Медиапланирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время коммуникация становится объектом исследования, поскольку от уровня знания этих процессов зависят результаты исследования. Перед обществом возникает новая задача - как объединить в единые типы поведения социальные группы с автономным поведением, как достичь консенсуса. Система иерархической коммуникации, где главным компонентом был приказ, стала меняться на систему демократической коммуникации, где основой становится убеждение. Это не только новые для нашего общества задачи, но и достаточно сложные. Они предполагают гораздо больший интеллектуальный уровень в системе управления.

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты осуществления массовой коммуникации

1.1. Понятие и роль массовой коммуникации

1.2. Понятие функции массовой коммуникации и ее эволюция

1.3. Средства и модели массовой коммуникации

2. Реализация функций массовой коммуникации в современной России

2.1. Массовые коммуникации в контексте процессов глобализации

2.2. Эффективность процесса массовой коммуникации

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

      Главными направлениями деятельности по достижению целей глобализации являются разрушение государственности глобализирующихся стран, лишение их национальной и этнической идентичности, традиционных идейных, духовно-нравственных ценностей и ориентиров. Уже сам характер целей предопределяет, что важнейшую роль в этом процессе должна играть массовая коммуникация на основе использования новейших информационных технологий, а главным объектом её воздействия является общественное сознание.

      Российская  система массовой коммуникации вполне отчётливо включена в названную  деятельность, и именно она определяет их нынешнее состояние. Это подтверждает характер происходящих в этой сфере процессов. Их общая направленность заключается в следующем.

      Реализуя  в соответствии с целями глобализации задачу коррекции общественного  сознания, российские СМИ, прежде всего, воздействуют на познавательную деятельность человека. Алгоритм весьма стандартный: во-первых, проводится селекция фактов действительности (чем сразу же, "на входе" искажается картина) и затем, во-вторых, каждый из отобранных превращается в определённую "модель", то есть некое его адаптированное представление. Делается это не с целью облегчения процесса познания, а с целью непосредственной манипуляции сознанием. Упрощение реальной жизни в её модельном отображении осуществляется в строгом соответствии с системой идеологических принципов и критериев, установленных властью. В рамках принятой идеологии формулируется стратегическая задача, которая конкретизируется и реализуется средствами политики: соответствующим обучением и подбором кадров, установлением определённых экономических и юридических норм функционирования СМИ, системы доступа к техническим средствам связи и т.п.

      Как известно, массовая культура - есть порождение современного общества, индустриального, научно-технического в своей основе, необходимым условием и одновременно целью "эффективного" функционирования которого является определённый уровень унификации людей. Глобализация радикально повышает требования к масштабам унификации "человеческого материала". Она нивелирует и обезличивает особенности и самобытность культуры каждого народа. Она способствует объединению индивидов в социальное и культурное целое, но это целое - "массовое общество" и, добавим, - "контролируемое общество".

      Глобализация  культуры проявляется как тенденция  диффузии культурных образцов западной цивилизации на весь остальной "нецивилизованный" мир. Теоретической основой этого процесса является положение, сформулированное М. Кастельсом: "Те силы, которые являются выразителями устремлённой в будущее самобытности, направленной на изменение культурных кодексов и кодов, неизбежно должны выступать в качестве носителей символов. Они должны воздействовать на культуру виртуальной реальности, которая обеспечивает рамки коммуникаций в обществе сетевых структур, видоизменяя её в интересах альтернативных ценностей и вводя новые коды и кодексы". При этом всё традиционное многообразие культуры постепенно унифицируется и перерабатывается в составные части единого гигантского мультимедийного шоу. Человек в этих условиях теряет свою культурную идентичность, характерный этно-национальный колорит, становится механическим роботом. Именно поэтому для распространения, насаждения, внедрения по всему миру определённых стандартов, образцов поведения и мышления, то есть "массовой культуры", с помощью информационной манипуляции общественным сознанием используется весь арсенал новейших средств и технологий: телевидение, радио, аудио-, видеозаписи, пресса, Интернет и т. д. Как известно, "массовая культура" ориентирована на материальное потребление, бедна гуманитарными знаниями, характеризуется убожеством и примитивностью духовно-нравственных ценностей, фактически устраняет творческие начала из общественной жизни, пропагандирует насилие и т. д.

      Поведение социума, таким образом, определяется заданной ему с помощью СМИ  модели мира. Достаточно откорректировать модель мира, исказив цели, правила, факты и "запустить" в массовую коммуникацию и люди сами послушно и, как им будет представляться, самостоятельно станут исполнителями чужой воли.

