Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 00:59, реферат
Важно отметить, что в целом индивид не сам выбирает свой гендерный пол. Подавляющее влияние на выбор оказывает общество: семья, система образования, культура и каналы её трансляции (СМИ), которые внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила поведения и создают представления о том, кто есть "настоящий мужчина" и какой должна быть "настоящая женщина", и где ты должен стоять в этом диапазоне. Гендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных, например, право, и культурных механизмов, например, стереотипы в СМИ, всю жизнь.
Содержание 2
Введение 3
1. Понятие гендера. Различие гендерного понимания устройства общества от биологического 4
2. Понятие гендерных отношений 9
3. Конструирование гендерных отношений 11
4. Роль СМИ в конструировании гендерных отношений 15
4.1 Понятие СМИ 16
4.2 Конструирование гендерных отношений через СМИ на современном этапе 18
4.2.1 Тенденция первая: трансформация понимая гендерной дихотомии 19
4.2.2 Тенденция вторая: стремление к сохранению патриархального уклада общества 23
4.2.3 Тенденция третья: стремление слабого гендерного пола к равноправию 25
Заключение 27
Источники и литература 28
Стоит так же отметить, что гендерные отношения существуют и реализуются на различных уровнях функционирования социальной реальности:
Макросоциальный уровень |
Мезоуровень |
Микроуровень (ближайшее окружение) |
Интраиндивидуальный уровень |
Гендерные отношения представлены общественными отношениями и детерминируются системой гендерных представлений |
Гендерные отношения выступают как межгрупповые (между группами мужчин и женщин) и управляются гендерными стереотипами |
Гендерные отношения раскрываются в межличностных контактах между представителями различных полов и задаются гендерными установками |
Гендерные отношения
проявляются в виде самоотношения
и переживания собственной |
Очевидно, что природа гендерных отношений противоречива и многогранна, та же, как и сам феномен существования гендера. Мы не будем углубляться в поиски решения конкретно этой проблемы. В рамках данного исследования нам важна лишь такая характеристика гендерных отношений, как динамичность, изменяемость во времени и со временем. Именно опираясь на данный аспект исследуемого нами объекта можно предположить, что если гендерные отношения способны к изменениям, то процесс их модификации может происходить как пассивно, так и активно, т.е. под действием сторонних сил. Таким образом, уместнее было бы уже говорить о конструировании гендерных отношений.
Взаимоотношения
женщин и мужчин – важный фактор
социального развития, поскольку
они представляют собой две самые
большие социально-
К сожалению, на данном этапе развития общества гендерные отношения часто воспринимаются как один из типов властных отношений, характеризующийся неравным распределением власти, ресурсов и прав между гендерными группами. Поэтому исправить эту ситуацию можно только с помощью достижения гендерного консенсуса, т.е. согласия, представляющего собой состояние, признак или процесс взаимодействия между гендерными субъектами, стремящимися иметь сходные ценности, потребности, интересы, цели.
Гендерное согласие как система состоит из элементов: субъектов (мужчин и женщин), их взаимодействия, и гендерно чувственного социального настроения. Такое согласие, в свою очередь, достигается созданием гармонии и толерантности в гендерных отношениях. Гендерно-согласительное общение предполагает наличие у его участников толерантного сознания, которое выражается:
Задача конструирования
гармоничных и толерантных
В России подобные исследования пока немногочисленны, однако наблюдается тенденция их нарастающей популярности. Они все чаще и чаще встречаются в отечественной в научно-популярной литературе, в социально-политических контекстах; в практике работы Госкомстата существует рубрика «гендерная статистика»; целый ряд научных учреждений, ведущих исследования в области отношений между полами, называются центрами гендерных исследований [2]. Важно, что гендерные отношения – составляющая социальных отношений, значимого элемента общественного устройства, поскольку мужчины и женщины – не только биологически разные, но и социально неравные люди, и это неравенство, касающееся их возможностей, личных судеб, и даже того, как о них говорят и думают, буквально пронизывает все сферы жизни. Именно поэтому их так важно контролировать и конструировать. Причем усилия должны осуществляться на каждом из уровней гендерных отношений, через высокоразвитую систему управления общественными гендерными отношениями.
