Иллюстрации в литературно-художественном издании. Работа редактора с иллюстрациями
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 02:18, курсовая работа
Краткое описание
Цель работы – раскрыть особенности работы редактора над иллюстрированием разных видов литературно-художественных издания Объект исследования – иллюстрации и работа над ними редактора. Предмет исследования – виды иллюстраций и их функции в изданиях, оценка иллюстраций редактором, редактирование сюжетов иллюстраций, особенности иллюстрирования художественной литературы в зависимости от возраста читателя и от типа произведения.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………………………………3 1. ИЛЛЮСТРАЦИИ В ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ ИЗДАНИИ…………………………4 1.1. Понятие иллюстрации……………………………………………………………………………….4 1.2. Виды иллюстраций……………………………………………………………………………………4 1.3. Функции иллюстраций……………………………………………………………………………...7 1.4. Литературный текст и иллюстрации………………………………………………………..8 1.5. Особенности иллюстрирования классической и современной художественной литературы. Иллюстрирование зарубежных произведений……………………………………………….9 1.6. Особенности иллюстрирования художественной литературы в зависимости от возраста читателя……………………………………………………………..10 1.7. Особенности иллюстрирования литературно-художественных произведений в зависимости от их типа. Художественное оформление книг………………………………………………………………..10 1.8. Интерпретация произведений………………………………………………………………...12
2. РАБОТА РЕДАКТОРА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ…………………………………………………………….14 2.1. Оценка иллюстраций редактором…………………………………………………………..14 2.2. Подписи под иллюстрациями…………………………………………………………….……14 2.3. Целостность издания………………………………………………………………………….……15 2.4. Книга как процесс……………………………………………………………………………………16 2.5. Применение компьютерной графики в книжной иллюстрации…………….17
1. ИЛЛЮСТРАЦИИ В ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ
ИЗДАНИИ…………………………4
1.1. Понятие иллюстрации……………………………………………………………………………….4
1.2. Виды иллюстраций……………………………………………………………………………………4
1.3. Функции иллюстраций……………………………………………………………………………...7
1.4. Литературный текст и иллюстрации………………………………………………………..8
1.5. Особенности иллюстрирования классической
и современной художественной литературы.
Иллюстрирование зарубежных произведений……………………………………………….9
1.6. Особенности иллюстрирования художественной
литературы
в зависимости от возраста читателя……………………………………………………………..10
1.7. Особенности иллюстрирования литературно-художественных
произведений в зависимости от их типа.
Художественное оформление книг………………………………………………………………..10
В данной работе рассматривается
тема «Иллюстрации в литературно-художественном
издании. Работа редактора с иллюстрациями».
Работа редактора над иллюстрациями
литературно-художественного издания
имеет свою специфику. Редактору необходимо
понимать природу самих иллюстраций, природу
их связи с текстом, сущность языка иллюстративного
ряда.
Нужно сказать, что иллюстрирование
художественной литературы имеет как
противников, так и сторонников. Существует
мнение, что, будучи одним из видов искусства,
литературное произведение достаточно
наглядно для восприятия «само по себе»,
и иллюстрации либо не могут адекватно
отразить его смысл, либо отражают неверно.
В массиве изданий представлено достаточно
большое количество литературно-художественных
изданий, не имеющих иллюстраций.
И в то же время искусство иллюстрирования
произведений художественной литературы
активно развивается как самостоятельное
направление изобразительного искусства
и книжного дела, демонстрируя блестящие
образцы отражения содержания литературного
произведения в изобразительном ряду
издания.
Роль редактора в данном процессе
определяется тем фактом, что именно редактор
наиболее отчетливо представляет себе
специфику произведения, понимает индивидуальность
авторской манеры, знает особенности читательского
восприятия книги.
Работа над иллюстрациями литературно-художественного
издания требует не только творческого
отношения редактора, но и предполагает
хорошее знание с его стороны особенностей
создания визуального ряда издания, умение
понимать художника и специфику художественного
восприятия произведений искусства.
Цель работы – раскрыть особенности
работы редактора над иллюстрированием
разных видов литературно-художественных
издания
Объект исследования – иллюстрации
и работа над ними редактора.
Предмет исследования – виды
иллюстраций и их функции в изданиях, оценка
иллюстраций редактором, редактирование
сюжетов иллюстраций, особенности иллюстрирования
художественной литературы в зависимости
от возраста читателя и от типа произведения.
Задачи исследования вытекают
из поставленной цели:
– дать понятие и выявить
сущность иллюстраций;
– рассмотреть особенности
работы редактора над иллюстрациями;
– осветить особенности иллюстрирования
классической и современной художественной
литературы.
ИЛЛЮСТРАЦИИ В ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ
ИЗДАНИИ
Понятие иллюстрации
Иллюстрация в широком значении
– это всякое изображение, поясняющее
текст. В узком, строгом смысле иллюстрации
- это произведения, предназначенные для
восприятия в определенном единстве с
текстом, то есть находящиеся в книге и
участвующие в ее восприятии в процессе
чтения. Иллюстрации к литературному произведению
вместе с ним представляют собой единое
целое. Книжные иллюстрации, изъятые из
текста, могут порой сделаться малопонятными
и невыразительными. Иллюстрации не самостоятельны
и по сюжету, они должны соответствовать
содержанию литературного произведения.
Искусство иллюстрации книг
является самостоятельным видом изобразительного
искусства, оно очень своеобразно и специфично
и требует глубокого творческого подхода.