      В результате в условиях современного "информационного общества" впервые за всё время существования человека как разумного существа исчезает не только противоречие, но даже внятное различие между внутренним миром самого субъекта и тем представлением об окружающим его внешнем мире, которое ему внедряется в сознание СМИ. Тем самым существенно меняется всё. Прежде всего, упраздняется духовная свобода, основанная на противопоставлении своего внутреннего мира окружающему. Кроме того, разрушается принцип достоверности, основанный на различении предмета и его восприятия. Исчезает, наконец, категория нормы, обеспечивающая возможность оценивать уровень достоверности поступающей информации. Таким образом, в "информационном обществе" снимается всякое различие между живым сознанием и "искусственным интеллектом".

      Таким образом, современная российская реальность - это вовсе не информационное общество, так как оно, как отмечалось выше, если и существует, то далеко не везде, а глобализация, которая сделала продвижение капитала беспрепятственным и не зависящим от государств, где капитал победил собственные национальные интересы.

 

       2.2. Эффективность  процесса массовой коммуникации

      Как известно, важнейший элемент демократии и условие эффективности массовой коммуникации - свобода слова. Но свобода слова в государстве, устремлённом в глобализирующийся мир, - феномен весьма своеобразный.

      Ведь  свобода слова теряет смысл, если она не сопряжена с обязанностью адресатов слушать это "слово". Однако гласность времён "демократии" в России не сопровождается слышимостью, работает в одностороннем режиме, и используется преимущественно для самовыражения журналистов и для выяснения отношений между "элитами". "Свободу слова" получила узкая группа вхожих в Кремль журналистов, а также очень богатых телевизионных ведущих, использующих свою "свободу" для клановых информационных войн, для электронного подавления народного недовольства, для бесконечных игр и забав. В настоящее время органы государственной власти присвоили себе право вообще не реагировать на содержание массовой коммуникации даже в тех случаях, когда оно касается их самым непосредственным образом. Это означает фактическое уничтожение "свободы слова".

      Как видно, "свобода слова" обеспечивается и формируется не на уровне доступа  к информации, а в технологиях, механизмах и критериях, в соответствии с которыми происходит перевод "фактов" в "информацию". Монополизация, контроль и цензура над содержанием МК осуществляется именно на этапе порождения журналистской информации: отбор, селекция, интерпретация "фактов" происходит именно в момент превращения их в "информацию".

      Примером "действенности" свободы слова в современной России являет процесс принятия закона об отмене льгот.

      Напомним, что органы власти в начале 2004 года представили проект закона об отмене льгот и замене их некими денежными  компенсациями. Был организован ряд социологических опросов населения. Провёл такой опрос в интерактивном режиме и телеканал "ТВЦ":

      29 апреля 2004 года: "Что Вы предпочитаете:  льготы или денежные компенсации?".

      Льготы 10506 (95,9%)

      Денежные  компенсации 450 (4,1%)

      Всего: 10956

      

      Рис.1. Результаты опроса населения по проблеме предпочтений. Вопрос: "Что Вы предпочитаете: льготы или денежные компенсации?". 

      Население, как видно, высказалось довольно однозначно в пользу сохранения льгот. Реакция власти была специфической. В течение трёх месяцев до момента рассмотрения этого проекта в Госдуме по всем телевизионным каналам ежедневно по нескольку раз в день зрителям представляли сюжеты, в которых не совсем адекватные старички или старушки из полузабытых, умирающих деревень горячо и страстно доказывали изумлённым зрителям преимущества отмены льгот. Предполагалось, что после таких "разъяснений" население сможет понять и оценить стратегическую глубину предложения властей и масштабы благ, которые воспоследуют в случае его принятия.  

      Были  проведены контрольные (с целью  проверки результатов напряжённой  работы) опросы, в том числе и  телеканалом ТВЦ в том же режиме:

      21.07.04. "Удалось ли Вас убедить  в необходимости замены льгот  на денежную компенсацию?"

      да 859 (5,5%)

      нет 14460 (93,2%)

      колеблюсь 197 (1,3%)

      Всего: 15516

      

      Рис.2. Результаты опроса населения по проблеме предпочтений. Вопрос: "Удалось ли Вас убедить в необходимости замены льгот на денежную компенсацию?" 

      Уже сама формулировка вопроса выдаёт цели этой масштабной, хорошо скоординированной  и ресурсозатратной акции, на реализацию которой была мобилизована вся мощь массовой коммуникации. Эта цель - убедить  население, что задуманный властями очередной удар по их благосостоянию принесёт им счастье. То есть эта цель исключительно пропагандистская.

