Понятие гендера. Различие гендерного понимания устройства общества от биологического

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 00:59, реферат

Краткое описание

Важно отметить, что в целом индивид не сам выбирает свой гендерный пол. Подавляющее влияние на выбор оказывает общество: семья, система образования, культура и каналы её трансляции (СМИ), которые внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила поведения и создают представления о том, кто есть "настоящий мужчина" и какой должна быть "настоящая женщина", и где ты должен стоять в этом диапазоне. Гендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных, например, право, и культурных механизмов, например, стереотипы в СМИ, всю жизнь.

Содержание

Содержание 2
Введение 3
1. Понятие гендера. Различие гендерного понимания устройства общества от биологического 4
2. Понятие гендерных отношений 9
3. Конструирование гендерных отношений 11
4. Роль СМИ в конструировании гендерных отношений 15
4.1 Понятие СМИ 16
4.2 Конструирование гендерных отношений через СМИ на современном этапе 18
4.2.1 Тенденция первая: трансформация понимая гендерной дихотомии 19
4.2.2 Тенденция вторая: стремление к сохранению патриархального уклада общества 23
4.2.3 Тенденция третья: стремление слабого гендерного пола к равноправию 25
Заключение 27
Источники и литература 28

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат - Роль СМИ в конструировании гендерных отношений.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

С началом перестройки  и переходом нашей страны в  категорию «открытых» изменения в представлении российского общества о типичном образе женственности стали ещё более интенсивными и ориентированными на Запад. Это связано с появлением большего количества потоков информации, которые в 90-е годы через каналы СМИ начали активно проникать в нашу страну. Кроме того, усилилась вариативность этих образов. Но если говорить конкретно о стремлении слабого гендерного пола установить равноправие, то стоит отметить, что один из образов заключался в том, что для современной женщины во многих развитых странах стало престижно быть хозяйкой собственной судьбы, иметь экономическую самостоятельность, подчеркивать свою индивидуальность. Для работающей женщины уже не приемлем образ себя, как дорогой куклы, демонстрирующей богатство мужа. Теперь она подчеркивает свой деловой характер, который проявляется во всем, что она делает. И сегодня часто образ бизнес-леди, настоящей амбициозной и смышленой преследовательницы своей карьеры, используется в сериалах и кинематографе. Все больше и больше символов принадлежности к «сильному» полу стали использоваться женщинами во внешнем стиле (брюки, сигареты, крепкие напитки и т.д.).

В качестве ещё одного примера символа степени раскрепощения женщин стало вождение автомобилей - некогда сугубо мужской стиль. Во многом желание женщины иметь и водить свой автомобиль – результат феминистского движения и стремления женщин равноправию, во многом – такое желание было навязано женщинам активной рекламной компанией, развернутой в западных СМИ. В развитых западных странах в конце ХХ века удельный вес женщин-водителей личных автомобилей почти сравнялся с удельным весом мужчин. В постсоветской России женщина за рулем по-прежнему является редкостью, хотя количество женщин приобщающихся к вождению растет стремительно. Однако равенство может быть достигнуто лишь при выходе российских семей на американский стандарт потребления, демонстрирующийся в рекламном лозунге: «автомобиль - каждому взрослому члену семьи» [16].

Все это: измененные внешние атрибуты, модели поведения, даже измененные у женщин модели потребления, – является гендерными символами и в совокупности образует гендерный капитал. СМИ используют символический капитал в производстве гендера, транслируя информационные сообщения реципиенту (обществу) через каналы связи с ним. Сегодня, используя в своей работе измененные гендерные символы, СМИ преднамеренно или нет, но тем самым транслируют эти символы вовне, влияя на общественное мнение, способствуя появлению большего числа его сторонников.