Всемирный банк поставил своей задачей в XXI веке бороться с гендерным неравенством. В этой связи он сделал соответствующее заявление. Оно гласит: равенство предполагает, что женщины и мужчины свободны выбирать различные (или сходные) роли и различные (или сходные) конечные результаты – в соответствии со своими предпочтениями и целями. Разные культуры и общества могут следовать разными путями в своем стремлении достичь гендерного равенства .
Всемирный банк предлагает три составные части стратегии по обеспечению гендерного равенства:
Стратегия Всемирного банка в области гендерной политики разработана с учетом опыта ведущих стран мира. Она является универсальной и достойна быть взятой на вооружение всеми государствами, стремящимися к стабильности в развитии, поскольку каждому государству необходим национальный механизм по реализации гендерного равенства, который идеально подходит именно его реалиям и характеру проблем.
В России такой механизм находится в стадии разработки и становления. Речь идет о следующих документах: Конституции РФ, Конвенции улучшения положения женщин, Конвенции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, многих социально-экономических и социально-защитных актах. Одной из самых насущных задач является переориентация сознания людей, направленная на преодоление патриархальных устоев, отводящих женщине второстепенную роль, а так же формирование положительного, позитивного образа (имиджа) идеального «мужского» и идеального «женского» отечественной действительности. Задачи этой стратегии в России такие:
Для обеспечения решения задач, указанных в Стратегии, необходим действенный национальный механизм по его введению в практику. Эгалитарная политика должна осуществляться через деятельность национальных институтов, призванных заниматься гендерными проблемами: Департамент по проблемам семьи, женщин и детей при Министерстве труда и социального развития РФ, Комитета по делам женщин, семьи и молодёжи при Государственной Думе. Кроме того, в регионах должны действовать комитеты и комиссии по делам женщин, семьи и детей. Пока же, как отмечают специалисты в области феминологии Е.М. Зуйкова и Р.И. Ерусланова, «реальных результатов нет» [13].
Обычно, в любом обществе
типичными инструментами
Живя в информационном обществе, где главной ценностью является информация, СМИ, как каналы передачи массовой информации, окружают нас буквально везде и становятся нашими постоянными спутниками в жизни. Постоянно транслируя нам беспрерывный поток информации, СМИ сегодня стали мощнейшим фактором формирования общественного сознания. Они закрепляют в общественном мнении определенные, образы понятия и стереотипы. Сегодня в современном мире темп жизни заметно увеличился, а поток информации возрос, поэтому стереотипы имеют большое значение для нормального функционирования социума и человека в нем. Прежде всего, они выполняют функцию "экономии мышления", содействуют известному "сокращению" процесса познания и понимания происходящего в мире и вокруг человека, а также принятию необходимых решений. Стереотип способствует созданию и сохранению положительного "Я-образа", защите групповых ценностей, объяснению социальных отношений, сохранению и трансляции культурно-исторического опыта [14]. Гендерные стереотипы выполняют все вышеназванные функции, аккумулируя опыт поколений относительно поведения женщин и мужчин, их черт характера, моральных качеств и т.д.
Исходя из этого, очевидно, что СМИ обладает огромным потенциалом в конструировании гендерных отношений в обществе. Поэтому важно понимать силу влияния СМИ на характер гендерных отношений.
В соответствии с ФЗ о
СМИ под массовой информацией
понимается предназначенное для
неограниченного круга лиц
Под СМИ понимаются периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, а также иная форма распространения массовой информации.
Под периодическими печатными изданиями понимаются любые издания, которые имеют постоянные названия, текущий номер и периодичность выхода (не реже одного раза в год).
Радио-, теле-, видеоформой периодического издания понимается аудио- и видеовизуальные сообщения и материалы, которые также имеют постоянные названия и периодичность выхода не реже одного раза в год.
СМИ – это учреждения, созданные для открытой публичной передачи различных сведений любым лицам с помощью специального техничесого оборудования.
Основные компоненты системы СМИ – телевидение, радио, пресса, Интренет, информационные агентства.
Основные черты СМИ:
Функции СМИ применительно к социуму:
Функции СМИ применительно к индивиду: