Поводом для
агрессии послужило проведение праздника
Дня независимости Казахстана на площади,
где уже несколько месяцев проходит забастовка
нефтяников в Жанаозене. Не вполне ясно,
с чьей стороны исходила провокация, но
завершилось все плачевно. Озлобленные
рабочие разогнали торжественное шествие
молодежи и детей, сожгли автобус, новогоднюю
елку и праздничные сооружения. В процессе
на подавление бунта была брошена полиция
и спецподразделения. Генеральной прокуратурой
сообщено, что против демонстрантов был
применен слезоточивый газ. Кроме того,
по данным российской газеты"Время", в районе
была отключена мобильная связь, а на выездах
из города установлены блокпосты.
Информация
о пострадавших весьма противоречива.
Так, например, телеканал К+ показал сюжет,
в котором очевидцы говорят о 15-20 погибших
от рук полиции. По их словам, сотрудники
силовых структур открыли огонь на поражение.
С официальной точки изложения информации,
массовые беспорядки в Казахстане 16.12.2011
привели к ранению нескольких человек.
Впрочем, с каждым часом появлялись все
новые свидетельства того, что в Жанаозене
действительно погибли люди.
В данном случае
интернет как информационный ресурс
был незаменимым рычагом для
информационного урегулирования конфликта,
т.к. скорость распространения информации
у данного вида СМИ гораздо выше и охват
целевой аудитории шире нежели у того
же телевидения.
Официальное
заявление Президента Республики Казахстан
Н.А.Назарбаева в конечном итоге
расставило все точки над «i».
Видео сюжет с объявлением участников
и организаторов той «шумихи» простыми
хулиганами, достаточно в скором времени
пресекли все сплетни и лишние вопросы
в адрес руководства РК.
1.3Международноесотрудничествовобластииспользованияирегулированиядеятельностисредствмассовойинформации
Бурноеразвитиеинформационныхтехнологий,котороехарактернодляконцаXXвека,поставилоюристовпередпроблемойвыделениягруппымеждународно-правовыхнорм,регулирующихиспользованиесредствмассовойинформациивтрансграничноммасштабе,вособуюотрасльмеждународногоправа.Обилиенормативногоматериалаипопыткиюристовсформулироватьнекоторыеспециальныепринципы,действующиевэтойобластимеждународныхотношений,непозволяюткатегорическиотрицатьфактстановлениятакойотраслимеждународногоправа.
Какнами ужебыло отмечено,традиционноксредстваммассовойинформацииотносятсярадиовещание,телевизионноевещание,распространениетиражированнойпечатной,звуковойивизуальнойпродукции.Снедавнихпорксредстваммассовойинформациисталиотноситьиглобальныекомпьютерныесети,впервуюочередь-интернет.Анализпрактикимеждународно-правовогорегулированияиспользованиясредствмассовойинформациипредставляетинтерессдвухточекзрения.Во-первых,существующиедоговорныеотношениявэтойобластиподлежаттщательномуизучениюдлявыяснениявопросаовозможностиицелесообразностиформулированияобщихпринциповмеждународногоиспользованиясредствмассовойинформации.Во-вторых,знаниесовременногосостояниядоговорныхотношенийвэтойобластинеобходимодляпримененияотдельныхнормпоаналогииктемвидамиспользованиясредствмассовойинформации,которыепоканепосредственнонерегулируютсямеждународнымисоглашениями.
Регулированиемеждународныхотношенийвобластимассовойинформациикасаетсятакихосновныхвопросов,кактехническиеусловияиспользованиясредствмассовойинформации,содержаниематериаловимеждународныйобменинформацией.Всеэтоосуществляетсякакнадвусторонней,такинамногостороннейоснове.
Допоявленияшироковещательнойтехникигосударстваосуществлялисотрудничествовобластииспользованиясредствсвязи,какправило,надвустороннейоснове.
Первым договором в области
связи можно, по-видимому, считать австрийско-прусский
договор 1849 года о соединении телеграфных
линий. Этот документ еще не затрагивал
проблем массовой информации, поскольку
сведения, передаваемые с помощью телеграфа,
не предназначались для широкой аудитории.
[15]
Появление широковещательной
техники сразу же повлекло необходимость
между народно-правового регулирования
вопрос овсодержанияинформации,атакженекоторыхтехническихаспектов,вчастности,распределениячастотногоспектра.