Произведения художественной литературы
могут быть понятыми читателями и без
иллюстраций, но всё-таки иллюстрации
нужны. Они имеют большое значение в литературно-художественной
книге, а именно:
с помощью иллюстраций читатель
может более полно познать литературный
текст, правильно его истолковать, понять
его смысл;
иллюстрации помогают выявить
основные идеи литератора;
читатель с помощью графических
изображений может яснее представить
себе образы героев книг;
иллюстрации повышают эмоциональное
воздействие на читателя.
Иллюстрация не только истолковывает
текст, но и обогащает его в своих зрительных
образах, комментирует, развивает и дополняет
мысли писателя или поэта. Важнейшими
особенностями иллюстрации являются её
зависимость от литературного текста
и прямая цель – дополнить в наглядно-зрительных
образах повествование автора. Часто она
в отрыве от литературного текста может
быть не понята зрителем. В ряду изобразительных
искусств книжная иллюстрация по массовости
повторения и распространения оригинала
занимает ведущее место. Эта особенность
иллюстрации подчёркивает её социально-воспитательную
роль и большую ответственность издательств
перед читателями по созданию настоящих,
подлинно художественных иллюстраций.
Иллюстрации всегда выступают как составная
часть книги, тесно связанные не только
с её содержанием, но и с её способом печати
и брошюровки, техникой её исполнения.
Качество иллюстрации в книге зависит
не только от художников, но и от редакторов,
работников типографии, т.е. иллюстрация
становится в какой-то мере плодом коллективного
труда.
Виды иллюстраций
Виды иллюстраций можно рассматривать
по их значению и месту в книге, по их связи
с художественными особенностями литературного
текста, по технике исполнения и полиграфическому
воспроизведению.
Иллюстрации по значению и месту
в книге и на странице могут быть разделены
следующим образом:
Иллюстрации-заставки. Они призваны знаменовать начало одной
из частей повествования, поэтому всегда
помешаются в начале части или главы книги.
Место её на книжной странице — вверху
и при ощутимом отрыве от текста. По своему
содержанию заставка может быть нескольких
типов. Один из них – изображение сцены,
описываемой в начале главы. Другой тип
– заставка, говорящая о главной теме
части или главы. Изображение на ней должно
показывать кульминационный момент, подчёркивать
то, что хотел выделить писатель. Третий
тип – заставки, показывающие либо место
действия, либо пейзаж, который должен
вызывать у читателя соответствующее
главе настроение. В книгах обычно бывает
несколько заставок, и редактору необходимо
следить за единством их формата и типа.
Хорошим примером можно считать заставки
Кукрыниксов к “Даме с собачкой” А.П.Чехова.
(см. Приложение 1)
В них изображены пейзажи Москвы
и Ялты. Они показывают не просто место
действия, о котором идёт речь в главе,
а изображают путём ритмического чередования
белых и чёрных пятен (движущиеся фигуры)
некую застывшую жизнь, статичность, тихий
и грустный покой. Читатель, остановив
взгляд на них, проникается определённым
настроением, с которым он должен вступить
в чеховское произведение, подготавливается
к активному восприятию текста.
Иллюстрации-концовки. Они применяются только в конце частей,
глав отдельных рассказов или всей книги.
Иногда концовка показывает заключительное
действие повествования, тесно сливается
с тем, на чём заканчивает свой рассказ
писатель. Другие концовки вызывают определённое
настроение у читателя, которое звучит
в тон литературному тексту. Они могут
быть сюжетно-тематическими или символическими.
Редактору здесь необходимо следить за
тем, чтобы концовки хорошо композиционно
сочетались с концевой полосой и воспринимались
рисунками, заканчивающими текст, ставящими
точку.
Иллюстрации-заставки и иллюстрации-концовки
взаимосвязаны друг с другом, потому что
они начинают или заканчивают один текст.
Эта зависимость должна учитываться редактором
при выборе форм и тем заставок и концовок.
Талантливым мастером этого вида иллюстраций
был Е.Е.Лансере. Сюжетное и символическое
содержание его заставок и концовок прекрасно
сочетается со строгим декоративным решением
и служит как украшению, так и раскрытию
идейно-образного содержания книги.
Иллюстрации полосные, полуполосные или форматные, оборочные
и рисунки на полях.
Все эти иллюстрации располагаются внутри
текста, их место в книге определяется
рядом с тем текстом, который они раскрывают
в зрительных образах. Иногда полосные
иллюстрации не удаётся расположить в
соседстве с текстом, к которому они относятся.
Это происходит из-за особенностей брошюровки,
по технической необходимости, поэтому
такие иллюстрации имеют неприятную для
читателей пометку – относится к такой-то
странице. Здесь редактору нужно обязательно
проверить правильность отсылки.
Перечисленные иллюстрации
отличаются форматом. Выбор формата должен
диктоваться важностью иллюстрируемого
события, образа и др. Например, кульминационные
части повествования иллюстрируются полосными
рисунками. Этим подчёркивается их значение,
акцентируется внимание читателя на изображаемом.
Менее значимые части повествования выступают
в качестве форматных или полуполосных
иллюстраций. В отличие от заставок, текст
к ним должен плотно примыкать то снизу,
то сверху, а то и снизу и сверху, иллюстрации,
выполняя роль узкой конкретизации текста,
должны иметь маленький размер и либо
врезаться в текст, либо лежать на полях
страницы. Величина рисунков на полях
определяется величиной полей, избранных
для книги.
В книгах, где используются
различные виды иллюстраций, редактору
необходимо обращать внимание на их ритмичное
чередование и равномерную насыщенность
ими всего текста.