Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 00:59, реферат
Важно отметить, что в целом индивид не сам выбирает свой гендерный пол. Подавляющее влияние на выбор оказывает общество: семья, система образования, культура и каналы её трансляции (СМИ), которые внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила поведения и создают представления о том, кто есть "настоящий мужчина" и какой должна быть "настоящая женщина", и где ты должен стоять в этом диапазоне. Гендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных, например, право, и культурных механизмов, например, стереотипы в СМИ, всю жизнь.
Содержание 2
Введение 3
1. Понятие гендера. Различие гендерного понимания устройства общества от биологического 4
2. Понятие гендерных отношений 9
3. Конструирование гендерных отношений 11
4. Роль СМИ в конструировании гендерных отношений 15
4.1 Понятие СМИ 16
4.2 Конструирование гендерных отношений через СМИ на современном этапе 18
4.2.1 Тенденция первая: трансформация понимая гендерной дихотомии 19
4.2.2 Тенденция вторая: стремление к сохранению патриархального уклада общества 23
4.2.3 Тенденция третья: стремление слабого гендерного пола к равноправию 25
Заключение 27
Источники и литература 28
Достаточно проанализировать функции СМИ, чтобы оценить их огромную роль в процессе конструирования гендерных отношений. Информационная функция, функция социальной связи, функция преемственности, функция интеграции и социального общения, функция личностной идентификации, сознательно или нет, влияют на то, какую форму и содержание приобретают гендерные отношения в конкретном обществе. Главным образом, как уже отмечалось выше, это достигается через трансформацию стереотипов, в том числе и гендерных. Делается это просто, ведь гендер – это воплощение культурных норм и представлений, т.е. он входит в перечень того «материала», что обычно транслируется через СМИ.
Гендерные стереотипы - внутренние установки в отношении места женщин и мужчин в обществе, их функций и социальных задач.
В зависимости от того какие стереотипы транслируются через СМИ, можно говорить о том, что гендерный текст, передающийся через СМИ является либо барьером, либо помощником в установлении подлинного гендерного равенства в нашем обществе.
Сама суть влияния СМИ заключается в следующем:
Представленные в СМИ образы, символическое значение которых отсылает адресата к ритуалам повседневности, являются частью контекста, в рамках которого происходит определение и идентификация гендерной принадлежности индивида. В современном обществе СМИ берут на себя важнейшие функции социального гида. Позиционируя индивида в бесчисленных ситуациях, они снабжают нас информацией о принятых в данном обществе правилах поведения, моральных нормах, образе жизни. В ходе социальной коммуникации символические репрезентации женственности и мужественности, представленные в СМИ, передают информацию о характерных особенностях межличностных взаимоотношений мужчин и женщин, свойственных данной культуре, осуществляя некоторую корректировку гендерных стереотипов аудитории [15].
В настоящее время существует множество тенденций развития гендерных отношений под влиянием деятельности СМИ. Это и значительные трансформации в понимании идеи гендерной дихотомии, и стремление сохранить патриархальный уклад общества, тем самым способствуя понимаю гендерных отношений как одного из типов властных отношений с неравным распределением власти, и, наконец, третья тенденция, которая тесно связана с предыдущей, – стремление слабого, в понимании общества, гендерного пола построить такие гендерные отношения с противоположным гендерным полом, которые заключались бы в равном распределении прав, власти и привилегий.
Гендерная дихотомия
– это разделение гендера на маскулинное
начало и феминильное. Соответственно,
трансформация понимания
Подобная тенденция связана, прежде всего, с усилением процесса глобализации и переходом России на рыночную экономику, что способствует формированию общества потребления, в котором важным элементом является идея. В конкурентном преимуществе находится тот производитель, который способен произвести идею, вызывающую у потенциальных потребителей большее количество потребностей. Схема проста: чем большее количество потребностей вызывает твоя идея, тем больше товаров и услуг ты можешь произвести, а затем продать, потенциальным потребителям, чтобы те смогли удовлетворить ими свои потребности, соответственно, тем в большей выгоде и с большей прибылью ты остаешься.