ПроблемаправовогорегулированияиограничениявнешнеполитическойпропагандыособенноостровсталалишьвначалеXXвекавсвязисдвумяявлениями:стремлениемограничитьраспространениереволюционныхидей,набирающихсилувэтотмоментсоднойстороны,атакжеограничениепропагандывойны-сдругой.Следуетдобавитькэтомутакойобъективныйфактор,какпоявлениеименновXXвекеразличныхтехническихспособовдонесенияинформациидонаселенияиностранныхгосударствбезсогласияидажевопрекижеланиюсоответствующихправительств.
Принципиальныевопросыобменаинформациейрегулируютсянамежгосударственномуровненарядусважнейшимиполитическимивопросами.
Деятельностькорреспондентовинформационныхагентствявляетсяважнымисточникоммеждународнойинформации.Вомногихзападноевропейскихгосударствахиностранныекорреспондентыаккредитуютсяприправительственноминформационномучреждениинаосновеписьмаиздателя,пользующегосяуслугамиданногокорреспондента,сподтверждениемтого,чтоэтолицоявляетсяпрофессиональнымжурналистомиполностьюзанятонаэтойработе.ВСШАтребуетсятакжеписьмопосла,удостоверяющего,чтоэтолицоявляетсяжурналистом«bonafide»(т.е.добросовестным).[5]
Первыемеждународныеконвенцииповопросамтелеграфнойсвязибылиподписаныв1865годувПариже.
Появлениешироковещательнойтехникипоставилонаповесткудняпреждевсеговопросомеждународномрегулированиииспользованиячастотвоизбежаниепричинениявзаимныхпомех.
НаБерлинскойконференции1906годабылучрежденМеждународныйтелеграфныйсоюз.НаМадридскойконференции1932годабылобразованМеждународныйсоюзэлектросвязи(МСЭ),которыйсуществуетдонастоящеговремени,являясьспециализированнымучреждениемООН.
Однимизпервыхмногостороннихдоговоров,ограничивающихпосодержаниюпоступающуюиз-зарубежаинформацию,можносчитатьСоглашениеотносительнопресеченияпорнографическихизданий,подписанноевПариже4мая1910года.ПоСоглашениюправительствгосударств-участниковстороныобязалисьучредитьусебявстранахорган,помогающийпресечениюдействий,нарушающихнациональноезаконодательствовотношениипорнографическихпредметов,составныеэлементыкоторых(т.е.действия)имеютмеждународныйхарактер.
Доизобретенияшироковещательнойтехникибылахарактернойнаправленностьинформациипоопределеннымограниченнымканалам.Этопозволялорешатьвсевопросыиспользованиятехническихсредствинформациидлявнутригосударственныхцелейводностороннемпорядке,авслучаяхустановлениямеждународнойсвязи-двустороннимидоговорами.
[23]
Другойхарактернойчертойпервыхсоглашенийиконвенцийвэтойобластиявлялосьрегулированиевосновномтехническихвопросов.Онипочтинекасалисьпроблемсодержанияпередаваемойинформации,чтообъясняетсяневозможностьюиспользованияэтихвидовсвязивкачествесредствмассовойинформациииностранногонаселениявопрекижеланиюсоответствующихправительств.
Прирассмотрениивопросовиспользованиярадио,вниманиеперемещаетсянасодержаниепередач.Поэтомуневполнеточноутверждениеотом,чтовнастоящеевремяцентральнойпроблемойвмеждународно-правовомрегулированиирадиосвязиявляетсяраспределениеиприсвоениерадиочастотисвязаннаясэтимзадачаборьбыспомехами.Изучениемпроблемсодержанияинформацииюристыначализаниматьсядовольнодавно.
Радиоявляетсямощнымсредствомидеологическоговоздействиянамассы.Напроводившейсяв1960годувБангкокеКонференцииЮНЕСКОпоразвитиюсредствинформациивАзиибылоотмечено,чтовстранахАзиирадиоимееттембольшуюсилу,чтоегопередачирассчитанынанеграмотныемассы.Услышанныепорадиосообщенияпередаютсяизуствуста,ираспространениеинформациидостигаетприэтомтакойстепени,чтотрудноопределитьчислолиц,воспользовавшихсярадио-информацией.
