показывает заключительное действие повествования, тесно сливается с тем, на чём заканчивает свой рассказ писатель. Другие концовки вызывают определённое настроение у читателя, которое звучит в тон литературному тексту. Они могут быть сюжетно-тематическими или символическими. Редактору здесь необходимо следить за тем, чтобы концовки хорошо композиционно сочетались с концевой полосой и воспринимались рисунками, заканчивающими текст, ставящими точку.

Иллюстрации-заставки и иллюстрации-концовки взаимосвязаны друг с другом, потому что они начинают или заканчивают один текст. Эта зависимость должна учитываться редактором при выборе форм и тем заставок и концовок. Талантливым мастером этого вида иллюстраций был Е.Е.Лансере. Сюжетное и символическое содержание его заставок и концовок прекрасно сочетается со строгим декоративным решением и служит как украшению, так и раскрытию идейно-образного содержания книги.

Иллюстрации полосные, полуполосные или форматные, оборочные и рисунки на полях. Все эти иллюстрации располагаются внутри текста, их место в книге определяется рядом с тем текстом, который они раскрывают в зрительных образах. Иногда полосные иллюстрации не удаётся расположить в соседстве с текстом, к которому они относятся. Это происходит из-за особенностей брошюровки, по технической необходимости, поэтому такие иллюстрации имеют неприятную для читателей пометку – относится к такой-то странице. Здесь редактору нужно обязательно проверить правильность отсылки.

Перечисленные иллюстрации отличаются форматом. Выбор формата должен диктоваться важностью иллюстрируемого события, образа и др. Например, кульминационные части повествования иллюстрируются полосными рисунками. Этим подчёркивается их значение, акцентируется внимание читателя на изображаемом. Менее значимые части повествования выступают в качестве форматных или полуполосных иллюстраций. В отличие от заставок, текст к ним должен плотно примыкать то снизу, то сверху, а то и снизу и сверху, иллюстрации, выполняя роль узкой конкретизации текста, должны иметь маленький размер и либо врезаться в текст, либо лежать на полях страницы. Величина рисунков на полях определяется величиной полей, избранных для книги.

В книгах, где используются различные виды иллюстраций, редактору необходимо обращать внимание на их ритмичное чередование и равномерную насыщенность ими всего текста.

Информация о работе Иллюстрации в литературно-художественном издании. Работа редактора с иллюстрациями