Заключение

Феномен гендерного устройства общества представляет собой огромный потенциал, облегчающий понимание  определенных сторон общественных отношений  и открывающий дополнительные возможности  для системы управления общественными  отношениями. Прежде всего, понимание данного феномена существенно упрощает в определенных ситуациях поиск ответов на вопросы что, как, для чего и при помощи чего доносить до членов общества с целью моделирования и управления их моделью поведения. СМИ, как один из неотъемлемых и важных элементов нашей современной жизни, пронизывает множество сфер общественной деятельности, буквально окружая нас со всех сторон. Функции СМИ таковы, что даже бесцельно показанные сериал на любую тематику будет являться определенным сообщением для общества, текстом транслирующим реципиенту, коим является общество, определенную информацию, несущую в себе набор ценностей, норм и правил общественного устройства. Индивид, воспринимая подобную информацию, соглашается с идей сообщения, идентифицируя свою систему ценностей с системой ценностей, содержащейся вОднако, как мы уже выяснили, СМИ обладает способностью внушать, навязывать ценности людям и в этом есть как свои плюсы, так и минусы. С одной стороны, подобное свойство представляет огромный потенциал для системы управления общественными отношениями, ведь используя его, можно сконструировать в сознании членов общества гуманное отношение друг к другу, выдвинуть в системе ценностей каждого индивида общечеловеческие ценности на первый план, научить толерантности, сдержанности, справедливости по отношению друг к другу, решить многие проблемы межполового взаимодействия, в том числе и многие семейные проблемы. С другой стороны, С другой стороны, многие компании-производители, коммерческие и общественные организации, сами СМИ могут использовать это свойство в личных целях, манипулирую сознанием индивидов себе во благо, навязывая отношения неравенства представителей различных гендерных полов, отдавая всю власть в руки лишь одного из полов, навязывая потребительское отношения индивидов друг к другу и к жизни в целом. И хотя миру коммерции это, наверняка, представляется огромным плюсом, в целом, это отрицательно сказывается на качестве общества, о чем свидетельствуют современные тенденции конструирования гендерных отношений в СМИ. Поэтому важно формировать в головах людей механизмы отбора информации, пропускающие в сознание людей лишь информацию, содержащую в себе ценности, служащие общему благу. Ведь по тому, насколько общество способно анализировать текст, в том числе и визуальный, выбирать те модели, которые помогают развитию, самореализации индивида и общества в целом, можно судить о перспективах данного общества.

Источники и  литература

  1. Воронина О. А. Московский центр гендерных исследований. Глоссарий // [определение понятия «гендер»]. URL: http://www.gender.ru/russian/glossary/
  2. Барчунова Т., Жидкова Е., Здавомыслова Е., Здравомыслова О., Попкова Л., Саморукова И., Семенова Л., Тартаковская И., Темкина А., Омельченко Е. Гендер для «чайников» ч.1. М., 2006 г.
  3. Гендерный глоссарий // [определение «гендер»]. URL: http://www.policy.hu/khassanova/glossary_rus.htm
  4. Сайт Википедии – свободной энциклопедии // [определение понятия «гендер»]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D1%80
  5. Константинов А. М и Ж: найди 10 отличий // Русский Репортер. 23 февраля, №7, М. 2012 г.
  6. Дубровская А. Е. Конструирование и репрезентация сексуальности мужчин и женщин // Дскуссия, № 1(19) январь 2012. – с. 135-139
  7. Шон Берн. Гендерная психология, СПб, 2001 г.
  8. Здравомыслова Е., Темкина А.. Социальное конструирование гендера как феминистская теория // Женщина. Гендер. Культура. М., 1999 г.
  9. Берн Шон Меган. Гендерная психология. (Секреты психологии), СПб., 2001 г.
  10. Основы гендерной культуры Программа спецкурса для старшеклассников - Тема 5: Гендерные отношения и их характеристика, 2005 г. // URL: http://vashpsixolog.ru/educating-students/85-courses-for-pupils/1018-osnovy-gendernoj-kultury-programma-speczkursa-dlya-starsheklassnikov?start=5
  11. Тюгашев Е. А. Семьеведение. Новосибирск, 2006 г.
  12. Клецина И., Иксанова Л. Гендерные отношения в молодой семье // [открытая библиотека научных сборников по гуманитарным дисциплинам].URL:http://utopiya.spb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=906:2010-06-29-14-49-35&catid=67:2010-06-13-07-23-09&Itemid=196
  13. Коростылева, Н.Н. Социальные гендерные отношения: путь к согласию // [сайт Федерации мира и согласия]. URL: http://www.ifpc.ru/index.php?cat=165
  14. Скорнякова С. С. Гендерные стереотипы в средствах массовой коммуникации // Актуальные проблемы теории коммуникации. СПб., 2004.
  15. Максимова О. Б. Гендерное измерение в современном социально-коммуникативном дискурсе: роль рекламы // Вестник РУДН  № 6-7, 2005 г.
  16. Ильин В.И. Социология потребления. Курс лекций (2003-2004 гг.) // [сайт проекта «социология потребления»]. URL: http://www.consumers.narod.ru/lections/gender.html
  17. Петрова Р.Г. Социокультурное конструирование гендерных отношений в средствах массовой информации // [электронный ресурс]. URL: http://do.teleclinica.ru/184809/



Информация о работе Понятие гендера. Различие гендерного понимания устройства общества от биологического