Намеждународныеотношениявлияютразнообразныеобъективныеисубъективныефакторы:уровеньэкономическогоразвитиягосударств,общественнаяморальинравственность,национальныеинтересы,экология,глобальныепроблемыинаучно-техническийпрогресс.Международноеправотакжеотноситсякчислуэтихфакторов.Приэтомрольмеждународногоправапостоянновозрастает,ионовыдвигаетсянапервоеместо.«Сегодняшнемууровнюцивилизациииправосознанияболеевсегосоответствуеттезисоприматемеждународногоправасредивсехмногочисленныхфакторов,влияющихнамеждународныеотношения».Международноеправовыполняетвмеждународныхотношенияхкоординирующуюфункцию.Спомощьюегонормгосударстваустанавливаютобщеприемлемыестандартыповедениявразличныхобластяхвзаимоотношений.
Регулирующаяфункциямеждународногоправапроявляетсявпринятиигосударствамитвердоустановленныхправил,безкоторыхневозможныихсовместноесуществованиеиобщение.
Международноеправосодержитнормы,которыепобуждаютгосударстваследоватьопределеннымправиламповедения,вчемипроявляетсяегообеспечительнаяфункция.
Наконец,вмеждународномправесложилисьмеханизмы,защищающиезаконныеправаиинтересыгосударствипозволяющиеговоритьобохранительнойфункциимеждународногоправа.
Особенностьмеждународногоправасостоитвтом,чтовмеждународныхотношенияхнесуществуетнадгосударственныхмеханизмовпринуждения.Вслучаенеобходимостигосударствасамиколлективнообеспечиваютподдержаниемеждународногоправопорядка.
Чтожекасаетсямеждународногоправавобластииспользованиясредствмассовойинформации,тогосударствавыработалиспециальныенормыипринципыихрегулирования.
Содержаниемассовойинформацииопределяетсянормами,источникамикоторыхявляютсяследующиемеждународно-правовыеакты:
- резолюцияГенеральнойАссамблеиООНПО(II)от3ноября1947года(осуждениепропагандыагрессивныхвойн);
- Международныйпактогражданскихиполитическихправах1966года(обязательствопост.20запретитьзакономвсякуюпропагандувойны);
- Женевскаяконвенцияобиспользованиирадиовещаниявинтересахмира1936года(обязанностьгосударств,пресекатьвещаниенасвоейтерритории,котороемоглобыпобудитьиностранноенаселениекдействиямпротиввнутреннегопорядкасвоейстраны);
- ДекларацияООНонедопустимостиинтервенцииивмешательствавовнутренниеделагосударств1982года(обязанностьгосударстввоздерживатьсяотклеветническихкампаний,оскорбительнойиливраждебнойпропагандысцельювмешательствавовнутренниеделадругихстран);
- Международнаяконвенцияоликвидациивсехформрасовойдискриминации1965года(обязательствогосударствзапретитьнасвоейтерриториилюбуюпропаганду,основаннуюнаидеяхилитеорияхрасовогопревосходства);
- Международнаяконвенцияопресеченииобращенияпорнографическихизданийиторговлиими1923года(обязательствогосударствсотрудничатьвпресеченииввозаивывозапорнографическихизданий);
- ДекларацияООНораспространениисредимолодежиидеаловмира,взаимногоуваженияивзаимопониманиямеждународами1965года;
- ДекларацияЮНЕСКОобосновныхпринципах,касающихсявкладасредствмассовойинформациивукреплениемираимеждународноговзаимопонимания,вразвитиеправчеловекаивборьбупротиврасизма,апартеидаиподстрекательстваквойне1978года;
- ПринципыиспользованиягосударствамиискусственныхспутниковЗемлидлямеждународногонепосредственноготелевизионноговещания(одобренырезолюциейГенеральнойАссамблеиООН37/92от10декабря1982).