Итак, в потребительском обществе продукты и услуги представляют собой не просто товары, удовлетворяющие потребности потребителей, а целые идеи. Таким образом, индивиды, делая свой выбор в пользу определенного товара или услуги, идентифицируют себя той или иной идеей, выбирая, в определенном смысле, стиль жизни и направление своего дальнейшего развития. Сложность заключается в том, что в погоне за прибылью производители, используя мощные технологии маркетинга и PR, часто просто манипулируют сознанием потенциальных потребителей, насильственным путем навязывая им ту или иную идею, побуждая их осуществлять выбор в пользу данной идеи, быть лояльным как самой идеи, так и организации производителя в целом.
Представление о гендере также является идеей, манипулируя которой также можно способствовать появлению большего количества потребностей у населения. Манипуляция происходит через каналы массовой коммуникации. И современная реальность такова, что в погоне за большей прибылью производители «идей» осознанно или нет, но через тексты, транслируемые в СМИ в процессе рекламы и продвижения товаров, в определенной степени повлияли и продолжают влиять на стирание четкой границы между гендерными полами. Причем, во многом на появление данного явления повлияла активная эксплуатация образов сексуальности обоих полов в СМИ. Выбор именно этого пути неслучаен. «Сексуальность пропитывает жизнь общества в самых разных его сферах. В ней энергетика взаимного притяжения физических полов, обозначенных с помощью символических средств. Размывание гендерной границы чревато противоречивыми последствиями: с одной стороны, на ней зиждется социальное неравенство мужчин и женщин, а с другой – в этой границе корни энергетики сексуальности. Женщина, внешне неотличимая от мужчины, теряет силу соблазна. В результате подрывается не просто символическая граница, но и фундаментальная для общества сила полового влечения. Под вопрос ставится само существование физического пола как элемента социальной структуры» [16].
Тенденция эксплуатации образов сексуальности в современном обществе возникла также благодаря смещению акцентов в российской экономике от производства в сторону торговли. До этого момента взгляд на сексуальность в традиционной представлениях был проще. Девушки становились женами и матерями, защищая свою невинность и девственность для привлечения подходящего мужа. Жизнь юношей была преимущественно ориентированной на карьеру (мужчина – добытчик и защитник семьи и её благополучия). Сегодня их цели определяются уже не столь однозначно. Представления о «правильном» и «неправильном» сексуальном поведении и образе стали более разнообразными.
Молодежные журналы способствуют формированию идеологии отношений между полами, представлений о способах сексуального выражения и сексуальной власти. Видеоклипы знаменитых поп и рок-звезд являются мощным транслятором авторитетных представлений о сексуальности. Популярные музыка и танцы всегда были связаны с ритуалом сексуального акта, где ритм музыкального пространства и свободные телодвижения обеспечивают сексуальное освобождение и означают привлекательность.
Мужская сексуальность начинает приобретать больше феминных черт, причем с одобрения общества. Формируется новое представление мужской сексуальности. Допустимыми являются проявления нежности и душевной тонкости. Интеллект теперь ценится выше физической силы и грубости. Современный идеальный мужественный образ среди довольно многочисленной части молодого населения представляется в виде успешного метросексуала, в образе которого присутствует много от женского начала. Мужчины все большее внимание уделяют внешности и внешним атрибутам. Традиционный тип гендерных отношений предполагает, что «настоящий» мужчина должен самоутверждаться не через внешность: культурная модель «сильного пола» или образец гегемонной маскулинности, исходит из того, что женщины любят сильных, смелых, богатых, властных и т. д. В то же время, с наступлением эпохи «общества потребления», мужчина оказывается под противоречивым давлением социокультурной системы. С одной стороны, навязывается модель «сильного пола», а с другой – это общество, где объем и стиль потребления превращаются в ключевые инструменты конструирования идентичности.
Наряду с тем, что в мужских журналах существуют образы традиционной маскулинности: транслируемые мужские ценности здесь – это успешность в бизнесе, дорогая машина, а также «пиво с мужским характером». Появляется феномен двойного стандарта, когда, например, в журнале «Maxim» есть собственный брэнд мужской краски для волос – на веб-сайте журнала можно найти «идеи, приемы и все о цвете» волос.
Женщина все чаще изображается в несвойственных для нее условиях и пространстве: так, например, для рекламы мужского журнала две обнаженные женщины изображаются любовницами, которых внезапно застал муж одной из них. Или примечателен образ женщины, рекламирующей пиво: она демонстрирует подчеркнуто мужское поведение: вальяжно сидит на диване, широко расставив ноги, а интерьер «украшен» беспорядочно разбросанными банками из-под пива.