      Представленная  эмпирия позволяет сделать следующие  выводы о результатах проведенной  коммуникативной акции:

      1. интерес населения к проблеме  отмены льгот (то ли благодаря, то ли вопреки проведенной акции - другой вопрос) существенно повысился (за полчаса "интерактива" в студию позвонило в 1,5 раза больше слушателей);

      2. консервативное и неблагодарное  население неспособно понять  и по достоинству оценить благостные  инициативы своих "лидеров" и жёстко упорствует в их неприятии;

      3. у населения сформировался довольно  прочный иммунный барьер по  отношению к информационным технологиям,  и та примитивная пропагандистская  продукция, которая была предъявлена  аудитории в поддержку закона по отмене льгот, не только не произвела необходимое впечатления на ограбленное и порядком обнищавшее население, но привела к обратному результату;

      4. в целом стало ясно, что пропаганда  пробуксовывает, она слишком заметна  и явна на фоне неадекватных сложившейся ситуации реакции властей.

      Существует  мнение, что телевизионные "интерактивы" нерепрезентативны. Да, действительно, 100%-й репрезентации они не обеспечивают. Однако существенные тенденции они воспроизводят весьма чётко. Это подтверждают материалы специальных, проведенных с соблюдением всех методических премудростей социологических исследований. Так, вполне профессиональная социологическая структура "Левада-Центр" провела в январе 2005 года (уже после придания названному проекту статуса закона) репрезентативный для взрослого населения РФ опрос. На вопрос: "Как Вы думаете, соответствует ли денежная компенсация размеру тех льгот, взамен которых она назначена?" ответы получены такие: да - 7%, нет - 69%, затруднились ответить - 24%

      Как видно, доля согласных с данным законом осталась практически неизменной.  

      Дальнейшие  события (когда почти во всех городах  пенсионеры вышли на акции протеста) ещё более отчётливо выявили  всю степень конфронтации между  властью и населением: одни упорствовали в "продавливании" своего абсолютно антисоциального закона, другие в его полном неприятии. Это показал очередной интерактив на ТВЦ.

      14.01.05. "Ваше отношение к уличным протестам льготников":

      сочувствую 629 (1,7%)

      осуждаю 760 (2,1%)

      поддерживаю 34945 (96,2%)

      Всего: 36334

      

      Рис.3. Результаты опроса населения по проблеме предпочтений. Вопрос: "Ваше отношение  к уличным протестам льготников" 

      До  сих пор доводы в защиту непопулярных, разрушительных для страны реформ приводятся, странные, не вяжущиеся со здравым смыслом. Но воздействие реформ на массовое сознание многократно усиливается в силу того, что коммуникации между властью и населением практически не существует: никаких вопросов властным структурам "посторонние" задать не могут, "жертвам реформ" в диалоге с чиновниками, хотя бы и заочном, отказано. К обсуждению последствий реформ категорически не допускают специалистов - врачей, преподавателей, ученых. Но зато когда закон вошёл в силу, СМИ показывают демонстрации пенсионеров, ОМОН, тех же чиновников с их неадекватными заявлениями. Такими мерами телевидение просто усугубляет конфликт, растаптывает авторитет власти, загоняя ее в тупик. Этим во многом и объясняются не прекращающиеся акции протеста. В целом положение следует признать весьма напряжённым.

      Таким образом, фактором, определяющим содержание, состояние, направленность и все важнейшие характеристики массовой коммуникации в современной России, являются процессы глобализации, реализующиеся в ней самым интенсивным образом.

      Практически всё содержание коммерческих СМИ предназначено не столько для информирования аудитории, сколько для трансформации, коррекции общественного сознания, его подготовки к существенному переустройству общества. Это означает, что настойчиво внедряемый как базовый принцип "рыночной конкуренции" СМИ при отсутствии дополнительного (государственного) регулирования способен только ограничить доступ к информации, радикально сузить разнообразие её форм, привести к высокой монополизации коммуникативного процесса.

 

       Заключение

      Коммуникация  является одной из центральных составляющих современного общества. Статус страны, фирмы, организации в реальном мире определяется также ее статусом в  информационном пространстве.

      Человечество  давно ведет психологические  войны и пропагандистские кампании. Сегодня они опираются на четкое знание коммуникативных закономерностей. Знание предложенных в разнообразных науках коммуникативных моделей помогает созданию эффективных процессов воздействия как в случае рекламы, так и в ситуации паблик рилейшнз.

Информация о работе Медиапланирование