- Техническиеикоммерческиеаспектытрансграничногоиспользованиясредствмассовойинформациирегулируютсяследующимиправовымиактами:
- Международнаяконвенцияэлектросвязи(действуетвредакции1998года,принятойвМиннеаполисе),атакжеУставМеждународногосоюзаэлектросвязи.КонвенцияиУставопределяютструктуруМСЭ,компетенциюегоорганов,правилапроцедурыконференцийМСЭизаседанийдругихоргановСоюза,шкалувзносоввбюджет,порядокарбитражногоразрешенияспоров,порядокпринятияРегламентарадиосвязи,условияраспределениярадиочастотногодиапазонаирегистрациииспользуемыхполосчастотиточексостоянияспутниковнагеостационарнойорбите;
- Соглашениеобоблегчениимеждународныхобменоввизуальнымиизвуковымиматериаламиобразовательного,научногоикультурногохарактера,принятоев1949годуподэгидойЮНЕСКОивступившеевсилув1954году;
- Конвенцияомеждународномобменеизданиями1958года(СССРприсоединилсяв1962году);
- Конвенцияобобменеофициальнымиизданиямииправительственнымидокументамимеждугосударствами1958года(СССРприсоединилсяв1962году);
- Женевскаяконвенцияомеждународномправеопровержения1948года(вступилавсилув1962году);
- Брюссельскаяконвенцияораспространениинесущихпрограммысигналов,передаваемыхчерезспутники,1974года(запрещаетнесанкционированноераспространениедляпубликителевизионныхпрограмм,передаваемыхчерезспутники,которыемогутприниматьсявстранах,длянаселениякоторыхпередачанепредназначалась;Россия-участник).Вопросамобменовмассовойинформациейпосвященысоответствующиеразделыдокументов,принимаемыхврамкахОБСЕ.Основнойпринцип,лежащийвосновеэтихдокументов,-обеспечениесвободыинформацииврамкахсотрудничестванабазезаключенныхсоглашений.
РядмеждународныхдоговороввэтойобластидействуетвотношенияхмеждучленамиСоветаЕвропыиЕС(например,Европейскаяконвенцияотрансграничномтелевидении1989года).
Нарегиональномуровнеобразованымногиерадиовещательныесоюзы(например,Европейскийсоюзрадиовещания).
СогласноУставуСодружестваНезависимыхГосударств(СНГ),ксферамсовместнойдеятельностиотнесенысотрудничествовразвитиисистемсвязи,содействиеразвитиюобщегоинформационногопространства.СоглашениеосозданииСНГпредусматривает,преждевсего,гарантиисвободыпередачиинформацииврамкахСодружествасостороныгосударств-членов.
[24]
Развивающиесястранынастаиваютнаустановлении«новогомеждународногоинформационногоикоммуникационногопорядка»,которыйобеспечивалбыболеесбалансированныепотокиинформациимеждуразвитымииразвивающимисястранами.В1973годуIVКонференцияглавгосударствиправительствнеприсоединившихсястранприняларешениеосозданиипулаинформационныхагентствразвивающихсястран.
Науниверсальномуровнепроблемыполитикивобластимеждународныхобменовмассовойинформациейобсуждаютсяврамкахучрежденногов1978годуКомитетаООНпоинформациивсоставе67государств.
Специалистыразличныхстраннарегулярныхнаучныхфорумах,проводимыхпоинициативеМСЭ,предсказываютнеизбежностьрадикальныхизмененийвобластимеждународно-правовогорегулированияэлектросвязивследствиебурногоразвитияинформатикиипредвидимоговобозримомбудущемформированияединоймировойкоммуникационнойсистемы,котораясоединитспутникисвязи,банкиданныхразличныхстран,теле-ирадиовещание,телефоннуюифаксимильнуюсвязь.Помнениюрядаученых,формированиеединоговсемирного«информационногополя»потребуетиадекватныхмеждународно-правовыхрешений.
Отношения власти и СМИ
в зарубежных странах регулируются
исключительно законодательством, которое,
с одной стороны, гарантирует свободу
СМИ, а с другой – право человека на получение
информации, свободу высказывания, плюрализм
мнений в обществе, подконтрольность СМИ
обществу, их ответственность. Система
законодательства складывалась в течение
столетий. При этом роль и место СМИ в обществе
менялись. В настоящее время СМИ выполняют
функцию не только инструмента информирования
общества, но и средства контроля со стороны
общества за деятельностью власти. Поэтому
в демократических странах, как правило,
власть не может непосредственно управлять
СМИ и использовать их в своих целях. Тем
не менее, государство сохраняет определенную
возможность регулировать и контролировать
процессы в области СМИ.