В статье газеты «Аргументы и факты», говоря о современной формуле истинной женственности и настоящего мужества, канд. филос. наук, психоаналитик С. Крылова высказала сведущее мнение: «Сегодня "настоящим(ей)" можно назвать так называемую андрогинную личность. Такая личность вбирает в себя все лучшее из мужских и женских качеств. В настоящем мужчине органично уживаются сила, напористость и твердость вместе с такими "женскими" чертами, как гибкость, тактичность и "психологичность" [6].
Таким образом, выделяеются следующие тенденции трансформации гендерных ролей и их представления в СМИ: смягчение гендерной поляризации; появление вариаций в моделях гендерных образцов и сексуальных стратегиях индивида; смягчение традиционной модели власти-подчинения женщины мужчине, а также обособление феномена сексуальности – будучи феноменом изначально природного, предзаданного характера, он превращается в искусственное, инструмент развития жизненного стиля, что репрезентуется через масс-медиа.
Среди всех остальных
тенденций она является доминирующей.
Стоит отметить, что, несмотря на то,
что в настоящее время
Так, Петрова Р.Г. проведя контент-анализ таких печатных изданий, как «Известия», «Российская газета», «Республика Татарстан», «Татарские края» на основе таких смысловых индикаторов, как базовые категории пола (мужчина и женщина) и основные стереотипные символы маскулинности и фемининности, выяснила, что все вышеперечисленные газеты в подборе материалов отдают предпочтение «мужской» тематике. В содержании публикаций обращает на себя внимание, что в абсолютном большинстве статей описываются положительные маскулинные качества. Гендерный идеал мужчины представлен как «хороший руководитель», имеющий четкую цель, для достижения которой он обладает такими качествами, как решительность, энергичность, ум, дипломатические способности. Мужчине отводятся такие сферы деятельности, как политика, экономика, частный бизнес, информационные технологии.
Гендерный идеал женщины отмечен такими качествами, как доброта, терпеливость, настойчивость в достижении цели, внешняя привлекательность, обаятельность, в то же время женщина должна быть сильной, независимой, самостоятельной «леди», умеющей компенсировать недостатки мужчин. К числу негативных качеств редакция газеты относит непредсказуемость женского поведения, проституцию. Женщине отводится традиционная роль домашней хозяйки, ее сферами деятельности признается частный бизнес, искусство [17].
Если говорить о социокультурном
конструировании гендерных
Это явление находит свое отражение даже в политической рекламе. «В ходе избирательной кампании по выборам губернатора Санкт-Петербурга в сентябре 2003 года один из кандидатов в губернаторы - С.Беляев - выдвинул лозунг – «Губернатор - мужская работа». В своей газете и листовке «Губернатор - мужская работа» С.Беляев в обращении к женщинам четко определяет круг их возможностей: «Дорогие женщины! Вы - самые прекрасные, нежные и понимающие на свете. Я, став губернатором, сделаю все, чтобы вы могли спокойно растить детей, заботиться об их здоровье, воспитании, учебе… А всю необходимую, но не всегда приятную работу сделаем мы – мужчины»» [14].
Это всего лишь один из многих яркий примеров, доказывающих вышесказанное утверждение о сохранении мужской доминантности в обществе.
Начиная с XIX века идет более или менее организованная борьба женщин за равенство прав женщин и мужчин. Первоначально лидерами этой борьбы на Западе были суфражистки, требовавшие предоставления женщинам избирательных прав. Когда эта цель была достигнута, в перечень целей вошло равенство возможностей в области образования, на рынке труда, в профессиональной или политической карьере, в семейной жизни и науке. Феминистки пытались добиться своих целей, главным образом, разрушая традиционные стереотипы общества об идеальном образе женщины, женственности. Феминистское движение стало вехой в истории человечества, и естественно СМИ не могли обойти это направление стороной. Отражая события действительности, они волей-неволей способствовали изменению массового представления общества об образе типичного женского. Изменения, связанные с трансляцией нового гендерного текста в СМИ произошли в ХХ веке как на Западе, так и в СССР. Типичная женщина, бывшая домохозяйкой, во всех странах прошедших индустриализацию стала работницей. Все активнее идет продвижение женщин на ответственные посты в мире экономики, науки.